ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Четверта)

Учитель, который не стал бы учить

Субба Роу был заинтересован в том, чтобы выстро­ить внутри Теософического Общества костяк из «на­стоящих посвящённых», который бы «действовал по инструкциям, даваемым адептами».

Следует помнить, что в 1879 г. Общество состояло из трёх секций:

«Высшая, или Первая секция состоит исключительно из сведущих в эзотерической науке и философии, или посвящённых, глубоко заинтересованных делах Общества, которые инструктируют президента-осно­вателя, как лучше их вести, но знать которых никто не имеет права, кроме тех, с кем они сами решат общаться.

Вторая секция включает тех теософов, которые доказали свои верность, смелость и энтузиазм, а так­же преданность Обществу.3

Третья секция — это та, в которую допускается кандидат, за которого должным образом поручились двое членов, и которому будут переданы знаки, слова и символы, и который берёт обязательство хранить секреты.»

Цели Общества были переписаны в 1881 году. Они были следующими:

  • Образовать ядро всеобщего братства человечества.
  • Изучать арийскую литературу, религию и науку.
  • Отстаивать важность этого исследования и исправ­лять неверные толкования, которыми оно было за­темнено.
  • Исследовать скрытые тайны Природы и способно­сти, скрытые в человеке, на которые, как считают Основатели, оккультная философия в состоянии пролить свет.

Отметим, что тогда в цели впервые была внесена идея о всеобщем братстве и была придана важность изучению арийской литературы и восточной филосо­фии. В 1875 г. высказанной целью общества было толь­ко «собирать и распространять знания о законах, кото­рые управляют вселенной».

Субба Роу ещё до того, как был принят в члены Теософического Общества, предложил помощь в фор­мулировании некой «ритуалистической системы» и со­ставлении плана «систематического оккультного обуче­ния для тех, кто был принят в упомянутую секцию». У него были прочные убеждения насчёт йога-видьи южной Индии; он писал доверительно:

«Среди нас ещё есть люди, скрывшиеся от пристава­ний высокомерных британских должностных лиц и наглых миссионеров в тёмных горных пещерах и не­проходимых лесах — те, кто почти достигли берегов океана нирваны».

Он был в курсе неуверенного отношения таких лю­дей, как Хьюм: «Эти суровые мистики доступны только искренне верящим в йога-видью и существование адептов. Даже если английский теософ вроде Хьюма случайно доберётся до одного из таких людей, он скоро начнёт подвергать его философию испытанию».

7 мая 1882 г. Субба Роу писал А.П. Синнетту, что «Блаватская несколько раз за последние три месяца просила меня дать вам такие практические наставле­ния в нашей оккультной науке, какие позволено мне давать человеку, находящемуся в вашем положении; а теперь мне приказано … помочь вам в определённой степени поднять часть первой завесы тайны…» Для этого нужно было соблюдать следующие условия:

  1. «Вы должны дать мне слово чести, что никогда не откроете никому, будь то член Теософического Об­щества или нет, переданные вам секреты, не получив на то заранее моего разрешения.
  2. Вы должны вести жизнь, полностью согласную с духом правил, уже данных для вашего руководства.
  3. Вы должны подтвердить своё обещание продви­гать так, как в ваших силах, цели Теософического Со­общества.
  4. Вы должны действовать строго по указаниям, ко­торые будут даны вам вместе с обещанными наставле­ниями.»

Он добавляет, что «что-либо вроде колебаний ума относительно реальности оккультной науки и дей­ственности предписанного процесса скорее всего не даст произвести желаемый результат».

По-видимому, Синнетт дал согласие с какими-то оговорками. 26 июня Субба Роу написал другое письмо, содержащее некоторые указания по духовной подготов­ке и духовной жизни.

«…Никто из изучающих оккультную философию не добивался успеха в развитии психических способно­стей, не ведя жизни, предписанной для таких учени­ков… Простое знакомство с чудодейственными сила­ми никогда не обеспечит бессмертия изучающему ок­культную науку, если он не узнает средства посте­пенно смещать чувство индивидуальности от подвер­женного разрушению материального тела к неруши­мому и вечному Не-Существу, представленному его седьмым принципом.»

Он выразил готовность «дать вам обоим [Синнетту и Хьюму] такие теоретические наставления, которые я способен дать в философии древней брахманической религии и эзотерическом буддизме».12 Прежде, чем Субба Роу смог дать так сформулированный положитель­ный ответ, он посоветовался со своим духовным учите­лем. Учитель К.Х. писал Синнетту:

«Я настоятельно советую сейчас не браться за задачу, которая вам не по силам и превышает ваши средст­ва, ибо если раз дав обет, вы нарушите своё обеща­ние, это на годы, если не навсегда, отрежет вас от всякого дальнейшего прогресса. Я с самого начала го­ворил Риши «М.», что его намерения добрые, но про­ект дикий. Как в вашем положении вы можете взять на себя подобную задачу? С оккультизмом нельзя ба­ловаться. Он требует всё или ничего. Я читал ваше письмо к С.Р., которое он послал Морье, и вижу, что вы не понимаете начальных принципов подготовки чел.

Бедный Субба Роу попал в затруднительное положе­ние — вот почему он вам не отвечает. С одной сторо­ны, рядом с ним неукротимая Е.П.Б., которая осаж­дает Морью, требуя награды вам, и сам М., который хотел бы, если бы мог, удовлетворить ваши желания; с другой стороны, он натыкается на неодолимую ки­тайскую стену правил и Закона. Верьте мне, добрый друг, учитесь, чему можете при этих обстоятельствах, а именно — философии феноменов и нашим учениям о космогонии, внутреннем человеке и т. д. Субба Роу поможет вам учиться, хотя его терминология — так как он посвященный брамин и придерживается брах-манического эзотерического учения — отличается от «архатско-буддийской» терминологии. Но в сущно­сти, обе то же самое — фактически они тождествен­ны. Мое сердце трогает, когда я читаю искреннее и благородное письмо мистера Хьюма — особенно, ме­жду строк. С его точки зрения наше поведение долж­но казаться эгоистическим и жестоким. Был бы я Учителем! Через пять или шесть лет я надеюсь стать сам себе «водителем», и тогда положение вещей не­сколько изменится. Но даже Цезарь, закованный в цепи, не может их сбросить и заковать в них Хиипо или Трасо — тюремщиков. Давайте подождем. Я не могу думать о м-ре Хьюме, не припоминая каждый раз аллегорию моей собственной страны: демон Гор­дости охраняет сокровище — неисчерпаемое богат­ство человеческих добродетелей, божественный дар Брамы человеку. Демон теперь заснул над своим со­кровищем, и теперь одна за другой добродетели на­чинают выглядывать… Проснется ли он до того, как они все успеют освободиться от своих вековых уз? Вот вопрос.»

Блаватской Субба Роу более подробно объясняет, почему невозможно учить оккультной науке людей, по­добных Хьюму и Синнетту, которые «не соглашаются получать оккультные знания таким способом, каким получают их обычные чела».

«А в моём случае трудность значительно увеличи­вается по двум причинам:

1) Потому что я не дерзну показать явление ок­культной науки практически, и 2) потому что я вы­нужден действовать так, как если бы я не знал Брать­ев, всего раз отказавшись о них говорить. Потому есть некоторая опасность того, что со временем эти люди разочаруются и откатятся в своё прежнее со­стояние скептицизма, если не станут вообще нашими врагами, когда обнаружат, что практических инст­рукций им не даётся.»

Учитель К.Х. подтверждает это, когда говорит: «Ви­дите теперь, чего он опасается. Пообещайте ему пись­менно, что не будете допрашивать его или на него да­вить, чтобы он ответил на ваши вопросы о нас, и он с удовольствием даст вам инструкции, и как вы видите, он не совсем неправ».

Его глубоко укоренившиеся расовые предрассудки раскрываются в этом предложении: «Непросто будет заставить меня поверить, что какого-либо англичанина можно в самом деле побудить трудиться на благо моих соотечественников, не имея иного мотива, кроме ис­кренних чувств и симпатии к ним».

К.Х. довольно беспомощно говорит: «Как видите, его предубеждение столь глубоко, что он вряд ли пове­рит М. или мне, когда мы станем убеждать его в ва­шей искренности».

Позже, 16 августа 1882 г., Субба Роу пишет Учите­лю К.Х., почему он посоветовал Хьюму не приезжать к нему в Мадрас.

«Вряд ли нужно говорить, что я никогда не стану учить его всей мистерии нашей древней науки и фи­лософии, поскольку целиком я её не знаю и сам. И даже если я владею некоторыми секретами, которые открыты только посвящённым и подходящим канди­датам на посвящение, мне не будет позволено пере­давать из ему устно или любым другим способом со-общения».

Чтобы получить ясное понимание ситуации, пере­писку, доступную из разных источников, следует чи­тать в хронологическом порядке, который указан в кон­це этого раздела.

В марте 1885 г. Учитель К.Х. писал:

«Таким образом, мой друг, наступает вынужденный конец намеченным наставлениям по оккультизму. Все было условлено и приготовлено. Тайный коми­тет, назначенный для получения от нас писем и на­ставлений и передаче их восточной группе, был го­тов, когда несколько европейцев (по причинам, кото­рых предпочту не упоминать) присвоили себе власть переменить решение всего Совета. Они отклонили (хотя причина, указанная ими, была другой) получе­ние наших наставлений через Суббу Роу и Дамодара (последнего ненавидят господа Л. Фокс и Хартманн). Субба Роу отказался, а Дамодар уехал в Тибет. Мож­но ли наших индусов винить за это?»

Весь план оккультного обучения, по-видимому, провалился не только по причине взаимного недоверия между индийцами и европейцами, но и из-за их глубо­ко укоренившихся предубеждений и догматичных и ор­тодоксальных идей.

Кінець четвертої частини. Продовження буде…

 

Субба Роу

Группа конвенции, Адьяр, 27–29 декаря 1884. Слева направо, стоят: М.Кришнамачари (известный также как Дхарбагири Нат, или Боваджи), полковник Г.С.Олькотт; сидят, задний ряд: генерал-майор Генри Родес Морган; Уильям Торней Браун; Т.Субба Роу (в тюрбане); Е.П.Блаватская; Д-р Франц Гартман; Рудольф Гебхарт; средний ряд: Норендо Нат Сен; Дамодар К.Маваланкар; С.Рамасвами; Джадж П.Сриниваса Роу; передний ряд: Бхавани Шанкар; Т.Виджайярагхавачарлу; Тукарам Татья; В.Купусвами Йер

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.