ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Друга)

Елена Петрова Блаватская, Баваджи и Субба Роу

Достижения Таллапрагады Субба Роу в области письменных трудов

Субба Роу мог сколько угодно обсуждать философ­ские вопросы, но писал он неохотно. Полковник Ол-котт, хотя и очень его любил, не смог стерпеть его лени. Он выразил своё неудовольствие тем, как работало Мадрасское Теософическое Общество. В 1882 г. он пи­сал:

«Похоже, в течение некоторого времени местное об­щество было охвачено волной энтузиазма, и не уди­вительно, что мы оба [основатели] поверили, что он будет продолжаться, но время развеяло эту иллюзию. Вскоре после того, как был открыт Космополитиче­ский клуб, где можно было праздно проводить время, читать, и где были также и бильярдные, наши воз­буждённые друзья постепенно оставили метафизику и философию йоги ради возвышающей игры в пул и бездумного чтения подшивок газет».

В личном письме к Блаватской от 19 января 1886 г. он пишет:

«И ещё одно. Субба Роу глубок в сравнительном изу­чении индийской и египетской философии и симво­лизма. Он открыл новую область, став первопроход­цем в своей «Деве мира». А.К. и Э.М.*, конечно, по­слали критический ответ, который будет опублико­ван в следующем месяце, и это тронуло его так, что он ответил».

Далее он заявляет, что «С.Р. — воплощение лени и эгоизма, но если есть кто-то, кто будет записывать и выполнять всю трудоёмкую работу, он будет говорить вволю.»

Олкотт явно негодовал, что Субба Роу не вкладыва­ет достаточно усилий в передачу наставлений стремя­щимся и не делает всё, что в его силах, чтобы писать на благо будущих поколений. У Суббы Роу вполне могли быть на то свои причины; мы должны также помнить, что он был вакилем и весь рабочий день был занят практикой в судах Мадраса, которой он зарабатывал, и «возможно, занимался бы этим ещё больше, если бы уделял меньше внимания философии».

Литературная работа Субба Роу началась, когда он вступил в Теософическое Общество и стал принимать активное участие в его работе.** Его первой статьёй бы­ла «Двенадцать знаков зодиака», в которой он объясня­ет эзотерическое и духовное значение знаков и соотно­сит их с силами природы и космоса.5 Также он соотно­сит их с «первой главой в истории этой вселенной», простирая от самосущего вечного Брахмана до пяти элементов. «История творения этого мира с его начала до нынешнего времени состоит из семи глав. Седьмая ещё не написана [не окончена]». Е.П. Блаватская ци­тировала это его утверждение во вводном примечании к главе «Итог» «Тайной доктрины». Эта статья при­влекла её внимание, и она цитировала её в «Тайной доктрине».

Таллапрагада Субба Роу писал статьи, обзоры, ответы на во­просы и возражения на критические статьи для «Теосо-фиста», которым он некоторое время заведовал. В виде книги эти статьи были опубликованы в 1897 г. под на­званием «Эзотерические труды Т. Суббы Роу», бакалав­ра искусств и юриспруденции и члена Т.О., Бомбей­ским фондом теософических публикаций, финансируе­мым главным образом Тукарамом Татьей, хорошим другом теософического движения и Суббы Роу. Это из­дание один или два раза переиздавали, но исправ­ленное и дополненное второе издание было выпущено в 1931 г. Теософическим Издательством, где К. Джина-раджадаса добавил до тех пор неопубликованные тек­сты, собранные из заметок, сделанных судьёй Субрама-нья Аером, который был другом Суббы Роу. Среди них письмо к шри Вавилала Шивавадханудугару из Мачи-липатнама от 1 июля 1885 г. Это письмо имеет огром­ную важность, поскольку объясняет позицию, которую занимал Субба Роу по многим насущным тогда вопро­сам. Далее следуют выдержки из него:

«Ваше утверждение, что теософия сама себе противо­речит, заявляя сначала, что высшее духовное совер­шенствование возможно для каждого человека, а за­тем, что на эту возможность влияет карма, не верно. Карма сама продукт усилий и действий человека, и может быть изменена человеческим устремлением. Карма — не установившаяся и неизменная причина, существующая извечно и вечно, предопределяя судь­бу каждого человека на тысячи воплощений… есть определённый путь прогресса до уровня адепта… Злые страсти человечества на нынешнем этапе пре­граждают путь, а не адепты. Они хотят помочь каж­дому человеку, годному для этого рода учёбы, если он действительно хочет помочь себе… Никто не являет­ся непорочным и никто — всецело порочным… Их [адептов] влияние на прогресс человечества будет тем же, будут ли они жить в местах своего уединения или в таком месте как Мадрас… Вы говорите, что не можете понять осаждения письма… и никакие теоре­тические объяснения, которые я могу дать, вас не удовлетворят… ваша неспособность постичь это не опровергает самого феномена. Она [Блаватская] ока­залась единственным агентам, которого махатмы могут использовать для целей Т.О… Пожалуйста, вспомните, что человек, живущий в теле мадам Б. (который — индусский чела) испытывает огромные трудности, справляясь с… Мы решили, … что Обще­ство как таковое не должно брать на себя обязан­ность по защите мадам Б. …Отчёт Ходжсона вражде­бен, несомненно. Однако мы не несём за него ответ­ственности. Далее последствия были из-за неверных утверждений некоторых неразборчивых в средствах людей в нашем лагере… Больше я ничего сейчас об этом сказать не могу… Полковник Олкотт, возможно, сделал несколько беспечных заявлений в духе бравады,… они не значат ничего серьёзного. Я могу вас за­верить, что у оккультной науки и Теософического Об­щества — та же основа истины, на которой они стоят.»

В этот текст включены и его идеи о классификации принципов, споры и находки с этим связанные, хотя они происходят из другой его книги, «Философия Бха-гавад-гиты». Сейчас распространяется исправленное и дополненное издание «Эзотерических трудов» Суббы Роу, переизданное TPH в 1980 г. В дальнейшие изда­ния этой книги, возможно, включат и его лекции о Бха-гавад-гите, чтобы все его труды были доступны в одном томе.*

Книга «Философия Бхагавад-гиты» была составле­на из записей его лекций на теософическом съезде 1886 г., отредактированных им самим. Эти лекции и глубоко учёны, и мистичны, и принесли ему много славы. Е.П. Блаватская много цитирует эту книгу в «Тайной док­трине», а именно в примечаниях о термине «мулапра-крити» и объяснении значения чисел и аватар.

За этот текст мы должны быть благодарны Субра-манья Аеру. Если бы не его судьбоносное отсутствие — когда были прочитаны эти лекции, он был в Калькут­те — мы бы не имели их в такой форме. М-р Аер на­нял стенографиста, заплатив ему 150 рупий из своих средств, чтобы тот записал и транскрибировал для него эти лекции. Записи эти были просмотрены и откоррек­тированы самим оратором для печати в «Теософисте». У самого Суббы Роу не нашлось бы времени или энергии записать эти выступления самостоятельно.

В 1888 г. эти лекции были изданы Тукарамом Тать-ей из Бомбея в виде книги, и позже переиздавались много раз. Было два основных издания этой книги — Theosophical Publishing House (Адьяр), 1931, и Theo-sophical University Press (Калифорния), 1934, под на­званиями «Philosophy of Bhagavad-gita» «Notes on the Bhagavad-gita» соответственно.** Хронология лекций и связанная с этим информация прилагаются. В начале Субба Роу формулирует точку зрения Теософического Общества и объясняет предпосылки, на которых осно­вывается Бхагавад-гита:

«Прежде чем приступить к предмету, я думаю, необ­ходимо сделать несколько предварительных замеча­ний. Все вы знаете, что наше Общество учреждено на космополитической основе. Мы не обручены с ка­кой-либо особенной верой или конкретной системой религиозной философии. Мы считаем себя просто ис­следователями. … Мы сможем, несомненно, выявить фундаментальные принципы всей философии и ос­новать на них систему, которая будет наилучшим об­разом соответствовать нашим нуждам и чаяниям… Я просто представлю их [свои взгляды], чтобы они были рассмотрены так, как они того заслуживают. Это результаты моих собственных исследований раз­личных систем философии и никакого высшего авто­ритета им не приписывается…

Бхагавад-гита начинает с некоторых предпосы­лок, которые не объясняются пространно — на них просто делаются намёки здесь и там, и они цитиру­ются с целью усилить учение, или как авторитетное мнение, и Кришна не вдаётся в детали философии, являющейся их основой. Однако за его учением име­ется философский базис, и без его внимательного рассмотрения мы не сможем понять практических приложений учения Бхагавад-гиты или даже прове­рить их единственным путём, коим они могут быть проверены.

Он говорит:

«…Я не имею в виду принятие семеричной классифи­кации принципов человека, которая к этому времени стала общепринятой в теософических сочинениях…

Эта семеричная классификация, которую я не соби­раюсь принимать, кажется мне очень ненаучной и сбивающей с пантолыку.»

В сноске говорится, что «Это заявление вызвало спор между докладчиком и Е.П. Блаватской, см. выпу­щенное нами „Собрание эзотерических трудов Суббы Роу“».

Субба Роу продолжает:

«Более того, эта семеричная классификация почти бросается в глаза своим отсутствием во многих на­ших индусских книгах. Так или иначе, значительная часть её почти непонятна индийским умам; так что лучше принять проверенную временем классифика­цию из четырёх начал…»

Похоже, это заявление подразумевает, что всё, чего нет в «индусских книгах», для Суббы Роу неприемлемо. В третьей лекции он говорит:

«В „Тайной доктрине“ будет сделана попытка, на­сколько возможно, указать природу этой тайны [Криш­ны и его воплощений, упомянутых в Бхагавад-гите, а эта тайна уходит в самый корень оккультной науки], но не следует воображать, что завеса будет полностью сдёрнута и вся мистерия — раскрыта.»

Это свидетельствует о том, что он собирался помо­гать Блаватской в редактировании этого труда; к сожа­лению, это не состоялось.

Он даёт своим лекциям походящее завершение, указывая на уникальность теософической точки зрения и призывая членов Общества, которые являются иска­телями истины, работать в верном направлении:

«Наше Общество не может снабдить вас уже перева­ренной философской пищей, хотя бы вы и находи­лись в идеальном состоянии пассивности, являющем­ся целью приверженцев санкхьи; напротив, ожидает­ся, что каждый из вас прочитает и изучит предмет самостоятельно. Читайте и приобретайте знание, а потом используйте приобретённое на благо ваших со­отечественников. …Мы приняли целое собрание суе­верий и практик, которые никоим образом не ведут к благополучию индусской нации, а лишь деморализу­ют её и истощают её духовную силу, и которые при­вели к нынешнему положению вещей, причиной ко­торому, как я считаю, не только политическая деге­нерация.

Наше Общество стоит на совершенно несектант­ской основе; мы симпатизируем всякой религии, но не всякому злоупотреблению, существующему под личиной религии; и симпатизируя каждой религии и делая всё, что в наших силах для восстановлении об­щих оснований, лежащих под всеми религиозными верованиями, каждому из нас следует считать своим долгом просвещать в философии религии и наших собственных соотечественников, стараясь вернуть их к более чистой вере — вере, которая, без сомнения, существовала в прежние времена, но сейчас живёт лишь в виде названия или на страницах забытых книг.»

Кінець другої частини. Продовження буде…

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Перша) Таллапрагада Субба Роу, член Теософического Общества

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Друга) Достижения Таллапрагады Субба Роу в области письменных трудов

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Третя) Мистические практики Таллапрагада Суббы Роу

Елена Петрова Блаватская, Баваджи и Субба Роу

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.