ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Друга)

Елена Петрова Блаватская, Баваджи и Субба Роу

Достижения Таллапрагады Субба Роу в области письменных трудов

Субба Роу мог сколько угодно обсуждать философ­ские вопросы, но писал он неохотно. Полковник Ол-котт, хотя и очень его любил, не смог стерпеть его лени. Он выразил своё неудовольствие тем, как работало Мадрасское Теософическое Общество. В 1882 г. он пи­сал:

«Похоже, в течение некоторого времени местное об­щество было охвачено волной энтузиазма, и не уди­вительно, что мы оба [основатели] поверили, что он будет продолжаться, но время развеяло эту иллюзию. Вскоре после того, как был открыт Космополитиче­ский клуб, где можно было праздно проводить время, читать, и где были также и бильярдные, наши воз­буждённые друзья постепенно оставили метафизику и философию йоги ради возвышающей игры в пул и бездумного чтения подшивок газет».

В личном письме к Блаватской от 19 января 1886 г. он пишет:

«И ещё одно. Субба Роу глубок в сравнительном изу­чении индийской и египетской философии и симво­лизма. Он открыл новую область, став первопроход­цем в своей «Деве мира». А.К. и Э.М.*, конечно, по­слали критический ответ, который будет опублико­ван в следующем месяце, и это тронуло его так, что он ответил».

Далее он заявляет, что «С.Р. — воплощение лени и эгоизма, но если есть кто-то, кто будет записывать и выполнять всю трудоёмкую работу, он будет говорить вволю.»

Олкотт явно негодовал, что Субба Роу не вкладыва­ет достаточно усилий в передачу наставлений стремя­щимся и не делает всё, что в его силах, чтобы писать на благо будущих поколений. У Суббы Роу вполне могли быть на то свои причины; мы должны также помнить, что он был вакилем и весь рабочий день был занят практикой в судах Мадраса, которой он зарабатывал, и «возможно, занимался бы этим ещё больше, если бы уделял меньше внимания философии».

Литературная работа Субба Роу началась, когда он вступил в Теософическое Общество и стал принимать активное участие в его работе.** Его первой статьёй бы­ла «Двенадцать знаков зодиака», в которой он объясня­ет эзотерическое и духовное значение знаков и соотно­сит их с силами природы и космоса.5 Также он соотно­сит их с «первой главой в истории этой вселенной», простирая от самосущего вечного Брахмана до пяти элементов. «История творения этого мира с его начала до нынешнего времени состоит из семи глав. Седьмая ещё не написана [не окончена]». Е.П. Блаватская ци­тировала это его утверждение во вводном примечании к главе «Итог» «Тайной доктрины». Эта статья при­влекла её внимание, и она цитировала её в «Тайной доктрине».

Таллапрагада Субба Роу писал статьи, обзоры, ответы на во­просы и возражения на критические статьи для «Теосо-фиста», которым он некоторое время заведовал. В виде книги эти статьи были опубликованы в 1897 г. под на­званием «Эзотерические труды Т. Суббы Роу», бакалав­ра искусств и юриспруденции и члена Т.О., Бомбей­ским фондом теософических публикаций, финансируе­мым главным образом Тукарамом Татьей, хорошим другом теософического движения и Суббы Роу. Это из­дание один или два раза переиздавали, но исправ­ленное и дополненное второе издание было выпущено в 1931 г. Теософическим Издательством, где К. Джина-раджадаса добавил до тех пор неопубликованные тек­сты, собранные из заметок, сделанных судьёй Субрама-нья Аером, который был другом Суббы Роу. Среди них письмо к шри Вавилала Шивавадханудугару из Мачи-липатнама от 1 июля 1885 г. Это письмо имеет огром­ную важность, поскольку объясняет позицию, которую занимал Субба Роу по многим насущным тогда вопро­сам. Далее следуют выдержки из него:

«Ваше утверждение, что теософия сама себе противо­речит, заявляя сначала, что высшее духовное совер­шенствование возможно для каждого человека, а за­тем, что на эту возможность влияет карма, не верно. Карма сама продукт усилий и действий человека, и может быть изменена человеческим устремлением. Карма — не установившаяся и неизменная причина, существующая извечно и вечно, предопределяя судь­бу каждого человека на тысячи воплощений… есть определённый путь прогресса до уровня адепта… Злые страсти человечества на нынешнем этапе пре­граждают путь, а не адепты. Они хотят помочь каж­дому человеку, годному для этого рода учёбы, если он действительно хочет помочь себе… Никто не являет­ся непорочным и никто — всецело порочным… Их [адептов] влияние на прогресс человечества будет тем же, будут ли они жить в местах своего уединения или в таком месте как Мадрас… Вы говорите, что не можете понять осаждения письма… и никакие теоре­тические объяснения, которые я могу дать, вас не удовлетворят… ваша неспособность постичь это не опровергает самого феномена. Она [Блаватская] ока­залась единственным агентам, которого махатмы могут использовать для целей Т.О… Пожалуйста, вспомните, что человек, живущий в теле мадам Б. (который — индусский чела) испытывает огромные трудности, справляясь с… Мы решили, … что Обще­ство как таковое не должно брать на себя обязан­ность по защите мадам Б. …Отчёт Ходжсона вражде­бен, несомненно. Однако мы не несём за него ответ­ственности. Далее последствия были из-за неверных утверждений некоторых неразборчивых в средствах людей в нашем лагере… Больше я ничего сейчас об этом сказать не могу… Полковник Олкотт, возможно, сделал несколько беспечных заявлений в духе бравады,… они не значат ничего серьёзного. Я могу вас за­верить, что у оккультной науки и Теософического Об­щества — та же основа истины, на которой они стоят.»

В этот текст включены и его идеи о классификации принципов, споры и находки с этим связанные, хотя они происходят из другой его книги, «Философия Бха-гавад-гиты». Сейчас распространяется исправленное и дополненное издание «Эзотерических трудов» Суббы Роу, переизданное TPH в 1980 г. В дальнейшие изда­ния этой книги, возможно, включат и его лекции о Бха-гавад-гите, чтобы все его труды были доступны в одном томе.*

Книга «Философия Бхагавад-гиты» была составле­на из записей его лекций на теософическом съезде 1886 г., отредактированных им самим. Эти лекции и глубоко учёны, и мистичны, и принесли ему много славы. Е.П. Блаватская много цитирует эту книгу в «Тайной док­трине», а именно в примечаниях о термине «мулапра-крити» и объяснении значения чисел и аватар.

За этот текст мы должны быть благодарны Субра-манья Аеру. Если бы не его судьбоносное отсутствие — когда были прочитаны эти лекции, он был в Калькут­те — мы бы не имели их в такой форме. М-р Аер на­нял стенографиста, заплатив ему 150 рупий из своих средств, чтобы тот записал и транскрибировал для него эти лекции. Записи эти были просмотрены и откоррек­тированы самим оратором для печати в «Теософисте». У самого Суббы Роу не нашлось бы времени или энергии записать эти выступления самостоятельно.

В 1888 г. эти лекции были изданы Тукарамом Тать-ей из Бомбея в виде книги, и позже переиздавались много раз. Было два основных издания этой книги — Theosophical Publishing House (Адьяр), 1931, и Theo-sophical University Press (Калифорния), 1934, под на­званиями «Philosophy of Bhagavad-gita» «Notes on the Bhagavad-gita» соответственно.** Хронология лекций и связанная с этим информация прилагаются. В начале Субба Роу формулирует точку зрения Теософического Общества и объясняет предпосылки, на которых осно­вывается Бхагавад-гита:

«Прежде чем приступить к предмету, я думаю, необ­ходимо сделать несколько предварительных замеча­ний. Все вы знаете, что наше Общество учреждено на космополитической основе. Мы не обручены с ка­кой-либо особенной верой или конкретной системой религиозной философии. Мы считаем себя просто ис­следователями. … Мы сможем, несомненно, выявить фундаментальные принципы всей философии и ос­новать на них систему, которая будет наилучшим об­разом соответствовать нашим нуждам и чаяниям… Я просто представлю их [свои взгляды], чтобы они были рассмотрены так, как они того заслуживают. Это результаты моих собственных исследований раз­личных систем философии и никакого высшего авто­ритета им не приписывается…

Бхагавад-гита начинает с некоторых предпосы­лок, которые не объясняются пространно — на них просто делаются намёки здесь и там, и они цитиру­ются с целью усилить учение, или как авторитетное мнение, и Кришна не вдаётся в детали философии, являющейся их основой. Однако за его учением име­ется философский базис, и без его внимательного рассмотрения мы не сможем понять практических приложений учения Бхагавад-гиты или даже прове­рить их единственным путём, коим они могут быть проверены.

Он говорит:

«…Я не имею в виду принятие семеричной классифи­кации принципов человека, которая к этому времени стала общепринятой в теософических сочинениях…

Эта семеричная классификация, которую я не соби­раюсь принимать, кажется мне очень ненаучной и сбивающей с пантолыку.»

В сноске говорится, что «Это заявление вызвало спор между докладчиком и Е.П. Блаватской, см. выпу­щенное нами „Собрание эзотерических трудов Суббы Роу“».

Субба Роу продолжает:

«Более того, эта семеричная классификация почти бросается в глаза своим отсутствием во многих на­ших индусских книгах. Так или иначе, значительная часть её почти непонятна индийским умам; так что лучше принять проверенную временем классифика­цию из четырёх начал…»

Похоже, это заявление подразумевает, что всё, чего нет в «индусских книгах», для Суббы Роу неприемлемо. В третьей лекции он говорит:

«В „Тайной доктрине“ будет сделана попытка, на­сколько возможно, указать природу этой тайны [Криш­ны и его воплощений, упомянутых в Бхагавад-гите, а эта тайна уходит в самый корень оккультной науки], но не следует воображать, что завеса будет полностью сдёрнута и вся мистерия — раскрыта.»

Это свидетельствует о том, что он собирался помо­гать Блаватской в редактировании этого труда; к сожа­лению, это не состоялось.

Он даёт своим лекциям походящее завершение, указывая на уникальность теософической точки зрения и призывая членов Общества, которые являются иска­телями истины, работать в верном направлении:

«Наше Общество не может снабдить вас уже перева­ренной философской пищей, хотя бы вы и находи­лись в идеальном состоянии пассивности, являющем­ся целью приверженцев санкхьи; напротив, ожидает­ся, что каждый из вас прочитает и изучит предмет самостоятельно. Читайте и приобретайте знание, а потом используйте приобретённое на благо ваших со­отечественников. …Мы приняли целое собрание суе­верий и практик, которые никоим образом не ведут к благополучию индусской нации, а лишь деморализу­ют её и истощают её духовную силу, и которые при­вели к нынешнему положению вещей, причиной ко­торому, как я считаю, не только политическая деге­нерация.

Наше Общество стоит на совершенно несектант­ской основе; мы симпатизируем всякой религии, но не всякому злоупотреблению, существующему под личиной религии; и симпатизируя каждой религии и делая всё, что в наших силах для восстановлении об­щих оснований, лежащих под всеми религиозными верованиями, каждому из нас следует считать своим долгом просвещать в философии религии и наших собственных соотечественников, стараясь вернуть их к более чистой вере — вере, которая, без сомнения, существовала в прежние времена, но сейчас живёт лишь в виде названия или на страницах забытых книг.»

Кінець другої частини. Продовження буде…

 

Елена Петрова Блаватская, Баваджи и Субба Роу

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.