Теософское Общество создавалось для более эффективного привнесения в мир идей теософии, всегда присутствовавших в умах лучших представителей человечества. Сегодня можно уже уверенно сказать, что эта задача выполняется с успехом. Многие понятия, не известные широкой общественности до начала деятельности ТО, в наши дни повсеместно распространены и используются не только в научных кругах, но и в обиходе большинства жителей планеты. Среди таких понятий находятся законы кармы и перевоплощения, существование махатм, возможность сознательного существования на разных планах бытия и т. д. Однако члены ТО распространяют свои знания бесплатно всем желающим, невзирая на то являются они членами нашего Общества или нет.
Для того чтобы выразить своё сочувствие идеям теософии, также нет необходимости вступать в ТО. Для сбора статистики по этому вопросу существует достаточно средств: это и тираж теософской литературы, и её ассортимент, это и количество участников в теософских группах в социальных сетях, и количество сайтов, посвящённых освещению и обсуждению теософских идей. Во всём этом можно принять участие и не являясь членом нашего Общества.
Но в чём же тогда значение вступления в Теософское Общество?
ТО призвано объединять людей, стремящихся сделать теософию практическим наполнением своей жизни. Не ради идеалистических мечтаний о всемирном братстве или единении всех религий оно было создано, но ради воплощения этих идей в повседневную действительность.
Если совершаемое нами действие не вносит никаких изменений в нашу жизнь, то не является ли это действие пустой тратой времени? Полагаю, что будет выражением точки зрения многих членов ТО утверждение, что нам не хотелось бы, чтобы кандидаты на вступление в наше Общество относились к своему решению как к чему-то обиходному. Хотелось бы, чтобы это событие было значимым для человека, чтобы оно вдохновляло его на дальнейшее собственное развитие, а также вдохновляло на более действенную помощь окружающим.
На упрёки в непрактичности наших убеждений и идеалистическом мечтании, отрывающем нас от действительности, мы можем достойно ответить только демонстрацией изменения всей нашей жизни, под действием этих убеждений. Только собственным примером можем мы доказать жизнепригодность и жизненеобходиомсть наших идей.
Мы не говорим, что члены нашего Общества идеальны или близки к достижению идеала теософии, но мы утверждаем, что этот идеал нами осознан настолько, что мы готовы прилагать все свои силы для его достижения. Мы не совершенны также, как и все остальные, но мы стараемся стать лучше сами и помочь тем, кто рядом с нами, прекрасно понимая, что будет много падений и промахов как у наших товарищей, так и у нас самих. Нас это не останавливает, поскольку необходимость этих шагов (и даже неотвратимость их) нами вполне осознана.
Некоторые люди ожидают от организации, в которую вступают, какое- то управление своими дальнейшими действиями, ожидают указания и инструкции. Между тем для собственного развития человека было бы более эффективно использовать организацию как источник вдохновения для собственной активности. Когда люди делятся своими планами и проектами, своими достижениями и решениями затруднений, – это вдохновляет других на участие, на помощь, на реализацию своих идей. Собственные действия – это краеугольный камень Теософского Общества. Мы имеем свой устав, но он призван регулировать организационные вопросы, не накладывая ограничений на самовыражение теософа. Теософское мировоззрение настолько обширно и всеобъемлюще, настолько лишено догматизма, что может включить в себя любую теорию или учение, отведя ей соответствующее место в общей картине мира. Потому задачей ТО является не подчинение своих членов единому плану или насаждение единой теории, но вдохновение на собственную деятельность, на внутренние преобразования человека. Именно развитие внутренней, а не внешней мотивации является более крепким фундаментом нашего Общества, чем сильный централизованный аппарат, который распределяет все роли и ставит конкретные задачи для каждого. В Теософском Обществе, объединяющем различные культуры и религии, центральной идеей является уникальность каждой своей составной части, то есть каждого своего члена, и эта уникальность самобытно должна проявляться. Соответственно каждый член Общества должен развиваться собственными усилиями, вдохновляясь своими товарищами. Именно вдохновения – вот чего стоит ему от своих товарищей ожидать и искать, но никак не управления, не методических пособий и даже не советов – всё это может быть, но всё это вторично. Именно примеры самоотверженного труда великих людей вдохновляют нас на продолжение самостоятельного поиска, и этот же способ мы должны взять на вооружение, чтобы помогать другим людям в решении непростых задач и дилемм, изобилующих на пути их духовного развития. Если мы укрепимся в самостоятельном поиске истины, то тем самым будем отвечать идеалам теософии, объединяющим всё многообразие таких индивидуальных поисков.
Теософское Общество не делает теософов, не выращивает их, не воспитывает и не обучает – как некоторые думают – поскольку у нас нет ни утверждённых кем-то методических планов, ни обязательных доктрин, ни строгих правил. Оно имеет около 1000 отделений по всему миру, но не создаёт свои отделения, а лишь регистрирует желающих, выдавая хартии отделений тем, кто смог объединиться в своём устремлении сделать этот мир лучше, укрепляя в нём теософское мировоззрение. Наше Общество объединяет людей уже обладающих теософским сознанием, взращённым каждым человеком самостоятельно на его собственном поле, в условиях, близких для его сознания, в разных религиозных конфессиях, философских школах или научных кругах. В нашем Обществе мы называем себя теософами, но каждый из нас по отдельности может себя называть также христианином, буддистом, индусом или исламистом и в этом не будет противоречия, также как не будет противоречия, если человек, называющий себя любым из вышеперечисленных определительных, назовёт себя химиком, биологом, географом или, в добавок к этому, назовётся ещё и поэтом, художником и музыкантом. У каждого из нас есть множество ролей, множество сторон нашего характера, множество интересов, каждое из которых добавляет свой оттенок в палитру нашей индивидуальности. И если имеющиеся у нас в наличии краски не смешиваются в сумбур мимолётных желаний, то аляпистая пестрота наших кратковременных устремлений как-то выразить себя постепенно преобразуется в прекрасную гармоничную картину, синтезирующую весь наш опыт, где каждый мазок, каждая черта становится осознанным движением к созданию шедевра. Именно такое осознанное вдохновение даёт нам теософия, она наполняет все наши действия и делает их осмысленными и направленными к гармоничному сотрудничеству с Дыханием Единой Жизни, наполняющем всё сущее.
Умение различать оттенки, видеть ценность каждого из них и умело сочетать преобразует наши серые будни в красочные дни. Глаз, научившийся распознавать эти оттенки, видеть их особенность и ценность сочетаний, способный в вихре переплетений вместо бессмысленного хаоса и пятен увидеть смысл и чёткие образы, – такой глаз является достижением теософа.
ТО даёт возможность улучшить своё зрение, сделав его более глубоким и обширным, оно даёт возможность человеку постигать Божественное Знание, но ещё раз стоит подчеркнуть, что оно является ответной реакцией на уже существующий внутренний поиск человека. Сама организация нашего Общества – это ответный шаг учителей человечества на созревшую в его недрах необходимость дальнейшего духовного роста. Именно поэтому, зная истоки и понимая смысл существования ТО, его лидеры не зазывают новых членов, но выполняют роль магнитов, притягивающих своими альтруистическими поступками, своим самоотверженным трудом тех, кто уже ощущает в себе схожую потребность помогать человечеству, неся знание и облегчая страдание, иными словами, помогая каждому человеку распознать его собственную палитру и вдохновить его на непрекращающееся творчество, на создание собственного шедевра.
Ещё раз подчеркнём вновь приходящим и интересующимся, что мы не обучаем на теософов, поскольку «теософа не делают, им становятся», как смело можно перефразировать поговорку розенкрейцеров.
Было бы замечательно, если бы люди, повстречавшие нас, теософов начала 21-го века, сказали то, что повторял Лев Николаевич Толстой после встречи с теософами начала века 20-го: «Вот это я понимаю! Это — настоящее! Не одни слова, сам человек изменился — вот что главное!»
Поздравляю всех нас со 140-й годовщиной нашего Общества!
Павел Малахов представитель президента ТО в России
17.11.2015
Адрес статьи в Интернете: