Тим Бойд (Президент Международного Теософского Общества)
Я не являюсь экспертом в области вегетарианской диеты, хотя, как большинство образованных людей, я, конечно, имею определенные познания в этой сфере. Однако они не составляют сути моей непосредственной деятельности.
Другие могли бы значительно больше рассказать о научных медицинских исследованиях, подтверждающих положительную роль вегетарианской диеты в понижении артериального давления, борьбе с раком, болезнями сердца и т.д. Можно было бы также говорить о решающем влиянии вегетарианской диеты на окружающую среду, в частности, о существенном уменьшении содержания углекислого газа и других вредных веществ в воздухе, воде и почве. Все это важные факторы, влияющие на нас как на индивидуумов, так и в целом на мир, в котором мы живём.
Моя же задача будет состоять в том, чтобы рассмотреть проблему влияния вегетарианской диеты на наше духовное здоровье, что является необходимым условием формирования нашего сознания.
Что мне даёт на это право? Ответ: я вегетарианец, и я сознательный человек. Я стал вегетарианцем много лет тому назад. В пору моей юности вегетарианство в США не имело того размаха, который оно приобрело ныне. Существовало всего несколько работ на эту тему, и я лично не встречал ни одного вегетарианца. Просто я почувствовал, что вегетарианство – это то, что мне нужно. Но лишь после того, как я полностью перешёл на вегетаринскую диету, я стал изучать причины, лежащие в основе её положительного эффекта. Начинал же я, конечно, как невежественный вегетарианец.
Совсем иным является пример моей дочери.
Моя жена полагала, что неживотная пища не может содержать питательные вещества, необходимые для полноценного развития ребёнка. Поэтому наша дочь привыкла к потреблению мяса. Как-то, когда ей было двенадцать лет, мы ехали по трассе домой. В США животные, которых отправляют на бойню, перевозятся в грузовиках, с полуоткрытыми боковыми бортами. Проезжающие мимо люди могут видеть их. По дороге мы повстречали один такой грузовик, перевозивший свиней. Когда мы проезжали мимо него, дочка взволнованно воскликнула: «Посмотрите на этих милых хрюшек!» Ребёнок, так редко видевший этих животных в городе, с детской непосредственностью выразил свое восхищение ими. Я не стал распространяться на тему человеческой жестокости. Я просто спросил: «Как ты думаешь, куда везут этих хрюшек?» Девочка затихла на заднем сидении и не проронила ни слова до конца поездки. В ресторане, куда мы заехали пообедать, она заказала блюдо без мяса, что было необычным для нее. На следующее утро она объявила, что с этого дня становится вегетарианкой. И в этом статусе она пребывает уже десять лет.
В США часто говорят: «Мы есть то, что мы едим». В сжатой форме эта фраза передаёт глубокий практический смысл, заключающийся в том, что материалы, которые мы используем для построения своего тела, будут обусловливать его силу или слабости. Это похоже на возведение здания или программирование компьютера. Некачественные материалы создают неустойчивые конструкции. Некачественные продукты провоцируют болезни.
Изучая «Вневременную Мудрость», я осознал всю глубину этого простого выражения по нескольким причинам. Сосредоточившись вначале на проблемах нашего физического тела и его здоровье, мы начинаем понимать, что они составляют лишь часть нашего «я». Совсем не обязательно обладать специальными познаниями в области полевых структур или уровневых связей, чтобы признать, что как человеческие существа мы живём и функционируем на многих уровнях. Кроме наиболее проявленного физического уровня, мы осознаём ощущения, чувства, мысли и даже не всегда объяснимые состояния радости и подъёма, которые неожиданно охватывают нас. Мы многомерные существа, находящиеся в многомерном мире. Мы питаем или истощаем себя на многих уровнях, но не только на физическом. Мы питаем свои эмоции музыкой, свои межличностные отношения фильмами, насыщаем свой мозг идеями, беседами, книгами и даже вебпоиском. Мы укрепляем свой дух, общаясь с Природой, священными книгами, молясь или пребывая в молчаливом одиночестве.
На всех этих уровнях качество создаваемых нами «тел» (эмоционального, ментального, духовного) будет определяться «пищей», которую мы потребляем.
Питайте свои чувства музыкой, которая возбуждает животные страсти, или выражайте их в низменных отношениях – и вскоре ваша эмоциональность перестанет развиваться. Заполняйте свой мозг порнографическими картинками, убивайте свое время в бесцельном блуждании по вебсайтам или в бессодержательной болтовне – и вы почувствуете, как ваш мозг сжимается и утрачивает свою гибкость. Конечно, истинным есть и противоположный процесс. Питайте свой мозг и эмоции возвышенным, очищающим продуктом – и они непременно станут всеохватывающими и гармоничными.
Прежде чем начать рассматривать воздействие на человека животной пищи, следует задать себе несколько вопросов. Что мы потребляем, когда едим мясо? Ответить можно по-разному. Мясо есть источник протеина. Оно снабжает организм рядом необходимых витаминов и минералов. Более широко: с этим продуктом связаны богатые традиции выращивания, приготовления и культуры потребления. Мясо – неотъемлемая часть семейных, религиозных и национальных праздников.
Все это так, но давайте углубимся. Что является источником мясной еды? Самый простой ответ – «животные». И если мы не хотим попасть в неловкое положение, здесь можно было бы поставить точку. Но мы пойдём дальше. Что есть животное? Имеет ли оно сознание? Испытывает ли оно чувства? Страдает ли оно от боли? Стремится ли оно к самосохранению? Жаждет ли оно общения с себе подобными, счастья, благополучия?
Ответом на все эти вопросы будет слово: «да»!
В основе философии и практики буддизма лежит безоговорочное утверждение, гласящее, что «все живые существа стремятся к счастью». Там же существует очень простое определение любви как желания всех существ испытывать счастье. Но все мы хорошо знаем, какой колоссальной жестокости подвергаются животные в процессе их выращивания, забоя и последующего разделывания и промышленной обработки туш. Мы не можем также не осознавать, что, потребляя мясные продукты, мы участвуем в процессе, который каждый день приносит невыносимые страдания миллионам живых существ.
Данный посыл должен стать точкой отсчёта в наших дальнейших рассуждениях о вегетарианстве. По сути мы должны сделать сознательный выбор: прекратить или продолжить наше участие в приумножении несчастий других существ – от этого выбора будут зависеть и последствия.
У меня есть много приятелей, выросших на ферме. У каждого из них найдётся задушевная история о животном, которое в детстве стало им другом: цыплёнок, козлик или свинка. Они рассказывали о том, как давали им имена, играли с ними и в конце концов искренне полюбили их. Затем во всех этих историях наступает жестокий момент осознания того, что их друг был вскормлен для того, чтобы быть убитым. Часто истории заканчивались тем, что маленькие Чики, или Фредди, или Салли были поданы им в качестве блюда на обед. Это типичные сюжеты; и хотя со временем признание того, что мир так построен, приглушает боль утраты, детский ужас от испытанного остаётся. В конце концов, человеку понадобится приложить много усилий, чтобы смириться с ответом на вопрос об источнике животной пищи, столь наглядно продемонстрированный ему в детстве.
Выбор, который мы вынуждены сделать, не есть нечто чисто физическое. Он производится на уровне чувств, мыслей и духа. Поэтому продолжение нашего, даже незначительного, участия в порождающем страдания животных процессе потребует полного отрицания реальности. Нам придётся отказываться признавать то, что находится прямо перед нашими глазами. И именно такой отказ сказывается самым печальным образом на нашем духовном здоровье.
Некоторые скажут, что величие человека состоит в его способности мыслить. Именно этим мы отличаемся от представителей других царств Природы. Но когда мы обращаемся к образам величайших людей, таких как Иисус, Будда, мать Тереза, Ганди, святой Франциск – все они, конечно, выдающиеся мыслители, но их бесконечное величие состоит в том, что они умели безгранично любить.
Наше отрицание реальности ограничивает нашу способность любить. Мы не реализуем весь свой потенциал любви. Невозможно одновременно любить и сознательно и без нужды причинять страдания тем, кого мы любим. Большинство из нас пытаются научиться любить хотя бы членов своей семьи и своих друзей. Такая «маленькая», ограниченная любовь вполне устраивает большинство из нас. Однако где-то в глубине нас есть ощущение того, что наша способность любить значительно больше того, что мы реализуем.
Вот жизнь, которая откроется нам, если мы последуем учению великих людей: «Дела ваши превзойдут то, что делаю я»; «Будда – суть природы всех живых существ»; «Глубинное родство всех душ с Вселенской душой». Таковы лишь некоторые выражения мудрости мировых культур, в которых раскрывается наш скрытый потенциал добра.
Питание в мире неизбежно приобретёт вегетарианской характер по двум причинам. Во-первых, потребности все возрастающего населения планеты – уже превышающее семь миллиардов – не смогут быть удовлетворены имеющимися животными ресурсами. Во-вторых, все больше людей на планете задают себе одни и те же вопросы, ответы на которые заставляют сделать сознательный выбор. Океаны более не могут восполнить запасы рыбы, изъятые ради пищи и удобрений. Разрушающее влияние на окружающую среду животных ферм становится необратимым.
Содержание питания на планете изменится неизбежно. Но более важным является вопрос «А изменимся ли мы?» или и дальше будем слепо следовать традициям, навязанным нам внешними обстоятельствами.
Сократ сказал: «Жизнь, в которой не делается сознательный выбор, не стоит того, чтобы её прожить». Оставив в стороне вопрос о пище, которую мы потребляем, давайте сделаем некоторое усилие и зададим себе более глубокий вопрос о том, как нам жить по совести и по убеждениям в этом мире. И только найдя ответ на этот вопрос, мы сможем создать условия для поддержания духовного здоровья, способного изменить внешние условия нашего времени.
«О скрытая жизнь, вибрирующая в каждом атоме!
О скрытый свет, сияющий в каждом существе!
О скрытая любовь, объединяющая все в единое целое!
Пусть каждый, кто чувствует свое единство с Тобой, знает, что он также един со всем сущим».
Анни Безант «Вселенская молитва».
«Потребляя мясо, мы разделяем ответственность за климатические изменения, вырубку наших лесов, отравление воды и воздуха. Простой факт принятия вегетарианства неизбежно улучшит здоровье нашей планеты.»
Тич Нат Хан (Thich Nhat Hanh)
«Наш Мир: Буддистский Подход к Миру и Экологии»
Пер. Л. Гаркуши (с несколькими уточнениями L.P.)