ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Перша)

Таллапраджада Субба Роу

Достижения Таллапрагады Субба Роу в области письменных трудов

Н.Ч. Рамануджачари

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК (Монография о Таллапрагаде Субба Роу — 1856–1890)

Н.Ч. Рамануджачари, магистр политических и бакалавр юридических наук, родился в 1935 г. в г. Виджаявада (штат Андхра прадеш, Индия) и давно является членом Теософического Общества, занимал должность вице-президента Индийской секции Т.О. Он член Союза писателей Индии и известен как автор рассказов на телугу под псевдонимим Шривиринчи.

Пролог

Одно из имён, тесно связанных с историей начала теософического движения Индии — Таллапрагада Субба Роу, кото­рого также уважительно называют свами Субба Роу. Он был посредником в приглашении основателей Тео­софического Общества в Индию и установлении его всемирной штаб-квартиры в Адьяре. Происходя из те-лугуговорящей брахманской семьи, жившей в области Годавари тогдашнего Мадрасского президентства, он был как весьма сведущ в восточной учёности, так и весьма начитан в английской литературе, что сыграло существенную роль в его успехе в общественной жиз­ни. Он был успешным адвокатом, практиковавшим в г. Мадрасе.

С момента, как он познакомился с теософическим движением, он осознал свою принадлежность к нему и стал тесно связан с его основателями и их деятельно­стью, хотя позже и вышел из формального членства. Его выход был вызван серьёзными разногласиями с Е.П. Блаватской по философским вопросам и некото­рым моментам политики, но всё это не уменьшает его вклада в теософическое знание. Его труда продолжают с уважением цитировать. Даже хотя он не стал сотруд­ничать в написании «Тайной доктрины», как предлага­лось первоначально, его влияние в оккультных вопро­сах было слишком велико, чтобы его не замечать. Мож­но даже выдвинуть тезис, что написанное Блаватской об индусских философских доктринах имело основой то знание, которое принёс Субба Роу из школы Шрингаги-ри, относившейся к системе тарака раджа-йоги филосо­фии веданты.

Некоторое время Субба Роу был редактором журна­ла Теософического Общества, входил в разные комите­ты, в т.ч. в литературный и исполнительный, а потому был связан с многими политическими решениями того периода. Когда Теософическое Общество столкнулось с такими кризисами как заговор Куломбов и расследова­нием Общества Психических Исследований, Субба Роу счёл уместным удалиться от активной публичной дея­тельности, чтобы имена Учителей Мудрости не профа­нировались. Он укреплялся в своём представлении, что Е.П. Блаватская «открыла профанам слишком много», и сам он стал настроен против неё уже до того, как она покинула Адьяр, чтобы никогда туда не возвратиться.

«Существуют ли Учителя?» — вопрос, который за­нимал большинство членов Теософического Общества в первые его дни. И хотя много интеллектуалов прояв­ляли нерешительность в этом вопросе, Субба Роу был не таким. Для него Учителя существовали, но об их су­ществовании не следовало дискутировать. Так как у нынешнего поколения теософов этот взгляд преоблада­ет, Суббу Роу можно считать первопроходцем в этом от­ношении.

С годами Теософическое Общество пережило много потрясений, течений и встречных потоков. Но его упор на такие фундаментальные принципы как единство жизни и духовное возрождение человечества продол­жают поддерживать его на твёрдом основании и за­воёвывают уважение общественности. И одним из фак­торов, которые внесли в это вклад, были положение и искренность таких людей как Субба Роу.

Сохранилось записанными немного биографиче­ских данных о Суббе Роу и его семье. Мы знаем, что не­задолго до смерти он разрешил своей молодой жене усыновить мальчика, что она и сделала. Но по невезе­нию этот мальчик, Бхаскара Тиммараджу (сын Шивы Рау, старшего брата Суббы Роу) тоже умер молодым — в 16 лет, а его жена Сита Махалакшмамма усыновила сына своего брата Муртираджу и переименовала его в Суббу Рау. К счастью этот Субба Рау, по профессии ин-жернер-механик, приёмный внук нашего основного ге­роя, живёт с женой и сыном в Элуру, областном городе штата Андхра Прадеш, и занимается бизнесом и дела­ми семьи. Он испытывает расположение к Теософиче­скому Обществу и является его членом.

На следующих страницах предпринята попытка представить факты, собранные из нескольких источни­ков, о жизни, трудах и философии Суббы Роу, и дать верный исторический контекст. Надеюсь, что это по­зволит читателям прийти к некоторому пониманию со­бытий, которые образуют исторический фон для целей и работы движения, которым оно серьёзно следует до сих пор.

 

Таллапрагада Субба Роу, член Теософического Общества

Елена Петрова Блаватская, Баваджи и Субба Роу«То, что он жил в Мадрасе, было одной из причин нашего выбора этой столицы президентства для на­шей официальной резиденции», — говорит полковник Х.С. Олкотт в «Листах старого дневника», рассказывая о первых днях Теософического Общества в Индии.

«Он» — это Таллапрагада Субба Роу, молодой ва-кил [поверенный] из Трипликэйна (Мадрас), которому было суждено сыграть достойную, хотя вызвавшую много беспокойств роль в истории Общества. Олкотт пишет: «Я предпочитаю Мадрасское президентство прочим как благодаря климату, так и потому, что оно наиболее просвещённое из всех. В деревнях больше учёных пандитов, а образованный класс в целом мень­ше испорчен западным образованием. В Бангалии и Бомбее больше литераторов класса Теланга и Бхан-даркара, но не припомню ни одного равного Т. Суббе Роу из Мадраса по яркому таланту постижения духа Древней Мудрости».

Субба Роу встретил основателей Теософического Общества и сопровождавших их в 11 утра 23 апреля 1882 года, когда они прибыли на пароходе из Калькут­ты, и «задержал их на борту до 16 часов, то есть до вре­мени, на которое была назначена официальная встре-ча».

3 февраля 1882 г. он написал Блаватской, что дума­ет, что «было бы весьма желательно, чтобы вы приеха­ли сюда, если позволят обстоятельства, к тому времени, когда полковник Олкотт прибудет сюда из Калькут-ты». Он был в переписке с Основателями, которые тогда поселились в Бомбее.

Субба Роу был принят в члены общества 25 апреля 1882 г., «один, в частном порядке, по какой-то непости­жимой таинственной причине», утверждает Олкотт.

За время первого пребывания основателей в Мад­расе, которое продлилось до 3 мая, было принято около 50 членов. Х.С. Оллкотт пишет:

«Мадрасское теософическое общество было создано с Р. Рагхунатхом Рау в качестве президента и Т. Суб-бой Роу в качестве секретаря. Первый приложил все усилия, чтобы сделать это отделение успешным, но он не был достаточно хорошо поддержан вторым, ко­торый был очень бездеятельным на этом посту».

Субба Роу продолжал помогать работе основателей своими статьями, а некоторое время и изданием «Тео-софиста». Он также работал в ряде комитетов, включая генеральный совет, пока не вышел из членов. На тот момент он был президентом Мадрасского Теософиче­ского Общества. Приложение к «Теософисту» за июль 1888 г. гласит: «На заседании исполнительного комите­та 17 апреля 1888 г. в его члены выбран деван Р. Рагху-натха Рау вместо вышедшего Т. Суббы Роу».

Субба Роу был одним из из членов совета, созванно­го А.О. Хьюмом в мае 1885 г., для «спасения» Теософи­ческого Общества. Хьюм предложил главным должно­стным лицам уйти в отставку, продать недвижимость в Адьяре и создать вместо этого новое научно-философ-ско-гуманитарное теософическое общество. Члены со­вета отказались принять это предложение и встрети­лись с Блаватской, чтобы подтвердить ей свою поддержку.

Олкотт пишет: «В этот период мы много видели Т. Субба Роу в штаб-квартире и много раз пользовались возможностью получить от него полезные наставления в оккультизме». В личном письме к Блаватской от 1 января 1886 г. он писал:

«Ты помнишь великий проект Суббы Роу по нацио­нальному Обществу Адвайты, который должен был тайно продвигаться некоторыми посвящёнными, а отцом которого должен был стать Шанкарачарья,* первосвященник, и который действовал бы в гармо­нии с Теософическим Обществом. Так вот, оно толь­ко что родилось, встречи проводятся, составлен про­ект правил, Шанкарачарья согласился быть прези­дентом, и в одном только этом президентстве вступят 400 или 500 пандитов. Предложили деньги на лекци­онный зал в Мадрасе, а проповедники адвайты по­едут по всей Индии. Субба Роу хочет сделать так, чтобы это усилило существующие теософические об­щества и отделения, и взрастило новые там, где их нет — так что, видишь, он особенно желает, чтобы не было скандалов или шума в связи с Т.О. из опасений, что Шанкарачарья (посвящённый) и вся ортодок­сальная партия испугаются и решат отколоться.

А теперь ради Бога, тише и спокойнее — ты зна­ешь, кто такой Шанкарачарья!

Мы через некоторое время всё устроим так, что ты сможешь вернуться с честью.»

Во время годового съезда 1885 г. Субба Роу прочёл вводную лекцию о Бхагавад-гите, а позже, в 1886 г., се­рию из 4 лекций, текст которых позже был выпущен в виде книги. Олкотт пишет:

«Сессии [съезда] того года [1886] запомнились цик­лом из 4 лекций Т. Суббы Роу о Бхагавад-гите, очеро-вавшие слушателей, и сейчас, выпущенные в форме книги, являются одним из самых ценных сокровищ нашей теософической литературы. Они стали пред­вестником того интеллектуального характера, кото­рый придали нашим ежегодным адьярским встречам беседы А. Безант».

В 1898 г. он писал:

«Вспомним, что в 1887 г., когда м-р Купер-Оукли по назначению Е.П.Б. выполнял обязанности редактора «Теософиста», он опубликовал статью Т. Суббы Роу о количестве «принципов», составляющих человека, где тот предпочёл экзотерическую пятеричную клас­сификацию в противоставление оккультной семерич­ной. Этот шаг вверг её в неистовую ярость, за чем вскоре последовало основание ею журнала «Люци­фер» (ныне — «Теософикал ревью»). М-р Купер-Оук-ли ушёл с должности редактора и редактирование принял на себя я, оставляя однако имя Е.П. Блават-ской на обложке в течение нескольких лет, пока она не попросила меня заменить его моим. М-р Купер-Оукли со своим другом д-ром Нилдом Куком, как и Субба Роу, вышли из членов Общества».

Но даже после выхода из Общества Субба Роу про­должал встречаться с основателями, был подписан на их журналы и говорил о них «в прежнем дружеском то­не». Олкотт считал, что разногласия Блаватской и Суб-бы Роу «в некоторой степени возникли благодаря третьим лицам». Субба Роу продолжал посещать адьяр-скую штаб-квартиру, пока болезнь не приковала его к постели. Последний зафиксированный его визит со­стоялся в первую неделю апреля 1890 г.

Олкотт так описывает выход Суббы Роу из обще­ства и сопуствующие факторы:

«Бомбейское отделение 30 ноября [1888 г.] послало мне резолюцию, рекомендующую просить вышедше­го Т. Суббу Роу вернуться, но я определённо отказал­ся унижать достоинство Общества каким-либо подоб­ным прецедентом, каким бы влиятельным ни был от­делившийся. Моим убеждением всегда было, что де­ло, за которое мы ратуем, бесконечно больше и вели­чественнее, чем любой человек, занятый в работе Т.О., и просить кого-либо оставаться с нами против его склонности было бы ронять самоуважение. По моему представлению, нет для человека высшей чес­ти, чем возможность помогать Учителям в их благо­творном плане по подъёму современного человечества».

3 июня 1880 г. Олкотт посетил Суббу Роу по его просьбе. Его рассказ о встрече демонстрирует отцов­скую любовь, которую он всегда к нему испытывал:

«Он был в ужасном состоянии; тело его с головы до ног покрылось нарывами и волдырями в результате заражения крови, произошедшего по каким-то таин­ственным причинам. Он не мог связать эту причину с едой или питьём и решил, что его болезнь была вы­звана злобным влиянием элементалов, чью враждеб­ность он вызвал определенными церемониями, про­веденными им во благо своей жены. У меня возникло такое же впечатление, так как когда я подошел к не­му, то сразу же почувствовал возле какое-то странное пугающее присутствие. Я был невыразимо потрясён физическим состоянием этого учёного оккультиста, человека, которого высоко ценила Е.П.Б., и автора превосходных лекций по Бхагавад-гите. Хотя моё месмерическое лечение и не спасло ему жизнь, оно придало ему много сил, так что он смог переехать в другой дом, и когда я увидел его десятью днями поз­же, мне казалось, что он пошел на поправку. Он сооб­щил мне, что улучшение его состояния началось со дня моего визита.»

Олкотт написал для «Теософиста» заметку «Смерть Т. Суббы Роу». В приложенном к ней примечании гово­рится: «Вышеизложенное, будучи рассмотрено на се­мейном совете, было одобрено следующим образом: Прочитано и найдено верным — Д.Т.Р, шурин Т. Суб-бы Роу».

О безвременной смерти Суббы Роу (ему оставалось две недели до 34-летия) помимо родственников и кол­лег скорбели многие члены Теософического Общества.

Тем, кого удивляет, почему столь ортодоксальный ведантист и брахман как Субба Роу сначала вступил в Т.О., а потом из него вышел, будет интересен следую­щий отрывок из письма, написанного им самим своему другу:

«Не обязательно быть членом какого-либо общества, чтобы заслужить гуру. Но теперь оккультные брат­ства во всех частях света взяли за правило, что стре­миться к приёму в их ряды следует через Теософиче­ское Общество. Я не злоупотреблю ничьим доверием, если сообщу вам, что лично знаю много примеров то­го, как тем, кто были уже челами до прихода к нам в Индию Теософического Общества (а один из них был очень высоким челой) их Учителями было указа­но вступить в Общество под угрозой того, что они бу­дут ими оставлены.»

Нет сомнения, что Суббу Роу уважали за его огром­ную эрудицию и обученность в оккультной науке. Его долго будут помнить в теософических кругах как «бле­стящего молодого мистического философа».

Кінець першої частини. Продовження буде…

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Перша) Таллапрагада Субба Роу, член Теософического Общества

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Друга) Достижения Таллапрагады Субба Роу в области письменных трудов

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Третя) Мистические практики Таллапрагада Суббы Роу

Таллапраджада Субба Роу

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.