ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Перша)

Таллапраджада Субба Роу

Достижения Таллапрагады Субба Роу в области письменных трудов

Н.Ч. Рамануджачари

ОДИНОКИЙ УЧЕНИК (Монография о Таллапрагаде Субба Роу — 1856–1890)

Н.Ч. Рамануджачари, магистр политических и бакалавр юридических наук, родился в 1935 г. в г. Виджаявада (штат Андхра прадеш, Индия) и давно является членом Теософического Общества, занимал должность вице-президента Индийской секции Т.О. Он член Союза писателей Индии и известен как автор рассказов на телугу под псевдонимим Шривиринчи.

Пролог

Одно из имён, тесно связанных с историей начала теософического движения Индии — Таллапрагада Субба Роу, кото­рого также уважительно называют свами Субба Роу. Он был посредником в приглашении основателей Тео­софического Общества в Индию и установлении его всемирной штаб-квартиры в Адьяре. Происходя из те-лугуговорящей брахманской семьи, жившей в области Годавари тогдашнего Мадрасского президентства, он был как весьма сведущ в восточной учёности, так и весьма начитан в английской литературе, что сыграло существенную роль в его успехе в общественной жиз­ни. Он был успешным адвокатом, практиковавшим в г. Мадрасе.

С момента, как он познакомился с теософическим движением, он осознал свою принадлежность к нему и стал тесно связан с его основателями и их деятельно­стью, хотя позже и вышел из формального членства. Его выход был вызван серьёзными разногласиями с Е.П. Блаватской по философским вопросам и некото­рым моментам политики, но всё это не уменьшает его вклада в теософическое знание. Его труда продолжают с уважением цитировать. Даже хотя он не стал сотруд­ничать в написании «Тайной доктрины», как предлага­лось первоначально, его влияние в оккультных вопро­сах было слишком велико, чтобы его не замечать. Мож­но даже выдвинуть тезис, что написанное Блаватской об индусских философских доктринах имело основой то знание, которое принёс Субба Роу из школы Шрингаги-ри, относившейся к системе тарака раджа-йоги филосо­фии веданты.

Некоторое время Субба Роу был редактором журна­ла Теософического Общества, входил в разные комите­ты, в т.ч. в литературный и исполнительный, а потому был связан с многими политическими решениями того периода. Когда Теософическое Общество столкнулось с такими кризисами как заговор Куломбов и расследова­нием Общества Психических Исследований, Субба Роу счёл уместным удалиться от активной публичной дея­тельности, чтобы имена Учителей Мудрости не профа­нировались. Он укреплялся в своём представлении, что Е.П. Блаватская «открыла профанам слишком много», и сам он стал настроен против неё уже до того, как она покинула Адьяр, чтобы никогда туда не возвратиться.

«Существуют ли Учителя?» — вопрос, который за­нимал большинство членов Теософического Общества в первые его дни. И хотя много интеллектуалов прояв­ляли нерешительность в этом вопросе, Субба Роу был не таким. Для него Учителя существовали, но об их су­ществовании не следовало дискутировать. Так как у нынешнего поколения теософов этот взгляд преоблада­ет, Суббу Роу можно считать первопроходцем в этом от­ношении.

С годами Теософическое Общество пережило много потрясений, течений и встречных потоков. Но его упор на такие фундаментальные принципы как единство жизни и духовное возрождение человечества продол­жают поддерживать его на твёрдом основании и за­воёвывают уважение общественности. И одним из фак­торов, которые внесли в это вклад, были положение и искренность таких людей как Субба Роу.

Сохранилось записанными немного биографиче­ских данных о Суббе Роу и его семье. Мы знаем, что не­задолго до смерти он разрешил своей молодой жене усыновить мальчика, что она и сделала. Но по невезе­нию этот мальчик, Бхаскара Тиммараджу (сын Шивы Рау, старшего брата Суббы Роу) тоже умер молодым — в 16 лет, а его жена Сита Махалакшмамма усыновила сына своего брата Муртираджу и переименовала его в Суббу Рау. К счастью этот Субба Рау, по профессии ин-жернер-механик, приёмный внук нашего основного ге­роя, живёт с женой и сыном в Элуру, областном городе штата Андхра Прадеш, и занимается бизнесом и дела­ми семьи. Он испытывает расположение к Теософиче­скому Обществу и является его членом.

На следующих страницах предпринята попытка представить факты, собранные из нескольких источни­ков, о жизни, трудах и философии Суббы Роу, и дать верный исторический контекст. Надеюсь, что это по­зволит читателям прийти к некоторому пониманию со­бытий, которые образуют исторический фон для целей и работы движения, которым оно серьёзно следует до сих пор.

 

Таллапрагада Субба Роу, член Теософического Общества

Елена Петрова Блаватская, Баваджи и Субба Роу«То, что он жил в Мадрасе, было одной из причин нашего выбора этой столицы президентства для на­шей официальной резиденции», — говорит полковник Х.С. Олкотт в «Листах старого дневника», рассказывая о первых днях Теософического Общества в Индии.

«Он» — это Таллапрагада Субба Роу, молодой ва-кил [поверенный] из Трипликэйна (Мадрас), которому было суждено сыграть достойную, хотя вызвавшую много беспокойств роль в истории Общества. Олкотт пишет: «Я предпочитаю Мадрасское президентство прочим как благодаря климату, так и потому, что оно наиболее просвещённое из всех. В деревнях больше учёных пандитов, а образованный класс в целом мень­ше испорчен западным образованием. В Бангалии и Бомбее больше литераторов класса Теланга и Бхан-даркара, но не припомню ни одного равного Т. Суббе Роу из Мадраса по яркому таланту постижения духа Древней Мудрости».

Субба Роу встретил основателей Теософического Общества и сопровождавших их в 11 утра 23 апреля 1882 года, когда они прибыли на пароходе из Калькут­ты, и «задержал их на борту до 16 часов, то есть до вре­мени, на которое была назначена официальная встре-ча».

3 февраля 1882 г. он написал Блаватской, что дума­ет, что «было бы весьма желательно, чтобы вы приеха­ли сюда, если позволят обстоятельства, к тому времени, когда полковник Олкотт прибудет сюда из Калькут-ты». Он был в переписке с Основателями, которые тогда поселились в Бомбее.

Субба Роу был принят в члены общества 25 апреля 1882 г., «один, в частном порядке, по какой-то непости­жимой таинственной причине», утверждает Олкотт.

За время первого пребывания основателей в Мад­расе, которое продлилось до 3 мая, было принято около 50 членов. Х.С. Оллкотт пишет:

«Мадрасское теософическое общество было создано с Р. Рагхунатхом Рау в качестве президента и Т. Суб-бой Роу в качестве секретаря. Первый приложил все усилия, чтобы сделать это отделение успешным, но он не был достаточно хорошо поддержан вторым, ко­торый был очень бездеятельным на этом посту».

Субба Роу продолжал помогать работе основателей своими статьями, а некоторое время и изданием «Тео-софиста». Он также работал в ряде комитетов, включая генеральный совет, пока не вышел из членов. На тот момент он был президентом Мадрасского Теософиче­ского Общества. Приложение к «Теософисту» за июль 1888 г. гласит: «На заседании исполнительного комите­та 17 апреля 1888 г. в его члены выбран деван Р. Рагху-натха Рау вместо вышедшего Т. Суббы Роу».

Субба Роу был одним из из членов совета, созванно­го А.О. Хьюмом в мае 1885 г., для «спасения» Теософи­ческого Общества. Хьюм предложил главным должно­стным лицам уйти в отставку, продать недвижимость в Адьяре и создать вместо этого новое научно-философ-ско-гуманитарное теософическое общество. Члены со­вета отказались принять это предложение и встрети­лись с Блаватской, чтобы подтвердить ей свою поддержку.

Олкотт пишет: «В этот период мы много видели Т. Субба Роу в штаб-квартире и много раз пользовались возможностью получить от него полезные наставления в оккультизме». В личном письме к Блаватской от 1 января 1886 г. он писал:

«Ты помнишь великий проект Суббы Роу по нацио­нальному Обществу Адвайты, который должен был тайно продвигаться некоторыми посвящёнными, а отцом которого должен был стать Шанкарачарья,* первосвященник, и который действовал бы в гармо­нии с Теософическим Обществом. Так вот, оно толь­ко что родилось, встречи проводятся, составлен про­ект правил, Шанкарачарья согласился быть прези­дентом, и в одном только этом президентстве вступят 400 или 500 пандитов. Предложили деньги на лекци­онный зал в Мадрасе, а проповедники адвайты по­едут по всей Индии. Субба Роу хочет сделать так, чтобы это усилило существующие теософические об­щества и отделения, и взрастило новые там, где их нет — так что, видишь, он особенно желает, чтобы не было скандалов или шума в связи с Т.О. из опасений, что Шанкарачарья (посвящённый) и вся ортодок­сальная партия испугаются и решат отколоться.

А теперь ради Бога, тише и спокойнее — ты зна­ешь, кто такой Шанкарачарья!

Мы через некоторое время всё устроим так, что ты сможешь вернуться с честью.»

Во время годового съезда 1885 г. Субба Роу прочёл вводную лекцию о Бхагавад-гите, а позже, в 1886 г., се­рию из 4 лекций, текст которых позже был выпущен в виде книги. Олкотт пишет:

«Сессии [съезда] того года [1886] запомнились цик­лом из 4 лекций Т. Суббы Роу о Бхагавад-гите, очеро-вавшие слушателей, и сейчас, выпущенные в форме книги, являются одним из самых ценных сокровищ нашей теософической литературы. Они стали пред­вестником того интеллектуального характера, кото­рый придали нашим ежегодным адьярским встречам беседы А. Безант».

В 1898 г. он писал:

«Вспомним, что в 1887 г., когда м-р Купер-Оукли по назначению Е.П.Б. выполнял обязанности редактора «Теософиста», он опубликовал статью Т. Суббы Роу о количестве «принципов», составляющих человека, где тот предпочёл экзотерическую пятеричную клас­сификацию в противоставление оккультной семерич­ной. Этот шаг вверг её в неистовую ярость, за чем вскоре последовало основание ею журнала «Люци­фер» (ныне — «Теософикал ревью»). М-р Купер-Оук-ли ушёл с должности редактора и редактирование принял на себя я, оставляя однако имя Е.П. Блават-ской на обложке в течение нескольких лет, пока она не попросила меня заменить его моим. М-р Купер-Оукли со своим другом д-ром Нилдом Куком, как и Субба Роу, вышли из членов Общества».

Но даже после выхода из Общества Субба Роу про­должал встречаться с основателями, был подписан на их журналы и говорил о них «в прежнем дружеском то­не». Олкотт считал, что разногласия Блаватской и Суб-бы Роу «в некоторой степени возникли благодаря третьим лицам». Субба Роу продолжал посещать адьяр-скую штаб-квартиру, пока болезнь не приковала его к постели. Последний зафиксированный его визит со­стоялся в первую неделю апреля 1890 г.

Олкотт так описывает выход Суббы Роу из обще­ства и сопуствующие факторы:

«Бомбейское отделение 30 ноября [1888 г.] послало мне резолюцию, рекомендующую просить вышедше­го Т. Суббу Роу вернуться, но я определённо отказал­ся унижать достоинство Общества каким-либо подоб­ным прецедентом, каким бы влиятельным ни был от­делившийся. Моим убеждением всегда было, что де­ло, за которое мы ратуем, бесконечно больше и вели­чественнее, чем любой человек, занятый в работе Т.О., и просить кого-либо оставаться с нами против его склонности было бы ронять самоуважение. По моему представлению, нет для человека высшей чес­ти, чем возможность помогать Учителям в их благо­творном плане по подъёму современного человечества».

3 июня 1880 г. Олкотт посетил Суббу Роу по его просьбе. Его рассказ о встрече демонстрирует отцов­скую любовь, которую он всегда к нему испытывал:

«Он был в ужасном состоянии; тело его с головы до ног покрылось нарывами и волдырями в результате заражения крови, произошедшего по каким-то таин­ственным причинам. Он не мог связать эту причину с едой или питьём и решил, что его болезнь была вы­звана злобным влиянием элементалов, чью враждеб­ность он вызвал определенными церемониями, про­веденными им во благо своей жены. У меня возникло такое же впечатление, так как когда я подошел к не­му, то сразу же почувствовал возле какое-то странное пугающее присутствие. Я был невыразимо потрясён физическим состоянием этого учёного оккультиста, человека, которого высоко ценила Е.П.Б., и автора превосходных лекций по Бхагавад-гите. Хотя моё месмерическое лечение и не спасло ему жизнь, оно придало ему много сил, так что он смог переехать в другой дом, и когда я увидел его десятью днями поз­же, мне казалось, что он пошел на поправку. Он сооб­щил мне, что улучшение его состояния началось со дня моего визита.»

Олкотт написал для «Теософиста» заметку «Смерть Т. Суббы Роу». В приложенном к ней примечании гово­рится: «Вышеизложенное, будучи рассмотрено на се­мейном совете, было одобрено следующим образом: Прочитано и найдено верным — Д.Т.Р, шурин Т. Суббы Роу».

О безвременной смерти Суббы Роу (ему оставалось две недели до 34-летия) помимо родственников и кол­лег скорбели многие члены Теософического Общества.

Тем, кого удивляет, почему столь ортодоксальный ведантист и брахман как Субба Роу сначала вступил в Т.О., а потом из него вышел, будет интересен следую­щий отрывок из письма, написанного им самим своему другу:

«Не обязательно быть членом какого-либо общества, чтобы заслужить гуру. Но теперь оккультные брат­ства во всех частях света взяли за правило, что стре­миться к приёму в их ряды следует через Теософиче­ское Общество. Я не злоупотреблю ничьим доверием, если сообщу вам, что лично знаю много примеров то­го, как тем, кто были уже челами до прихода к нам в Индию Теософического Общества (а один из них был очень высоким челой) их Учителями было указа­но вступить в Общество под угрозой того, что они бу­дут ими оставлены.»

Нет сомнения, что Суббу Роу уважали за его огром­ную эрудицию и обученность в оккультной науке. Его долго будут помнить в теософических кругах как «бле­стящего молодого мистического философа».

Кінець першої частини. Продовження буде…

 

 

Таллапраджада Субба Роу

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.