ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Шоста)

Тайная доктрина

Т. Субба Роу и «Тайная доктрина»

Уведомление в февральском выпуске «Теософиста» за 1884 г. гласило, что «Т. Субба Роу Гару, бакалавр, член Т.О., член совета Теософического Общества и сек­ретарь Мадрасского отделения» будет помогать как со­автор в написании «Тайной доктрины». Это было пер­вое официальное упоминание его связи с этой работой. Хотя «Хронологическое введение» к «Тайной доктри­не», составленное Борисом Цырковом к изданию TPH 1978 года, даёт полную историю её публикации, мы приводим следующую хронологию в таком объёме, в каком это связано с Суббой Роу:

4 апреля 1885 г.

Е.П. Блаватская пишет Олкотту, что Субба Роу ска­зал ей «писать Тайную доктрину и каждую неделю присылать ему через вас написанное мною».

6 января 1886 г. Блаватская опять пишет Олкотту сообщая подробности того, какую помощь Субба Роу может оказать в этой работе:

«Заручитесь помощью Суббы для «Тайной доктри­ны». Там много адвайтизма, или древней религии ариев оккультной, что будучи подкреплено тем, что может добавить С.Р., убьёт Ходжсона и компанию на месте. Сделает ли он это для тебя, или, скорее, для себя и адвайтизма? Если он верно обещает и ты ду­маешь, что он это сделает, я буду посылать тебе по две или три главы сразу, если нет — я начну публи­ковать здесь. Пусть он посмотрет первые пять или шесть глав и вынесет своё суждение. Мы сможем быстро завоевать публику в Индии, если он поможет мне с древними цитатами и оккультными значения­ми, добавленными к моим.»

19 января 1886 г. Олкотт пишет:

«Субба Роу просмотрит это с Оукли, и затем это вернётся к тебе. Он спросил, волен ли он добавлять или изменить, на что я ответил — конечно, что для этого его и просят редактировать. Тогда он согласился.»

В письме к Синнетту Блаватская говорит:

«Хочу, чтобы вы увидели это и прочитали сами, пре­жде чем это пройдёт через руки С.Р., а то как бы Ходжсон не сказал опять, что ТД написана Суббой Роу, как предположили про «Изиду». Что мне нужно теперь, так это свидетели».

14 июля 1886 г. Блаватская пишет Олкотту: «Совет С.Р. будет бесценным, и если вы сделаете так, что рукопись будет у него не больше месяца, это будет отлично… Но вы должны заставить С.Р. её прочитать, а не откладывать в сторону, оставив до того, как появится свободное время и охота, как он всегда делает».

Октябрь 1886 г.

«Отношение Т. Суббы Роу становилось очень небла­гоприятным. Временами он был угрюм, и его брах­манское воспитание в значительной мере на него влияло. Он был против раскрытия каких-либо выс­ших эзотерических учений; его недоверие к западным людям было острым, и он никогда не принимал полностью тот факт, что оккультные учения могли быть так свободно выдаваемы «женщиной».»

4 января 1887 г. Блаватская пишет:

«Рада, что Суббе Роу понравился мой «Пролог»… Пусть он делает, что захочет. Я даю ему картбланш.»

10 сентября 1887 года Блаватская пишет Г. Суббая Четти:

«…Субба Роу через К. Оукли отказался читать мою «Тайную доктрину» или иметь к ней какое-либо от­ношение. Я потратила 30 фунтов на её перепечатку с целью послать ему, и теперь, когда всё готово, он отказывается в неё взглянуть. Конечно, у него найдётся новый предлог вникнуть в неё и критиковать, когда она выйдет. Потому я отложу её публикацию».

24 февраля Блаватская пишет Олкотту:

«Теперь Тукарам пишет мне письмо. В нём он гово­рит, что С.Р. сказал ему, что был готов мне помочь и откорректировать мою Т.Д., с условием, если я уберу оттуда всякие упоминания Учителей. Не хочет ли он сказать, что я должна отрицать Учителей, или что я не понимаю их и искажаю факты, которые они мне дают, или что он, С.Р., знает доктрины Учителей луч­ше меня? Ведь это может означать всё это. Пожалуй­ста, при первой же возможности скажите всему Адьяру следующее:

1) Это я первая сообщила миру и Т.О. о существо­вании наших Учителей. Я сделала это, потому что они послали меня выполнить работу и сделать све­жий эксперимент в этом XIX веке, и я сделала это так, как могла и знала. Это может не сходиться с идеями С.Р., но это соответствует истине и фактам… И тут одно из двух — либо я знаю их лично, как все­гда утверждала, либо я придумала их и их уче­ния».

В письме, посланном Блаватской несколькими американскими теософами, или в ответе на него от Н.Д. Кхандавалы имя Суббы Роу не упоминалось. Но в письме от Н.Д. Кхандавалы, датированном 12 авгу­ста 1888 г. утверждается факт, что «упомянутый ученик индийского [эзотеризма] отказался взяться за за­дачу по исправлению книги или хотя бы частей её.»

Окончательный выход томов был очень сильно задержан, но у этого, как было сказано, была и своя хорошая сторона. Первый том «Тайной доктрины» был опубликован 20 октября 1888 года, а в ноябре вы­шел и второй.

Субба Роу в «Тайной доктрине» много цитирует­ся. Использована его статья «Двенадцать знаков зо­диака» помимо его лекций о Бхагавад-гите (при объ­яснении термина «мулапракрити»). Следующие вы­держки выражают восхищение Блаватской им:

«Приложенная краткая заметка принадлежит перу Т. Субба Роу, весьма выдающегося ученого ведантиста. Он предпочитает брахманское подразделение раджа-йоги и с метафизической точки зрения он со­вершенно прав. Но поскольку это лишь вопрос про­стого выбора и удобства, то в этом труде мы придер­живаемся классификации, пользовавшейся уважени­ем с давних времен, именно, классификации Транс­Гималайской, «Эзотерической школы архатов».» … «см. превосходные определения Парабрахмана и ло­госа в лекциях Т. Субба Роу о Бхагавад-гите».

Субба Роу, хотя и вышел из формального членст­ва в Теософическом Обществе, сохранял контакты с Адьяром и читал теософические книги и журналы. Он прожил более двух лет после выхода из Общества и более года после того, как была опубликована «Тай­ная доктрина», но никаких письменных свидетельств его отклика на неё нет, кроме его основного возраже­ния, что она слишком много открывает «профанам». Возможно, что он был действительно потрясён её на­учным и в то же время ясным представлением и всем её отважным настроем. Он считал слишком нежела­тельным, чтобы этого касался ортодокс.

Хотя его сотрудничество, помощь и руководство оказались недоступными при написании этого мону­ментального труда, ясно, что Е.П. Блаватская желала, чтобы его имя помнили в связи с этим, потому что в дополнение к многим упоминаниям его в тексте она использовала одно из его высказываний для введения к итогу первого тома.

Кінець шостої частини. Продовження буде…

 

Тайная доктрина

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.