ОДИНОКИЙ УЧЕНИК. Достижения Таллапрагады Субба Роу (Частина Третя)

Мистические практики Таллапрагада Суббы Роу

Согласно биографическому очерку, составленному Х.С. Олкоттом, Субба Роу «не выказывал ранних при­знаков владения мистическим знанием». Мать Суббы Роу сообщила Олкотту, что «её сын впервые заговорил о метафизике после знакомства с основателями Теосо­фического Общества, которое началось с переписки с Е.П.Б. и Дамодаром, а потом стало личным просле на­шей встречи с ним в 1882 г. Мадрасе».

Олкотт продолжает: «Ему внезапно будто откры­лась сокровищница давно забытого оккультного опыта; к нему вернулось воспоминание о предыдущем вопло­щении, он узнал своего гуру и с тех пор находился в об­щении с ним и другими махатмами — с некоторыми лично в нашей штаб-квартире, с другими — в других местах и по переписке».

Нужно помнить, что Субба Роу родился в религиоз­ной и ортодоксальной семье брахманов традиции смарта. Учитывая эпоху и его воспитание, вполне можно предположить, что со времени его посвящения (упа-наянамам) в религиозные мистерии он практиковал сандхьяванданам и нитья-агни-карьям (ежедневные приношения огненным богам). В религиозной жизни это было рутинным и не требовало от практикующих метафизической или философской учёности.

Субба Роу заявлял, что «треть своей жизни провёл в мире, о котором его собственная мать не имела пред-ставления» (то есть так далёк он был от рутинной жиз­ни). По-видимому, он привлёк внимание Е.П. Блават-ской своей статьёй «Двенадцать знаков зодиака», на­писанной для «Теософиста» в 1881 г. Он был с ней в переписке ещё до того, как они наконец встретились в 1882 г.

В 1876 г. он получил степень бакалавра искусств, и согласно тому, что он рассказал С. Субраманье Аеру (который позже был главным судьёй Мадрасского выс­шего суда), он уже девять лет занимался изучением ду­ховной философии. Он практиковал хатха-йогу, полу­чая наставления от мудрого старика, чёрного дравида. У этого духовного учителя было подходящее имя Дат-татрея.

Духовная и философская система, которую принял Субба Роу, называется тарака раджа-йога, «одна из систем брахманической йоги для развития чисто духов­ных сил и знаний, которые ведут в нирвану».

Похоже, что изданных текстов, излагающих эту систему философии, не существует, но должно быть, её практика действительно сурова, если он относит свои оккульиные знания на её счёт. По его собственным сло­вам, «Тарака раджа-йога — это как бы центр и сердце ведантической философии, равно как и (в своих выс­ших аспектах) самая важная часть древней мудро­сти-религии. Сейчас в Индии о ней знают очень мало… Однако по правде это одна из семи основных ветвей, на которые делится вся оккультная наука, и происходит она во всех отношениях от «детей огненного тумана» таинственный страны Шамбалы».

Он отказывался давать духовное обучение всем тем, кто не был должным образом подготовлен для его получения. Например, он категорически отказался вес­ти или обучать Субраманья Аера, своего коллегу по юриспруденции и друга по Космополитическому клубу, потому что тот не совершал нитья-сандхья-ванданам (ежедневного приношения солнечному богу).

Встреча с Е.П. Блаватской открыла для него новые двери восприятия. Он высоко ценил её оккультные знания и способности. Он считал, что её тело занимал «индусский йог», который и производил феномены. Но трудно определить, как его связь с ней соответствовала ранее полученным им знаниям из практики хатха-йоги или тарака раджа-йоги. В личных разговорах с Олкот-том и другими он не скрывал того факта, что его гу­ру — Учитель Морья, и что это ясно открылось ему, ко­гда он впервые встретил Е.П.Б.

Учитель К.Х. в письме, датированном июнем 1882 г., подтверждает, что он действительно был челой Учи­теля Морьи.

«Я не знаю Суббы Роу — он ученик М. По крайней мере, он очень мало знает обо мне. Но всё же я знаю, что он никогда не согласится приехать в Симлу. Но если Морья ему прикажет, он будет учить в Мадрасе…»

У Суббы Роу было сильное чувство, что оккультную науку, её практику и применение следует охранять. По этой причине он вызвал неудовольствие Блаватской, но это на него никак не повлияло. Его духовным учителям тоже приходилось проявлять по отношению к нему огромное терпение. Учитель М. писал А.П. Синнетту 7 декабря 1882 г.:

«Вы должны иметь терпение с Субба Роу. Дайте ему время. Сейчас он проходит тапас и его не следует бес­покоить. Я скажу ему, чтобы он не пренебрегал вами, но он очень ревнив и считает обучение англичанина святотатством».

Помимо прочих факторов, удержание в тайне и от­каз открыть это даже ценой жизни или бесчестия было для него обязательной частью оккультной практики. В письме от 3 февраля 1882 г. к Блаватской ещё до лич­ной встречи с нею он писал:

«Тот немногий оккультизм, который остаётся ещё в Индии, сосредоточен в этом Мадрасском президент­стве, и в этом факте вы сможете со временем убе­диться сами. Великое возрождение йога-видьи во времена нашего великого Шанкарачарьи началось в этой части Индии; и с тех пор и поныне южная Ин­дия избегала несчастья — никогда не была оставлена всеми своими посвящёнными».

«В полдень [в день его смерти] он сказал, что его по­звал его гуру; он собирался умереть, он должен был теперь начать свой тапас (мистические призывы) и не желал, чтобы его беспокоили. С того времени он ни с кем не говорил».

Ясно, что это было не столько предчувствие смерти, сколько сознание непрерывности жизни под руково­дством его Учителя. Он ушёл в 10 вечера.

«Он жил своей оккультной жизнью в одиночку».

Кінець третьої частини. Продовження буде…

T.S. Convention, 1884Back row from left to right: William T. Brown, T. Subba Row, Damodar K. Mavalankar, H.P. Blavatsky. Front row: Norendra Nath Sen, T. Vijayaraghavacharlu, S. Ramaswamier. Т.С. Конвенция 1884 г. Задний ряд слева направо: Уильям Т. Браун, Т. Субба Роу, Дамодар К. Маваланкар, Х.П. Блаватская. Первый ряд: Норендра Нат Сен, Т. Виджаярагхавачарлу, С. Рамасвамиер.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.