Бесконечный Путь

Тим Бойд

Тим Бойд, Международный Президент Теософского общества

В своей короткой статье «Практический оккультизм» Е.П. Блаватская (Е.П.Б.) подчеркнула различие между теосо­фом и практическим оккультистом. Она ска­зала: Стать теософом легко.

Любой человек со средними интеллек­туальными способностями и склонностью к метафизике; чистой, бескорыстной жизнью, который находит больше радости в помощи ближнему, чем в получении помощи само­му; тот, кто всегда готов пожертвовать свои­ми удовольствиями ради других людей; тот, кто любит Истину, Доброту и Мудрость ради них самих, а не ради выгоды, которую они могут принести, – теософ.

Эти качества теософа, что она перечис­ляет, ни одно не требует членства в органи­зации.

С другой стороны, практический оккуль­тизм имеет совсем другую природу. Она сказала, что даже внутри ТО мало практи­ческих оккультистов. На этом фоне мы при­ходим к теософскому подходу. Поэтому мы обязательно задаем себе вопрос. Для тех, кто становится связанным с ТО, это не ред­кость задаться вопросом: «С чего мне на­чать?» Что можно и нужно изучать?

Практика теософа состоит из трех ча­стей: учеба, медитация и служение. Если мы посмотрим на книгу Дж. Кришнамурти «У ног учителя», то там говорится, что мы должны изучать, но изучать в первую оче­редь то, что больше всего поможет нам по­могать другим. Нас побуждают думать: что помогает нам помогать другим? Как мы это изучаем и где находим?

Я общаюсь с членами теософского об­щества и группами по всему миру, и теосо­фы выбирают фокусом своих исследований самые удивительные области. Для некото­рых их изучение сосредоточено на пони­мании или культивировании психической сферы. Это аспект человеческой конститу­ции, которая, кажется, привлекла внимание многих. Чему бы мы ни учились, мы дела­ем выбор, и мы должны углублять упорно это со временем. Так что лучше выбирать с умом, особенно вначале, поскольку один маленький шаг в неверном направлении со временем унесет нас далеко от направле­ния, которое мы изначально задумывали.

Цель нашего исследования – возвысить ум, чтобы мы могли ясно видеть. Примером может служить восхождение на вершину горы. Есть много способов достичь верши­ны, но на вершине мы видим перед собой видение узоров и внешнего вида Земли внизу. Мы называем это «внизу», потому что на данный момент мы смотрим на него с вершины горы, но это Земля, где проходит наша повседневная жизнь. В этих пережи­ваниях на вершине горы мы ясно видим, что находится внизу.

Мы можем думать об этом как о при­скорбном, но какой бы высший опыт мы ни получили, будь то на самом деле стояние на физической горе или возвышение, кото­рое время от времени происходит во время медитации, в конце концов мы должны спуститься вниз. Когда мы это делаем, мы снова оказываемся вовлеченными в нашу обычную деятельность, живя под влияни­ем личности, которую мы культивировали на протяжении всей жизни. В тот пик опыта мы, возможно, думали, что сможем избе­жать контролирующего влияния личности, но это не так просто. Итак, у нас есть этот опыт ясного видения, но нам остается руко­водствоваться воспоминаниями о том, что мы видели. Это больше не видно таким же образом, но мы помним, и внутри нас есть знание, которое нельзя отнять.

Есть учитель медитации, который стал довольно известным на Западе, он так это прокоментировал, «после экстаза приходит посуда». После этих пиковых переживаний мы возвращаемся к мытью посуды, соби­ранию детей в школу, добиранию на рабо­ту, но, надеюсь, как-то у нас это получается иначе, ведь мы изменились.

В нашем теософском подходе это воз­вышение происходит в процессе учебы, медитации и служения. Судя по нашей пер­спективе, было бы хорошо иметь полное об­учение, что-то, что развивает как можно це­лостнее. В трудах Е.П.Б. она ссылается на учение тибетского буддизма, и на один кон­кретный подход – Лам Рим, или Поэтапный путь к просветлению, тело учений мудрости, характерных для тибетского Буддизма.

Лам Рим считается целостным комплек­сом, поэтому в этих учениях есть этап, под­ходящий для любого уровня раскрытия. С точки зрения этой традиции, есть три раз­ных уровня практик: меньшего уровня, сред­него и затем высокого уровня.

Меньшие возможности предназначены для человека, который просто ищет относи­тельного облегчения своих страданий. Для них объем их видения еще не может по­стичь цель или возможность, кроме обрете­ния счастья в этой жизни и в вечно повторя­ющемся колесе сансары. Они хотят счастья сейчас и, возможно, лучшего перерождения в другой жизни в семье с большим достат­ком и властью.

Средний уровень адресован тем прак­тикующим, которые увидели безумие этого повторяющегося цикла страданий и ищут освобождение от него. Это путь Пратьека Будды. Путь личного освобождения от сан­сары, от царства страдания – это средний путь. Далее идет высокий уровень, путь тех, кто хочет стать похожим на Будду, путь Бод-хисаттв. «Могу ли я достичь просветление на благо всех живых существ», – таков Обет Бодхисаттвы. Это сродни теософскому под­ходу, путь мудрости.

В нашей теософской литературе есть глубокие учения, данные мудрыми учите­лями, которые касаются многих уровней нашего существа. Некоторые из этих тек­стов очень короткие. Как и сутры, эти тексты компактны, что позволяет нам расширять их. Даже с учениями Лам Рима существу­ет большой объем учений, приблизительно 1000 страниц; сокращенная версия около 200 страниц; и крайне сокращенная версия, которая составляет около 2 страниц. Но ка­ждая версия связывает ученика с совокуп­ностью учений мудрости.

Вместе с Теософическим учением мы имеем У ног Учителя, которая говорит об четырех качествах, ведущих к серьезному выходу на путь ученичества: различение, отсутствие желаний, праведное поведе­ние и главное – любовь. В отсутствие всех остальных, если мы развили способность к настоящей любви, это расчищает путь. У нас есть Голос Безмолвия,  посвященный «немногим» и предназначеный для более глубокого уровня раскрытия.

Затем у нас есть Свет на Пути с его раз­личными наставлениями. В первой части книги рассказывается о том, что мы долж­ны «убить» в себе. Прежде чем двигаться дальше, необходимо избавиться от различ­ных желаний. После этого этапа в книге го­ворится о том, что мы должны желать. «Же­лать владения превыше всего остального», – одно из них, но в нем говорится, что это владение внутренней природой. Это похоже на язык и идеи, выраженные в «Диаграмме медитации» Е. П. Блаватской, где она гово­рит о «приобретениях» и «лишениях». Идея состоит в том, чтобы постепенно уходить от привязанностей мира желаний, все глубже и глубже внутрь. Он завершается разделом о «поисках», о том, что мы ищем – «Ищите путь» – и о том, как мы ищем этот путь.

В последней строфе, после того как мы уничтожили вредные желания, разви­ли правильные желания и нашли путь, нам говорят остановиться: «Не делай ничего». Последняя фраза в книге – остановиться и поискать цветок, который распустится после грозы. Подчеркивается, что цветок не рас­пускается до тех пор, пока жизненные бури не потрясут нас до корней. Это полные те­ософические учения, которые могут вести нас на пути от вступления на путь вплоть до просветления, если мы сможем связать эти сокращенные выражения с их источником.

Краткий обзор «Золотой лестницы» Е.П.Б. дает аналогичную картину. На по­верхностном уровне это могло быть про­сто изложение практических добродетелей. Первая ступенька по этой лестнице – «чи­стая жизнь». Очевидно, что иметь чистую жизнь – это хорошо, и если это означает только это, то этого достаточно для многих.

Но мы поощряем поиски более глубокие. Что подразумевается под «чистотой»? В том ли дело, что на рубашке, которую мы носим, нет оттенка или пятен? Пол в нашем доме чистый от пыли? Это, безусловно, аспект чистоты, но есть ли что-то еще?

Какие элементы наиболее важны? Есть другая одежда, которую мы носим, и жили­ща, в которых мы живем, – личность, – кото­рая также может стать нечистой. Возможно, что указывается нам в этом направлении. Какие мысли и эмоциональные состояния мы развиваем и позволяем себе в этом ку­паться? В какой степени мы наслаждаемся сообщениями новостей о различных бедах на Земле? Насколько они нам мешают? Чему мы позволяем проникать в наше со­знание, что либо загрязняет его, либо очи­щает? Чистая жизнь – это больше, чем на­бор привычек.

Вторая ступенька – «открытость». Что значит быть открытым? Какие характери­стики открытости? Мы думаем, что у нас есть разум – «мой разум», отдельный и не­зависимый от всех остальных умов. Но спо­собность вообще мыслить проистекает из универсального разума, присутствующего повсюду, внутри которого существует беско­нечное количество центров осознания. Мы идентифицируем и претендуем на малень­кий уголок этого универсального разума и называем его «моим». Это природа и каче­ство закрытого ума.

В своей «Диаграмме медитации» Е.П.Б. начинает с обращения к непредвзятому уму. Она говорит, самое первое, что мы должны сделать, – это представить себе Единство.

По крайней мере, на концептуальном уровне нам советуют приложить усилия, чтобы понять значение Единства – Един­ства, взаимозависимости,   нерозобщенности. Без этого основания мы не движемся к подлинной медитации. Открытость – это понимание Единства, выходящее за рамки чисто интеллектуального.

Нам не нужно защищать наше сознание от расширения, углубления осознания или от противоположных точек зрения. Откры­тость – это не просто способность читать идеи коммунистов наряду с консерваторами или отвечать на вопросы молодых людей, а также тех, кто старше и более опытен. Быть открытым – значит быть свободным от со­противления опыту, который выводит нас за пределы, которые мы приняли и наложили на себя.

Следующая ступенька Золотой лестни­цы – «чистое сердце». Непорочность и чи­стота кажутся похожими. При нормальном мышлении, когда мы очищаем что-то до­статочно, мы можем назвать это «чистым». Чистота, вероятно, не имеет ничего общего с чистотой, за исключением того, когда, как мы становимся чистыми, мы начинаем ощу­щать чистоту. Чистота – это действитель­но беспримесное состояние, а не смешан­ное. В чистом золоте нет ничего другого, и потому что все другие элементы, которые объединены в нечистых вещах, уменьшают особое качество, которое раскрывает чисто­та. Например, с чистым золотом мы можем взять его кусок размером с монету и забить его таким тонким молотком, чтобы он мог покрыть пол комнаты; с нечистым золотом это было бы невозможно. Чистое золото не тускнеет; электричество беспрерывно про­текает через чистое золото.

Это несколько неполных мыслей о дан­ных нам учениях. То, что они выражены та­ким образом, что они действенны на любом уровне, на котором мы находимся, явля­ется признаком великой мудрости людей, которые их передали. Независимо от того, являемся ли мы новичками или зрелыми практикующими, эти учения кормят нас на уровне наших потребностей. Наша часть процесса – осознавать, что они безгранич­ны. Хотя возможно легко получить удовлет­ворение от крошек, которые мы способны переварить в данный момент, но наша роль заключается в том, чтобы возвыситься, по­пытаться взглянуть более глубоко.

Мы неизменно обнаруживаем, что когда что-то открывается внутри нас, те же самые учения говорят с нами совершенно по-раз­ному; в этом их прелесть. Это бесконечный путь, и нас постоянно поддерживают на ка­ждом шагу.

Журнал Теософ, август 2020 Перевод О. Прохоренко-Дученко

Тим Бойд

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.