Ч. Ледбитер (при участии А. Безант)

БЕСЕДЫ О ПУТИ ОККУЛЬТИЗМА

Том II

Комментарии к Голосу Безмолвия

Фрагмент I

ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ

Глава 11

ОДНА ДОРОГА

«Лишь одна стезя ведет на Путь; лишь на самом конце его может быть услышан Голос Безмолвия. Лестница, по которой поднимается соискатель, построена из ступеней страдания и боли; утешить их может лишь голос праведности. Горе же тебе, ученик, если ты не оставил порок, хотя бы один. Ибо тогда лестница подломится и низвергнет тебя, а подножие её — в глубоком болоте твоих грехов и заблуждений, и прежде чем ты сможешь попытаться перейти эту широкую пропасть материи, ты должен омыть свои ноги в водах отречения. Опасайся, чтобы не ставить на нижнюю ступень ногу, которая ещё в грязи. Горе тому, кто осмелится нечистыми ногами осквернить хотя бы единую ступень. Вонючая и липкая грязь засохнет, приклеится к его стопам и пригвоздит его ноги на месте; и, подобно птице, пойманной в коварные силки птицелова, он будет удержан от дальнейшего продвижения. Пороки его примут образы и повлекут его вниз. Его грехи поднимут голоса свои подобно шакалам, хохочущим и рыдающим после заката солнца; мысли его станут ратью, которая захватит его и уведет плененным рабом».

В книге «Учителя и путь» мы увидели, что есть четыре пути, ведущих к началу пути испытания: можно прийти к нему благодаря общению с теми, кто уже на Пути; глубокой мыслью; слушанием и чтением священного слова; а также практикой добродетели. Затем, на пути испытания, нужно достичь четырёх необходимых качеств, последнее из которых определено в «У ног Учителя» как Любовь, и без которого остальные качества окажутся бесполезными.* Это-то и есть единственная дорога, выводящая на собственно сам путь — стезя любви, бескорыстия в мысли, слове и действии.

__________
* Ч. Ледбитер, «Учителя и путь», глава IV; A. Besant, C.W. Leadbeater, «Talks on the path of occultism», vol.1, A commentary on «At the feet of the Master».

Все старые эгоистические привычки ума и тела должны быть преодолены положительной добродетелью. Здесь недостаточно пассивной доброты или воздержания от неправильных действий; добродетель здесь нужно понимать в её первоначальном значении. Добродетели — формы силы души. Когда душа станет преобладать над жизнью личности, то будет видно, что эта жизнь полна добродетели. Тем временем великая битва станет уже необходима. В очень многих случаях кандидату на вступление на Путь придётся призвать всю свою решимость, чтобы полностью искоренить любой недостаток, происходящий от эгоизма, который он сможет отыскать в себе в ходе своего ежедневного самоисследования. Лучше всего это делать, представляя сцену, в которой выявился недостаток, а затем перестроить её в воображении так, чтобы проявилась соответствующая добродетель. Затем на этом можно немного задержаться и принять решение, что отныне при подобных обстоятельствах будет выражаться добродетель, а не порок.

Иногда бывает очень трудно преодолеть привычные недостатки; отсюда частое упоминание страдания и боли. Например, для пьяницы это огромное страдание — сопротивляться желанию выпить «ещё лишь одну, последнюю рюмку». Но если он крепко держится своего решения никогда, ни разу, больше не пить крепких напитков, то со временем страдание исчезнет, и он познает более высокий тип удовольствия, чем то, что он получал от алкогольных стимуляторов. В точности то же самое с нечистыми или эгоистичными мыслями и эмоциями — многие люди терпят неудачу именно потому что задерживаются на недостойной мысли «лишь ещё разок». А именно её-то и нужно бросить и отказаться давать ей приют в своём уме. Избавляться от своих недостатков людям часто приходится ценой огромных ударов по своей гордости. Во всех этих случаях огромную пользу окажет скромность, потому что благодаря ей люди приобретают охоту изменить себя.

Тем не менее, есть многие, чья жизнь уже достаточно очищена, и они уже почти или совсем не чувствуют этой боли. Фактически даже предполагали, что в этом высказывании Арьяасанга преувеличил страдания. Это не так, но он выразил это в крайних терминах, чтобы ни с кем не случилось так, чтобы он встретил страдания на Пути, ожидая противоположного. Он должен быть готов заплатить пошлину прошлому, встретить страдание, которое там есть, и практикой добродетели положить ему конец навсегда. Здесь мы можем вспомнить ободряющие слова Бхагавад-гиты: «И если ты даже величайший из грешников, на ладье мудрости ты всё же переплывешь пучину греха. Как огонь превращает в пепел топливо, так и огонь мудрости сжигает все кармы дотла». И ещё: «Никогда практикующий праведность не пойдет по пути горя».*

__________
* Бхагавад-гита, IV, 36–37 и VI, 40.

Необходимость избавления от пороков в самом начале подчёркивалась во всех системах йоги, как упоминалось ранее. Только когда добродетели основательно утвердились в характере ученика, ему можно позволить перейти на следующие этапы пути, включая позы, дыхательные практики, контроль над чувствами и медитацию. Причина этого требования в том, что по мере продвижения ученика по Пути силы его воли и мысли становятся мощнее, чем когда либо ранее, и наступит время, когда его Я станет вливать свою энергию в тело. Если в теле тогда ещё будут остатки какого-либо порока, эта энергия придаст ему новую силу, так что падение кандидата будет куда значительнее, чем что-либо из того, что могло произойти с тем, кто ещё не так далеко продвинулся. Силы — это силы, будь то к добру или ко злу, так что стремящийся должен очиститься, прежде чем искать их, чтобы не повредить другим и себе. На Пути есть одно место, сразу после второго посвящения, где опасность — самая большая из всех, особенно от греха гордыни, как было подробно объяснено в XI главе книги «Учителя и путь».

«Убей свои желания, лану, обессиль свои пороки ранее, чем предпримешь первый шаг серьёзного путешествия.

Удуши свои грехи, сделай их навеки безгласными, прежде чем поднимешь ногу, чтобы взобраться на лестницу.

Утихомирь свои мысли и держи всё внимание на своём Учителе, которого ты еще не видишь, но которого уже чувствуешь.

Слей свои чувства в одно, если хочешь быть в безопасности от врага. Ведь лишь этим чувством, скрытым в пустоте твоего мозга, перед смутным взором твоей души открывается крутой путь, ведущий к твоему Учителю.»

То, что Арьяасанга повторяет предписание избавиться от желаний и пороков, показывает важность, которую он придавал этой части работы. Не только все недостатки в необычайной мере усиливаются с развитием сил кандидата, но увеличивается также и ответственность, и он оказывается в состоянии создать гораздо больше кармы, чем раньше.

Шестое чувство, ум, имеет свой физический орган в мозге. Люди обычно не применяют его, когда сталкиваются с разными вещами и опытами жизни. Они слишком много живут в своих астральных телах. Им «нравятся» одни вещи и «не нравятся» другие без всякого рационального основания, без рассмотрения того, что это за вещи, хорошие они в действительности или плохие, полезные или бесполезные. Конечно, такой подход не годится тому, кто хочет вступить на оккультный путь. Он должен рассмотреть все вещи бесстрастно и переоценить их соответственно их полезности для души.

В мозгу также есть органы, посредством которых может осуществляться прямое восприятие вещей, находящихся за пределами достижения физических чувств. Гипофиз — это связующее звено между физическим и астральным телом, и так далее. В той же полости мозга, но несколько дальше назад, находится шишковидная железа, которая соединена непосредственно с ментальным телом и служит для того, чтобы переносить впечатления с ментального плана. Некоторые люди сначала развивают гипофиз, а некоторые — шишковидную железу; каждый должен следовать методу, предписанному его собственным гуру.

«Долог и утомителен путь перед тобой, о ученик. Одна единственная мысль об оставленном позади прошлом потянет тебя вниз, и сызнова придется начинать тебе подъем.

Убей в себе все воспоминания о прежних переживаниях. Не оглядывайся назад, иначе ты пропал.»

Снова мы обнаруживаем, что Арьяасанга подчёркивает худший аспект дела, так что никто не найдёт путь более тяжёлым, чем он думал о нём перед вступлением на него. Этот путь сравнительно не так долог, если учесть, что это только последние 14 жизней в последовательности из многих сотен или даже тысяч. Именно столько обычно проходит между первым и пятым посвящениями; более того, во многих случаях работа этих 14 жизней совершается всего лишь за несколько, прожитых последовательно, без проводимых в дэвачане промежутков, что делает это время действительно коротким.

Верно, что «на протяжении всего пути дорога вьётся в гору», но не обязательно она должна быть изнурительной. Путешествие утомительно только когда думаешь о цели. Студент, поступивший в колледж, найдёт три или четыре года обучения очень утомительными, если будет думать только о получении диплома и выходе с ним в мир, а учёбой интересоваться по-настоящему не будет. Но если он распланировал свою работу, которая естественно приведёт его к диплому, если будет проводиться правильно, и если он действительно интересуется изучаемыми предметами, тогда он забудет о лежащих впереди годах и замечательно проведёт время. Так и на Пути полно интересной работы для ума и сердца, и для того, кто найдёт её таковой, путь станет короче, причём фактически, а не только по ощущению, чем для того, кто заботится лишь о достижении некой предписанной цели.

То же самое и с медитацией; некоторые вправду считают её утомительным делом, но всё же продолжают то же самое ради результатов. Другие находят, что в ней полно интересного, и потому много от неё приобретают. Так что пусть кандидат не думает о собственном прогрессе на Пути; пусть он, как часто рекомендуют, забудет о себе и работает для мира, а его прогресс сам о себе позаботится. Самоисследование и самотренировка необходимы, но это подобно лишь подготовке и смазыванию машины; это не должно занимать много времени, работа — вот что важно.

Верно, что иногда люди находят необходимым поначалу заставлять себя продвигаться по некоторым направлениям работы, мысли или медитации, за которые, как они чувствуют, им следует взяться. Очень хорошо, приступайте к скучной задаче, если она таковой представляется, и если мотив чист, вы скоро обнаружите, что скука отступит, возникнет новый интерес и работа станет полной радости.

Утверждение, что лишь одна только мысль о прошлом может потянуть кандидата назад к земле конечно заставит обождать всякого, кто предполагает вступить на Путь, и всё же не хочет бросить какой-нибудь свой любимый порок, каким бы пустячным он ни был. Не столько действие, сколько мысль тянет человека вниз. Е.П. Блаватская в «Тайной доктрине» говорит:

«Чистота ума гораздо важнее чистоты тела… Мог быть совершён поступок, которому было уделено мало внимания или совсем никакого, и это имеет сравнительно малую важность. Но если о нём думали, постоянно возвращались к нему в уме, эффект может быть в тысячу раз больше. Мысли надо держать в чистоте».*

Я вспоминаю историю о полковнике Олкотте, которая иллюстрирует этот момент. Однажды к нему пришёл молодой человек, который хотел жить высшей жизнью и спросил, должен ли он бросить курить. Полковник ответил: «Ну, если вы не можете, вы должны, но если можете, вы в этом не нуждаетесь». Конечно же сила воли и чистота мысли имеют первостепенную важность, и без них не будет прогресса, как бы ни было чисто тело, и Олкотт очень удачно подчеркнул этот факт. Но можно также добавить, что курение — грязная привычка; оно портит тела и часто причиняет много дискомфорта и раздражения другим. Физически самое худшее из грязного эгоизма этой привычки в том, что дым пропитывается слюной и затем посылается наружу и попадает в лёгкие других людей. То, что нам часто приходится вдыхать обработанный таким образом дым — отвратительная черта современной жизни.

О воздействии мысли о качестве, принадлежащем прошлому, Блаватская также говорит:

«Ученик должен стеречь свои мысли. Пять минут мысли могут свести на нет труды пяти лет, и хотя второй раз их удастся проделать за меньшее время, всё же время будет потеряно».**

__________
* «Тайная доктрина», т. III, с. 570.
** Там же, с. 573.

Нужно различать мысль, которая является лишь плавающей формой, вошедшей в ум, и собственно мыслью, которая есть намеренный акт. Именно последний может натворить так много вреда. Недостойная мысль может заплыть в ум, но если на ней не задерживаться, не поощрять и не подкреплять её, вреда будет немного.

То, что упавший таким образом может быстро встать снова, ободряет. Древнегреческая аллегория, в которой побеждённый герой каждый раз, когда он падает на землю, приобретает от неё силу, приложима и к человеку. Лучше бы конечно выиграть битву сразу и не падая, но во всяком случае, в конечном счёте ему суждена победа. Разумный и усердный ученик может научиться многому и без горького опыта, так же, как можно понять, что огонь горяч, не суя в него руку, но всё необходимое так или иначе будет усвоено — тем или иным путём.

«Не верь, что вожделение можно уничтожить, пока питаешь и удовлетворяешь его; ведь это — отвратительная ложь, внушаемая Марой. Это питанием порок ширится и разрастается в силу, как червь, жиреющий в сердце цветка.

Роза должна снова стать бутоном от родного стебля, пока паразит не съел её сердцевину и не выпил её жизненный сок.

Золотое древо выпускает драгоценные бутоны прежде, чем ствол его увянет от бури.

Ученик должен вернуть утерянное им детское состояние, прежде чем первый звук сможет коснуться его уха.»

Сэр Эдвин Арнольд говорит о Маре, как он понимается буддистами, в сильных и живописных образах в связи с искушением, которое прошёл Будда перед своим просветлением:

И только под Бодхи воссел наш учитель, 
Сгустилася ночь, и Мара,
Царь мрака, узнал, что пришёл искупитель,
Светильник любви и добра.
Он созвал к себе всех подвластных собратий,
Из бездн и ущелий. На зов
Примчалися Тришна, Рага и Арати
С толпою презренных рабов:
Невежество, низкие похоти, страсти,
Отродия мрака и зла,
Слетелись, чтоб всеми орудьями власти
Разрушить святые дела.*

__________
* «Свет Азии», книга VI.

Всё же Блаватская замечает: «Но Мара также бессознательный ускоритель рождения Духовного». Сопротивление, которое Мара оказывает стремящемуся, позволяет ему развивать свою стойкость. Атлет может гораздо легче поднимать руки без гантелей, чем с ними, но тогда он не разовьёт так быстро ту же силу, если вообще разовьёт. То, что злу находится применение для добра, однажды показал своим замечанием один очень духовный человек, принявший высокое посвящение. Незадолго до этого он подвергался ужасной травле, и важная работа, которой он посвятил свою жизнь, была испорчена. Однажды некто обратился к нему с сочувственными словами, которые были совершенно излишни, так как он сказал: «Фактически, я в долгу у этих людей, которые пытались повредить мне, и я должен быть благодарен им, хотя тогда я этого и не сознавал: ведь без их помощи я бы не прошёл этого посвящения». Обычный человек был бы полон гнева или впал бы в депрессию, но в таком человеке, как этот, Мара вызывает в той же степени лишь любящую печаль или сострадание. Так даже величайший враг может стать нашим другом за то время, пока мы поблизости с ним.

Конечно, не незнание, а невинность детства требуется для подлинного духовного прогресса. Обычная доброта — это ещё не прогресс, а подготовительное очищение. Прогресс — это развитие Я на его собственном плане, которое, проявляясь в личности, выглядит как сила характера — в воле, любви и мысли. Из трёх стадий отношения ученика со своим учителем как раз третья и высшая содержит в себе идею о детстве, ибо первая — это ученик на испытании, вторая — принятый ученик, а третья — сын учителя.

Конец одиннадцатой части

Глава 1. Предисловие (размещено 29 января 2020г.)

Глава 2. Высшие и низшие сиддхи (размещено 10 февраля 2020г.)

Глава 3. Убийца реального (размещено 10 марта 2020г.)

Глава 4. Реальное и нереальное (размещено 30 марта 2020г.)

Глава 5. Предупреждающий голос (размещено 13 апреля 2020г.)

Глава 6. Я и Все – Я (размещено 11 мая 2020г.)

Глава 7. Три чертого (размещено 29 мая 2020г.)

Глава 8. Матерь Мира (размещено 25 июня 2020г.)

Глава 9. Семь звуков (размещено 12 июля 2020г.)

Глава 10. Стань Путем (размещено 30 июля 2020г.)

Глава 11. Одна дорога (размещено 26 августа 2020г.)

Глава 12. Последние шаги (размещено 7 сентября 2020г.)

Глава 13. Цель (размещено 21 сентября 2020г.)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.