«Голос Безмолвия» – собственно путь!

Дорогие друзья!

Пришло время и в этом году члены теософского отделения «Лайя», город Кропивницкий, взяли замечательную книгу Елены Петровны Блаватской «Голос Безмолвия» для глубокого изучения не через лекции или простое зачитывание текста, а через проведение «круглых столов», на которых мы разбирали, уточняли, обсуждали, вникали в каждый абзац великой работы нашей соотечественницы.

Это была настоящая школа. В ней приняли участие все без исключения члены нашего Отделения. В результате, у нас возникло обобщение, в котором зафиксирован Главный смысл «Голоса Безмолвия», его Главная Цель.

Сегодня, в день Вестника Света, я хочу рассказать вам об этом труде, несущем Свет всему человечеству. Это о нём Далай Лама XIV сказал, что он «оказал самое сильное влияние на многих людей мира», а Панчел Лама IX в предисловии к Юбилейному изданию «Голоса Безмолвия» написал: «… Побуждайте все существа ступить на этот Путь!».

Думаю, что другого призыва и не может быть, потому что «Голос Безмолвия – собственно Путь!».

Высоко оценил идеи Елены Петровны Блаватской в литературном искусстве Лев Николаевич Толстой, который выписывал изречения из книги «Голос Безмолвия», подаренной ему в 1889 году лично автором, и которые использовал затем в своих напутствиях. Вот только одно из них:

«Если ты хочешь постигнуть познания Всеобъемлющего «Я», то ты должен, прежде всего, узнать самого себя. Для того, чтобы познать самого себя, ты должен пожертвовать своим «я» Всемирному «Я»; и жертвуй своей жизнью, если ты хочешь жить в духе. Удаляй свои мысли от внешних вещей всего, что представляется извне. Старайся отдалить от себя возникающие образы с тем, чтобы они не кидали тёмной тени на твою душу» (Цитата из книги Л. Н. Толстого «На каждый день», куда он заносил изречения из книг «Голос Безмолвия», «Два Пути» и «Семь Врат», подаренных ему лично Е. П. Блаватской в 1889 году).

А сейчас, прежде, чем мы  услышим настоящий «Голос Безмолвия» и узнаем Цель Его звучания, давайте кратко вспомним историю появления этого замечательного труда Е.П. Блаватской в теософской литературе.

В своём предисловии к этой книге Елена Петровна даёт кое-какую информацию о её происхождении. Например, она говорит: «Последние страницы к «Голосу Безмолвия» извлечены из «Книги Золотых Правил», одного из произведений, которые на Востоке вручаются ученикам мистических школ. Знание их обязательно и для той школы, учения которой приняты теософами.  Так как я знаю часть этих изречений наизусть, перевести их было для меня сравнительно нетрудно», – пишет Елена Петровна.

И далее она сообщает: «Источник, из которого я перевела предлагаемые  три отрывка, принадлежит к той же серии. откуда взяты строфы «Книги Дзиан», послужившие основой для «Тайной Доктрины».

Мне кажется, вы уже догадались, о каких трёх отрывках идёт речь. Конечно, первый отрывок или Фрагмент  – это «Голос Безмолвия», второй – «Два Пути», третий – «Семь Врат».

Чарльз Ледбитер в своей книге «Беседы о Пути Оккультизма» относительно этих трёх отрывков пишет: «Нет ничего, что показывало бы, что эти Три Фрагмента как-то особо связаны друг с другом. Они во всех отношениях представляют собой три отдельные книги, разбирающие один и тот же предмет в очень похожей манере. Каждый отрывок не обязательно является продолжением Первого – «Голоса Безмолвия», и в то же время всё же является им». И в дальнейшем мы в этом убедимся.

Но мы возвращаемся к Первому Фрагменту – «Голосу Безмолвия». Именно Чарльз Ледбитер при участии Анни Безант, которая в то время была Президентом Международного Теософского Общества, занялся исследованием вопроса авторства «Книги Золотых Правил». В своих комментариях к «Голосу Безмолвия» он рассказывает, что в разных биографиях Е. П. Блаватской отмечается, что она провела три года в Тибете, а также то, что ею в своё время была предпринята неудачная попытка проникнуть в эту загадочную страну. В одно из таких посещений она, по-видимому, – указывает Ледбитер, – на довольно значительное время останавливалась в одном монастыре в Гималаях, настоятелем которого в то время был ученик Учителя Мории.

«Это место скорее находится в Непале, – пишет Ч. Ледбитер, -нежели в Тибете, хотя трудно быть в этом уверенным. Там Елена Петровна училась с великим прилежанием, а также приобрела значительное психическое развитие, и именно в этот период она выучила наизусть 39 из 90 разных трактатов, о которых упоминает в предисловии к «Голосу Безмолвия». Для учеников того конкретного монастыря знание их обязательно, и книга, из которой они взяты, считается там имеющей исключительную важность и святость».

Этот монастырь очень древний. Он был основан в первых веках нашей эры великим проповедником и реформатором Буддизма Арьясангой.  Арьясангу датируют примерно тысячелетием позже Будды, но не позднее, чем VII век нашей эры. В Теософском обществе Арьясанга известен как особенно добрый, терпеливый и всегда готовый помочь наставник , Учитель Джуал Кхул. В той жизни, – пишет Ч. Ледбитер, – когда он был Арьясангой, в ходе одного из своих миссионерских путешествий он прибыл в этот гималайский монастырь и поселился там. Он оставался там обучая монахов… Среди прочих оставшихся от него реликвий сохраняется книга, к которой относятся с величайшим почтением, и это есть то самое писание, которое Е. П. Блаватская упоминает как «Книгу Золотых Правил». В неё входят выше названные Три Фрагмента, о которых говорится у Блаватской».

Такова без многих подробностей и уточнений история возникновения или появления книги «Голос Безмолвия».

Почему Елена Петровна Блаватская обратила внимание именно на эти три отрывка, и в первую очередь, на Первый Фрагмент «Голос Безмолвия»? Какова Его Цель? Изучив этот Фрагмент, можно сказать, что Цель «Голоса Безмолвия» показать человеку, ставшему на Путь Ученичества, Ступени Восхождения к четвёртому Посвящению и познанию, таким образом, своего Высшего «Я». На этой стадии человек, или кандидат в ученики Учителей, становится Архатом. Здесь его сознание поднимается до седьмого принципа и начинает действовать на атмическом или нирваническом плане. И тогда человек готов начать своё дальнейшее восхождение, готовясь к Пятому Посвящению – достижению уровня Адепта Асекха. Асекха – тот, кому уже нечему учиться (это относится к нашей планетной цепи)..

В целом Арьясанга в «Книге Золотых Правил» старается убедить ученика следовать Высшему Пути Отречения и не принимать покой Нирваны. Но, Елена Петровна остановила свой взор на срединном Пути Восхождения к своему Высшему «Я», именно на достижении уровня архатства. Она говорила, что остановка на пороге Нирваны не означает, что в неё входят, тем самым покидая низшие планы. Тот, кто остаётся, владеет в полной мере высшим сознанием, но также сохраняет сознание вплоть до физического плана и таким образом может работать на любом плане, на каком потребуется, и может продолжать помогать каждому, кто готов идти по Пути к Высшему Божественному «Я». Здесь можно упомянуть высказывание Е. П. Блаватской о том, что когда нужно построить здание, сначала должен быть заложен фундамент. Будучи скрыт от взгляда, он не влияет на внешний вид здания, но именно на нём всё держится. Так и на Пути Ученичества: достижение архатства станет фундаментом, и благодаря его огромному магнетизму Архат поведёт тысячи людей по Пути к Высшему.

«Голос Безмолвия» и был предназначен для тех, кто желает следовать этому направлению работы и кто стремится работать для помощи миру вместе с дэвами.

Почему, всё же, акцентируется внимание на достижении уровня Архата, а не Адепта асекха? По этому поводу Чарльз Ледбитер  пишет следующее: «В настоящее время в воплощении не так много «я», готовых для особого обучения и тренировки и будет, например, мало толку искать среди лондонского Ист – энда людей, готовых стать учениками Учителей. Однако со временем, количество требующих внимания будет очень быстро расти, и через несколько сотен лет понадобится много Архатов, готовых их учить. Таким образом, будет нужно большое количество помощников, чтобы продолжать работу на Земле».

Для Архата открыта возможность больше не принимать физических рождений, если он так решит. Но наши Учителя всё же хотели бы ради того, чтобы помогать другим даже ценой неприятностей или потерь для себя, чтобы ради пользы для Общего Дела, каждый Архат продолжал принимать рождения.

«Жить для блага человечества – это первый шаг.  Достичь блаженства Нирваны, но отречься от него – это заключительный шаг, высочайший на Пути Отречения», – читаем в «Голосе Безмолвия».

«На нынешней стадии эволюции, достигшие уровня Архата очень редки, – говорит Ч. Ледбитер в своих комментариях ко Второму Фрагменту «Книги Золотых Правил» – «Два Пути». Потому что для достижения Четвёртого Посвящения кандидату необходимо пройти через величайшие испытания и только спустившись в самые глубины тьмы, можно приобрести те качества, которые требуются кандидату для этого посвящения.

И здесь можно сказать, что книга «Два Пути» является как бы продолжением «Голоса Безмолвия», ибо в ней мы читаем:

«О лану, никто не становится Архатом в том рождении, в котором впервые устремился к конечному освобождению. И всё же, о стремящийся, ни одному воину, добровольно вступающему в яростную битву между живым и мёртвым, ни одному новобранцу не может быть отказано в праве вступить на путь, ведущий к полю битвы. Ибо он должен либо победить, либо пасть.

Если победит – воистину он достигнет нирваны. Но ранее, чем сбросит он свою смертную тень, смертную оболочку, чреватую болью и беспредельными страданиями, люди признают в нём великого и святого будду.

Если он падёт, даже тогда это будет не зря; враги, сокрушённые им в последней битве, уже не вернутся к жизни в следующем его рождении».

Е. П. Блаватская интерпретировала эту борьбу между Высшим «Я и низшим личностным «я», которых можно считать живым и мёртвым. Перед теми, кто действительно хочет приблизиться к оккультному пути, дверь никогда не закрывается. Путь открыт всем и везде, независимо от расы, веры, пола, касты или цвета кожи, всякому, кто живёт Жизнью, которая предписана на Пути.

Так какая же Жизнь предписана тому, кто стал на Путь Ученичества, чтобы достичь Четвёртого Посвящения и стать Архатом?

Прежде всего, кандидату необходимо очень чётко усвоить «наставления», данные Е. П. Блаватской в самом начале «Голоса Безмолвия» об опасностях низших сиддхи, которые она относит к «низшим, грубым  психическим и ментальным энергиям».  Именно они создают для кандидата следующие три главные опасности:

  • Первейшая опасность – гордость, которая вызывает чувство превосходства над своими собратьями. Такой человек готов считать, что он избран Всевышним для некой миссии мировой важности и равных ему нет.
  • Вторая опасность, и, пожалуй, самая большая из всех, – это невежество. Из-за недостатка обычных научных знаний человек часто совершенно неверно понимает то, ‘что ‘его способности позволяют воспринять, а потому может проповедовать грубейшие нелепости.
  • Третья опасность – это опасность нечистоты. Человек нечистой жизни или корыстных мотивов, неизбежно притягивает к себе всё, что есть худшего в невидимом мире, который так тесно нас окружает, и силам добра вряд ли возможно произвести на него какое-нибудь впечатление.

Следующее «наставление» «Голоса Безмолвия» ученику, который  идёт по Восходящему Пути: он должен убить Великого Убийцу Реального. Этим Убийцем является Ум. Ведь через него человек не видит никакой предмет таким, каков он на самом деле есть. Он видит только образы, которые в состоянии из него сделать, и всё для него неизбежно окрашивается этими мыслеформами, созданными им самим. Ученик должен победить это; он должен «убить убийцу». Он, конечно, не должен разрушить свой ум, потому что не сможет работать без него, но он должен овладеть им; ум – его, но ум не он сам, хотя и пытается заставить его думать так. Лучший способ преодолеть блуждание ума – применить Волю.

Дело каждого кандидата идти по Пути к познанию своего Высшего «Я» с тем, чтобы делать то, чего хочет его Божественное «Я» и быть полностью готовым , если понадобится, охотно умереть, служа ему. Но в «Голосе Безмолвия» уже с предупреждением сказано: «Чтобы по Пути идти, ты должен, о, ученик, сам стать Путём самим».

Что означает фраза «стать Путём самим»? Елена Петровна объясняет: «Этот Путь упоминается во всех мистических творениях. … когда сей Путь осознан, … движешься ли ты к рассвету востока или покоям запада, странствие по этому Пути происходит без движения. На этом Пути, куда бы ты ни шёл, этим местом становишься ты сам. Ты есть Путь – говорит Учитель ученику…».

Дорога, которая ведёт по Пути к познанию своего Высшего «Я» – одна, через совершенствование своей внутренней природы, то есть через совершенствование своей иллюзорной личности, через взращивание своего Божественного зерна. В каждом человеке есть семя уникальности, но оно погребено в твёрдой почве нашей природы. Эта почва должна быть изменена, размягчена, очищена. Каким образом? Возможно, самый простой способ понять общую идею – это помнить, что человек есть душа. Именно она, человеческая душа, человеческое «я» соединено с Высшим «Я» серебряной нитью, которая является эмблемой чистоты. Чтобы не разорвать эту нить, и уверенно двигаться по Пути к своей цели, каждому из нас следует осознать, что нам необходимо, пусть пока понемногу, но всё же поворачиваться спиной к внешнему, к земному материальному миру, а лицом – к божественному, первоисточнику. И, тем самым, мы сможем уверенно идти по Пути человеческой стадии эволюции и успешно завершить её.

В «Голосе Безмолвия» читаем:  «Если к суматохе мира распускающаяся душа твоя; если она откликается на гремящий голос великой иллюзии, если, устрашённая видом горючих слёз боли, оглушённая воплями бедствий, она подобно пугливой черепахе отступает под панцирь самости, узнай, ученик: твоя душа недостойное вместилище своего безмолвного бога – Высшего «Я». Когда, став сильнее твоя душа выступит из своего безопасного убежища и, вырвавшись из защищавшего её ковчега, протянет свою серебряную нить и устремится вперёд; то если узрев своё отражение на волнах пространства, она шепнёт: «это я», узнай, ученик, что душа твоя захвачена в паутину заблуждения…». Каждый, кто стаёт на Путь Ученичества, знает и понимает, что только Закон Перевоплощения поможет человеческой душе освободиться от «паутины заблуждения» – заблуждения личного существования. Душа, а не личность, воплощается много раз ради получения опыта, и благодаря этому каждая душа станет не просто гением в какой-то области человеческой мысли или работы, но совершенным человеком, готовым к полной сознательной божественности, готовым увидеть своё Высшее «Я», увидеть Путь  достижения и познания его.

Это – Путь эволюции, на котором эволюционирующая Душа должна сбросить десять оков, которые являются помехой для её восхождения. На эти десять оков указывает Гаутама Будда в Восьмеричном Благородном Пути, Анни Безант в книгах «Древняя Мудрость» и «Ученичество на Пути», Чарльз Ледбитер в работе «Невидимые помощники».

Первая и самая главная из оков, которая преграждает Душе Путь к своему Высшему «Я» – ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОГО «Я». Сознание своей самости, которое будучи  связано с личностью, есть не что иное, как иллюзия, от которой необходимо отделаться  при вступлении на восходящий Путь. И если мы даже не хотим иметь слабую и неопределённую личность в этом материальном мире, всё же, какой бы хорошей она не была, мы не должны считать её собой. Мы должны всегда быть в состоянии пользоваться всей нашей прирождённой силой Воли, силой Любви и силой Мысли, используя свою личность для наших целей, для духовной жизни в несовершенном мире, для того, чтобы продолжать свою работу не для себя любимого, а для других, для человечества.

Елена Петровна в «Голосе Безмолвия» говорит: «Эта земля, о, ученик, чертог печали, где по всему пути тяжких испытаний расставлены западни, чтобы изловить твоё Высшее «Я» заблуждением, именуемым великой ересью аттавады». Как раз такой «западнёй» можно назвать вторую окову – СОМНЕНИЕ, от которого должен освободиться человек. Теософия учит нас, что сомнение может быть устранено только знанием и применением на практике в жизни каждого дня законов о Единстве Всего Сущего, о Карме и Перевоплощении; оно, то есть СОМНЕНИЕ, может быть также устранено уверенностью в существовании Великих Учителей, которые наблюдают, контролируют и направляют эволюцию человечества нашей планеты Земля в частности, и нашей Солнечной Системы в целом. Гималайские Братья – это и есть Божественное зерно в Теософском Обществе, которое мы должны лелеять, беречь, растить нашим пониманием, уважением, почитанием и преданностью их делу.

Третья окова, от которой  нужно избавиться – СУЕВЕРИЕ. Оно заключает в себе все неразумные или ложные верования, ставит, например, очищение сердца в зависимость от внешних обрядов и церемоний какой-либо религии, приводит к непониманию большинством людей истинных религиозных обрядов в духовной жизни человека. Чтобы сбросить с себя эту окову, нужно полагаться только на себя, нужно постоянно учиться и тогда мы сможем понять, что только глубокие знания спасут нас от ошибок. И чтобы это произошло, необходимо на протяжении своего жизненного пути «глядеть, нет, не в небо, говорит Елена Петровна, поскольку это образное выражение,- а внутрь самого себя, сосредоточив  своё внимание на своём внутреннем мире, и тогда мы поймём, что истинно, а что ложно».

Эти три препятствия органически связаны между собой в один ряд. Когда различие между Индивидуальностью и личностью будет вполне осознано, непременно появится уверенность в духовной вечности истинного Высшего «Я» и откроется возможность дальнейшего продвижения по Пути к его познанию.

Было сказано, что надо сбросить Десять оков. Три из них мы раскрыли конкретно, остальные могут быть на этот раз просто перечислены. Вот они:

  • КАМАРАГА – привязанность к чувственным удовольствиям, примером чего является земная любовь, любовь между личностями.
  • ПАТИГХА – всякая возможность ненависти или гнева.
  • РУПАРАГА – влечение к красоте формы и к существованию в форме, включая и небесный мир.
  • АРУПАРАГА – желание существования вне формы.
  • МАНО – гордость.
  • АВИДЖЖА – неведение.

И всё же, хочется вскользь остановиться на одном из этих перечисленных препятствий или оков – на РУПАРАГЕ. Потому что среди окружающих нас людей есть такие, которые только и мечтают освободиться от желания жизни на Земле, говорят, что видят себя уже на Венере, других высокоразвитых планетах, не чувствуя, что по характеру это и есть всё та же форма эгоизма. Следовательно,  и от него надо избавиться, как от низшего рода желаний. Было бы неплохо, чтобы такие желающие услышали слова Великого Духовного Учителя Шри Ауробиндо: «Божественные небеса – велики и удивительны, но гораздо более велики и более удивительны небеса внутри нас». И тогда все объекты и события примут для каждого другое значение, и проявят себя как указатели внутренних качеств, над которыми каждому следует работать, чтобы вернуться к божественной природе.

Поэтому, чтобы не позволить «Атаваде» или заблуждению изловить наше Высшее «Я», требуется только победить эгоизм своей личности и тогда перед каждым стремящимся познать Единое Вселенское «Я» откроется «лишь одна стезя на Пути. Это – стезя Любви».

Конечно, избавиться от эгоизма нелегко, потому что на пороге перехода от одной эпохи в другую будет сильнее проявляться «цепляние за личное». Е.П. Блаватская в книге «Гималайские Братья», а затем в статье «Оккультизм и оккультные искусства» сказала: «Именно в личности сосредоточен эгоизм, вернее эгоизм создаёт личность. Они взаимодействуют и усугубляют друг друга. Ибо эгоизм и есть чувство, стремящееся возвысить самовлюблённую личность. Следовательно, когда эгоизм ограничивает человека до сугубо личного, абсолютное знание невозможно, пока эгоизм не изжит.

Всё ощущение личности сводится лишь к низшим принципам, либо личность связана только с «миром форм». Следовательно, истинное «знание» можно обрести, лишь сорвав завесы Майи, созданные личностью перед безличностью Атмы.

И тогда мы увидим наше Высшее «Я » и сможем прийти к слиянию крошечного «я» со Вселенским «Я».

Именно к этому устремляет нас одна из самых замечательных книг Елены Петровны Блаватской «Голос Безмолвия», признанная во всём теософском мире, как «Собственно Путь!». Главное для каждого  – не сбиться с этого Пути!

Раиса Калашникова, г. Кропивницкий.

Выступление на Международном Дне Весника Света – 12 августа 2020 года

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.