Борис де Цирков, Теософ, март 2020
Борис М. де Цирков (1902-1981) был теософом «Пойнт Лома», редактором произведений Е.П. Блаватской и писателем. В 1981 году он получил медаль Субба Роу за огромный вклад в теософскую литературу. Выступление на 6-м, также столетнем, Всемирном конгрессе ТО Адьяра, состоявшемся в Нью-Йорке в 1975 году.
Главным лейтмотивом Теософского движения на протяжении всех веков была его универсальность. По самой природе своего послания, его задачам и идеалам оно никогда не может быть ограничено какой-либо отдельной группой людей или каким-либо одним отделом человеческой мысли. Все, что является действительно теософским, безусловно, универсально по смыслу и применению, в теории и на практике.
Мистическая сила, стоящая за движением, – это живая, динамическая энергия, пульсирующая в духовной атмосфере нашей Земли и сквозь нее. Она протекает в большей или меньшей степени через каждого бескорыстного мужчину или женщину, которые работают на духовное развитие человечества, и проявляется в мире как непрестанное влечение, бесконечное стремление к высшему знанию, улучшение характера, духовное просветление и внутренние завоевания.
Любая безличная работа в пользу Теософского движения, – которая также в пользу «великого Сироты», человечества, – является неотъемлемой частью универсальной модели и имеет прямую или косвенную поддержку Учителей и Хранителей священного знания, внимание которых привлекает только безличное служение и самозабвение.
Ученики и сотрудники Великих работают повсюду и с незапамятных времен были активными в этом универсальном деле. Знаки и вехи их деятельности могут быть прослежены и признаны в любом столетии и в каждой стране. Без их помощи и содействия, как по внутренней, так и по внешней линии, многие конструктивные движения прошлых эпох никогда бы не произошли. Еще в мировой истории, если задуматься, мы сталкиваемся с далекими и часто несколько неопределенными чертами благородных личностей, духовное величие которых навсегда зафиксировано в человеческой мысли: Зороастр, Кришна, Гермес, Орфей, Кетцалькоатль, Моисей, Эхнатон, Тальесин, и много других. Ближе к нашему времени и гораздо более определенными по своей схеме и работе являются древние школы Мистерий. Школы духовного обучения, центры посвящения, возглавляемые вдохновенными Учителями и проводниками, проливают свет на ту или иную этническую группу или цивилизацию: пещерные храмы Индии, отдаленные скиты Востока; Элевсин, Самофракия, Орфические обряды Греции; Экбатана и Эфес в Мидии; Абу-Симбел, Фивы, Карнак и Мемфис в Египте; Ниппур и Лагаш в Вавилоне; Сиппар в Ассирии; Стоунхендж в Британии; Тир и Баальбек в Финикии; Чи-чен-Ица, Тео-ти-Хуакан и Тиа-Хуанако в Америке – сколько еще в других странах?
Из них исходили потоки вдохновения, практические оккультные учения и самые благородные заповеди человеческого поведения, которые передавались другим инициированным ученикам, которые действовали как посланники во внешнем мире, временами признавались таковыми, иногда неизвестными и молчаливо работающими среди мужчин и женщин.
Как насчет неоплатонической преемственности учителей? Аммоний Саккас, Порфирий, Ямвлих, Плотин, Прокл и другие, чьи благородные философии актуальны и сегодня. А что гностики? Кем на самом деле были Маркион, Василид, Бардесан, Валентин, Менандр, Сатурнин из Антиохии, кто учил тому мистическому Гнозису, осознание которого подобно вспышке несравненного света, в котором все сразу становится понятным тем, кто не слеп? Как быть с каббалистами и алхимиками разных эпох, так и с розенкрейцерами XVII и XVIII веков, с теми малоизвестными людьми, чьи титулы и идеи были затоптаны в грязь в более поздние времена благодаря самолюбивым людям, лишенным реального знания?
Во все времена и в каждой стране работали свидетели Света, сеющие семена духовной мысли, поощряющие устремления людей, направляющие их усилия к более глубокому познанию. Мы видим их стоящими как маяки света на протяжении веков прошлого. Сияние их мыслей и их жизни становятся более заметными из-за окружающей тьмы тех дней, в которые они жили. Некоторые из них хорошо известны; некоторые другие почти неизвестны; некоторые оставили свое письменное послание для будущих поколений; другие прошли как яркие метеоры во мраке своей эпохи.
Некоторые, возможно, были прямыми учениками посвященных, работающими под их руководством; другие, возможно, были просто тронуты внутренним светом, им помогали из-за пределов видимого горизонта, но они не знали о своей истинной миссии. Многочисленны и различны те, кто продолжает работу веков!
Многие века отделяют нас от работ Пифагора и его школы, от Аполлония Тианского, Дионисия Ареопагита, алхимической мудрости Джабира, трагических усилий Императора Юлиана и мистических глубин Иоганна Скота Эриугенского, это лишь некоторые благородные маяки света.
Ибн Гвироль из Авицеброна выступает в качестве свидетеля в одиннадцатом веке; двенадцатый век видел Иоахима де Флориса и Маймонида; тринадцатый прошел с Мейстером Экхартом, Винсентом де Бове, Роджером Бэконом и Рэймондом Луллием, которые сеяли семена знания повсюду; четырнадцатый был свидетелем мученической смерти Иоанна Гуса; в пятнадцатом были Томас Кемпис и Пико делла Мирандола; шестнадцатый был внешней сценой для Парацельса, Джордано Бруно, Якоба Бёме, Корнелиуса Агриппы, Джона Ди и Конрада Гесснера и многих других; семнадцатый взрастил Спинозу, Роберта Фладда, Элиаса Эшмола; восемнадцатый произвел выдающегося Григория С. Сковороду, русского самородного оккультиста.
Более одного столетия наблюдалась смертоносная борьба между катарами, альбигойцами и манихейцами, с одной стороны, и церковной тиранией, с другой, борьба между древним светом и силой тьмы, периодическое событие в истории человечества в целом.
Современное теософское движение во всех его проявлениях является лишь самым последним звеном в этой древней цепи света, хранителем тех же учений на несколько ином языке и гребнем древней волны, которая является частью восходящей волны оккультной и духовной мысли. Организованное движение и некоторые его независимые члены являются всего лишь свидетелями существования и жизненного импульса этого внутреннего и универсального побуждения, которое соединяет все века в свое время и проявляет себя снова и снова, по мере того как эпохи истории переходят от своего сегодняшнего проявления в относительное забвение уходящего прошлого.
Размышляя о трех главных основателях современного Теософского Общества – Е.П. Блаватской, Генри С. Олькотте и Уильяме К. Джадже – было бы уместно рассматривать их и их совместную работу как клин, толкающий и знания, и силу в ткань западного материализма, усилия, которые привели к открытию новых каналов для человеческого мышления и сделали возможным для других продолжить свою работу и расширить ее. Сами они и те, кто пошел по их стопам, являются свидетелями нашей нынешней эпохи; и даже если их настоящие имена могут стать неизвестными с течением времени, их усилия и послания не исчезнут из памяти людей.
Чтобы соединить этот век и перенести его послание и усилия в следующий, Теософское Общество должно оставаться верным первоначальному импульсу столетней давности и сохранять в неприкосновенности основные учения эзотерической философии, доверенные его заботе внешними «основателями» и теми «внутренними» и гораздо более великими людьми, сотрудниками которых они были. В этом отношении у нас есть священная обязанность: нести в целости и сохранности сокровище мистических и оккультных знаний и передать его молодому поколению, среди которого будут найдены некоторые другие помощники Братства, чтобы продолжить древнюю работу.
Никто не может отрицать быстрого роста интереса среди всех типов людей к несколько менее материальным и более духовнім мыслям и идеям, которые можно наблюдать сегодня во всем мире. Этот интерес в значительной степени омрачен все еще сильным интересом к сенсационному, псевдо-оккультному, медиумистиче-скому и чудотворному аспекту Природы. Этот факт используется новым поколением мошенников, которые играют на чувствах легковерной публики и используют ее с личной целью. Все виды риши и сва-ми, аватар и тулку, самопровозглашенных посвященных и махатм рекламируют себя до тошноты и наполняют аудитории невежественными обманщиками. Преобладающее невежество большинства людей и отсутствие у них распознавания между духовным и психическим делает их легкой добычей психического обмана. Ситуация не без некоторой опасности даже для студентов-теософов, недостаточно устойчивых на основополагающих принципах наших учений и которые иногда позволяют себе сойти с пути подлинного духовного изучения в болото психической путаницы.
В эти дни психической халатности и медиумистических видений, продаваемых широкой публике огромным количеством странствующих «йогов», часто марширующих под вымышленными восточными именами и титулами, это действительно имеет первостепенное значение для любой теософской группы, а также для любого индивидуального ученика быть хорошо осведомленным о предмете теософской философии, ее учениях и постулатах, чтобы обладать пробным камнем, готовым для анализа любой идеи, которая может быть брошена им с разных сторон. Без этого тщательного обоснования в наших традиционных учениях ученик лишается того распознавания, которое необходимо в современном смешении идей.
В этом отношении многое остается нежелательным, поскольку мы наблюдаем программы различных групп в разных частях теософского мира. Некоторые из них позволяют себе стать залами для развлечения людей с запланированными предметами, которые не имеют никакого отношения к основным целям, для которых были созданы такие группы, а именно, к изучению и распространению теософии, основополагающих учений, которые сами по себе могут предоставить слушателям основную, работоспособную, этическую основу их жизни и ответить на их вопросы о смысле существования. Заниматься побочными вопросами и часами тратить драгоценное время на астрологию, нумерологию, биологическую обратную связь, церковный ритуализм, чудеса психики, сеансы исцеления, медитации и различные виды практик йоги – значит, без сомнения, создавать бессмысленную путаницу и уводить аудиторию даже от первых шагов духовного знания.
Сегодня, более чем когда-либо прежде, имеет серьезное значение и насущную необходимость предоставить людям через все наши установленные каналы или через новые, которые будут открыты, основные учения теософской философии жизни: реинкарнация и карма, двойственность человека, Божественное Я в человеке, семеричное строение вселенной, цикличность природы, различие между психическим и духовным, функция астрального света, существование совершенных людей за пределами нашей собственной стадии эволюции и наша собственная способность развиваться до этой стадии, последовательность коренных рас и кругов в истории жизни земного шара, опасности психизма, доктрина иерархий, природа состояний после смерти, а также этические принципы и заветы, которые являются основой теософской жизни.
Любая поддержка, оказываемая нами психической путанице, которая распространена в современном мире, – это поддержка учреждений, которые стремятся содействовать манипулированию психическими силами, чтобы воздействовать на разум человека и доминировать над ним тонкими способами, как на уровне личности, так и на уровне правительства. Это простая и настоящая «черная магия», то есть использование природных сил для эгоистичных целей.
Будучи всемирным движением по традиционным духовным направлениям, мы должны приложить все усилия, чтобы освободиться от этого загрязнения и быть прочно закрепленными на фундаментальной основе вековых учений, готовых в любой момент различать их и их искажение со стороны заинтересованных кругов.
В той степени, в которой организованные теософские группы или отдельные ученики позволяют себе разбавлять древние учения целым рядом квази-мистических и, в основном, псевдо-оккультных идей, продвигаемых всеми видами людей, не знающих подлинных принципов древней мудрости, у Теософского Общества сегодня существует риск постепенного растворения в истинном море псевдо-ок-культизма и, возможно, оно не переживет нынешнее столетие.
В той степени, в которой такие группы и отдельные лица избегают любых попыток со стороны других отвести свои исследования от традиционной древней мудрости и сосредоточиться на распространении принципов, полученных от первоначальных основателей и от накопленной традиции веков, они поддержат и укрепят основы современного движения, которое, без сомнения, перенесет в последующие столетия духовный импульс внешнего движения и сокровища эзотерического знания, вверенного нам.
В первом случае у Теософского Общества не будет продолжения в будущем.
В последнем случае его признание и всемирное влияние будут иметь славное будущее как духовный оплот цивилизаций, еще не рожденных. Выбор лежит прямо перед нами и требует немедленных, решительных и последовательных действий.
Маяк Света в мире материальной тьмы, сегодняшнее Теософское движение является законным преемником всех подобных усилий на протяжении неисчислимых веков прошлого, получая свою силу от одного и того же источника вдохновения, а свою жизненную силу – от огней самого Солнца.
Перевод Наталии Березанской