ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ АЛЬТРУИЗМ

Нижанковский С.В., член Теософского Общества, кандидат технических наук (г. Харьков)

 

«Высший Путь Альтруизма тесно пересекается с путем, ведущим в Царство Победителей, – Путь более быстрый, чем скачущей лошади; Эгоист, однако, не знает вовсе его»

Изысканные высказывания

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА И ТАЙНЫЕ ДОКТРИНЫ

Термин ― “альтруизм” появился в лексиконе относительно недавно, как понятие противоположное эгоизму, оно было введено основоположник социологии Огюстом Контом в 19 веке. Таким образом, он является практически сверстником Теософского общества. Тем не менее, Е.П. Блаватская отождествляла практическую теософию с альтруизмом. Это она могла сделать только потому, что несмотря на молодость самого термина, содержание духовно-нравственного принципа альтруизма – “ЖИВИ РАДИ БЛАГА ДРУГИХ” имеет древнюю и фундаментальную основу. О благих делах, как проявлении человеколюбия, мы можем узнать в учении зороастризма пророка Заратуштры, в трудах древнегреческих мыслителей и философов. Сократ, живший в 4-5 веке до н.э. утверждал, что «не брать, а отдавать, – суть нравственного закона, уравновешивающего  эгоистическую  волю  каждого  человека. И чем духовнее и душевнее человек, тем сильнее в нем желание отдавать и служить людям». Конфуций, живший практически в тоже время, но в далеком в Китае, также обращал особое внимание на принцип человеколюбия и считал, что оно для жизни нужнее, чем вода и огонь. Он писал: “Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия”. К классическому примеру альтруизма также можно отнести известную притчу Иисуса Христа, в которой раскрывается суть понятия “о ближнем” и повествуется о милосердии самарянина, оказавшему бескорыстную помощь человеку-еврею -представителю другой этнической группы и веры.

Таким образом, альтруизм проявляясь под разными именами: человеколюбия, милосердия, филантропии и благотворительности является достаточно древним и распространенным духовно-нравственным принципом, которому следовали и призывали все духовные учителя и подвижники. Исключительная важность практики альтруизма состоит в том, что она направлена на искоренение основного препятствия на Духовном Пути – эгоизма и является необходимым условием для очищения нашей души и сознания, реализации теософского принципа Братства. Наше альтруистическое поведение бывает спонтанным, либо осознанным выбором, но только осознанность может привести к более быстрой духовной самотрансформации. Поскольку, она сопровождается преодолением явных и скрытых эгоистических мотивов низшей природы. Поэтому каждый теософ стремится к расширению и углублению осознанности своей жизни, основанной на понимании универсальных законов эволюции, раскрытии в себе высших духовных принципов и развитии альтруистического сердца.

Как мы хорошо знаем, источником альтруизма является фундаментальное единство всего сущего. Причем в теософии дается сильное утверждение, что это единство являет собой не собрание разнородных взаимодействующих тел, а ОДНО ЦЕЛОЕ – целостность и единосущность. Целостность подразумевает абсолютную взаимозависимость и взаимопроникновение, невозможность разделить на абсолютно несвязанные части, для нее границы форм имеют условный или относительный характер, подобно красочным узорам на ткани. На первый взгляд, может показаться, что целостность представляет собой что-то монолитное и статичное, но, в действительности, целостность мира нестатична.

Фундаментальным аспектом единой реальности является вечное движение или, как его называют в Тайное Доктрине – Великое Дыхание, которое мы воспринимаем и называем Жизнью. Таким образом, целостность мира означает единство Жизни, пронизывающей его всюду, во всем, во всех ее частях и, конечно же, каждого человека, делая нас также взаимозависимыми и взаимопроникновенными между собой.

Но в чем проявляется наше человеческое Единство? Оно проявляется в одном интересном и важном явлении в человеческой природе и сознании, которое нам хорошо известно и сейчас оно интенсивно изучается современной наукой в контексте понимания того, что есть источник альтруизма. Наше человеческое единство проявляется на всех уровнях не только биологическом, генетическом, ментальном, но и сверхчувственном. К сверхчувствам можно отнести эмпатию, так в психологии называют нашу способность к осознанному переживанию внутреннего мира или сочувствованию эмоционального состояния другого человека. Мы взаимопроникаем друг в друга посредством этой связи в сознании. На нейронном уровне в физическом мозге, душе другого человека запускаются те же механизмы боли и страдания, что и у нуждающегося в помощи. Так появляется сострадание (совместное страдание), которое является главным и необходимым условием зарождения и проявления альтруизма, но еще недостаточное. Мы можем так, и остаться сочувствующими и сострадающими, не предприняв попытки оказать какую-то реальную помощь, например, в ущерб нашему благополучию или с риском для собственной жизни.

Тогда какой Высший закон Природы, движет нами для оказания бескорыстной помощи другому человеку? Для этого рассмотрим, каким образом, поддерживается единство всего видимого многообразия форм Жизни. Как известно, оно имеет свою иерархию структур. В ее основании находятся элементарные частицы и полевые формы существования материи, из которых строятся атомы, ионы и молекулы вещества – следующего уровня организации материи, из них создаются туманности и звезды и т.д., заканчивая человеком на нашем уровне иерархии материальных форм и далее к сверхсуществам, закончивших человеческую эволюцию. В целом, это похоже на древо, произрастающее из общего основания – вечного абсолютного пространства. Его ветвями и плодами служат все более сложные и разнообразные формы жизни.

Очевидно, что никакой плод не может появиться и произрастать без ветви, а ветвь без ствола, ствол, без корня, корень без зерна и основания. Подобно и здесь, для каждого уровня иерархии жизни. К примеру, на сегодняшний день, является научно доказанным фактом то, что наши физические тела построены из атомов и молекул растений, воздуха, воды, элементы которых, в свою очередь, прошли через родительское чрево звезд, и мы, в этом смысле, их далекие потомки.

Каждый элемент, и уровень бытия не существует независимо от других, сам по себе. Все взаимозависимо и взаимопроникаемо. Каждая жизнь служит основанием для формирования и развития других уровней и себе подобных, посредством отдавания или жертвования себя. В этом и состоит космический механизм Всеобщего единства и развития разнообразия форм Жизни, а также содержание Закона Единства Жизни:

Единство и развитие (или эволюция) Жизни во Вселенной поддерживается благодаря самоотдаче и жертвенности одной жизни ради другой.

В теософии этот космический закон еще равнозначно называют Законом Жертвы. Истинным символом и примером космической жертвенности и самоотдачи дающей и сохраняющей жизнь является материнство. Если посмотреть на представленную картину жизни Космоса в целом, то можно заметить, как все звенья жизни соединены и сливаются в непрерывный и единый поток жизни, который течет через разные материальные формы. Между ними жизнь и ее энергии передаются, подобно эстафете, посредством самоотдачи или жертвенности от одной формы к другой, от одного существа к другому. Может создаться впечатление, что поток жизни направлен снизу вверх от низших форм к высшим, более развитым, но в действительности, вследствие Всеобщего Единства и Цикличности, ее поток замкнут и идет не только снизу вверх, но и обратно c высших планов вниз, создавая Великий и Вечный круговорот Жизни. Отличие этих потоков, состоит в том, что с Высших планов идет более утонченный духовный поток, подобно животворящей влаге, наполняющей земли и реки.

Закон Жертвы справедлив не только для физических планов бытия, но и для всех, в том числе для божественных планов. Об этом говорят многие мировые религии и древние писания. Например, В Индуизме, в Ведах сказано, что заря мирового проявления занимается благодаря космической жертве, и пожертвовал собою сам Бог; цель Его жертвы — проявление; Бесконечный Создатель не может проявиться в конечных материальных формах не иначе, как только актом жертвоприношения.

Именно, поэтому ведические религиозные ритуалы сопровождаются возжиганием ритуального огня, символа божественной энергии жизни и принесением символических жертвоприношений, а в основе ведической духовной практики Карма-Йоги лежит принцип жертвоприношения – Ягьи, всецелого и бескорыстного  служения  и  самоотречения,  как  пути  освобождения  от перерождений. В Христианском учении и иудаизме та же идея заключена в изречении: “Агнец, закланный от создания мира”; слова эти не могут иметь иного значения, как лишь то, что мир создан в результате, принесенной жертвы. Агнец – это проявленный Логос. Вся жизнь Иисуса Христа, как проявления божественного духа на Земле, была подлинным воплощением закона жертвы. Он утверждал, что наивысшей формой человеколюбия и проявления жизни является самопожертвование.

Теперь, когда мы достаточно подробно рассмотрели Универсальный Космический закон Единства Жизни – Закон Жертвы и сравним его с принципом альтруизма «Живи ради Блага других», то не трудно понять, что альтруизм является следствием этого великого закона, но реализованного на нашем человеческом плане. Единый поток Жизни, непрерывно текущий через нас, через Человечество существует благодаря самоотдаче и жертвенности каждого из нас ради блага друг друга. Древо Жизни не произрастает, его ветви прекращают рост и обречены на отмирание, если нет самоотдачи каждой из ее частей. Остановка или замедление этого потока в себе – это и есть, то, что мы называем эгоизмом. Поэтому эгоизм – это гибель, альтруизм – это жизнь. И если сострадание есть корень и необходимое условие пробуждения принципа альтруизма, то жертвенность есть причина его проявления, истинная эзотерическая суть и содержание. Человек, который не способен жертвовать, не может стать истинным альтруистом. Истинная Жертва – это значит давать другим больше, чем себе, без сожаления отдать другому то, что для тебя может быть дорого и важно, отречься от себя ради Блага нуждающегося или страдающего человека.

В этом эзотерическом смысле духовная практика альтруизма в своей восходящей перспективе соединяется с сутью пути Бодхисаттв Учения Сердца или Будд Сострадания и Отречения. Поднявшись до самых вершин человеческой эволюции и находясь на пороге Божественного Блаженства Нирваны, они, как сказано в Голосе Безмолвия, отрекаются от этой награды и жертвуют собой и вечным блаженством, ради уменьшения страданий и содействия спасению всех чувствующих существ и человека. Таким образом, посвящая свои жизни ради Блага других.

В нашем обыденном человеческом понимании жертва – значит страдать и это одно из основных психологических препятствий на пути практики альтруизма.

Для того, чтобы его преодолеть необходимо иное осознание практики жертвенности, как проявления снисходящего божественного потока жизни, состоящего из тонкой энергии всеобъемлющей любви. Как говорила мать Тереза ―когда человек истинно любит, то жертвование ради блага других людей приносит радость, мир. Любящий человек устремлен бескорыстно отдавать, дарить свои плоды, и при этом свою жертвенность он не ощущает, полностью растворяя ее добротой своего сердца, сочувствованием или эмпатией счастья. Духовная жертва – это дар и проявление любви.

Истинный (буддхический) альтруизм основываются не на интеллектуальном долге и исполнении социальных нормах, что характерно для высшего ментального уровня проявления альтруизма, а на духовной всеобъемлющей любви, для которой самопожертвование, сострадание и самоотречение составляют ее сущностную триаду. Полное отождествление принципа альтруизма с потоком жертвенной любви позволяет поднять сознание человека выше ментальной сферы, где долг служения, как писала Анни Безант в своей небольшой книге – Древняя Мудрость, признается как «то, что должно быть сделано бескорыстно как обязанность» – в ту высшую духовную сферу (Буддхи), где все индивидуальные «я» чувствуют себя как одно Я и где деятельность совершается на пользу всех, а не для выгоды отдельного «я». Лишь в этой сфере жертвенность чувствуется как проявление любви. Человек видит ясно, что жизнь едина, что она постоянно изливается как свободный дар любви Логоса, с которым также едино наше Высшее Я. Быть проводником света, жизни и любви, изливающейся в мир — вот что является единственной целью, достойной жизни; послужить Благу человечества, облегчить часть тяжкого бремени мира — это является наивысшей радостью, разделяемой с самим Логосом.

Таким образом, мы понимаем, что именно духовная практика альтруизма, является основой нашей практики самотрансформации и «Законом эволюции для человека», без которой невозможно эволюционное движение вперед и раскрытие скрытых в Монаде сил. Если служение Благу друг друга, а не личное обогащение станет одной из основ жизни общества, то это неизбежно приведет также и к кардинальной трансформации Человечества в целом. В известных словах ЕПБ: «…настоящая теософия – это альтруизм, и мы не устанем это повторять. Это братская любовь, взаимопомощь и непоколебимая преданность Истине. И если люди когда-нибудь поймут, что именно в этом истинное счастье, а не в богатстве, собственности или каком-то ином способе удовлетворения собственного эгоизма, то черные тучи рассеются, и на земле родится новое человечество. И тогда действительно вернется золотой век», Елена Петровна говорит о том, что только следование пути альтруизма мы сможем прийти к истинному Братству, истинному счастью, тогда наступит Золотой Век, который в восточной философии называется Сатья-Юга – эпоха богочеловечества, когда каждый человек достигает наивысших высот духовности и раскрытия сакральных качеств.

Теперь, когда наше решение начать духовную практику альтруизма принято, нам необходимо начать жить по-новому. Осознавая иллюзорность личного ― я, мы должны стремиться раскрыть наши сердца для потока Божественной любви и Единства Жизни, чтобы в течение дня все наши мысли, слова, поступки и дела служили священной жертвой ради Блага других.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.