Вступительное слово к лекции: «Эволюционирует ли нравственность?»

Дорогие друзья! Каждый из нас знает, что время, в котором мы живём, наполнено жестокостью, преступлениями, убийствами, даже кровью и мало благоприятствует оптимизму, что нравственный прогресс существует. Сейчас многие в этом усомнились. Звучат вопросы: Не всё ли поругано?; Не всё ли потоптано?; Где ценности, которые мы создавали?; Где честь и совесть людей?.

Я хочу привести один маленький пример, память о котором хранит история, может быть он поможет вам ответить утвердительно: «Нравственный прогресс всё же есть!».

Перед нами портрет Мари Жана Антуана Никола де Кондорсе: французского философа, математика, академика и политического деятеля. Именно его называют родоначальником теории прогресса бесконечного совершенствования рода человеческого.

Он во время Великой Французской Революции  жил в течение последних семи месяцев своей жизни в атмосфере крови, ужаса и зверства. Преследуемый, принуждённый скрываться от своих палачей и гильотины, под угрозой смертной казни он писал свой знаменитый «Эскиз картины прогресса человеческого разума». Ужасы окружали его. Однако его Великая Душа не ослепла от этих ужасов и нашла в себе силу увидеть великую дорогу нравственного прогресса через Просвещённый Разум, который, как он говорил, облагораживает нравственные чувства.

Пусть такой великий пример прогрессивно мыслящего человека сегодня будет перед нашими глазами при рассмотрении темы «Эволюционирует ли нравственность?».

Кондорсе Ж.А.

Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума

Труд М.Ж.А.Н.Кондорсе (1743-1794) является важной вехой на пути эволюции философско-исторической и историко-теоретической мысли, без знакомства с которым нельзя понять дальнейшее развитие философии и общей теории истории.

Переиздание книги 1936 г.

ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ  ЛИ  НРАВСТВЕННОСТЬ?

 “Всё, что прекрасно, то нравственно”

Гюстав Флобер

Можно было бы начать с рассуждения о том, что человечество планеты вышло на эволюционную дугу Духовного Продвижения. Значит, возрождение  этики, в том числе нравственности, гуманистических идеалов, тоже идёт по эволюционному пути.

Но почему же, в таком случае, существует мнение, что, в отличие от технического прогресса, “прогресса нравственности” не существует.  Многие считают, что раньше люди были “чище и  добрее”, а сегодня в обществе часто рассуждают о “падении нравов”, “распространении насилия”, “наступлении на свободу слова”.

Определить “Существует ли прогресс нравственности?” можно, ответив на следующие  вопросы:

  • что такое “нравственность” и является ли она синонимом понятия “мораль”?;
  • где и как зарождается нравственность?;
  • почему “раньше было лучше”?;
  • что способствует формированию нравственности и как это проявляется в человеке?;
  • каковы векторы изменения нравственности в меняющемся мире?

На сегодняшний день многие учёные, психологи, философы считают, что нравственность и мораль являются синонимами. Однако существует и другое мнение, что данные понятия являются абсолютно разными, но они всегда следуют рядом. Наверное,  последнее утверждение ближе всего к Истине, потому что и нравственность,  и мораль изучаются одной дисциплиной – ЭТИКОЙ. Как под нравственностью, так и под моралью подразумеваются определённые нормы поведения, правила, установленный порядок, которому люди должны следовать в обществе. Но существует главное отличие между этими понятиями, состоящее в том, что для морали такие нормы, правила, порядок – есть внешние факторы. Мораль руководствуется нормами бытия, характерными для данного этапа развития общества и продиктованными необходимостью “здесь и сейчас”.

В морали отражены отношение человека к обществу, человека к человеку и требования общества к человеку. В ней (морали) представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности по отношению друг к другу и к обществу. Моральные требования связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Морали можно научить, используя те или иные указания, советы, рекомендации, требования. Например, можно разработать нормы корпоративной этики,  определить правила поведения в общественных местах.

Однако нравственности научить нельзя никого, потому что нравственность есть личная для каждого внутренняя составляющая; это личная мораль, самооценка, духовное состояние человека в частности, а, значит, и общества в целом. Нравственность предполагает наличие у человека внутреннего регулятора, границ, установленных самому себе. Каждый человек при оценке своего поведения и поведения других людей пользуется системой правил, отвечающих, прежде всего, на вопрос: что такое хорошо, а что такое плохо; что есть добро, а что есть зло, что красиво и что безобразно… Научиться распознаванию, различению критериев, по которым можно определить состояние нравственности  и достичь роста духовности, человек может через принятие норм и правил поведения, соответствующих высоким идеалам и принципам.

Где же берёт начало индивидуальное сознание, или где и как зарождается нравственность?

Обратимся к нашей соотечественнице Елене Петровне Блаватской, которая через “Тайную Доктрину” принесла миру обновлённое Учение о Вневременной Мудрости – Теософию. Она говорила: “Теософия – это учение об этике и морально-нравственных принципах”. Именно Теософия, в основу которой положены такие три основные Законы Вселенной,  как: 1. О Единстве всего сущего. 2. Закон Кармы.  3. Закон Перевоплощения (реинкарнации), даёт ответ на этот сложный вопрос. На заседаниях теософской ложи в Лондоне в 1889 году в Комментариях к Стиху 4 Станцы I “Тайной Доктрины”, часть I, Космогенезис, Елена Петровна подчёркивала, что “12 главных причин существования, которые порождают следствия Проявленной Вселенной в соответствии с Законом Кармы, именуются НИДАНЫ.  Именно ОНИ (НИДАНЫ) являются нравственным аспектом  во Вселенной и входят в Майю”.

Значит, нравственность зарождается уже в первый момент Проявления новой Манвантары, Новой Жизни или Нового Космоса. Каждая Нидана – это звено в ЦЕПИ “сцепления причин и следствий”. Порядок  расположения НИДАН таков:

  1. ДЖАТИ, или рождение, согласно одному из четырёх видов вступления в поток жизни и реинкарнаций – Чатур Йони, причём каждый вид ставит рождённого в одну из шести Гати.
  2. ДЖАРАМАРАНА, или старение и смерть, которые следуют за зрелостью Скандх.
  3. БХАВА, кармический посредник, который ведёт каждое новое чувствующее существо к рождению в той или иной форме существования в Трайлокье и Гати.
  4. УПАДАНА, созидающая причина Бхавы, которая, таким образом, становится причиною Джати, которая есть следствие; и эта созидающая причина есть привязанность к жизни.
  5. ТРИШНА, любовь чистая либо нечистая.
  6. ВЕДАНА, или чувствование; восприятие посредством чувств, что есть 5-ая Скандха.
  7. СПАРША, чувство осязания.
  8. ЧАДАЯТАНА, органы чувств.
  9. НАМАРУПА, личность, то есть, форма, имеющая название, символ нереальности материальных феноменальных явлений.
  10. ВИДЖНАНА, совершенное знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и единстве.
  11. САМСКАРА, действие на плане иллюзии.
  12. АВИДЬЯ, отсутствие истинного восприятия, или невежество.

Далее Е. П. Блаватская в “Инструкции для учеников внутренней группы”, заседание XVIII, писала: “НИДАНЫ есть детализированное выражение закона Кармы в двенадцати аспектах, или же мы могли бы сказать, закон Кармы в двенадцати ниданических аспектах”. Она объясняла, что так как “НИДАНЫ относятся к самым тонким и глубоким учениям восточной метафизической системы, то более подробно заняться этим вопросом нет возможности”. Всё же, если попытаться фрагментарно раскрыть внутреннюю суть каждой Ниданы, а затем соединить всё в Единое Целое, то становится понятным, что человек рождается  с теми нравственными принципами, которые он наработал в результате своих деяний в прошлых жизнях, и которые ему предстоит совершенствовать по Закону Кармы в новой жизни.

Известный психолог ХХ века Карл Густав Юнг в своей работе “Дух и миф. Шесть архетипов” отмечает, что “…уже в человеческой плазме – в зародыше жизни,…заложено нечто духовное, влечение к духовному”. Что же должно устремлять  человека к раскрытию этой духовности? С точки зрения теософии – всё, что творилось в далёком прошлом и совершается на наших глазах, имеет один смысл и одно оправдание: необходимость постепенного расширения каждым своего сознания.  При этом сознание следует понимать в широком смысле – как работу Ума, Сердца, Совести, Воли и объединяющую всё в Единстве Любовь. Работая над расширением своего сознания, человек от жизни к жизни выносит уроки и начинает понимать, что плохие поступки ведут к страданиям. За многие воплощения Душа человека осознаёт, что соблюдение нравственных законов помогает ей избежать ненужных страданий. Душа взращивает такие нравственно-моральные ценности, которые ещё древние греки называли “этическими добродетелями”. Украинский  педагог, писатель, философ Г. С. Сковорода, которого называли “Небесный Разум”, главными из этих “добродетелей” считал сострадание, милосердие, благоразумие, доброжелательность, справедливость, братство. Эти качества являются базисом духовной жизни каждого человека. Они ложатся в основу формирования братских отношений между людьми и способствуют, в конечном итоге, выполнению I– й самой главной Цели Теософского Общества. Рада Бернье в своей работе “Духовное возрождение человечества” подчёркивала, что без нравственности создание Вселенского Братства, которое может проявиться только на Буддхическом плане, невозможно. Уже на Земле, здесь и сейчас, следует заботиться о своём нравственном и духовном развитии.

Совершенствование своей внутренней природы в процессе эволюционного развития способствует тому, что человек поднимает своё сознание на более высокие планы и проявляет те стороны и качества  нравственности, которые соответствуют его уровню развития. То есть, уровень развития нравственности зависит от уровня развития сознания самого человека в частности, а значит, и общества в целом. Но может быть и так, что человек, являющийся нравственным с точки зрения одного общества, будет считаться в обществе с более высоким уровнем развития сознания недостаточно нравственным.  Так было во все времена, так есть и в настоящее время.

Давайте вспомним, что одним из правил поведения в обществе во времена Петра Первого предписывали не ложиться в постель в сапогах. Актуально ли теперь это правило? Очевидно, что такой вопрос сегодня даже не возникает. Вот это и есть проявление внутренней нравственности через более высокую ступень сознания.

Е.Ф. Писарева в книге “О скрытом смысле жизни” чётко прослеживает соответствие  уровня человеческой нравственности тому или иному  плану   сознания, начиная с низшего, которое было присуще дикарям, и до  более высокой ступени сознания современного человека, практически до настоящего времени. Она подчеркивает, что достижение человеком высшей ступени сознания ещё впереди, и что каждая ступень имела,  имеет и будет иметь свой критерий нравственности, благодаря которому можно определить уровень развития человека как частицы Целого, а значит, и самого Целого.

Жизнь не стоит на месте. В настоящее время мы особенно ощущаем, как сильно она продвинулась вперёд. Появляются более высокие требования к формам поведения, изживается старая ступень сознания, и наступает очередь  новой. Но при этом сознание большинства людей не успевает перестроиться за общим ходом эволюции. Поэтому некоторые люди продолжают видеть в отживших формах жизни порядок, прочность, уравновешенность, направляют своё внимание только на прошлое и теряют из виду будущее. В связи с этим такие люди  часто говорят: “раньше было лучше”. Их мнение можно было бы объяснить тем, что они не связывают прошлое и будущее в единый эволюционный поток переходной эпохи, в которой начинается процесс приспособления, переосмысления всего происходящего, отсюда создаётся впечатление кажущегося регресса.  По этому случаю Е. Ф. Писарева пишет: “Это происходит оттого, что установившееся равновесие расшатывается,  психология человека  усложняется, и, пока она приспосабливается к более высоким требованиям жизни, все её внешние проявления становятся более  хаотичными, сошедшими с прежних устоев, выбитыми из сложившихся нравственных норм, … много времени требуется для борьбы с ранее приобретенными свойствами, …  для постепенной перестройки всех прежних понятий, чувств и внутренних навыков… Такой период приспособления всегда сопровождается тяжёлыми явлениями и носит на себе признаки падения нравов…”.

Кроме того, в мире учёных уже давно известна и, так сказать, “работает” универсальная  формула, по которой  также можно находить объяснение вопросу: почему “раньше было лучше”. Выглядит она так: удовлетворённость равняется дроби, где в числителе успех, а в знаменателе – притязания. Отсюда понятно, что чем выше притязания человека, тем реальные успехи всё меньше его удовлетворяют. Вот как раз сейчас “плохо” не потому, что действительно стало хуже, а потому, что наши притязания, требования и желания значительно выросли, а, так называемый, “успех” общества пока не может их удовлетворить.

Что же способствует формированию нравственности на том или ином этапе жизни человека, и как это в нём проявляется? Стоит вспомнить  высказывание гениального учёного Альберта Эйнштейна: “…чтобы выжить, необходим иной способ мышления…”. То есть, чтобы сформировать своё поведение, отношение к другим, сформировать свою нравственность на том или ином этапе жизни необходимо изменить своё мышление. А основатель интегральной йоги, Великий духовный Учитель Шри Ауробиндо,  как будто прочитав мысли великого гения, добавляет: “повернув при этом … ум к этике, чистой морали и тем самым достичь  пробуждения  внутренней реальности нашей  сущности, войти в контакт с высшей действительностью, быть с ней в связи, соединиться с ней, и в результате этого контакта и соединения преобразить свою суть, превращая её в новую сущность, в новую личность, в новую природу.

Но есть только одна преображающая Сила – ЛЮБОВЬ. Без ЛЮБВИ – всё ничто. По словам Джидду Кришнамурти “Нравственность не складывается одной лишь мыслью, она не результат давления окружения, не порождение вчерашнего дня и традиции. Нравственность – дитя любви”.  ЛЮБОВЬ – самая высокая ценность жизни.  Вдохновенно напоминает нам об этой ценности неизвестный автор:

Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким.

Правда без любви делает человека критиканом.

Воспитание без любви делает человека двуликим.

Приветливость без любви делает человека лицемерным.

Ум без любви делает человека хитрым.

Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Честь без любви делает человека высокомерным.

Власть без любви делает человека насильником.

Богатство без любви делает человека жадным.

Вера без любви делает человека фанатиком.

Поэтому, что бы мы ни делали, мы должны делать это с Любовью. Только таким образом  каждый из нас может воспитать в себе высоконравственную личность, создать себя НОВОГО в меняющемся мире.

Развитие нравственности приводит человека к духовности. Истинная нравственность повышает вибрации сознания, и человек становится способным к восприятию Божественного. Нравственные правила призваны отвлечь человека от эгоистичных поступков, от заботы только о себе. Они приучают его больше думать о других, направляют по пути Альтруизма, который является ключевой нотой Теософии. На мой взгляд, сюда и должны быть направлены главные векторы развития нравственности, следуя которым каждый человек сможет найти путь к Себе Истинному, сможет преобразовать свою внутреннюю природу и будет таким образом  способствовать  эволюционированию нравственности всего человечества. Когда мы “засветимся изнутри”, мы сможем сказать:

“Внимай! Ты сам стал Светом, ты сам стал Звук, ты сам Учитель свой и Бог. Ты САМ – своих исканий цель; непрерывающийся Глас, несущийся сквозь вечность; от перемен свободный,  свободный от греха, – в Одном – семь звуков Безмолвья Голоса”.

В заключение хочется сказать однозначно:  нравственность эволюционирует, пусть пока  медленно, но уверенно и непрерывно, и, как утверждала Елена Петровна Блаватская в “Ключе к теософии”, наступит время, когда “…земля станет небом по сравнению с тем, какова она есть сейчас”.

 

АФОРИЗМЫ О НРАВСТВЕННОСТИ 

  1. Нравственность должна выступать в роли Красоты. Нравственность – это разум Воли.

Георг Фридрих Гегель

  1. Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, – ничего, чем человек есть человек.

Виссарион Белинский

  1. Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Поль Анри Гольбах

  1. Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.

Лао-Цзы

  1. Нравственность – это цветение истин.

Виктор Гюго


6. Нравственность – это направление воли на цели общие, всемирные.


Ральф Уолдо Эмерсон


7. Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства, голова должна воспитывать сердце.

Иоганн Фридрих Шиллер 


8. Нравственные качества   обнаруживаются в связи с намерением.

Аристотель


9. Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путём, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашие им следовать.

Мохандас Карамчанд Ганди

 

  1. Высочайшая возможная стадия нравственной культуры – когда мы понимаем, что способны контролировать мысли.

Чарльз Дарвин

  1. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям.

Конфуций

  1. Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста – это не делать никому зла.

Жан Жак Руссо

Три варианта ответов на вопрос «Эволюционирует ли нравственность?»:

  1. В связи с поступательным ходом истории человечество в нравственном, как и в моральном отношении не только не прогрессирует, но наоборот – регрессирует, становится хуже, а не лучше. Сообразно с этим нравственный, как и моральный человек был в прошлом, а не в настоящем или даже в будущем.
  2. Согласно теории «шага на месте», или теории круговоротов нет ни нравственного (морального) прогресса, ни регресса человечества, а есть простое топтание на месте, или прохождение определённого круга. Когда цикл пройден, человечество снова возвращается к исходному пункту.
  3. С поступательным ходом истории человечество прогрессирует не только в умственном, но и в нравственном (моральном) отношении, несмотря на то, что бывают времена уклонения и поворота назад, колоссальных жертв и потерь. Здесь может быть применимо изречение: «Всё идёт к лучшему в этом из наилучших миров!».

Какой же из этих ответов, по Вашему мнению, правилен? Обоснуйте!  Возможно у Вас есть свой вариант ответа?

Предлагаемые три варианта комментариев для ответа на вопрос: «Эволюционирует ли нравственность?»:

  1. Если с поступательным ходом истории окажется, что человечество всё больше и больше приближается к НРАВСТВЕННОМУ ИДЕАЛУ – тогда нравственный прогресс существует.
  2. Если с поступательным ходом истории человечество отдаляется от него, временами уклоняется и даже поворачивает назад – значит, нравственного прогресса нет, есть нравственный регресс.
  3. Если, наконец, нет ни удаления, ни приближения к этому ИДЕАЛУ, тогда можно сказать, что правильна теория «шага на месте».

К какому варианту комментариев склоняетесь Вы?

Или у Вас есть свой обоснованный вариант?

Давайте обсудим вместе.

 

Раиса Калашникова, г. Кропивницкий 

Выступления: на Всеукраинском теософском лектории – 08 августа, 2020г.

перед  членами  Российского Теософского Общества – 22сентяря, 2020г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.