У Ног Учителя

Джидду Кришнамурти

Часть четвёртая:

Всепроникающая Вечная Сеть Любви

Автор – Хулиана Сезано

Добрый вечер всем. Спасибо за то, что вы здесь и я рада вместе со всеми вами рассмотреть тему, непростую тему любви. Как сказал Пабло, это последняя квалификация из книги «У ног Учителя». Дэвид, потом Тим,  а затем Пабло говорили о других квалификациях и в этот раз это – любовь, но, как мы увидим, эта квалификация также переводится не всегда одинаково в других книгах. Но прежде чем мы углубимся в тему, я хотела бы поделиться с вами цитатой поэта-суфия, извините, суфийского поэта Руми, который много писал о любви в очень красивых стихах, очень вдохновляющих стихах.

Он писал на все темы, но много о любви, будучи суфием. И он говорил так, он писал: «Когда ко мне приходит любовь, мне становится стыдно за всё, что я когда-либо говорил о любви». Итак, я хочу подчеркнуть, что опыт любви или опыт всего, что связано с нашей духовной природой, не может быть по-настоящему воспринят интеллектом. Для него это полностью непостижимо, и поэтому сегодня мы пройдёмся лишь по краю этой реальности. И в конце концов, однажды у нас будет опыт любви, и в этом случае я говорю о любви с большой буквы «Л». Как я уже сказала, эта квалификация также была переведена как «сильное желание освобождения» и желание в этом случае также может быть воспринято нами как намерение объединения с Богом, возвращения к источнику, стать тем, кем мы на самом деле являемся. Мы можем описать это по-разному и этому сильному желанию никоим образом не избежать страданий от переживаний жизни и смерти, что является лишь естественным развитием души, расширением того сознания, которое хочет охватить всю вселенную.

Итак, я хотела бы выполнить с вами совсем небольшое упражнение. Мы можем понять, что может означать эта Универсальная любовь, и из этого универсального аспекта мы можем перейти к частному и увидеть, как это касается каждого из нас в отдельности и как это влияет на нас в нашей повседневной жизни. Итак, я приглашаю вас сесть как можно более комфортно и, возможно, закрыть глаза всего на минутку. И я хотела бы попросить вас представить себе вселенную и то, как в ней распространена всепроникающая вечная сеть любви. И в этом пространстве появляемся мы, каждый из нас, каждое живое существо появляется в нём как своего рода пузырёк. И внутри он такой же, как и снаружи. Это просто пузырёк, обволакивающий и содержащий немного вселенской любви, немного вселенского пространства. И когда любовь внутри начинает своё расширение, то этот пузырёк, имеющий в нашем случае, в нашем представлении очень плотную поверхность – не такую, как у любого другого обычного пузырька – у него очень плотная оболочка.

И вот, когда любовь внутри него начинает расширяться, его оболочка становится всё тоньше и тоньше, и в конце концов пузырь лопается и мы расширяемся, как прекрасная сверхновая звезда, и вся та энергия, которая содержалась внутри, воздействует на все остальные пузырьки, делая их оболочки немного тоньше, как это случилось, когда Будда достиг просветления. И он повысил сознание всех живых существ; и мы принимаем и расширяем эту любовь, и мы впервые понимаем, что мы такие же, и что разделения не существует – нет ничего, кроме любви. Итак, теперь мы медленно возвращаемся, открываем глаза и включаемся в рассмотрение того, что в книге «У ног Учителя» говорится об этой квалификации. Согласно представленному в книге эта квалификация является наиболее важной, ибо, если любовь достаточно сильна в человеке, она способствует приобретению им всего остального. Это означает, что, если мы любим людей, мы можем следовать путём любви и в конечном итоге развить в себе все другие качества.

Но все остальные качества без любви никогда не будут достаточными и это очень интересно наблюдать, потому что сейчас человечество развивается на очень многих уровнях, хотя и не столь активно, и иногда наше мышление не совсем продиктовано уровнем любви. Итак, нам действительно недостаёт той огромной, всеобъемлющей части нас, столь важной для нашей жизни и нашего развития и это то, как все вы, наверняка, помните, что Иисус писал коринфянам о любви. И я хотела бы поделиться этим с вами. Согласно Библии его слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею – нет мне в том никакой пользы». [Первое послание Коринфянам святого Апостола Павла, гл.13 – ред.] Я была очень удивлена, когда впервые прочла последнее предложение этой цитаты, когда он говорит: «И если я раздам всё имение моё …», я подумала, что это благородное дело; как это может не нести в себе любви? И это объясняет и показывает нам тонкости развития этого качества в том, что оно не обязательно проявляется во внешнем действии, но полностью и во многом связано с мотивацией, с внутренней связью с другими. Поэтому нет внешнего действия, которое расширяет или развивает, или раскрывает любовь внутри нас, или, по крайней мере, как здесь сказано, «…если… я отдам тело моё на сожжение» – даже тело отдаётся на сожжение – «а любви не имею – нет мне в том никакой пользы.»

Но что такое любовь? Если мы можем…, знаете, не стесняйтесь комментировать или прерывать меня в любое время, я бы хотела, чтобы наша работа сегодня была больше похожа на исследование, которое мы проводим совместно, в отличие от формы, где говорю только я. Итак, даже если это на уровне ума, что мы можем думать сейчас: как вы понимаете любовь?

Слушатель: Можете ли вы сказать санскритское слово, которое используется для любви?

Лектор: Мумукша…

Слушатель (Пабло Сендер): Мумукчутва, Мумукшутва.

Слушатель (задавший вопрос): Я никогда не слышал этого.

Лектор: Мумукшутва. Да, я читала об этом. Да. Отлично.

Слушатель (Пабло Сендер): Ледбитер говорил… это производное от «мукта» или «мукти», что означает «освобождение». Мокша, верно. Итак, «мумукшутва» или «tva» – это сложное слово.

Лектор: Верно, да. Ледбитер объясняет санскритский корень этого слова: каждая часть слова означает что-то конкретное и именно поэтому, я думаю, самый точный перевод этого слова – «желание освобождения», или намерение соединиться с Богом или с единством, с единой реальностью. Но здесь очень интересно, что это также переводится как «любовь». И я думаю, что есть такие слова, как Бог или любовь, или даже мудрость, вселенная, свет, жизнь, которые для меня звучат очень схоже и глубоко в зависимости от того, откуда вы на них смотрите.

Слушатель: Иногда в Библии это слово переводится как «милосердие».

Лектор: Верно. Это было бы внешним как его внешнее проявление. Итак, что это значит? Что означает любовь в нашей повседневной жизни и как «Свет на Пути», извините, «У ног Учителя», предлагает нам поступать, как мы можем видеть любовь или отсутствие любви в нашей жизни? Потому что обычно мы не можем определить то, чем является любовь, но мы можем обнаружить, чем любовь не является, и видеть в нашей жизни, каковы отношения, которые не способствуют развитию любви или пониманию, Любви с большой буквы «Л».

И в книге говорится о двух вещах, которые нам следует иметь в виду. Автор говорит: «Будь осторожен, чтобы не навредить ни одному живому существу». И второе: «Вы должны всегда искать возможность помочь». Итак, первое – это скорее пассивное отношение, но оно не настолько пассивно, мы это увидим. Мы собираемся исследовать и детально рассмотреть все уровни действия, которые мы имеем здесь: как действовать не навредив, в основном, и второе: более активное наблюдение за любой возможностью помочь. Итак, начнём с непричинения вреда. И интересно, что это также первое правило для того, кто хочет стать медсестрой. Главное – «не навреди!» и как мы можем исследовать это на разных уровнях, начиная с физического уровня, постепенно переходя на эмоциональный и ментальный уровни. Непричинение вреда на физическом уровне. Мы можем начать с нас. Иногда мы слышим, что мы должны любить себя, и что это может быть неправильно понято, если мы рассматриваем это как эгоцентричный взгляд на себя. Но мы можем видеть, что прямо сейчас во многих культурах люди причиняют себе боль преднамеренно или непреднамеренно. Я бы сказала непреднамеренно, когда мы едим неправильную пищу, когда мы не обращаемся с телом должным образом, когда мы не делаем достаточно упражнений, когда мы забываем, что жизнь, и то, как мы живём, то, что мы называем современной жизнью, полностью выводит нас из природного состояния тела. Поэтому насколько мы осознаём это? И тем не менее, я уже говорила, что этот физический аспект нас, который мы можем … мне очень жаль, напомните мне термин, как я его представила … да, верно. Итак, существует больше непреднамеренного вреда, который мы могли бы нанести себе, когда мы причиняем вред, например, используя какие-то вещества или даже, знаете, при других действиях, получая порезы, которые приносят нам страдания.

Так что, как это происходит и почему это происходит? Я помню, когда я была подростком, мой папа говорил мне, что тело не принадлежит нам, и оно в некотором роде что-то, что даётся нам природой, и что мы должны вернуть его. Поэтому мы несём большую ответственность, и мы должны заботиться о нём очень тщательно, поэтому не наша задача делать с ним то, что мы захотим. И я не знаю, было ли это потому, что я была очень невинна, но я полностью купилась на это, и я подумала, что это чистая правда. Итак, как мы можем видеть, тело является частью природы и мы не должны причинять ему вред. И затем, если мы перенесём это отношение на все человеческие существа, знаете, двигаясь в том же направлении, что и физический аспект нас, мы можем сказать: «Хорошо, мы не убиваем других людей». Но как насчёт нашей жадности, что из-за нашего желания иметь всё больше и больше, другие люди становятся обделёнными в чём-то, и в конце концов они тоже умирают. Таким образом, мы наносим вред намного более тонким способом, утончённым образом, но мы всё ещё делаем это. И мы непосредственно не убиваем человека, но развитие современной жизни приводит нас к тому, что такое случится. Так что это тоже следует иметь в виду. Говоря о животных, и мы можем рассматривать здесь всех существ на земле, извините, всех животных и мы можем сказать не только, что мы можем их есть, и мы не можем и не убиваем их непосредственно, но кто-то убивает их для нас. И в этом вопросе, я думаю, речь идёт не столько о…, конечно, речь идёт об убийстве существа, но гораздо больше о степени жестокости, которую эти убийства вызывают у животных. И я думаю, что мы все склонны не замечать это, и думать, что это, знаете, естественный процесс, и я иду в магазин и покупаю мясо, и это всё. Но за этим стоит огромное количество страданий, причиняемых этим созданиям, нашим собратьям. И я думаю, что мы все должны присмотреться к этому и быть более осведомлёнными в том, что происходит, и пытаться достучаться с этим к окружающим, потому что это наш мир. Это происходит с нами. Это то, что зависит от решений, которые мы принимаем и которые затем воплощаются в жизнь.

И то же самое касается растений и особенно деревьев и того, как мы опустошаем часть земли, и как это связано с остальной частью экосистемы, того, как мы загрязняем воду и влияем на воздух, и так далее, и тому подобное, что действительно показывает нам, что мы наносим сейчас большой вред. Мы причиняем много вреда этой сети любви и я сказала таким образом – этой сети любви – потому что все мы связаны и весь этот вред не будет стёрт, никто не скажет: «Хорошо, теперь мы начнём с самого начала»; или даже если мы уничтожим эту землю, эти причины не исчезнут сами собой. Кармические причины всегда будут оставаться, и в конце концов они вернутся, знаете, на какой бы планете мы ни жили. Поэтому много чего нужно видеть, много исследовать, много ответственности взять на себя даже в том, что касается покупки нами продуктов, убедиться, что в них нет … что они свободны от жестокости. И есть много вариантов решений, которые мы можем принять, улучшая ситуацию с жестокостью. Я имею в виду, чтобы улучшить эту ситуацию и минимизировать наносимый нами вред. Но пока мы определённо не хотим улучшения ситуации с жестокостью. Это интересно и это просто комментарий. Но это тоже важно, я думаю, отметить. И это, как утверждается, многие из болезней, которыми мы страдаем, и можно наблюдать, как у нас появляются новые болезни время от времени. И, кажется, что это потому, что мы причинили много вреда, который возвращается к нам в форме болезней, а также жестокости, потому что, когда мы пытаемся найти, знаете, нужное лекарство для лечения тех болезней, которые широко распространены, вся эта жестокость возвращается к нам болезнью снова. Так что это интересный цикл, и мы должны, я думаю, осознавать это как можно лучше.

На эмоциональном уровне мы также являемся источником вреда. Мы также можем видеть, как мы эмоционально развиваемся, и мы видим, что это своего рода энергия. И это энергия человека, энергия места, энергия, которой мы обмениваемся друг с другом. Эмоции – это почти осязаемые вещи, иногда настолько осязаемые, как и физическое тело, и поэтому необходимо культивирование правильных эмоций или просто создание большего пространства внутри нас, большего умиротворения и спокойствия. Так же и на ментальном уровне. Большая часть этой главы, рассказывает о ментальном вреде, который мы можем причинять, и это обычно связано не только с мыслями, но и с тем, что выходит из нашего рта, когда, знаете, мысли становятся немного более реальными, чем просто мысли. И это – сплетни. И нам следует обратить внимание на это, но прежде помнить также о важности защиты наших мыслей, осознания того, какие мысли мы обычно носим в себе. Мысли, знаете, это то, что мы культивируем непреднамеренно много раз, потому что мы не осознаём их. Мы создаём их, и они воздействуют друг на друга, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что не знаем, что создали такое множество мыслей. И они представляют нас, что обычно происходит само по себе так, что мы даже не замечаем этого. Итак, важно сохранение чистоты мыслей, опять же, поиск безмолвия, поиск спокойствия вместо поддержки в себе суматохи. И затем в книге говорится, что есть три вещи, которые приносят больше вреда, чем что – либо другое в мире. И я уверена, что вы все были удивлены, когда впервые прочитали, что эти три вещи – сплетни, жестокость и суеверие. Я могла бы ещё понять жестокость и сплетни в определённой степени. Я никогда не думала так о суеверии. И, как я уже сказала, о сплетнях в определённой степени, не являющихся одной из основных причин жестокости или вреда, но кажется, что они имеют гораздо более значительный эффект, и мы собираемся понять почему, и я думаю, что мы уже видим почему, исследуя реальность ума и реальность эмоций.

Я думаю, что это одна из причин. И мы, прежде чем перейдём к рассмотрению, чем являются сплетни, и что они поднимают, и как вы к этому относитесь, я думаю, важно увидеть, что эти три вещи могут быть ресурсом привычки. Много раз мы можем даже не осознавать их существования и это именно то, почему у них так много силы в нас. Всё бессознательное, всё, что растёт само по себе, как говорит «Свет на Пути» – это гигантский сорняк. И мы этого не распознаём. Я думаю, что это имеет огромное влияние на нас. Итак, наблюдение за очень тонкой тенью, стоящей позади наших мыслей, очень тонкой, крадущейся и делающей свою работу, не обращая внимания на нас. Итак, задумывались ли вы когда-нибудь о том, какова причина сплетен? Как они появляются? Что мы чувствуем, когда говорим о ком-то, когда в нас поднимаются, как говорится в книге, “злые мысли о ком-то”, и мы делимся ими с кем-то ещё? И, я думаю, когда мы говорим о сплетнях, мы говорим об этом как о бессмысленном или очень … беспричинном самом по себе. Это просто нечто всплывающее более как развлечение, чем что-либо ещё, и что это потребность … Что вы думаете об этом? И я приглашаю вас рассмотреть, что вы думаете в отношении того, что происходит, когда мы начинаем говорить о ком-то ещё в плохом ключе. Зачем мы это делаем?

Слушательница: Я слышала это много раз. Это заставляет нас выглядеть, наше желание сиять, и мы хотим, чтобы люди увидели, насколько мы прекрасны. Поэтому унижаем кого-то или сплетничаем. Просто унизить кого-то, считая, что так будут лучше выглядеть сами сплетники. Но я также думаю об этом как о накоплении мыслей, когда идёт их построение внутри, что затем превращается в то, что порождает эти сплетни или то, что приводит к такому результату: накапливанию мыслей, что не должно происходить.

Слушатель: Моя идея в том, когда вы сказали, что это было неосознанное желание устанавливать связи. Поэтому мы говорим о других людях неосознанно, когда мы делаем это в негативном ключе, потому что, когда вы теряете осознание, вы теряете контроль, и если вы не осознаёте свою речь, свои мысли или намерения, тогда они имеют тенденцию к самостоятельному действию.

Слушательница: То, что я нашла для себя недавно: я думаю, когда люди сплетничают о вас, я говорю, что их жизнь скучна. Поэтому они рады поговорить о вас, потому что ваша жизнь более интересна.

Слушатель: Благодарю. Итак, я правильно понимаю сплетни, жестокость и суеверия. Итак, если я понимаю правильно, суеверие – это плохая мысль, жестокость – плохое действие и сплетни – плохая речь. Верно ли это?

Лектор: Да, это был бы один из способов рассматривать это. Да. Это очень хороший момент. Будда поступал так. Хорошо. Я думаю, что чем больше мы тратим время на размышления о таких вещах, которые обычно не должны происходить, … я имею в виду, сплетни случаются, и мы даже не пытаемся изменить некоторые намерения, мы просто плывём по течению, мы собираемся вместе с друзьями, мы начинаем говорить о ком-то и о людях в целом. И это происходит, и мы все, знаете, движемся с этим, и мы не осознаём вред, который этим наносим. И мы видим, что теперь, я уверена, мы наиболее удивлены тем видом вреда, который мы причиняем. В книге говорится, что когда мы сплетничаем, мы становимся заложниками трёх проявлений.

Первое: вы чувствуете своё соседство со злыми мыслями вместо добрых, и поэтому вы приобщаетесь к скорбям мира. Таким образом, когда мы медитируем, мы пытаемся посылать мысли успокоения, любви, умиротворения, которые мы чувствуем в эти моменты, и поделиться ими со всеми созданиями. Что же касается того, когда мы плохо говорим о людях, то мы полностью разрушаем ту работу, которую мы пытаемся выполнять в практике медитации. Поэтому, конечно, мысль работает в обоих направлениях: когда мы пытаемся, когда мы делимся, и мы даём лучшее, или когда мы создаём плохие мысли, что в своей сути ничто, кроме энергии, которую отправляют человеку. И, как говорится в книге, если в том человеке есть зло, которое вы измышляете, вы укрепите его и подпитаете, и поэтому вы делаете скорее хуже, чем лучше. И я думаю, что в какой-то момент Ледбитер объяснил это тем, что, когда у нас есть определённые мысли или определённые привычки, мы создаём или они объединяются вместе, и они формируют своего рода элементальную жизнь. И поэтому, если сходная тенденция присутствует в этом человеке, в определённом смысле мы питаем её, мы питаем эту элементальную жизнь и эту тенденцию в этом человеке. Так что мы не только не помогаем, но делаем ещё хуже. И, возможно, этот человек станет усиливать этот аспект самого себя или самой себя только потому, что мы подчёркиваем это и говорим об этом.

Вопрос слушателя: Можно ли считать сплетнями, когда мы говорим о том, как прекрасен человек или о хороших делах, которые он делает?

Ответ: Ну, я так не думаю. И я не хочу определять, чем являются сплетни. Но я думаю, что когда мы пытаемся укрепить добро в каких-то людях, когда мы говорим о нём, мы на самом деле помогаем развивать его в них в соответствии с тем, что говорится в книге. Так что, я думаю, ответ будет отрицательным. Я думаю, сплетни – это слово, которым мы обозначаем какую-то активность, но в данном случае это означает, что нами движет внутренняя мотивация, внутреннее побуждение к причинению вреда каким-либо образом. Слушательница: Я думаю, что для сплетен другим определением также будет осуждение, потому что мы судим о людях согласно самим себе, в соответствии со стандартами в каждом сообществе, особенно, если кто-то не подпадает под эти стандарты. И многие люди, большинство людей просто притворяются, чтобы быть принятыми в сообществе, чтобы быть принятыми в их районе, чтобы быть принятыми в кругу друзей, что может даже не всегда нравиться. Но это просто часть повседневной жизни многих людей. И когда вы говорите о ком-то, я имею в виду, мы встречаемся с друзьями и говорим о наших друзьях, и я думаю, что когда у вас благие намерения – нет сплетен, нет осуждения. Но когда вы судите кого-то, многие люди даже не думают о том, как они поступят, и как они будут действовать в конкретной ситуации. Моя мама всегда учила меня: прежде чем осуждать кого-то, поставь себя на его место. И это то, что я делаю всю свою жизнь. И это всё, что я хотела сказать.

Слушатель: Меня поражает, что сплетни в моём опыте, как правило, основывались даже не на фактах. Всё же в вашем вопросе, когда люди говорят о других хорошие вещи, которые, кажется, основаны на фактах, они знают, что этот человек такой-то или такой-то, совершенный. Но сплетники из моего опыта склонны придумывать хорошие истории, опять же редко основывающиеся на каких-либо убедительных фактах. Так что намерение явно отрицательное, явно чтобы навредить, и некоторые люди находят в этом развлечение.

Лектор: Да. На самом деле книга говорит об этом и очень интересно, что вы подняли этот вопрос, потому что много раз, как и сейчас, мы предполагали, что мы говорим о чём-то правдивом, о чём бы мы ни говорили. Это истинное утверждение о человеке, но что, если выйти за пределы такого нашего восприятия и просто позволить себе это? Что не должно стать реальностью? И способ такого распространения может быть очень плохим и вредным; а также, когда вы говорили о суждении, я думаю, что это очень интересный момент, потому что в том, что происходит прямо сейчас на этом уровне, мы обнаруживаем, что развиваемся или развиваем нижний аспект нашего ума, который является тем, кто различает, но также и тем, кто осуждает, тем, который определяет и распознает всё или что-либо отличающееся. И мы склонны видеть вначале то, что отличается от меня, и то, что мне не нравится. И это первое, что мы замечаем. Вот почему есть так много работы на уровне ума: через наблюдение осознавать постоянное осуждение. Ум делает это автоматически. И с таким же наблюдением мы можем начать уменьшать количество осуждений, что сделает наш ум более спокойным, не имеющим такой немедленной ответной реакции, реакции на события, ситуации, или на людей. Мы видим людей, знаете, перед собой и у нас уже всплывает некий образ этого человека в наших предубеждениях и суждениях. И поэтому мы можем осознать то, что происходит, и то, как мы собираемся выйти из этого через осознание и наблюдение.

Итак, в отношении того, что вы только что сказали. В книге говорится: но если зла в том человеке нет, ты можешь сделать его таким, как ты думал о нём. Ты можешь сделать его таким, как ты думал о нём. Итак, опять же, силой мысли и, я думаю, как только мы выразим это словами, в них будет гораздо больше силы и власти. И, знаете, мы отправляем эти мысли вовне, во вселенную и их кто-то примет. И мы, может быть, причиняем много вреда, делая этого человека тем, кем он не является, что, конечно, во многом зависит от силы самого человека. Но, знаете, по крайней мере, мы, вероятно, можем посылать искушение этими мыслями и этот человек будет окружен такого рода энергией, что совершенно вредно. И третье: это вы наполняете этим свой ум, потому что…, да, мы сейчас говорим о влиянии на другого человека, но как насчёт нас? И здесь говорится: вы наполняете свой ум злыми мыслями, и так вы мешаете своему росту и становитесь тем, кто может выглядеть уродливым и болезненным объектом вместо прекрасного и любимого всеми. И для тех, кто может видеть больше, чем просто физическое тело, и видеть наши эмоции, наши мысли, которые также имеют свою собственную форму, свои цвета, мы в некотором роде подобны картине, гуляющей картине, что показывает, каковы мы есть. И это также говорит о том, что обычно мы хотим включить других людей и сделать их частью этой картины. Интересно, что я упоминала «Свет на Пути» и одно из первых правил в этой книге, которое, в конце концов, будет изучено, я полагаю, чуть позднее в этом году, одно из правил, одно из первых правил гласит: прежде чем голос сможет говорить в присутствии Учителей, он должен потерять способность ранить. Так что подумайте о том, что приемлемо вам и приемлемо ли это всем нам. И как мы можем ранить своим словом, очень очевидным способом или менее видимым способом, более тонким способом.

Здесь упоминается также непреднамеренная жестокость. Оказывается, иногда мы можем причинять вред даже случайно только потому, что мы не осознаём наши действия и то, как они влияют на других. И, я думаю, в рамках рассматриваемой темы о квалификациях – особенно в той части, когда мы говорим об их противоположностях – например, когда мы говорим о сплетнях, жестокости и суеверии, являющихся в основном нашими необдуманными действиями, влияющими на наше окружение, таким образом, в основном мы находимся в этом пузыре, замкнутые в себе, не видя внешнего мира и того, как мы влияем, постоянно влияем на эту всепроникающую, вечную сеть любви. И, как мы уже говорили, это имеет непосредственное отношение к концепции кармы и к тому, как каждое действие также имеет реакцию, и в конечном итоге мы все получаем и отправляем сигналы, и мы, знаете, отправляем их окружению и получаем ответ. И это всё отправляется в мир, это отправляется во вселенную и таким образом мы питаем колесо сансары, колесо рождения и перерождения, смерти и перерождения. Далее мы можем немного рассмотреть суеверие и то, что я думала об этом: Человек, который подвержен суеверию, я думаю, не понимает, что есть другие способы взглянуть на вещи, отличные от его понимания жизни. Мы становимся суеверными, когда мы чувствуем себя очень привязанными к определённым идеям, и мы чувствуем, что другие должны думать подобным образом. И часто, я думаю, суеверное также связано с невежеством, потому что это очень узкий взгляд на мир. И во имя этого, во имя того, во что мы верим, мы убивали себя с начала времён. Вы знаете, что все группы, религиозные группы убивали другие религиозные группы за эти убеждения. И много раз и в большинстве случаев эти убеждения являлись даже не ядром или сутью их духовной жизни; это были просто вопросы, находящиеся на поверхности религии. И мы убивали друг друга по этим причинам.

Мы приносили человеческие жертвы во имя определённых предрассудков с тем, чтобы это принесло некую эфемерную пользу определённой группе людей, убивающих других людей, что часто связано со страхом, боязнью других людей, не принимающих то, что мы считаем важным, или, знаете, лучшим способом достичь чего-то конкретного, что также связано с полной негибкостью.

Слушательница: Я думаю, … как я вижу эти этапы: сначала – это традиция в определённой религии или это передавалось из поколения в поколение, и наши родители учат нас: вот то, что произойдёт, если ты сделал это. Если ты не плюнешь три раза через левое плечо, это произойдёт. Как вы только что сказали, не дай бог, это произойдет или, если это воспринимается так. Нас воспитывают эти традиции, эти верования, суеверия, исходящие от наших пра-пра-пра-родителей. И во многих случаях мы даже не знаем, что это означает, но мы думаем, что это то, что мы должны делать, потому что это было вложено в наши головы. И это трудно, когда вы узнаёте правду и узнаёте больше. От этого трудно избавиться, но я думаю, что главное – это недостаток знаний и страх, как вы сказали.

Лектор: Верно. Поэтому важно придерживаться … что бы ни виделось нам истиной прямо сейчас – потому что `видение истины меняется со временем – когда мы всё больше и больше понимаем её до тех пор, пока не достигнем окончательной истины. Поэтому важно сохранять открытые вопросы и продолжать исследовать и никогда не думать об этом в рамках парадигмы: если мы понимаем что-то таким образом, то и другие люди должны понимать это так же. И много раз – потому что мы настолько сильно привязаны к такого рода вещам – мы пытаемся навязать это и другим. И задача каждого из нас – узнать, что хорошо для нас и как мы хотим видеть эту истину в этот конкретный момент нашей жизни. И это относится ко всем, не только к людям, принадлежащим к религиозным группам, но также и к теософистам, отдельным или всем, как и к любым другим. Итак, мы должны действительно сохранять такое отношение. И ещё одно. Помните: мы говорили о двух аспектах и первым был не причинение вреда. Второй звучит так: вы всегда должны искать возможность помочь. И я думаю, что это фантастический совет и то, что мы можем практиковать в любой момент времени, удерживая фокус своего внимания на этом. Не только говорить, но и быть готовым отложить в сторону всё, что мы делаем, или всё, что мы хотим ради помощи другому человеку.

Всегда есть вопрос о том, должны ли мы помогать людям, которые обращаются за помощью, и, знаете, иногда мы пытаемся помочь, но приносим больше вреда, чем помощи и тому подобные вещи. Поэтому я думаю, что важно оставаться открытым и пытаться найти наилучший способ помощи другим. Но, безусловно, такого рода отношение к служению, постоянному служению очень поможет делу. И я думаю, что это то, что мы можем развивать, и, в конце концов, это просто следствие, а не то, что мы собираемся делать ради чего-то. Но это приносит много радости в нашу жизнь, и я думаю, что это потому, что мы испытываем симпатию к другому человеку на уровне чувств и на эмоциональном уровне, то, что иногда описывается как эмоциональные связи, которые мы имеем, первые проблески понимания любви. И пока мы, в конце концов, не поймем, что любовь – это нечто большее и это не нечто личное. Но в любом случае, я думаю, мы можем иметь в виду, что начнём это уже завтра … не сегодня. Сегодня уже поздний вечер, мы все устали. Мы начнём с завтрашнего дня думать, как мы можем помочь другим, как мы можем служить другим.

Лектор: Слушательница задаёт вопрос: «Как насчет сострадания»? И определённо, я думаю, что сострадание – это ещё одно описание любви, как бы там ни было. Это признание потребностей других, и понимание, что этот человек – это вы и, следовательно, вы пытаетесь обращаться с ним или с ней с любовью. Итак, у меня есть вопрос к вам и к себе так же: можно ли культивировать любовь? Или она то, что случается внезапно?

Слушатель: Мне нравится думать, что она может быть развита.

Лектор: Мне нравится ваша мысль.

Слушательница: Я упомяну, что я замужем. Любовь – это абсолютно то, что культивируется, и это просто то, над чем вам нужно работать каждый день, имея это в виду каждую минуту. Вы должны осознавать это, осознавать, что вы делаете, осознавать, как вы влияете на других людей. Так что это то, над чем обязательно нужно работать. Мы все должны нести ответственность за это.

Слушатель: Итак, в рамках дискуссии, если я правильно понимаю, мы знаем только описания любви, но в некотором смысле мы не знаем, что такое любовь. По крайней мере, её оперативное определение.

Вопрос из аудитории слушателю: А каково Ваше определение любви?

Слушатель: О, да. Что ж. Ну, я думаю, что любовь – это очень позитивный источник энергии, направленный на кого-то или что-то. Это и есть моё оперативное определение любви.

Слушательница: Я думаю, она вне, я имею в виду, что она включает уважение ко всей жизни и всем формам или жизни, которая нас окружает. Мы выражаем эту любовь от всего сердца. Это не личная любовь.

Лектор: Что ж. Да, я думаю, озвучены отличные комментарии. И, вероятно, мы можем видеть, что я в некотором роде на стороне Эда в смысле, что культивирование кажется тем, что приносит нечто, чего ранее не было. Кажется, что мы должны что-то развивать, и я думаю, что это развитие связано с осознанием нашей внутренней природы, нашей истинной природы, что мы и есть любовь. Мы просто не соприкасаемся с ней. Мы не соприкасаемся с любовью, которая нас окружает, мы не соприкасаемся с любовью в другом человеке. Как мы говорили метафорически вначале, та оболочка, которая разделяет нас, не позволяет нам расширяться и почувствовать эту любовь. Но я думаю, что один из способов …, как мы говорили, это постоянное активное отношение в попытках помочь, и это даст нам понимание того, как … или, как в браке, как вы знаете, мы понимаем отношения с другим человеком и как это будет развивать терпение или все другие добродетели, которые нам нужно развить. И в конечном итоге произойдет это расширение внутри нашего пузыря, потому что это работа, которую мы на самом деле делаем. И я думаю, что медитируя на определённых добродетелях или медитируя на любви, мы также можем открыться любви (потому что сейчас мы настолько сконцентрированы на уровне …, настолько сосредоточены на уровне ума, на уровне интеллекта, что блокируем всё, что имеет отношение к Вселенской любви), позволить ей чувствовать нас, позволить ей вдохновлять нашу жизнь. Таким образом, мы, вероятно, можем включить в нашу практику те решения, которые мы нашли сегодня здесь, начиная применять это уже завтра как напоминание своего рода о том, что мы являемся этой любовью, о том, что вселенная является всепроникающей вечной сетью любви, и каждый человек, с которым мы встречаемся, является нами. И в некотором смысле мы продолжаем создавать пространство внутри нас, чтобы эта любовь расширялась и наполняла нашу жизнь.

Когда я размышляла об этой теме и о любви в частности, я искала любую книгу, в которой говорилось бы о любви, что-нибудь о ней. И мне попалась книга для детей, которая называется «Где бы ты ни был, Моя любовь найдет тебя». И это очень хорошая история и то как, вероятно, мама рассказывает своему маленькому ребёнку историю, где главный герой медвежонок. В этой истории, что бы медвежонок ни сделал, любовь его мамы найдёт его и она будет с ним. И интересно видеть, что это может быть истинным помимо намерения хотеть быть с кем-то или заботиться о ком-то, как это делает мама со своим ребёнком. Но мы также видим это с более универсальной точки зрения: что всякий раз, когда мы служим и чувствуем любовь к окружающим нас людям, мы создаём неразрушимые связи, которые связывают нас на протяжении всей жизни. И, когда мы служим другим, когда мы помогаем другим и посылаем любовь другим, или когда любим других, мы, безусловно, собираемся вместе в ряде воплощений, как Клара Кодд описала это в своей книге под названием «Путь ученика»; и она подробно объясняет, как эти связи сохраняются во времени, и мы находим друг друга. Что заставляет меня, действительно заставляет меня думать: «Что это за связь, очень таинственная связь, которая удерживает нас вместе? Она должна иметь огромное влияние и значимость во вселенной, чтобы быть тем, что удерживает нас вместе». Итак, это более или менее всё, чем я хотела поделиться и я очень рада, что вы были частью нашего собрания. Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии, или есть какие-либо вопросы из Интернета, я буду рада на них ответить или, возможно, Эд на них ответит.

Слушатель (Пабло Сендер): Есть вопрос из Интернета: «Не могли бы вы определить «зло»? Благодарю».

Лектор: Это действительно хороший вопрос, очень сложный. Я бы сказала, что если мы утверждаем развитие вселенной в определённом направлении и, как мы уже говорили, что всепроникающая и вечная сеть любви движется к эволюции, расширению сознания, расширению жизни, к совершенству жизни, я считала бы злом всё то, что идёт против этого.

Слушатель (Пабло Сендер): Есть ещё один вопрос из киберпространства: «Как дарить любовь тому, кто отвергает её»? И вы упомянули фразу: «Где бы ты ни был, моя любовь найдёт тебя». Но что, если ваш ребенок действительно бежит прочь от вас?

Лектор: Что ж. Я думаю, что мы всегда можем продолжать дарить любовь, даже если другой человек отвергает эту любовь. И нам, возможно, придётся найти способ давать эту любовь. Иногда это не так, как мы хотим, но у нас есть, … мы должны найти способ, которым этот человек получит Вашу любовь. И мы должны продолжать пытаться, мы должны продолжать пытаться иногда не в очень определённом или видимом действии, а больше на уровне сердца, на уровне мысли, удерживая любимого в своих мыслях и посылая любовь этому человеку каждый раз, когда мы думаем о нём или о ней, и продолжая пытаться, даже если мы чувствуем или даже явно получаем отказ. И в конце концов, даже если это произойдёт не в этой жизни, в конечном итоге отклик всё же будет. Я могу заверить вас в этом. Я могу.

Слушательница: Я хочу сказать, я думаю, иногда мы думаем, любовь предположительно ощущать хорошо. И когда у тебя есть дети, это не всегда ощущение лишь позитива, но вы должны продолжать любить и продолжать идти с этим, потому что я думаю, что дети должны пройти определённую стадию, и они должны отрабатывать это, и всё это время в их действиях нет любви равно как и не просматривается любовь в том, что они делают в отношении вас. И это просто подчёркивает неосязаемую любовь, которую вы просто держите в себе и верите, что она есть.

Слушательница: Я выскажусь в схожем ключе, когда мы проецируем любовь, человек может не получить её прямо сейчас. Но так как жизнь продолжается, в этой конкретной жизни, когда они испытывают что-то ещё, это может, знаете, это может открыться и этот человек вырастет и осознает эту любовь, которая была послана.

Лектор: И это не значит, что это не будет разочаровывающим, и не будет расстраивать. Это будет сложно, но это часть нашего роста или развития, которое пришло к нам в этой жизни, и роль, которую мы играем в этой жизни, и уроки, которые мы извлечём из этого опыта; но мы определённо должны продолжать пытаться.

Слушатель: У меня есть комментарий. Мне интересно, что когда люди бросают вызов вещам, которые они не могут видеть как реальность, часто ответом является любовь. Это очень мощная невидимая сила, которую можно почувствовать очень сильно, и я просто нахожу это интересным и в некотором роде уникальным. Я имею в виду, когда ты можешь чувствовать, знаете, но есть вещи, которые вы не можете чувствовать. Любовь бьёт тебя, как обухом, и это интересно, потому что это совершенно нематериально. Нет достаточно определений, не хватает слов, чтобы описать её, но поскольку вы чувствуете её так сильно, я думаю, это доказывает её существование.

Лектор: Благодарю вас.

Слушатель (Пабло Сендер): Можно сказать, что у каждого человека есть ангел-хранитель, который заботится или присматривает за ним и пытается направить его. Мы можем назвать его нашим высшим Я или так, как мы хотим. И этого человека ведут, даже если человек должен пройти через плохой опыт. С более высшей точки зрения эти переживания необходимы и я думаю, что наша любовь к человеку заключается в том, чтобы создать или укрепить канал коммуникации от этого ангела-хранителя к личности. Поэтому любовь никогда не может быть отвергнута. Что может быть отклонено, так это наш совет или то, что мы хотим, чтобы другой человек сделал. Но наша любовь всегда будет укреплять эту коммуникацию и мы должны доверять ангелу-хранителю человека.

Слушательница: Я также чувствую и думаю, когда ты любишь что-то или кого-то, это не навредит вам, даже если этот человек не отвечает вам и не относится к вам так же. Но когда мы говорим о чистой и настоящей любви, вы ничего не хотите вернуть, это не имеет значения, вы просто чувствуете её. И только потому, что человек отказывает вам или принимает вашу любовь, ваша любовь не изменится, она в вас. Это то, что вы не можете дать, а потом забрать, потому что не получили ответа.

Лектор: Благодарю вас. Итак, мы склонны вешать ярлыки на любовь и определять любовь определённым образом, но любовь действительно одна и та же, как вы сказали. Она ничего не ожидает взамен, когда это действительно любовь. И любовь может принимать различные формы на протяжении всей жизни, даже в отношении отвергающего её человека, если вы действительно любите, она просто будет проявлять себя по-иному, но она останется любовью. И возможно, мы можем также закончить цитатой о любви из Библии, и вы все знаете её, но хорошо, что мы освежим ею наши умы и сердца.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». [Первое послание к Коринфянам святого Апостола Павла, гл. 13 – ред.]

Конец четвёртой части

Перевод Игоря Комарова

Редакция Ларисы Пустовойтовой

Видео этой лекции вы можете посмотреть на YouTube канале «Теософское Содружество Украины»

Часть первая «Различение Реального и Нереального» (автор – Дэвис Брюс) опубликована на сайте «Теософія на Кіровоградщині» 23 сентября 2019 года

Часть вторая «Неокрашенный ум» (автор – Тим Бойд) опубликована на Сайте «Теософія на Кіровоградщині» 24 октября 2019 года

Часть третья «Шесть добродетелей для повседневной жизни» (автор – Пабло Сендер ) Опубликована на сайте «Теософія на Кіровоградщіне» 19 ноября 2019г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.