Единство мысли, слова и дела – основа духовного развития человека

Елена Петровна Блаватская принесла западному человечеству обновлённое учение Божественной мудрости – Теософию, в основу которой положено три основных закона: закон Единства всего сущего, закон Кармы и закон Перевоплощения. Ближе всего, на мой взгляд, к теме сегодняшнего Форума первый закон – закон Единства всего сущего, одна капля которого находится в каждом его аспекте. По духовным меркам таким аспектом будет Единство мысли, слова и дела, которое составляет духовную природу человека.

Один из крупнейших мыслителей Нового времени, индийский философ Свами Вивекананда всегда утверждал, что Единство мысли, слова и дела – есть непреложный закон, следуя которому человек может  воспитать  в себе предельную искренность, бескорыстие, самоотверженность, может поднять и расширить своё сознание, стать  истинным тружеником на духовной ниве и, действительно, достичь “любой цели”.

Но прежде чем говорить о том, как этот закон  способствует духовному  саморазвитию личности в Целом, рассмотрим каждый аспект его Триады фрагментарно, а затем соединим их в Единое целое, хотя нам уже давно известно, что в теософии не предусматриваются фрагментарные ракурсы познания и освоения Целостности, что фрагментарными, а это означает “низшими” формами познания нельзя познать “высшую” истину, сегодня всё же нарушим эти подходы. Итак, несмотря на то, что каждый из нас читал, слышал и, наверняка, задумывался над тем, “что такое мысль”, где и когда она зарождается, каково её значение в жизни человека, начнём всё же именно с неё.

Для начала обратимся к труду Е.П. Блаватской “Тайной Доктрине”, том I, Космогенезис, в котором раскрываются 4 этапа Мироздания. Для нас, в данном случае, важен как раз II-й этап,  который указывает на Первое Пробуждение Вселенной к Жизни, ко Дню Брамы. Здесь мы узнаём, что  толчком к этому Пробуждению явилась Мысль,  которую называют ещё “Замыслом Творения”. Такое определение относится к Абстрактному, Непроявленному Миру. Но всем известна универсальная аксиома Великого Гермеса Трисмегиста: “Как наверху, так и внизу; как на Небе, так и на Земле”. Тогда, здесь, на Земле, “толчком” к любому проявлению, любому результату или следствию, будет Мысль-Идея человека, которая порождает его Карму, то есть его Судьбу: хорошую или плохую.

image0038

Ибо, Мысль задумывает всё, что будет потом, что и приведёт к последнему аспекту в указанной Триаде – к действию, и станет причиной того или иного результата или следствия.

Великий Духовный Учитель Джидду Кришнамурти пишет:

image0058

Далее, в книге “У Ног Учителя” у него есть замечательные подсказки каждому из нас:

image0078

  Если Мысль будет “правильной”, то и внутренний Мир человека будет строиться по образу и подобию.

image0098

Можно привести также слова епископа Чарльза Ледбитера, который писал:

image0118

Нужно ли  после этих слов приводить ещё какие-либо утверждения о значении и силе мысли? Мне кажется, нет. Но любая мысль сама по себе, пусть даже самая чистая, самая светлая и возвышенная, будет “ничто”, если она не материализуется во второй аспект Закона Непреложности – в Слово. Ибо, чтобы реализовать свои мысли, человеку необходимо как раз Слово, которое лежит в основе речи. Елена Петровна в главном труде своей жизни “Тайной Доктрине”, том II, Станца IX, Стих 36, показывает, что одно из самых замечательных достижений 4-й Коренной расы – расы Атлантов, было появление и развитие Речи.

Но

image0138

Это Слово, которое в Книге Дзиан, или Книге Истинного Знания, которой от роду не менее 1 млн. лет, именуется  Глас, есть  материализованная Мысль Вселенского Разума. Это Слово сотворило наш Проявленный Мир. А человеческое Слово, которое “было в начале”, явилось материализованной духовной человеческой мыслью. С развитием разума у человека начала развиваться и  Речь, которая лежит в основе праведного поведения и действия. Какое будет Слово, такое будет и Дело.

Инструментом, производящим речь, есть Язык. Язык – это показатель истинной воспитанности человека. Слова, которые слетают с  языка, говорят о культуре человека, отражают его внутреннее состояние, его внутренний мир. Здесь очень ценно прислушаться к совету Анни Безант, которая в работе “Законы Вечной Жизни” провозглашала:

image0158

От того, сколько Огня Сердца и Разума человек вложит в Слово, зависят его поступки и действия, которые можно отнести к третьему аспекту Непреложного Закона о Единстве мысли, слова и дела.

image0178

Каким же образом можно обеспечить  развитие этих чувств и обеспечить праведную деятельность? Только таким, при котором все три аспекта Закона Непреложности Мысль – Слово – Дело будут Едины.

image0198

Формированию такой единой концепции духовного саморазвития личности способствуют общечеловеческие ценности, которые изначально присущи каждому из нас, с которыми мы рождаемся, их надо только проявить и осознать. К ним относятся:

image0218

Чтобы лучше понять, как они влияют на духовное формирование личности, рассмотрим их несколько подробнее:

Истина, интеллектуальный аспект.  Поиск истины есть отражение стремления человека к познанию самого себя и окружающего мира. “Корень действий  лежит в мысли”, – отмечал Герберт Спенсер. За всяким действием стоит мысль и очень важно, чтобы она  была доброй. Необходимо научиться контролировать мысли, чувства, эмоции, желания. И тогда человек будет не только задавать себе вопросы: “Кто я?”, “Какова цель моей жизни?”, “Как мне жить полной жизнью в текущий момент”, “Как мне познать своё внутренне Я?”, но и будет получать на них ответы. Осознание истины открывает путь мощному потоку энергии, который наполняет внутреннее пространство человеческого существа. Истина составляет Единство Триады мысли, слова и дела.

Праведное поведение, физический аспект. Принцип праведного поведения – не причинение вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять  законы Природы, морали и нравственности. Прежде чем совершить тот или иной поступок, необходимо обратиться к голосу Совести, почувствовать конечный результат, укреплять те мысли, слова и действия, которые уведут человека от плохого поступка и подскажут путь к хорошему. Праведное поведение – это то, что рождается в сердце.

Мир или умиротворение, эмоциональный аспект. Мир – это гармония, равновесие, душевный покой, умение творить, создавать вокруг себя позитивную, созидательную атмосферу. Достичь этого можно, если успокоить и контролировать свой ум, который стремится увеличивать желания человека. А в случае неудовлетворённости того или иного желания, ум человека отравляется негативными мыслями, которые в конечном итоге лишают его внутреннего мира и покоя. Ясность и чистота ума необходима каждому, чтобы поддерживать мир внутри себя и жить в мире со всем и со всеми, что и кто нас окружает.

Любовь, нравственный аспект. Единство достигается через Любовь. Любовь, словно золотая нить, пронизывает и удерживает в Единстве  фрагменты общечеловеческих ценностей: Истину, Праведность, Мир и Ненасилие. Слова, содержащие любовь, это уже и есть сама Истина. Когда мотивом действия является любовь, то такое действие становится Праведным. Когда чувства человека наполнены любовью, он испытывает внутреннее спокойствие, радость и счастье, становится уверенным в себе и живёт в мире со всем миром. А Любовь, как понимание, есть Ненасилие. Поэтому Великие Духовные Учителя  призывают:

image0238

Ненасилие, духовный аспект. Эта ценность является продолжением четырёх предыдущих. Ненасилие рассматривается как не причинение вреда живым существам ни мыслью, ни словом, ни действием. Для этого необходимо воспитать в себе миропонимание, тогда придёт осознание взаимосвязи всего Сущего в Мироздании, а также того, что мы есть единая божественная субстанция, и это позволит человеческой личности испытать благоговение перед гениальным чудом Творения и ощутить чувство всеобщего единения. Ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей. Каждый, кто стал на путь теософского движения, духовного саморазвития должен, прежде всего, сам зажечь светильник общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажигать  другие сердца, наполнять их неземной бескорыстной любовью и божественными качествами, руководствуясь принципами: любить всех, служить всем!

 Из вышесказанного следует, что достичь Единства мысли, слова и дела, создать, таким образом, основу для своего духовного роста, человек может только изменив самого себя, опираясь на общечеловеческие ценности. Ибо, они являют собой единое целое, они неотделимы друг от друга, как грани алмаза. Оттачивая каждую такую грань, человек оттачивает сам себя. Елена Блаватская в книге “Карма, или Закон причин и следствий” писала:

image0258

Чтобы создать свою судьбу, свою карму чистой, красивой, светлой, чтобы войти в эволюционный поток жизни, важно подняться до уровня понимания необходимости духовного роста через гармонию  мысли, слова и дела, важно всегда говорить то, что ты думаешь и делать то, о чём ты говоришь. Только в таком Единстве – Сила.

image0278

Раиса Калашникова, г. Кировоград

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий