От фрагментарности к Неразделённости

Всем уже давно известно, что мы переходим в Новую Эпоху – Эпоху Водолея, которая несёт необходимость расширения сознания человека, его совершенствования. Чтобы соответствовать Духу Времени требуется глубочайшее внутреннее изменение и, в первую очередь, духовное преображение. Никто ни в чём не сможет достичь положительного результата, если его мышление останется на прежнем уровне. Новая Эпоха  ставит новые задачи, в соответствии с которыми должно начаться формирование Нового Ума в каждом из нас.  Потому что, Новый Ум необходим не только  для всего мира в целом, но и для нового Теософского Общества, для каждого его члена, который должен стать чистым, истинным проводником идей  Божественной Мудрости – Теософии.

Елена Петровна Блаватская в «Ключе к Теософии» писала, что

image00323

Так было сказано 125 лет назад. Но, к сожалению, относительно духовного роста человека мало что изменилось с  тех пор. И повинен во всём наш фрагментарный ум, который в «Голосе Безмолвия» назван «убийцей Реального».

В статье «Сущность работы Теософского Общества» Рада Бернье говорит:

image00523

 У Рене Декарта мы находим такое высказывание:

image00723

–  в это ещё в своё время прозревал  английский философ Френсис Бэкон.

Только Универсальный ум, охватывающий все направления, с которыми мы сталкиваемся в нашей деятельности, такие, как: наука, религия, культура, благотворительность, изучение, исследование, – может поддерживать атмосферу универсальности везде. Тогда, наверное, Универсальный ум, «Чистый Разум» и есть тот Новый Ум, который нужен Новому Времени? «Но, мало иметь хороший ум (как бы мы его не называли «универсальный», «чистый разум»), главное, – по утверждению Рене Декарта, – уметь его применять».  Конечно, правильно применять ум в работе каждого дня, то есть на практике, не просто, а лучше сказать – сложно. Значит,  надо этому учиться. Сейчас можно хотя бы теоретически подойти к данному вопросу. Ибо, хорошо изученная, глубоко осознанная теория станет впоследствии основой для конкретной практики и поможет контролировать  деятельность нашего ума. Если с этим согласиться, тогда,  для начала давайте прислушаемся к совету Анни Безант, которая в своей работе «Сила мысли», в разделе «Творец Иллюзии», предлагает рассматривать слово «УМ» по отношению к конкретному разуму, то есть ментальному телу или низшему Манасу и тут же посмотрим на таблицу «Семеричной природы человека», данную Еленой Петровной в «Ключе к Теософии»:

image00923

Здесь чётко видно, что разум имеет двойную природу. В санскрите разум, имеющий дело с материальными различиями и подверженный их влиянию, называется Манасом. Как раз этот разум мыслит категориями разделения и устанавливает мыслительные связи, то есть, в низшей приходящей четверице он соотносится с Фрагментарным умом. Тот разум, который знает и переживает Единое, Неразделённое относится к Высшей непреходящей Триаде и именуется Буддхи. Именно низшему Манасу, фрагментарному предстоит ВОЗРОДИТЬСЯ  из материи к Духу с тем, чтобы стать Неразделённым и соответствовать требованиям Нового Времени. Наш разум способен и сделает это, если мы постепенно, шаг за шагом, будем выявлять, раскрывать и реализовывать те качества, те его способности, которые так необходимы ему для его же возрождения.  Главные из них, прежде всего,   это:

image01123

Перед тем, как хотя бы попытаться раскрыть каждую из способностей Разума, давайте выстроим цепочку из понятий Ум, Интеллект, Разум, Мудрость,  дадим им определения для того, чтобы ещё раз прочувствовать, какие же составляющие на пути духовного продвижения  помогут человеку совершенствовать свой УМ-РАЗУМ.

image01323

Мне кажется, что на данном этапе эволюционного развития каждое из этих составляющих следует рассматривать не в отдельности, не фрагментарно, а в их совокупности, в их неразделённости. Потому что, в целом, это –  ступени Единой лестницы, которая помогает подняться   на более высокий уровень  осознания всего происходящего. Например, мы не можем обойтись без знаний, которые, в свою очередь, будут совершенствовать мыслительный аппарат, а значит, помогать мыслить. Елена Петровна Блаватская в заключительной части «Ключа к Теософии» пишет, что

image01523

Она включила в число условий относительно будущего Теософского Общества Знание и Мудрость, потому что они дают непредвзятое и ясное суждение обо всём. А Анни Безант подчёркивает, что

image01723

Далее. Если человек будет развивать свой Интеллект, то он научится правильно мыслить, будет уметь правильно думать о разных вещах, обо всём происходящем и находить всему правильное решение. А это уже область, относящаяся к Разуму, который приобретёт  умение направлять Ум и руководить им. Но, чтобы Разум умел это делать, он должен обладать, как минимум, теми вышеуказанными  способностями, развитие которых поможет ему стать  Мудрым.

Теперь возвратимся к главным способностям Ума-Разума. Первая и самая важная его способность – необходимость осознания Единой жизни, Единого Закона, который утверждает, что всё человечество и физически и духовно произошло из Единого Источника. И что все мы братья и сестры, дети «Одного Отца, Который на Небесах». Являясь частичками Единой Жизни, мы образуем Братство, то есть образуем Духовное Единство со всеми. Давайте вслушаемся в слова Универсальной молитвы: «Пусть каждый, кто почувствует себя ТОБОЮ, знает своё Единство со всем сущим». Значит, Единство – это Реальность,   надо лишь осознать её  и стремиться слиться с ней ВОЕДИНО.  А наш теперешний Ум-Разум пока не хочет или же пока не может этого понять. Самая вредная его привычка – всё разделять. Вместо того, чтобы видеть в каждом человеке Божественную Жизнь, на которую указывает Джидду Кришнамурти в своей работе «У ног Учителя», разум разделяет людей в названиях рас, наций, по категориям верований и т.п. Кришнамурти в своём разговоре с иезуитским священником Е. Шаллертом сказал:

image01923

Именно  разделение и становится  причиной борьбы и страданий, которые были бичом человечества не только на протяжении многих столетий, но остаются и в настоящее время. Результатом этого есть та политическая ситуация, которая, к сожалению, сложилась сейчас и в нашей стране.

Во всём этом повинен разум. Если он не перестанет мыслить категориями разделения, не попытается познать Единство Жизни, в человеческом обществе не смогут произойти фундаментальные изменения, основу которых должны составлять добрые, милосердные, сострадательные, гармоничные, толерантные взаимоотношения между людьми, наполненные духом сотрудничества и любви. Только они являются вечным двигателем эволюционного процесса. Если такие отношения не выстраиваются, то это означает, что человечество мыслит  по- старому.

На данном этапе вступления в Новую Эпоху, которую мы можем назвать Новым Временем, необходим переход от старых стереотипов мышления, к которым привык наш разум, к признанию Единства, как Истины Жизни. И тогда это принесёт радикальное изменение. И тогда наш разум будет наделён творческой способностью и живостью, обретёт новое качество, которое найдёт своё выражение вначале в позитивном   мышлении, затем в позитивном действии, во взаимоотношениях между людьми, основанных на любви, согласии, бескорыстной помощи и взаимной заботе.

 И тогда наш Разум избавится от разделений, различий, сравнений и оценочных действий. Изменение, которое произойдёт, может быть названо ВОЗРОЖДЕНИЕМ. Не возрождённый разум – это «эгоизм», говорила Рада Бернье. Все Цели Теософского Общества, но, в первую очередь, Первая Цель, которая была, есть и всегда будет стержневой, призваны помочь истинному прогрессу человечества, что возможно только при обновлении человеческого разума, при его возрождении.

Рада Бернье в той же статье «Сущность работы Теософского Общества» сказала:

image02123

Но, достаточно ли разуму раскрыть и реализовать только одну его способность, чтобы ВОЗРОДИТЬСЯ? Думается, что нет. Помогает его возрождению, очищению такая способность, как наблюдение. Человек может наблюдать за содержанием своего ума, то есть, за содержанием мыслей, эмоций, ощущений, ассоциаций и т. п. Наблюдение даёт  опыт рассмотрения событий жизни без осуждения, оценки, значимости, или предпочтения. Наблюдение даёт  новый вид восприятия, новое качество ума. Как только человек пробует увидеть, что внутри него, какая-то его часть отделяется, чтобы выполнить это наблюдение. Г. И. Гурджиев назвал эту часть «самонаблюдением», индусы и буддисты называют «свидетельствованием», а дзэн-буддисты «осознанностью». Иногда наблюдение характеризуется, как «внимательность». Название неважно, суть именно в наблюдении. И задача наблюдения сводится к тому, чтобы научиться, как можно наблюдать наше внутреннее переживание и не  поглотиться им, а выйти на новый уровень своего мышления, осознания своего истинного «Я», на тот уровень, на котором Новый Ум будет соответствовать Новому  Времени.

Что же помогает Разуму учиться наблюдать? Теософское учение подсказывает: развитие памяти, внимания, восприятия, а также открытость, которая, как указывает Тим Бойд в своей Инаугурационной речи 28 апреля 2014 года перед теософами Ченная, есть единственный способ, которым мы, как индивидуальности,  можем быть преображены, и единственный путь Духовного возрождения человечества. То есть, помогает Разуму учиться наблюдать, а значит, возрождаться, развитие Интеллекта. Интеллект – это высшее мышление, высший познавательный процесс.  И всё же, чтобы он не стал просто грубым Интеллектом, оперирующим цепочкой фактов, сопоставляющим количества и числа, а смог стать чистым инструментом, способным проникнуть в глубинную сущность вещей, необходимо взять его под контроль. Н. Шри Рам в своей статье «Истинная деятельность Теософского Общества» приводит выдержку из писем Махатм: «Волну интеллектуального развития необходимо взять под контроль и направить в русло духовности», а это означает  по пути Любви, Служения, Братства, Альтруизма, по пути работы ради Общего Дела. Просветлённый, чистый, проницательный Интеллект всегда связан с интересом к жизни и развитым воображением. А это уже ведёт  к  пробуждению Интуиции, помогает каждому глубже мыслить, вырабатывать в себе новое видение мира. Интуиция есть непосредственное постижение истины, без логического анализа, основанное на воображении. Это – «чутье».

Раскрытие, развитие, совершенствование способностей Разума в их совокупности, приведёт к его коренному преображению, приведёт к Универсальности, полному осознанию, что только НЕРАЗДЕЛЁННОСТЬ   будет движущей силой на эволюционном  пути Духовного роста, что только в ЕДИНСТВЕ можно войти в новый мир,  новую эпоху, в Новое Время.

В заключение мне хочется привести в качестве цитаты вдохновляющие слова из Жемчужины мудрости – «Голоса Безмолвия»:

image02323

Уверенна, что мы все уже давно «замкнули наши чувства» и как один устремлены к НЕРАЗДЕЛЁННОСТИ.

Раиса Калашникова, 

Кировоград

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий