Ответственность, как мера духовной зрелости. Можно ли воспитать готовность к принятию ответственности?

images151Тема может быть разделена на следующие части:

  • вначале следует раскрыть понятие «духовной зрелости», как таковой, что это;
  • затем рассмотреть понятие «ответственности»;
  • и как они проникают друг в друга.

Итак, о духовной зрелости. Это словосочетание тоже следует разделить на «духовность» и «зрелость». Несмотря на то, что мы о духовности говорим постоянно, не будет лишним ещё раз вспомнить об этом.

Духовностьэто наличие, присутствие, или совокупность в человеке таких положительных качеств, определяющих внутренний мир человека, как: чистота Души, совесть, самоотверженность, порядочность, терпение, честность и, конечно, любовь, милосердие, добро, сострадание; это ежеминутная готовность прийти на помощь другим, готовность к работе на Общее Благо и многое другое, что ведет по пути альтруизма. Именно к этому на протяжении всей своей жизни призывала Елена Петровна Блаватская, именно эти нравственные принципы положены в основу Теософского Учения.

Зрелость — это то состояние, когда человек всего этого достигает. Достичь духовной зрелости — означает накопить в своем сердце эти и многие другие положительные качества, достичь — означает получить результат.

Но, чтобы стать духовно зрелым, человеку предстоит пройти очень нелегкий и очень долгий путь, который невозможно сравнить ни с каким путем по своей продолжительности на земном плане.

Только постепенно, шаг за шагом, сердце начинает созревать и приобретать мудрость. Благодаря мудрости выстраиваются правильные взаимоотношения, формируются правильные мысли, а за ними правильная речь, которая состоит со слов и т. д. Правильные — означает по правилам, по законам Космоса.

Благодаря мудрости сердце приобретает доброту и сострадание, приобретает понимание необходимости Служения, Подвижничества и это становится естественным движением нашей души, наших поступков и действий.

Когда человек достигает зрелости в духовной жизни, он относится более спокойно к различным парадоксам, более правильно понимает её неопределенности, её многие уровни и глубинные конфликты. В Теософском учении прослеживается, что в полноте сердца человека развивается ощущение жизненной иронии, метафоры, юмора. Кстати, Елена Петровна Блаватская в определенных ситуациях, или кругах много шутила, ей не чужд был юмор, и она часто повторяла: «Господа, здравый смысл, здравый смысл и ещё раз здравый смысл и немного юмора». Конечно, она была человеком высокой духовной зрелости.

Духовная зрелость позволяет, чтобы через человека, через нас с вами просвечивался, проливался свет божественного.

Какие же критерии указывают на то, что человек достиг духовной зрелости или идет по этому пути? В Теософии их много, но назову только некоторые.

  1. Прежде всего, – это отсутствие идеализации. Если достигнуто состояние духовной зрелости, тогда ничто и никто не идеализируется, потому что духовная зрелость основана просто на способности освобождаться от любых привязанностей и просто любить, раскрыть своё сердце ВСЕМУ, что есть: и хорошему и плохому, и сладкому, и кислому, и красивому и не очень и т. д.

Отсюда — плавный переход ко второму критерию.

  1. Вмещение противоположностей.

Уже на пути к духовной зрелости человек начинает понимать, что каждое явление содержит свою противоположность. И она начинается с момента зарождения Проявленного Мира. Только, как говорится, ударил колокол, пошёл процесс дифференциации, всё разделилось на «2», на положительное и отрицательное. Пока мы будем находится здесь, в Проявленном Мире, все противоположности всегда будут идти рядом. Понимая это, духовно зрелый человек никогда не будет рассматривать только одну сторону любого явления, потому что ЦЕЛОЕ не получится. Он может видеть, охватить ЦЕЛОЕ только с его крайностями.

Даже, если мы ищем, например, потребность в Учителе, который поведет нас по пути к духовной зрелости, то одновременно нам необходимо и самим прикладывать определенные усилия, чтобы делать шаги по этому направлению.

Или, если мы отдаем должное силе кармы, то должны отдавать должное и полной свободе человека. Человек должен охватывать все противоположности, быть способным вмещать в сердце все жизненные противоречия и находится в МИРЕ СО ВСЕМ.

  1. Гибкость. Она состоит не в том, чтобы принимать какую-то особую философию или набор верований, или учений. И не в том, чтобы кому-то противостоять или чему-то противодействовать.

Гибкость означает быть в потоке жизни, предчувствовать движение эволюции, не задерживаться на старых формах чего бы это не касалось: мышления, планов, способов, исполнения и т. д., ибо «… каждая новая форма, хотя бы несовершенная, ценнее полированной старой».

Гибкость — это легкость сердца и ума, которая подразумевает, что все духовные средства хороши, и что каждое из них — это плот, который помогает пересечь поток, реку, перейти с одного берега на другой и прийти к свободе.

Гибкость позволяет человеку увидеть, что существует время для формальных, деловых, и систематических мероприятий, стандартных способов, и время — для импровизированных, необычных встреч и т. д.

  1. Терпение. Это замечательный, и очень важный критерий. Относительно духовной зрелости терпение не означает, что надо терпеть какую-то боль, унижения, терпеть различные неурядицы.

Здесь другой смысл. Терпение подразумевает тот факт, что пробуждение человека, как и всего живого в Проявленном Мире, проходит через многие периоды и циклы. И на пути к духовной зрелости требуется глубочайшее понимание этого, приверженность, постоянство и, конечно, постепенность. Нельзя торопить события, всё должно происходить в своё время.

В одном маленьком рассказе очень четко прослеживается к чему приводит отсутствие терпения.

Однажды утром, прогуливаясь по парку, человек увидел в коре дерева кокон как раз тогда, когда бабочка проделывала дыру и готовилась выйти наружу. Ему очень захотелось ей помочь, чтобы это произошло побыстрее и он смог увидеть процесс появления новой жизни сам, своими глазами.

Он стал дуть на кокон, чтобы согреть его. Вначале действительно ускорился процесс раскрытия. Бабочка начала медленно выбираться наружу, но крылья у её оказались ещё не окрепшими. Она пыталась развернуть их всем своим трепещущим тельцем. Человек дальше продолжал дышать на неё. Но, напрасно. Из того, что произошло потом, он понял, что своим вмешательством причинил зло, вред. Искусственное тепло вынудило бабочку появится на свет раньше времени, но всю сморщенную. Крылья её так и не распрямились. Не взлетев, бабочка ушла из жизни.

С опозданием человек понял, что надо было ждать естественного выхода её на свет. Раскрытие крылышек должно было проходить на солнышке в течение постепенного процесса.

Так и в жизни человека: всё должно идти по законам Божьим.

Конечно, есть моменты, в которые человек должен вмешаться, но необходимо знать когда и зачем. И вот здесь нужна гибкость.

  1. Чувство исследования.

Очень важно обратить внимание на этот критерий, потому что, прежде, чем принимать или не принимать ту или иную философию, следовать даже за Великим Учителем, идти по неопознанному нами же пути, необходимо понять, что мы хотим, подходит ли нам этот путь, подходит ли тот Учитель, к которому мы решили устремить свой взор, соответствует ли это нашему внутреннему пониманию и состоянию, т. д. должно быть что-то вроде сомнения. Это качество сомнения Будда назвал дхамма-вичая или собственное исследование истины.

В чем должно состоять это исследование? Будда подсказывает: это готовность каждого открыть индивидуально для себя Теософию или религию без подражания, без того, чтобы следовать мудрости других.

В 3-м т. «Тайной Доктрины» Елена Петровна Блаватская приводит высказывание Будды:

«- мы не должны верить во что-нибудь, что так было сказано;

  • мы не должны верить традициям только потому, что они переданы с древних времен;
  • ни общепринятым слухам, как таковым;
  • ни писаниям мудрецов по той только причине, что мудрецы их писали;
  • ни фантазиям, о которых мы предполагаем, что они вдохновлены Дэвой (на санскр.- это Бог).

Но мы должны верить (это продолжение слов Будды) в писание, в доктрину или в утверждение, когда наш разум и наше сознание их подтверждают.

Поэтому, – говорит он в заключение, – я вас учил не верить просто сказанному, а верить согласно вашему личному сознанию и затем действовать соответственно этому и с великодушием».

Не могла думать по-другому и Елена Петровна Блаватская. Поэтому она писала: «…но не верьте в это только потому, что это сказала Я. Применяйте свой разум и чувство здравого смысла, придайте учению жизнь и убедитесь в нём сами. Не брюзжите, и не критикуйте, не осуждайте — работайте. Проверяйте всё сами на своём опыте!».

Вот почему я против догм, почему не могу принимать однозначно те или иные запреты: «не читать», «не изучать», «туда не ходить» и т. д. Это моё мнение и моё отношение. Вы сможете высказать своё так, насколько готово ваше сознание.

Именно сознанию доступен и Мир в целом, и сам человек, как его частичка. Сознание обеспечивает человеку пояснение всех смыслов — жизненных проблем: для чего он живёт, достойно ли живёт, есть ли цель в его существовании?

Относительно сегодняшнего вопроса о духовной зрелости, сознание ставит перед человеком задачу решить нужна ли ему духовность вообще, как таковая, нужно ли и есть ли смысл ему стремиться к духовной жизни и достичь зрелости? И, если принято решение, что нужно, то, что может ему помочь на пути к этому достижению?

Ответ короткий: ЗНАНИЕ. Чтобы верить или не верить чему-нибудь, чтобы определиться в принятии того или иного решения, человеку нужны ЗНАНИЯ.

Доктор Анни Безант писала: «Истинно вся вера должна быть основана на знании. То, что человек прямо знает, есть то, во что он может прямо верить, всё остальное — доверчивость и безумие».

Дж. Кришнамурти, индийский мыслитель и поэт, указывал: «Когда вы знаете, вы видите ВЕСЬ процесс своего мышления и действия».

А чтобы знать, надо учиться. У Елены Петровны есть высказывание, которое начинается словами: «…для чего учиться — чтобы знать…». Так что давайте учиться: больше читать, делиться прочитанным, высказываться, мы, таким образом, очень поможем друг другу, потому что мы все здесь ученики и каждый друг другу учитель.

Мне бы хотелось кратко остановиться ещё на одном критерии, который присущ духовно зрелому человеку, а именно на умении выстраивать взаимоотношения.

  1. Умение выстраивать отношения.

Мы всегда находимся во взаимоотношениях с чем-нибудь и с кем-нибудь. Конечно, идеальный вариант — это считать священным приятие во взаимоотношениях со всеми вещами: с окружающим миром, Природой, человечеством в целом и с каждым в отдельности. Тогда бы мы были уже, наверняка, духовно зрелыми.

Но, пока мы только стаем на этот путь. И ничто, ни человеческое сообщество, ни взаимосвязь, ни взаимоотношение, не могут быть исключены из нашей духовной жизни.

Необходимо помнить, что каждый поступок каждое действие имеет смысл, всё имеет отношение к духовной зрелости и за всё мы несем ответственность.

Вот мы и подошли ко второй части нашей темы — к ответственности, без которой ничего достичь нельзя. Для достижения духовной зрелости особенно требуется наша высочайшая ответственность и самодисциплина.

Что же такое ответственность? Этимология этого слова проста и ясна. Быть ответственным — означает держать ответ за порученное, за исполненное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное.

Как вы чувствуете, слово «ответственность» в своём значении многогранно и имеет много оттенков, но мы берём только тот, который помогает человеку идти по пути духовного продвижения с тем, чтобы достичь, в конечном итоге, духовной зрелости.

С какого момента начинает своё шествие ответственность? С момента зарождения мысли.

Мысль — это первоначальная причина всех конечных результатов.

Дж. Кришнамурти в своей книге «У ног Учителя» писал: «Если есть противоречие между тем, что мы говорим и что мы делаем, значит первоначальная причина должна лежать в мысли, потому что она это задумала».

И тут же продолжает епископ Ледбитер. Он комментирует: «Если мы всегда думаем, т. е. мыслим, о хороших вещах, то мы, конечно, не будем говорить о злых вещах, потому что, мы говорим то, что находится в нашем уме, и если наша мысль хороша, то и речь будет хороша, а затем и действие, которое последует, также будет хорошим. Эффект превосходства в правильной мысли должен, очевидно, выразиться в правильной речи».

Значит, как уже не единожды прочитано и сказано, мы несем высочайшую ответственность за нашу мысль, огромную роль играет в этом наш ум. Давайте вспомним наши размышления над понятием «Страж порога». Мы говорим: «Мне это надо», «я это сделаю», «я им докажу или покажу» и т. д., то тут же следует проанализировать эту мысль и понять, какая часть «маленького я», низшего эго, или эго личности этого хочет и какой результат получим? Иногда мы получаем довольно плачевный результат, который нарушает гармонию Вселенной и отражается на невинных людях.

Конечно, человек не обуздавший в этот момент свои мысли, не проконтролировавший своего «Стража порога» несет полную индивидуальную ответственность за последствия.

В этой связи я приведу слова Дж. Конелли, которые, может быть, воспримут и не все, но над которыми все могут задуматься.

Дж. Конелли говорит: «Среди идей теософии нет места возможности уклонения от индивидуальной ответственности». Мы не верим, пишет он, что есть такая вещь, как прощение или «смывание грехов», кроме соответственного наказания за это зло для тех, кто его совершил, и восстановления, таким образом, гармонии Вселенной, которая была нарушена этим дурным поступком. Зло было делом рук этого человека, – подчеркивает Конелли, – и тогда, как страдать от его рук вынуждены другие, искупить это зло не может никто, кроме него.

Изучающий теософию принимает во внимание и то, как отражается это зло на невинных людях. Он думает не только о грешнике, но и его жертвах. Результаты его злых дел не исчезли; страдание, которое он причинил другим, не искуплено”.

Лично я этому высказыванию не могу возразить. Оно в унисон с моими рассуждениями, я еще больше осознаю, насколько важно контролировать мысль, анализировать и предполагать возможные последствия и т. д. Кто это может делать? Конечно, наш ум. И не следует ему отводить последнюю роль на пути к духовной зрелости. Последнее время, многие стали считать, что ум нам не нужен, мы уже развили свое ментальное восприятие, должно быть только открытое сердце.

Я помню, как на одном из занятий кто-то сказал: «Все-таки без ума нам не обойтись». Конечно, не обойтись. Потому что голова и сердце неотъемлемы друг от друга. Они одинаково нужны для человека.

В Упанишадах (индийское учение) приводится простой пример, который раскрывает структуру человека и показывает какая роль отводится уму. Это изображено так:

  • карета- наше тело;
  • кони — наши чувства, эмоции;
  • извозчик — ум.

Конечно, в непредвиденных случаях, кони могут повести телегу и без извозчика. Но, куда? Быстрее всего в пропасть. Кони только тогда потянут карету в нужном направлении, когда извозчик (ум) задаст им его, задаст скорость и т. п. У него есть «вожжи», которыми он может приостановить бег коней, задержать, притормозить, и если надо, отпустить.

Ум – это инструмент, который помогает человеку размышлять, познавать, анализировать, это свойство «низшего манаса» или 4-го Принципа низшей четверицы.

Но, чтобы ум был умным, его надо развивать, расширять, шлифовать, помогать ему подняться до 5-го Принципа — Божественного и стать им. Он должен быть подчинен Высшему «Я», но он должен быть.

Однажды Елену Петровну Блаватскую спросили, все ли Адепты должны быть ментально развитыми? На что она ответила, что из тех, кого она знает, только один не ментален, но ему придется догонять. Это ещё раз подтверждает о необходимости развития ментального уровня человека.

Идем дальше. За мыслью рождается речь, которая состоит со слов. Мы все ответственны за каждое наше слово, ибо слово может как вознести человека, так и убить. Поэтому говорить нужно только то и только тогда, когда мы уверены, что слово не принесёт никому вреда.

В той же маленькой книжечке «У ног Учителя» Дж. Кришнамурти пишет: «Хорошо говорить мало; лучше вообще ничего не говорить, если вы не совсем уверены, что то, что вы желаете сказать, есть истина добрая и полезная». Есть пословица: «Слово — серебро, а золото — молчание». Она указывает на глубину народной мудрости, которая запечатлена в этой краткой формуле.

В повседневной жизни мы должны быть очень осторожны, чтобы не принести словами вреда любому живому существу.

Есть высказывание Мейбл Коллинз в книге «Свет на пути», которое звучит так: «Прежде чем голос может заговорить… он должен утратить способность наносить боль».

Это нам ещё раз говорит о том, что каждый несёт огромную ответственность за свои слова, за которыми следуют поступки. Поступки складываются в действия. Действия формируют характер. Характер выстраивает судьбу, т. е. карму. И какая она будет — положительная или негативная, зависит от нас.

Именно таким образом Анни Безант в своей работе «Теософская жизнь» описала кармические явления на различных уровнях нашего бытия: «Мысль создает характер, желание, возможность, деятельность и среду». Т. е., своими мыслями, а затем словами, действиями мы порождаем нашу личную карму. Карма — это часть нашего каждодневного труда, опыта, часть практической жизни.

«Не требуется метафизики или образования, чтобы заставить человека понять широкие истины кармы и перевоплощения. Закон кармы — закон причин и следствий. «Что посеешь, то и пожнёшь». Благодеяния приводят к счастью, а злодеяния приносят несчастья. Карма — безошибочный закон, который регулирует влияние причин на физическом, ментальном и духовном планах бытия», — всё это сказала в книге «Ключ к Теософии» Е.П. Блаватская.

Подобно тому, как в Природе все ручейки сливаются в один поток, затем в реку, реки образуют моря, моря наполняют океаны, так и в жизни — личная карма человека вливается в карму семьи, коллектива, города, страны, человечества, Планеты, Вселенной.

Если мы будем это помнить, то понятие ответственности станем развивать, начиная с обычной, повседневной жизни, в привычных сферах деятельности — в семье, на работе, в отношениях с другими людьми, до бесконечности, потому что мы ответственные не только перед собой, но и перед Космосом.

Есть замечательные слова в книге «Беспредельность», где Учитель говорит: «сняв с себя ответственность, человек лишает себя самого прекрасного чувства и иной, утвержденной, творческой силы».

Вот в этой связи хотелось бы, чтобы вы поразмыслили и прокомментировали, что же всё-таки легче: быть ответственным или безответственным? При любом ответе, почему?

Заключить сказанное можно было бы словами: Ответственность — это Божественное поручение, для нас с вами — поручение Учителей, Иерархии Света. Ответственность — это поставленная Богом задача по выполнению того дела, которому мы себя посвящаем.

Давайте будем выполнять эту задачу с честью и достоинством.

Президент Кировоградского отделения “Лайя”, Раиса Калашникова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий