Книга Золотых Правил – Библия для Теософов

КНИГА ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ – БИБЛИЯ ДЛЯ ТЕОСОФОВ

Елена Петровна Блаватская в одном из своих писем родным писала: «Мой «Ключ к теософии» завоюет множество прозелитов, а «Голос Безмолвия», при том, что это крошечная книжка, становится Библией теософов. Это великие афоризмы! Я могу так говорить, ибо ты знаешь, что это не я их сочинила! Я лишь перевела их с телугу, старейшего южноиндийского наречия. Там три трактата, которые посвящены нравственности: этические принципы монгольських и дравидских мистиков. Некоторые из афоризмов просто удивительно глубоки и прекрасны! Здесь они произвели настоящий фурор; думаю, и в мире они привлекли бы внимание публики».

Почему Елена Петровна сделала такое смелое сравнение Фрагмента I «Книги Золотых Правил» «Голоса Безмолвия» с Библией?

Возможно потому, что Библия в своём первоначальном, чистом варианте состояла из свода этических и морально-нравственных принципов, которые каждый человек должен взращивать в себе, чтобы познать своего Бога и следовать ему в ежедневной жизни.

Библия, которая состоит из двух частей – Ветхого и Нового Заветов, это – собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих Священное Писание в этих религиях.

Такой же свод этических и морально-нравственных принципов мы находим в «Книге Золотых Правил», которая включает в себя три Фрагмента: «Голос Безмолвия», «Два Пути» и «Семь Врат» и открывает человеку Путь к познанию своего внутреннего Божества, именуемого в теософии Высшим «Я». Поэтому она и становится, по словам Елены Петровны, Библией для теософов.

«Книга Золотых Правил» – одно из величайших произведений, которые на Востоке вручаются ученикам мистических школ. Знание их обязательно и для той школы, учения которой приняты многими теософами.

Через всё её содержание прослеживается Одна Дорога, которая ведёт по Пути к познанию своего Высшего «Я», – а именно, через совершенствование своей внутренней природы, то есть через совершенствование иллюзорной личности. Эта Дорога и есть Путь эволюции, на котором Душе человека необходимо сбросить 10 оков, являющихся помехой для её восхождения. Неимоверно сложные, наиболее трудно преодолимые, Три из них, это:

  • Первая и самая главная из оков, которая преграждает Путь к истинному «Я», – Иллюзия личного «я». Елена Петровна всегда утверждала, что, если на протяжении жизненного Пути человек будет глядеть внутрь самого себя и сосредоточит своё внимание на своём внутреннем мире, тогда бы он быстро освободился от удушливой хватки огромной змеи, имя которой Иллюзия. В «Голосе Безмолвия» сказано: «Эта земля, о, ученик, чертог печали, где по всему пути тяжких испытаний расставлены западни, чтобы изловить твоё Высшее «Я» заблуждением, именуемом великой ересью аттавады».

     Как раз такой западнёй можно назвать

  • Вторую окову – Сомнение, от которой человек должен освободиться. Теософия учит, что сомнение может быть устранено только Знанием вообще и знанием, в первую очередь, законов о Карме и Перевоплощении с последующим применением их на практике в жизни каждого дня.
  • Третья окова, от которой следует избавиться человеку – Суеверие. Это препятствие заключает в себе все неразумные или ложные верования, всякую склонность ставить очищение сердца в зависимость от внешних обрядов и церемоний. Чтобы сбросить с себя эту окову, нужно научиться полагаться только на себя, а не рассчитывать на других или на внешнюю оболочку какой-либо религии.

Но, преодолеть лишь Три Главные препятствия на Пути к своему Божеству недостаточно. Во Фрагменте II «Книги Золотых Правил» «Два Пути» сказано, что это будет прогресс, но очень, очень медленный. Требуется одновременное овладение и воспитание в себе Шести Великих Добродетелей, которые «преобразуют смертного человека в Древо Познания, или «драконовое дерево», являющееся, по словам Елены Блаватской, символом мудрости и знания.

Шесть Великих Добродетелей – это Шесть ПарамитШесть Добродетелей – это следующие Шесть Парамит:

Совершенное милосердие.

Совершенная нравственность.

Совершенная правда.

Совершенная энергия.

Совершенная доброта.

Совершенная мудрость.

Именно они представляют одну из систем прохождения Пути.

О важности практики Шести Великих Добродетелей читаем в Книге «Два Пути»:

«Жить для блага человечества – это первый шаг. Практиковать Шесть Светлых Добродетелей –второй. Достичь блаженства Нирваны, но отречься от него – это заключительный шаг, высочайший на Пути Отречения».

Четыре Добродетели для монаховЗдесь же указано также, что к этим Добродетелям иногда добавляют ещё четыре специально для монахов, это:

Совершенное терпение.

Совершенное смирение.

Совершенная решимость.

Совершенное отречение.

Из этого перечня хочется выделить такую Добродетель, как «совершенное терпение».

«Будь терпелив, соискатель, как тот, кто не боится неудачи и не жаждет успеха.

Имей выдержку, терпение, как тот, кто держится до конца…».

Чтобы никогда не терять терпение и не растеряться в жизни, если не удаётся выполнить сразу большой объём работы, не удаётся достичь сразу многого, следует обратиться к   Фрагменту III «Книги Золотых Правил», где сказано:

«Высоты Парамит достигаются ещё более крутым путём. Ты должен продолжить свой Путь через Семь Врат, Семь Твердынь, охраняемых жестокими и коварными силами – воплощёнными страстями. У каждых Врат Золотой Ключ, открывающий их двери». Ключи эти следующие:

Дана«1. Дана. Ключ милосердия и любви бессмертной». Ключ милосердия означает полную готовность отдать себя и всё, что имеешь Служению. Мы все должны стараться делать всё, что в наших силах, как можно лучше, и никогда не останавливаться.

 Мы должны приобрести «любовь бессмертную», что означает быть великодушными ко всем.

Шила«2. Шила. Ключ гармонии между словом и делом, уравновешивающий причину и следствие, и не оставляющий дальнейшего места действию кармы».

КШАНТИ«3. Кшанти, кроткое терпение, ничем не возмутимое». Быть полностью невозмутимым – это очень высокое состояние, к нему длинная дорога.

ВАЙРАТЬЯ«4. Вайратья. Безразличие к наслаждению и боли, иллюзия побеждённая и лишь одна истина зримая».

Этим качеством, качеством Безразличия, обладает тот, кто глубоко внимателен к своей работе, но никогда не позволяет личным соображениям встать на его пути.

Вирья«5. Вирья, неукротимая энергия, пробивающая дорогу к Высшей Истине из трясины земной лжи».

Нельзя пройти эти Врата, не овладев качеством, которое кроется за Третьими Вратами – Кшанти, Вратами «кроткого терпения, ничем невозмутимого». Почему? Потому что, объясняет Елена Петровна Блаватская, «… это трудно, сначала развив достаточную степень энергии, или Вирья, приобретать затем смиренное терпение, или Кшанти. Ибо, без терпения человек на своём Пути Духовного Восхождения создаст столько беспокойства и породит такое количество неприятной кармы, что значительно задержит своё продвижение».

ДХЬЯНА«6. Дхьяна, золотые врата которой ведут налджора (адепта, святого, йога) в царство вечного Сата и к его непрестанному созерцанию».

Дхьяна, или медитация, и открывает Врата Высшего «Я».

ПРАДЖНЯ«7. Праджня, ключ к которой делает человека богом, бодхисаттвой, сыном Дхьяни».

Праджня – это последнее качество, которое помогает человеку пройти не только Седьмые Врата, но и двигаться выше. Е.П.Блаватская разъясняет, что Праджня означает Мудрость. Мудрость – больше в смысле способности сознания, чем знания, – является таковой, потому что проникает в жизнь, которая за формой».

Итак, раскрывая главу за главой каждого фрагмента «Книги Золотых Правил», мы убеждаемся, что они становятся, как и говорила Елена Петровна, Священным Писанием, или Библией для теософов.

Наша задача, изучая эту Священную Теософскую Библию, «уподобиться горному снегу, функция которого защищать, став при этом нечувствительными только, когда мы сами подвергаемся внешнему воздействию, каково бы оно ни было. Функция горного снега оберегать тех, кто в этом нуждается, помогать окружающим нас людям распознавать Истину, которой и есть Теософия».

Хочу закончить цитатой из книги «Семь Врат», образное выражение которой, звучит так:

«Раз уподобился ты чистому снегу горных долин, холодному и нечувствительному к прикосновению, но хранящему и греющему семена, спящие глубоко под его защитой, то снег этот должен принять на себя и жгучий мороз, и напор северных ветров, прикрывая собою от их жестокого дыхания землю, хранящую обещанную жатву, тот урожай, что накормит голодных».

Раиса Калашникова, г. Кропивницкий

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.