Почему мы принадлежим теософскому обществу? (Линда Оливейра)

  Это может быть интересно, полезно и возможно даже познавательно поразмышлять о том, почему мы изначально присоединились к Теософскому Обществу. Осознавали ли мы на самом деле причину, по которой присоединились в свое время? Чем именно Общество особенно привлекло нас? На Конгрессе присутствуют несколько сотен членов Теософского Общества, очень отличающихся по своему происхождению. Ответы на предоставленный вопрос могут отличаться так же, как и сами члены.

  Дело в том, что индивидуумы привлекаются к Обществу по многим причинам. Возможно, потому что они находятся в дружеских отношениях с некоторыми членами ложи, или из-за возможности постигать учения Мудрости; возможно, благодаря притягательности целей Общества, специфическому интересу к одному из учений, или из-за гарантии свободы мысли, и так далее. Был интересный случай, когда один член объяснил, что он присоединился к ТО потому, что ему было чему научить членов Общества. Он считал, несмотря на относительно небольшой срок членства, что он знал, что лучше для ТО.  Существенно, что он не проявлял умения работать в кооперации с другими и прислушиваться к другим точкам зрения. И что самое интересное, он не собирался больше продолжать свое членство!

Общество Чудес.

  До образования Теософского Общества делалась попытка сформировать организацию, названную «Клуб чудес», частный исследовательский комитет, члены которого свидетельствовали различные манифестации и материализации. «Клуб чудес» потерпел неудачу. С другой стороны, в определенном смысле это действительно чудо, что наше Общество все еще существует. Мы можем в шутку тоже назвать его «Общество Чудес».

  Почему же ТО выдержало свыше ста тридцати лет? Во-первых, учения Мудрости обладают сильной и вневременной привлекательностью для тех индивидуумов, которые хотят познать более глубоко жизнь и ее ценности. Величайшие учения предоставили жизнь этой организации от самого ее начала. Во-вторых, ранняя история ТО сопровождалась острыми случаями и трудностями, что основательно встряхивало большую часть, но не сломило ее. Это было хорошей закалкой Общества на продолжительный срок, точно так же, как напасти могут сделать человеческое существо сильнее. И в-третьих, среди множества духовных организаций сегодня, Общество выполняет уникальную функцию, имея возможность свободного и неограниченного исследования.

  Различные ответы на вопрос о том, почему мы изначально присоединились к ТО, могут отображать как минимум одну из начальных причин образования Общества. Фактически, может быть полезно обратить свое внимание на три основные элемента этого учреждения, которые присутствовали со времен его зарождения – два близких и ясных элемента, с третьим элементом, вытекающим из первых двух – как минимум частично.

 Изначальная Программа.

  “Errarehemanumest” написала Мадам Блаватская в 1875 г. Перевод с латинского на русский может быть более знаком – «человеку свойственно ошибаться».

  В связи с чем Е.П.Б. записала эту латинскую фразу? Она написала: «Никто не сможет отрицать, что Организация T.S. была очень несовершенна. Erarrehumanumest. …От основателей и до скромнейшего члена, Общество составлено из несовершенных смертных людей – не богов». С этим трудно не согласиться. Например, не все члены присоединились к ТО из-за искреннего отклика на благородный идеал первой Цели, что послужило темой данного Конгресса. Присоединение к Теософскому Обществу не дает нам немедленного иммунитета против небратского поведения и не воспламеняет в нас сострадание, универсальное понимание, которые сделали бы нас совершенными.

  В «Изначальной Программе Теософского общества» мадам Блаватской упоминается, что:

  Для того, чтобы избежать забывчивости, членам ТО придется напоминать, что Общество было основано в 1875 году… автор получила поручение от своего Мастера и Учителя образовать ядро регулярного Общества, чьи публично заявленные цели были следующие:

  • (1) Универсальное Братство;
  • (2) Нет различия, которое делается между членами по расам, вере или общественному положению;
  • (3) Изучать философии Востока – лавным образом Индии, подавая их постепенно на рассмотрение общественности в различных работах, которые интерпретировали бы экзотерические религии в свете эзотерических учений;
  • (4) Оппонировать материализму и богословскому догматизму любыми возможными путями.

  Эти четыре пункта были сокращены для пользы дела. Изменения к Целям документировались с того времени, но можно уверенно сказать, что общая цель Общества не изменялась существенно. ЕПБ продолжала:

  Такой была программа в своем широком понимании. Двум главным Основателям не говорили, что им следует делать, как им воплощать ее и оживить прирост Общества и желаемых результатов. Но если двум Основателям не говорили, что им следует делать, то они были четко инструктированы о том, что они должны никогда не делать, чего им следует избегать, и чем Общество никогда не должно стать.

Чем ТО никогда не должно стать.

  Это как раз то, что вызывает особый интерес, потому что в следующих двух пунктах Махатмы ясно указывают, что, чем, как они считают, после своего образования ТО никогда не должно стать, и в чем его специфическая природа проявляется наиболее ярко. На первом месте ЕПБ писала:

  (1)  Основателям пришлось использовать все свое влияние, чтобы противостоять эгоизму любого вида, с помощью настойчивого утверждения искренних, братских чувств среди членов – как минимум внешне; работая для того, чтобы принести дух единения и гармонии, несмотря на большое разнообразие верований; ожидая и требуя от соратников большой взаимной терпимости и снисходительности по отношению к недостаткам друг друга; взаимопомощь в поиске истины в каждом проявлении – моральном или физическом – и даже в ежедневной жизни.

  Мы можем отметить здесь акцент на бескорыстии, братских чувствах и воодушевляющий дух единства и гармонии.

  Второе утверждение ЕПБ касается того, чего следует избегать при чтении. В сокращенном изложении:

(2)  Им [двум главным Основателям] пришлось противостоять в строгой форме любым возможным попыткам догматической веры и фанатизма – веры в непогрешимость Мастеров или даже в само существование наших невидимых Учителей, что проверяется с самого начала.

  …Пришлось стимулировать величайший дух свободного беспрепятственного исследования всех и всего.

  Таким образом, второй пункт включал противодействие догматической вере и фанатизму – также как и веры в безошибочности Мастеров – с одной стороны, и поощрение свободного и беспрепятственного исследования – с другой.

  Очень чётко, от самого своего происхождения, наше любимое Общество воплощало два могучих и благородных идеала – бескорыстное братство с одной стороны и безграничную ментальную свободу с другой. Если бы ТО схватывало только один из этих друх, то наша задача была бы легче. Давайте обдумаем это. Если бы ТО было Обществом ментальных конформистов, то братство могло бы быть значительно более простой задачей, потому что было бы меньше потенциальных разногласий об учениях и точках зрения, на которых мы должны делать ударение, и так далее. С другой стороны, если бы нас встретило с самого начала Общество свободных мыслителей без любых ограничений на отношения к другим членам, то мы несомненно имели бы значительно более пеструю и скандальную историю, и получили бы возможно чрезвычайно интеллектуальное Общество, лишенное духовной целостности и сердечности.

  Так что дух братского единства с одной стороны, и сопутствующий дух свободы веры с другой были двойной составной частью ТО с самого начала. Однако, их сосуществование требовало индивидуальной и коллективной бдительности, поскольку они легко и быстро могли проявить свой потенциальный конфликт.

Чем не является Братство.

  Мы можем часто повторять слово «Братство» и при этом иметь совершенно различные понимания его значения.

  Чтобы приобрести некоторое представление об этом понятии, давайте сначала рассмотрим, чем Братство не является.  Оно не предполагает сентиментального отношения к другим, непостоянного и поверхностного. Но есть это и синонимом экспансивности, которая не может быть подлинна, но составляет самое сердце нашей организационной матрицы. Если мы представим себе на мгновение идеальное Теософское Общество, то его идеальные члены могли бы служить ежедневным примером миру. Они могли бы фактически служить эталоном Братства.

  Братство не означает, что мы должны компрометировать наши принципы ради поддержания покоя, когда нечто происходит против нашей совести. Иногда молчание является более мудрым решением. В другие времена просто невозможно спокойно реагировать на некоторые вещи. И здесь лежит большой вызов, ведь так много зависит от того, как мы преодолеваем обстоятельства. Возможно два самых важных, но не часто употребляемых слова о Свободе мысли – это «внимание» и «уважение». Почему? Потому что они напоминают нам о необходимости относиться с достоинством к другим. Они напоминают нам, что мы должны стремиться к целостности и культивировать благородство характера: они напоминают нам о наших возможностях. Есть возможность (и это задача нашего Общества, если мы должны сформировать ядро) выразить нашу ментальную свободу в братской форме. Некоторые простые но тяжелые указания, касающиеся доклада, даются в книге «У ног Учителя». Можно ли их действительно применить?

Что есть Братство?

  Братство может проявить себя в самой совершенной форме в индивидууме, который ощущает Божественность во всем.

  Ученик спросил однажды: «Почему все здесь так счастливы кроме меня?»

  «Потому, что они учились видеть красоту и доброту везде», – сказал Учитель.

  «Почему я не вижу доброту и красоту везде?», – спросил Ученик.

  «Потому что ты не можешь видеть за пределами себя того, что не в состоянии увидеть внутри», – ответил Учитель.

  Когда мы знаем себя, мы можем узнать других. Когда мы ощущаем Доброту, Красоту, Божественность в себе, мы можем различить это в других.

  Так чем же является Братство? Это подразумевает «взаимосвязь между братьями, чувство родства и близости», а также «ассоциацию или сообщество людей с общими интересами».  Так что, в контексте ТО, мы можем использовать термин чувства близости, как с братьями, так и с сестрами. Кроме того, Общество в целом можно рассматривать как Братство, в смысле существования ассоциации людей с общим интересом. Что же это за общий интерес? Не является ли им поиск Истины?

  В теософской литературе есть определенное различие между «я» условный и «Я». Первое имеет отношение к личности, в то время как последнее касается нашей более глубокой природы. Почему мы затрагиваем эту тему здесь? Потому что имеется интересная параллель. Слово «Братство» связывается с первой целью Общества. Различия между «я» и «Я» могут быть перенесены на различия между братством и Братством. В его более обиходном смысле, братство может быть легким делом, просто терпимость к другим, это братство с малым «б». Но наше Общество имеет благородный идеал формирования общности исключительного порядка – ядра Универсального Братства Человечества. Для того, чтобы стать действительностью, этот идеал требует от каждого из нас значительно большего, чем простая толерантность. Он требует настоящей попытки понять себя и свою связь с другими: базовое единство, чувство глубокой взаимозависимости, которое ничто не может поколебать, и солидарности, которая достаточно сильна, чтобы поглотить и преобразовать неизбежные споры, которые время от времени происходят в ТО.

  К тому же, как написал один из Старших Братьев в Письмах Махатм к А.П. Синнету: “Слова «Универсальное Братство» — это не пустая фраза… Это – единственная незыблемая основа универсальной этики. И если это мечта, то по крайней мере благородная мечта человечества; и это устремление истинного адепта”.

  Фактически, чем рассматривать братство как имя существительное, давайте относиться к нему как к глаголу и, таким образом, побуждению к действию. Братство должно стать нашим действием, а не названием. В своих различных проявлениях оно фактически становится жизненной силой.

Свобода Мысли

  Когда есть братская атмосфера, нам становится легче принять, что наша собственная точка зрения по некоторому вопросу не является обязательно единственной и окончательной. Таким образом, есть взаимосвязь между Братством и свободой мысли, второго основного элемента ТО. Братские отношения создают такую атмосферу.

  Давайте кратко рассмотрим второй пункт из тех, чем, по словам мадам Блаватской, Теософское Общество не должно становиться, а именно, оплотом догматической веры и фанатизма. Оба они душат свободу мысли. Это основополагающее положение было принято Генеральным Советом в 1924 г. в нашей известной резолюции о Свободе Мысли, гарантирующей всем членам свободу мысли. Были также исторические причины для создания этой Резолюции в то особое время.

  Если бы Общество выродилось в рассадник догматизма и фанатизма, оно быстро остановилось бы в росте. Возможно, его бы не существовало сегодня. И вероятнее всего, оно бы поменяло свой характер. Свобода мысли, хотя и несет в себе опасность злоупотребления, имеет также свои сильные стороны. Она допускает большое разнообразие в пределах Общества, и уникальную осведомленность каждого индивидуума.

Буддийская перспектива.

  Два принципа — Братство и свобода мысли – также широко отображаются в традиции Буддизма. Например, paramita, известная как sila в Буддизме – это другой путь понимания гармоничного, и таким образом братского ума. Sila упоминается в Голосе Безмолвия как «ключ гармонии слова и дела, ключ, который уравновешивает причину и следствие, и не влечет за собой кармического воздействия». Чистая гармония не оставляет следа: она создает баланс и добрую волю в человеческой жизни.

  Совершенное человеческое существо, согласно Walpola Rahula, должно развивать одинаково сострадание или karuna с одной стороны, и мудрость или panna с другой. Он комментировал, что сострадание или karuna представляет любовь, доброту, благожелательность, толерантность и так далее – качества сердца, Братства. С другой стороны, мудрость поддерживает определенные качества ума. Автор придерживался мнения, что если человек развивается только эмоционально, пренебрегая умом, то он может стать добросердечным дураком. С другой стороны, пренебрежение нашей эмоциональной природой может привести к жестокосердному интеллекту без сочувствия к другим.

  Сострадательный ум, которому хватает мужества раскрыться и понять свои границы, может прийти к новым степеням постижения – и в итоге, к новому состоянию сознания.

Новое Сознание.

  Мы рассмотрели ранее Братство и свободу мысли как два основополагающих элемента, которые отличали Общество с самого его начала, каждый с его собственными правами. Индивидуум с панорамным умом и братским сердцем обладает возможностью измениться совершенно драматически. Таким образом, предполагается, что есть третий непременный элемент ТО, который вытекает из Братства и свободы мысли, как минимум потенциально, — то, что есть, играет роль агента, который может помочь пробуждению нового сознания.  Общество было сформировано, чтобы помочь человечеству осуществить эволюционный толчок, толчок, который мог бы привести к вполне реальному индивидуальному изменению, пусть хотя бы для малого числа индивидуумов.

  Одной из изначальных задач ТО, как уже упоминалось, есть противостояние материализму. Если материализм волновал Основателей Общества в конце девятнадцатого столетия, то как они посмотрели бы на это в нашем мире начала двадцать первого столетия? Не далее, как в 1880 г., м-р Хьюм в письме к одному из Махатм, описал материализм как буйный. Сегодня, он подобен приливной волне эгоизма, угрожающей поглотить нас. Возможно, в этом отношении, роль Теософского Общества даже более важна сегодня, чем во время его образования. Осознаем ли мы это?

  Материализм есть симптом эгоистической  и лишенной чувствительности  натуры. Действительно, центрирование на себе формирует барьер для чувствительности.

  Ученик спросил Учителя: «Как мне испытать единство с творением?»

– Прислушайся, — сказал Учитель.

– Но как мне услышать?

  Ответил Учитель: «Стань ухом, которое обращает внимание на каждый звук, который издает вселенная. И ты сам почувствуешь тот миг, когда услышишь».

  Этот относительно благородный путь сопровождает необходимость покорить себя. Один из Старших Братьев высказался очень определенно, когда написал: «Самость, эгоизм и желание самопожертвования – это самые большие преграды на пути адептства». Трудно выразиться яснее.

  Это наше “я” подобно связывающей вибрации энергии, которая чрезвычайно упруга и тяжела, чтобы ее превозмочь.  Личный интерес управляет материализмом, который является, возможно, самой большой отличительной особенностью человечества в этом веке.

  Что может предпринять ТО, чтобы помочь появлению нового сознания? Это задача, которая стоит перед всеми и каждым членом. Мы можем начать прямо сейчас с попытки понять человеческий мир сегодня, особенно этот феномен материализма. Например, какой способ мышления увековечивает материализм? Исключительно материалистический ум видит и знает только этот физический мир. Он не допускает возможность сверхфизических существований. Таким образом, он рассматривает вещи и людей в терминах физических свойств и денежной стоимости, а не внутренней ценности. Это – лишенный глубины ум. Чистый материалист исходит с точки зрения части, а не целого. И тем самым отделяется от Реальности, приходя к ущербному мышлению и действиям, центрированным на личном материальном продвижении и часто за счет других.

Теософы ли мы?

  Многие начинают постигать несоответствие материализма и испытывают потребность в более универсальных нравственных принципах, которые могут принести пользу большему целому. Они проявляют интерес к духовному. И могут даже считать себя также теософами. Являемся ли мы теософами? Если мы честны с собой, мы можем открыть, что мы – только отчасти теософы, — то есть еще не полностью способны к самоотверженным действиям на благо других.

  В противоположность банальному материализму, истинный теософ относительно редок. Такой индивидуум имеет непоколебимое чувство единства, видя жизнь с точки зрения единой Реальности, и может ощущать связывающую энергию жизни во все времена. С помощью внутренней чувствительности теософ может распознать Дух за множественностью форм. Ответы, решения и действия, таким образом, приобретают другое качество.  Как заметил Шри Шанкарачарья: «какую бы форму мы ни придавали глине, она всегда останется глиной, ее название и форма есть лишь преходящие явления». Таким образом, можно уделить внимание глине, а не явлению?

  Пробуждая новое сознание, мы становимся теософами в полнейшем смысле, а не отчасти теософом. Наш ум, закаленный долгим странствованием, требует очищения и распутывания.

Связывающая Энергия Личного Эго.

  Многие ученые, несомненно, также обладают чувством единства жизни. Профессор Рени Вебер фактически выдвинул гипотезу, что поиск единства в пределах научной дисциплины – это само по себе духовный путь. Конечно, не все ученые согласились бы с этим. Но он описал в своей книге “Диалоги с Учеными и Мудрецами”: Поиск Единства – замечательное сходство между работой мистика и физика:

  Это, подобно атому, согласуется во времени через свою «связующую силу», которую Будда назвал «агрегаты (skandhas)”, которые определяют нашу личность.

  Когда связующая сила физического атома выпущена и в атомном реакторе, получающаяся в результате энергия – колоссальная по мощи – становится свободной. Наоборот, огромное количество связывающей энергии нужно, чтобы создать и подтвердить эго и его иллюзию своей независимости и самодостаточности.

  И далее: Мудрец, который видит этот принцип, и понимает его, больше не разделяет себя на части и не пытается удерживать себя связанным, но позволяет своему эго действовать и выпускает его энергию, открывая канал к безграничной универсальной энергии.

  Этот принцип изложен прекрасными словами в Голосе Безмолвия; увещевая стремящегося отказаться от ложного “я”, чтобы отдохнуть на крыльях Большой Птицы, AUM всех времен.  По мере того, как asmita или эгоизм уменьшается, происходит обновление. Мы потратили громадное количество энергии, поддерживающей и охраняющей нашу Самость. Понимая связывающую мощность единого атома, мы можем представить себе, как много энергии буквально освободилось бы для помощи миру, если бы связывающая мощь нашей личности была выпущена? Великие Духовные Учителя уже освободились от этого груза: они работают исключительно для человечества, не для себя.

Один Дальнейший Вопрос.

  Вернемся к теме лекции. Мы начали с вопроса о том, почему мы присоединились к Теософскому Обществу. Некоторые ответы на этот вопрос могут совпасть с четырьмя ранними Целями ТО, которые были упомянуты. Мы также привели Изначальную Программу ТО Мадам Блаватской, и на этой основе исследовали два постоянных и ясных положения Общества, которые присутствовали от самого его начала – во-первых, Братство и, во-вторых, свободу мысли. Любой из них может вдохновить людей, чтобы присоединиться к Обществу.

  Третий элемент о ТО, который обсуждался, — это его роль как агента, помогающего пробуждению нового сознания. Это было исследовано с помощью концентрирования абсолютного контраста между чистым материалистом и чистым теософом. Разница между ними, в конченом счете, заключена в ореховой скорлупе «я». Когда наше “я” вырывается из заточения, высвобождается колоссальная энергия, позволяя проявиться новому, оживленному и очищенному сознанию. Братство и свобода мысли, вместе с глубоким размышлением над учениями Мудрости, помогают сделать это возможным. Замечание Блаватской, что errarehumanumest означает «человеку свойственно ошибаться». Но, когда это случается с чистым теософом, эти слова могут заменяться на «жизнь в истине есть полнота человека» («to live in Truth is fully human”).

  Действительно ли мы изменились в некотором смысле со времени вступления в ТО? Стали ли мы немного больше осознавать жизненные потребности вокруг себя, поменьше ли погружаемся в себя? Позволили ли мы учению Мудрости коснуться нас глубже?

  С мыслью об этом давайте отвлечемся сейчас от годов членства в ТО на текущий момент и спросим себя: “Почему мы принадлежим Теософскому Обществу сегодня?”.

Лекция, 2010

Всемирный Конгресс Теософского Общества, – 

Линда Оливейра

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

*