Теософическое Просвещение – путь к Истине

Есть одно только благо – ЗНАНИЕ;

И одно только зло – НЕВЕЖЕСТВО.

Сократ

“Возрождённые к жизни под руководством теософического движения древние доктрины дают объяснение всем проблемам. Если теософы изучат доктрину  и постараются объяснить её другим, они реформируют этот мир. Теософская доктрина проникнет повсюду, просочится в каждый слой общества и сделает ненужным законодательство, она изменит людей” (Уильям К. Джадж, 25 апреля 1892г.).

Уже одно это высказывание подводит нас к необходимости познания через Теософическое Просвещение древней Мудрости о Космосе, человеке, “правильной этике, которая всегда одна и та же”.

Проанализируем название темы:

  1. Что мы подразумеваем вообще под термином “Просвещение” и что означает ‘Теософическое Просвещение?”.
  2. Почему мы нуждаемся больше всего именно в Теософическом Просвещении?

Чтобы  раскрыть  первое понятие, обратимся  к философии прошлого. В 1783 году перед всем интеллектуальным обществом Европы был поставлен вопрос: “Что такое Просвещение?”. На него откликнулись многие философы того времени. Но только через год в Берлинском ежемесячном журнале было опубликовано определение, которое дал этому понятию родоначальник  немецкой классической философии, профессор  университета в Кёнигсберге Иммануил Кант. Ответ Канта стал самым известным и оказал  наибольшее влияние на философию того периода. Он  выразил своё понимание данного термина следующим образом:

“Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетиеесть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства  со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им (рассудком) без руководства со стороны кого-то другого.

Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения”.

Иммануил Кант утверждал, что Просвещение заключается в “развитии своего ума” через мышление. Известно, что развитие происходит, если человек не привязывается к простым и удобным рамкам догмы и общепринятым формулам, а выходит за их пределы. И единственным, что может ему помочь это сделать, является разум. В обществе, утверждал Кант, всегда были, есть и   будут существовать люди, думающие самостоятельно. Он называл их просвещёнными. Именно они могут  просветить других, помочь им  добиться такой же автономии разума, то есть, научиться думать самостоятельно и выйти, таким образом,  из состояния интеллектуального несовершеннолетия. Ибо только  в разуме, считал известнейший философ XVIII столетия, можно осуществить истинную реформу мысли. Придерживаясь этой теории, Кант видел два вида просвещения людей:

1-й вид, который он назвал публичным – через книги, публичные речи, разъяснения и прочее.

2-й вид – частный – через применение человеком разума на доверенном ему посту или службе.

     Одно из  центральных положений  философии Канта занимают вопросы этики. Его Этика основана на том, что нравственность должна быть не прихотью или  врождённой добродетелью, но осознанным выбором человека. Человек по Канту есть высшая ценность. У каждого человека есть своё достоинство. Он оберегает своё достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций добра и зла. Это понятие нам дано свыше. “Наше нравственное сознание – говорит И. Кант – неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала”. Исходя из этих двух положений, Кант формулирует нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми и считает, что пониманию всего этого способствует как раз Просвещение, как таковое вообще.

Теперь обратимся к понятию Теософического  Просвещения и попробуем ответить на последующие вопросы.  Необходимо ли Теософическое Просвещение и в чём оно должно состоять?  В работах авторитетных теософов прошлого и современности и, в первую очередь,  Елены Петровны Блаватской, Уильяма Джаджа, Чарльза Ледбитера, Генри Олькотта, профессора Паври, Чарльза Джинараджадасы и многих других авторов теософской литературы мы находим  однозначное утверждение о том, что человечество больше всего нуждается   именно в Теософическом Просвещении. Почему? Потому что оно несёт знание, затем понимание и, наконец, осознание законов Жизни во всех её проявлениях, то есть ведёт каждого по пути к Истине, даёт ответы на самые насущные  вопросы и таким образом приводит к разрешению многих проблем.

Не секрет, что теософические теории сегодня ещё очень мало, а то и совсем незнакомы большинству людей.  В настоящее время они  расходятся с обычным, укоренившимся веками представлением о человеке и законах Мироздания. Поэтому перед  членами  Теософского Общества стоит непростая задача:  распространять среди людей  теософическое учение грамотно, просто, доступно, чётко, понятным  для обычного человека языком, создавая при этом верную основу для этики, мысли и действия.

Чтобы достичь этого, каждому из нас необходимо, прежде всего, самому знать и понимать, что является  основой Теософии.  В основу Теософии полагаются три Вселенских закона:

I-й закон: Закон Единства Всего во Всём.

Елена Петровна в “Ключе к Теософии”, раздел “Общее происхождение всех людей”, пишет, что “… происхождение у всех людей, как духовно, так и физически, одно и то же, что является фундаментальным положением Теософии”. Отсюда следует, что все люди братья, то есть они соединены узами, которые никто не может разорвать. И постепенно, сталкиваясь с теми или иными ситуациями в своей жизни, люди начинают это понимать. Вот только один пример. В 1968 году космический корабль “Аполлон-8” с экипажем на борту осуществил свой полёт вокруг Луны. Члены экипажа сделали снимок, известный миру, как “Восход Земли”, который, по высказыванию одного из астронавтов Арчибальда Маклишны, перевернул человеческое сознание.  В своём отчёте о полёте он писал: “У нас возникло чувство истинного братства. Увидеть землю такой, как она есть – маленькой, голубой и прекрасной, плавающей в вечной тишине, это значит увидеть нас странниками, объединёнными общей судьбой на этой земле, братьями в этой сверкающей красоте, в этом вечном холоде, братьями, которые теперь знают, что они действительно братья…”. Увиденное принесло им понимание Единства всей жизни, человечества, растений и животных, что зачастую  очень сложно понять другим. Осознание Единства всего сущего приходит постепенно в процессе изучения теософских доктрин. И неспроста идея универсального братства, изначально сформулированная Е. П. Блаватской, отражена в I-й, самой главной  Цели Теософского Общества. Позже Чальз Джинараджадаса сказал: Миру необходима идея Всемирного Братства и долг каждого из нас – хоть немного  помочь нести тяжёлую карму человечества”.  А мы, если научимся, как писал Джидду Кришнамурти в книге “У ног Учителя”, “…находить Бога в каждом человеке и в каждом явлении…”, то будем таким образом способствовать единению, сплочению людей  и  образованию человеческого братства уже здесь, на Земле, хотя оно возможно лишь на Буддхическом плане.

Итак, на мой взгляд,  чтобы мы умели раскрывать уникальность Теософии через её фундаментальные законы и тем самым  приближать день, когда люди во всём мире будут считать себя братьями не только на словах,  но и на  деле,  нам нужно, прежде всего, Теософическое Просвещение.

II-й закон: Закон Кармы, или Закон причин и следствий.

Конечно, большинство из нас может сказать, что знает  действие этого  Закона. Произнёс пословицу “Что посеешь, то и пожнёшь” – и, казалось бы, понял его суть.  Но чтобы действительно уметь объяснить, как Закон работает в повседневной жизни, недостаточно знать только пословицу. Необходимо определить для себя его главные положения. И Елена Блаватская подсказывает нам, какие именно. Она пишет: “Чтобы уяснить себе хотя бы самые общие понятия о человеческой Карме, необходимо выделить из её сложного состава три разряда сил, которые строят человеческую судьбу”, а именно:

  1. ПЕРВАЯ СИЛА. Мысль человека. Эта сила строит характер человека. Каковы его мысли, таков будет и сам человек. Наши мысли, действуя на нас самих, создают наш умственный и нравственный характер; благодаря кармическому воздействию на других они завязывают кармические нити, которыми люди будут связаны в последующем воплощении». Здесь очень важно обратить внимание на слова: “в последующем воплощении”, потому что III-й закон Теософии – Закон Перевоплощения.
  2. ВТОРАЯ СИЛА. Желание и Воля человека. Желание и Воля, являющие собой два полюса одной и той же силы, соединяют человека с предметом его Желания и устремляют его туда, где может быть удовлетворено это Желание. Вспомним слова Анни Безант, которая в работе “Учение сердца” говорит, что “есть только два вида желаний: желание самоудовлетворения и желание блага другим. И целью наших непрестанных усилий должно быть ослабление как раз этого первого – желания самоудовлетворения”.
  3. ТРЕТЯ СИЛА. Поступки человека. Если поступки приносят другим живым существам довольство и счастье, они отзовутся таким же довольством и счастьем на нём самом; если же они доставляют другим страдание, они принесут такое же страдание и ему, ни больше и ни меньше.        

“Когда человек вполне поймёт ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, из которых образуется Закон Кармы, и научится  применять своё Знание, тогда  он сделается творцом своего будущего, господином над своей судьбой, способным строить её по мере своего Знания и Воли. Изучение Кармысамая трудная из всех наук”. (Е. П. Блаватская: “Закон Кармы, или Закон причин и следствий”).

III-й закон: Закон Перевоплощения.

Один из  законов Теософии – Закон Перевоплощения – основа всех Учений Света.  Он  находится в теснейшей или, вернее, в неразрывной связи с Законом Кармы. И невозможно дать правильное толкование одному закону, не зная другого. Об этом Елена Петровна говорит в комментариях к Станце 10, II-го тома “Тайной Доктрины”, Антропогенезисе. Она объясняет, что именно Теософия помогает проследить и  осмыслить глубину этих законов: теософскому учению о перевоплощении нет равных по логике его разворачивания, глубине философских оснований, приоткрывающих занавес над пониманием сути божественной любви, милосердия и справедливости”. Далее Е. П. Блаватская писала, что именно Теософия помогает человеку поверить в перевоплощение и что Современные философы и богословы получат право отвергать теорию реинкарнации лишь тогда, когда найдут достойный аргумент и причину того, почему столько безвинных и добрых людей страдают в течение всей жизни; почему одни появляются на свет в нищете, покинутые судьбой и людьми, а другие купаются в роскоши и благополучии; почему счастье достаётся худшим и т.п.”.

Закон Перевоплощения, который иногда называют Реинкарнацией или Повторным рождением, отвечает на все “Почему?”

По учениям древних Мудрецов, человек одарён бессмертным Духом. Дух этот заключает в себе все  божественные свойства, изначально заложенные в человеке. Для того чтобы эти божественные свойства пробудились и чтобы человек сам развил их до совершенства, ему даётся поле деятельности: земной мир. Человек постепенно извлекает опыт  из переживаний, которые могут быть и радостными и скорбными, из различного вида деяний, приносящих иногда боль и страдание, и выносит из каждой жизни  определённые уроки. Чарльз Ледбитер в работе “Краткий очерк Теософии” говорит:

Разнообразные и сложные судьбы людей с самой строгой точностью соответствуют их прежним добрым или злым действиям, и всё в мире продвигается под защитой божественного порядка к конечной благой цели”.

Но познать и действительно исчерпать весь опыт, который даётся человеку земным существованием, за одну жизнь невозможно. Эта жизнь слишком коротка.

Древняя Мудрость утверждает, что  человек  живёт много раз, воплощаясь в различные Эпохи, при самых разнообразных условиях до тех пор, пока земной опыт не сделает его мудрым и “совершенным, как совершенен Отец наш Небесный”, по выражению Христа.

Так сколько же жизней нужно человеку прожить, чтобы стать богочеловеком? Есть такое высказывание Махатмы М.: наиболее вероятное число перевоплощений 777. Но, как пишет Елена Петровна, число 777  считалось священным во многих эзотерических и мистических традициях Востока и Запада. Его сокровенный смысл не выдавался непосвящённым и любопытствующим. На вопрос одного из теософов о сущности этого числа Великий Учитель, Махатма Востока ответил: “Пытайтесь решить задачу 777 воплощений. … Хотя я принужден отказать Вам в осведомлении… всё же, если вы разрешите эту задачу самостоятельно, моим долгом будет подтвердить это”.

“Но задача никогда не была разрешена, сообщает на страницах ”Тайной Доктрины” Е. П. Блаватская, – и результатом этого были непрекращающиеся недоумения и ошибки”.

Конечно, хорошо бы знать и уметь объяснять такие вещи. Но, мне кажется, для нас сегодня  важнее простое и ясное изложение тех теософских идей, которые оказывают влияние  на этику, на каждую мысль, а поэтому и на каждое действие с тем, чтобы они могли войти в повседневную жизнь людей.

Уильям Джадж писал: “Практический теософ поступит хорошо, если последует уже много лет назад опубликованному совету учителей – распространять, разъяснять и на примерах пояснять законы Кармы и Перевоплощения. …Нужно изменить мышление людей, а этого можно сейчас добиться, лишь давая им эти два великих закона, которые не только многое объясняют, но и обладают внутренней притягательностью благодаря их истине и тесной связи с жизнью человека”.

И далее он продолжал: “Учите, проповедуйте, практикуйте эту благую дхарму, как делают все будды”.

Так же считает и Чальз  Джинараджадаса.  В работе “Практическая теософия” он пишет: “Мы должны, как наставлял своих учеников Будда, проповедовать, практиковать, распространять и иллюстрировать наши учения. Быть практичными в разъяснении так часто, как только возможно, – наш первейший долг”.

Прекрасные слова, очень чёткие и простые советы.  Для их реализации нам больше всего необходимо как раз Теософическое Просвещение. О необходимости получения Знаний, а значит соответствующего образования, которое приведёт к такому Просвещению, говорит Президент Международного Теософского Общества Тим Бойд в статье, “Личная ответственность”, опубликованной в журнале “The Theosophist” за июнь 2016 года. Он пишет: “Одной из особенностей теософских учений является то, что они не сфокусированы лишь на коротком промежутке одной жизни. Идея состоит в том, что этот цикл рождений, жизни и смерти, повторяемый множество раз, позволит нам в течение этих повторений развить определённый потенциал. Таким образом, если мы начнём в данный момент, то к тому времени, как наша жизнь закончится, по всей вероятности, мы не станем просветлёнными. Но мы будем иметь значительные духовные переживания и развитые качества, на которых мы сможем сфокусировать свои будущие жизни”.

Вот  об этом надо, в первую очередь, знать нам самим, чтобы  затем грамотно рассказывать другим.

Так  давайте все вместе осваивать это искусство и тогда  практика Теософии будет  повсеместной!

                                                            Раиса Калашникова, Кировоград

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

*