Значимость Трёх Целей Теософского Общества (Бхупендра Вора)

(Господин Бхупендра Р. Вора – бывший Генеральный Секретарь Теософского Общества в восточной и центральной Африке, в настоящее время живёт в Англии.)

 Ранний период истории Теософского Общества показывает, что цели Общества подверглись значительному обдумыванию и целому ряду изменений до их эволюции в форму, которую они имеют в настоящее время. Истинные основатели Теософского Общества, которые были Учителями мадам Блаватской и полковника Олькотта, были очень конкретными в отношении направления работы Общества. Определённым основополагающим указанием от Махатм было формирование общества, которое взрастило бы «Вселенское Братство». Необходимость такого «Братства» показана в нескольких «Письмах Махатм» и является главным принципом, от которого зависят другие.

 Они описали принцип братства как единственно истинную базу для Вселенской морали и подчеркнули необходимость облегчения человеческих страданий на её основе. В очень важном сообщении Великого Адепта, Махачохана, (Письмо №1, из «Писем Мастеров Мудрости» – Первая серия), бедственное положение человечества описывается с потрясающей глубиной:

 Унизительные предрассудки и ещё более унизительный, грубый материализм, религиозный фанатизм и безудержное потакание чувственным наклонностям были представлены как некоторые причины страданий, которые могут быть излечены только принципом Вселенского Братства. Махатмы имели намерение повлиять на мировое мышление через Теософское Общество, чтобы в более широком и глубоком смысле воплотить в жизнь идею Вселенского Братства, которую традиционные религии не смогли осуществить.

 В письме господину А.П. Синнетту Махатма КХ призывает избранных человечества помогать в работе по просвещению суеверного человека. Он пишет:

 На протяжении жизни бесчисленных поколений построил адепт храм из нерушимых скал, исполинскую Башню Беспредельной Мысли, где Титан пребывал и будет, если в этом будет необходимость, пребывать в уединении, появляясь из неё только в конце каждого цикла, чтобы пригласить избранных человечества сотрудничать с ним и помогать просвещать суеверного человека. И мы будем продолжать эту нашу циклическую работу; мы не позволим себе быть сбитыми с толку в наших филантропических попытках до того дня, пока устои нового континента мысли не будут построены так надёжно, что никакое количество противодействия и невежественной злобы не возобладает. (Письма Махатм А.П. Синнетту – Письмо №9 Третье издание).

 Это очень важное заявление Махатмы КХ, которое означает, что Махатмы желали принести свет мудрости и понимания цели жизни миру, который был в плену у суеверий, материализма и эгоизма среди многого другого, что держало человечество в рабстве.

 Они хотели создать «Новый Континент Мысли», основанный на понимании Единства жизни и мудрости цели жизни.

 Теософское Общество было, следовательно, создано с целью формирования Вселенского Братства и распространения вневременной мудрости, называемой Brahma Vidya или Теософией, для духовного просвещения человечества свободного от суеверий и догматических верований. Цели отражают это намерение. Чтобы понять формулировку «Трёх Целей», мы должны вернуться к первым дням рождения Теософского Общества. Именно на собрании Общества в Нью-Йорке 30 Октября 1875г. его членами было сделано следующее заявление:

 Название Общества объясняет цели и желания его основателей: они «стремятся получить знания о природе и свойствах Высшей Силы (Энергии), о Высших Духах при помощи физических процессов». Другими словами, они надеются, что путём более глубокого, чем достигла до сих пор современная наука, познания эзотерических философий древности, они, возможно, смогут получить для себя и для других исследователей доказательство существования «Невидимой Вселенной», природы её обитателей, если таковые имеются, и законов, которые управляют ими и их отношениями с человечеством. Какими бы ни были личные мнения его членов, у Общества нет догм для навязывания, нет вероучения для распространения. Оно создано ни как Спиритуалистическая секта, ни для того, чтобы быть врагом или другом какой бы то ни было сектантской или философской организации. Единственная аксиома Общества – всемогущество Истины, его единственное кредо – обет безоговорочной преданности его открытиям и пропаганде. При рассмотрении вопросов годности кандидатов для членства в Обществе, оно не признаёт различий по признакам расы, пола, цвета кожи, страны происхождения, вероисповедания. …» (J. Ransom, A Short History of the TS, p. 81).

 Значимыми словами в этом утверждении были «всемогущество истины» и «обет безоговорочной преданности его (Общества) открытиям и пропаганде». Показательно, что впоследствии Общество приняло в качестве своего кредо Санскритскую сутру ‘Satyanasti paro dharma или «Нет религии выше Истины». Приняв резолюцию на заседании Генерального Совета, Общество также решительно учредило идеал «Свободы Мысли», который публикуется в каждом номере журнала «Теософ». Эволюция Целей Общества происходила на протяжении некоторого периода времени. Общие руководящие принципы для целей были сформулированы следующим образом:

  1. Вселенское братство.
  2. Член Общества не должен делать различий между расами, вероисповеданиями или социальным положением людей, но судить о каждом члене Общества и иметь дело с ним необходимо на основе его личных достижений.
  3. Изучать философии Востока – главным образом, Индии, постепенно представляя их обществу в различных работах, которые поясняли   бы экзотерические религии в свете эзотерических учений.
  4. Выступать против материализма и теологического догматизма всеми возможными способами, демонстрируя существование в природе оккультных сил, неизвестных науке, и наличие психических и духовных сил в человеке.

         Намерение Основателей Общества было очень чётко выражено в этих оригинальных идеях, которые впоследствии претерпели несколько изменений прежде чем выкристаллизовались в формат, с которым мы все знакомы. Генеральный Совет Общества утвердил его цели как нижеследующие в 1896г.:

  1. Сформировать ядро Вселенского Братства Человечества без различения рас, вероисповеданий, пола, кастовой принадлежности и цвета кожи.
  2. Способствовать сравнительному изучению Религии, Философии и Науки.
  1. Исследовать необъяснённые законы Природы и скрытые силы человека.

         В этом формате Цели Общества были известны его членам на протяжении многих десятилетий и стали священными. Благодаря единству взглядов, эти цели объединяли всех членов Общества. Первая цель, касающаяся принципа братства, есть внешнее проявление намного более глубокой истины о единстве жизни, которое постулирует оккультная наука. «Три Фундаментальных Утверждения» в Предисловии к «Тайной Доктрине», сформулированные мадам Блаватской, дают краткое описание Единой Реальности и процессов эволюции, которые ведут душу по её пути к совершенству. «Третье Фундаментальное Утверждение», в особенности, более точно определяет этот эволюционный процесс:

         «Фундаментальная идентичность всех душ с Вселенской душой, последняя сама является аспектом Непознанного Происхождения; и обязательное паломничество для каждой души, искры Вселенской души, через цикл Инкарнаций или Неизбежности в соответствии с Циклическим и Кармическим Законом на протяжении всего Периода».

         Когда есть такое понимание природы реальности, как оно выражено в этих принципах, то все различия исчезают. Оккультная доктрина, провозглашённая в «Третьем Фундаментальном Утверждении», говорит, что огромное количество в корне отличных биологических видов жизни во всех царствах природы, являются манифестацией Единого Вселенского Сознания, и что все они находятся на различных этапах эволюции.

        Однако иллюзия разделения заполняет человеческое мышление и создаёт различия, основанные на принадлежности к расе, религии, касте и т.д. Махатмы считали первостепенной важностью просвещать людей в том, что наблюдаемое многообразие является проявлением Единого Универсального Сознания, эволюционирующего в мире имён и форм.

         Значимость первой Цели, которую Махатмы считали целью первостепенной важности, состоит в том, что она упоминает все те аспекты, которые разделяют людей. Люди создают разделение в названиях рас, религий, каст, вероучений и т.д. Как утверждает великий Адепт Махачохан в своей очень важной переписке в конце XIX века с господином Синнеттом, мир не очень изменился за последние две тысячи лет.

         Почему мы как биологический вид создаём разделение является вопросом, который нам нужно понять. Процесс эволюции ведёт сознание через различные царства Природы. Природа обеспечила обилие видов в минеральном, растительном и животном царствах, через которые проходит сознание, прежде чем оно попадает в человеческое царство. Именно здесь разум становится доступным человеку и начинается дифференциация. Человек не может постичь, что за всем этим разнообразием стоит единое Вселенское сознание. Во-вторых, эгоизм заставляет его создавать различия   по признаку расы, религии и т.д. и т.п.

         Bro. N Sri Ram говорит в своей книге “Природа Наших Поисков” о Единстве и Братстве:

«Вселенная состоит из бесчисленного количества объектов, таких несопоставимых по своей природе, жизни, материи и сознанию и находящихся на разных этапах развития и в разной форме, из предметов и существ, совершенно отличных друг от друга. Что это за субстанция или энергия, которая, обладая единством, порождает это многообразие?»

                  Мы можем принять истинность этого единства как постулат, который объясняет многие вещи, хотя для нас это абстракция более метафизическая, чем реальная, не имеющая непосредственного отношения к нашей жизни. Однако она становится реальной, когда она преобразуется в единство всей жизни, в какой бы форме она ни была – растением, животным или человеком.

                   Мадам Блаватская пишет в Тайной Доктрине о единстве всех вещей в их конечной сути. Первая цель стремится к этому единству, чтобы быть признанной в многообразии жизни, которое проявляется в человеческом царстве. Но на более глубоком уровне это также означает единство всего сущего, в каком бы царстве жизни оно ни проявлялось. Если различия по признаку расы, вероисповедания, пола и т.д. рассматривать в контексте оккультных учений, как излагается в «Третьем Фундаментальном Утверждении» Тайной Доктрины, то станет ясно, что эти различия существуют для развития души.

                   В процессе эволюции индивидуальное сознание воплощается в разных коренных расах, чтобы развить определённые качества в каждой из них. Всё разнообразие проявлений в природе существует для расширения сознания. Признать это есть путь мудрости.

                   Человеческие существа создают различия и разобщённость по признаку расы, религии, пола, касты и бесчисленному количеству других признаков! Незнание истинной природы вещей и человеческий эгоизм можно считать главными причинами вражды в мире на индивидуальном и общественном уровнях. Эгоцентризм проявляет себя в отношениях на всех уровнях жизни. Поэтому личный интерес упорно добивается своего в общении с соседями и коллегами по работе и где бы то ни было. Мы создаём острова разобщённости, забывая, что в благополучии других заключено наше собственное благополучие. Принцип Универсального Братства, провозглашённый в первой цели, возвращает нас к пониманию единства жизни и пониманию взаимоотношений индивидуальных сознаний друг с другом. Дальнейшее понимание законов природы делает очевидным то, что эти индивидуальные сознания, в какой бы форме они ни существовали, находятся на их собственных индивидуальных уровнях накопленного опыта и прогресса. Следовательно, судить о жизни в целом, будь она в форме травинки, дерева или животного, с состраданием и любовью – значит понимать единство жизни.

                   Понять идею Братства – значит изменить свои взгляды на отношения с другими. Ощущая плохое отношение, обиды или несправедливость со стороны других людей, будь они реальные или воображаемые, проявлять толерантность и сострадание есть путь любви. В очень мудром учении, Библии, в Евангелии от Матфея (6:14) Бог сказал:

                  Если вы прощаете людям прегрешения их, то и Отец ваш небесный простит      прегрешения ваши, но если вы не прощаете людям грехи их, то и Отец ваш не простит вам грехи ваши.

                   Если мы понимаем учения оккультной мудрости, то есть Теософии, то становится очевидным, что индивидуальные души находятся на различных уровнях эволюции и, следовательно, будут проявлять различные характеристики. Вселенское Братство подразумевает, что вообще не должно быть никаких предрассудков и барьеров в наших отношениях с людьми любого происхождения. Первая цель чётко определяет то Вселенское Братство, по правилам которого `должно жить, а не просто принимать его как идеал. Однако люди разделяют, создают разобщённость не только по признаку расы, религии, веры и т. д., но и многих других вещей слишком многочисленных, чтобы упоминать о них. Но истинная духовность есть та, которая признаёт единство всего сущего во всей многогранности проявленной жизни. В книге «Духовное возрождение человечества» (с.20) Рада Бернье утверждает:

                   …в природе есть две вещи: неравенство и разнообразие. Каждое создание находится на своей собственной ступени эволюционной лестницы и всё является отличным от всего другого. Тем не менее, в основе лежит единая Жизнь, единая суть. Это парадокс: единая суть, единая жизнь, единое сознание среди невероятного разнообразия, которое выявляет Высшую творческую энергию.

                   Мы все находимся на разных этапах эволюции и, следовательно, никакие два человека не являются одинаковыми при любых обстоятельствах и возможностях их жизни. Закон Кармы избирает для                                                                                                                                                      нас наши теперешние обстоятельства, основанные на нашей предыдущей карме, и необходимость в накоплении опыта, который поможет в нашем развитии. Мудрые понимают это и относятся к обездоленным и угнетённым с любовью и состраданием. Различия по признаку расы, религии, социального положения и многих других вещей должны рассматриваться в свете законов природы и эволюционных процессов. За всем этим сложным многообразием жизни находится лежащий в основе всего источник – Вселенское Сознание.

                 Вторая цель имеет дело с религиями, наукой и философией. Многие проблемы в мире в настоящее время существуют из-за ложных представлений и незнания истинных религиозных учений. Во многих письмах Махатмы детально обсуждают состояние традиционных религий и считают их причиной противостояния и страданий в мире. В письме номер 10 (Письма Махатм А.П. Синнетту) Махатма КХ описывает состояние религий следующим образом:

         Я укажу на самую важную, главную причину почти трёх четвертей зла, которые преследуют человечество с тех самых пор, когда эта причина обрела мощь. Это – жреческая каста, духовенство и церкви; причина в тех иллюзиях, на которые человек смотрит как на священные, в том, что он должен искать источник этого множества бед, которое является великим проклятием человечества и которое почти сокрушает человечество. Невежество создало Богов и хитрые воспользовались этой возможностью. Посмотрите на Индию и посмотрите на Христианство и на Ислам, на Иудаизм и Фетишизм. Именно мошенничество духовенства сделало этих Богов такими ужасными для человека; именно религия делает из него эгоистичного слепого приверженца, фанатика, который ненавидит всё человечество за пределами его собственной секты, не предоставляя ему ничего лучшего или более морального за это. Именно вера в Бога или Богов делает две трети человечества рабами горстки тех, кто обманывает их под фальшивым предлогом их спасения. Разве человек, всегда готовый совершить любое зло, если ему скажут, что его Бог или Боги требуют преступления – не добровольная жертва иллюзорного Бога, смиренный раб его хитрых священников? …

            Помните, что все человеческие страдания никогда не прекратятся до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит алтари своих фальшивых богов во имя Истины, морали и вселенского милосердия.

            Состояние человечества не улучшилось со времени этого послания Махатмы более чем сто лет назад. Религии с божественными притязаниями на доктрины любви и милосердия в качестве сути их учений толерантно относятся к сектам в лоне своей церкви, не говоря уже о других религиях. Заявляя о таком же самом историческом происхождении, исповедуя те же символы, религиозные секты внутри религий ведут кровавые войны и называют их священными войнами. Между ними генерируется так много враждебности, что вражда и нетерпимость передаются из поколения в поколение.

                   Вторая Цель способствует открытым исследованиям для сравнительного изучения религий, чтобы оценить учения различных верований и понять сходство главных принципов любви, сострадания и милосердия. Поиск истины идёт не только путём исследования религиозных учений, но также философии и науки, которые тоже ищут ответы на вопросы, поставленные жизнью. Именно отсутствие понимания и слепая вера в догматических учениях религиозных систем являются причиной большинства противостояний в мире.

                   Великий Адепт Махачохан в своём письме утверждает, что, как ожидается, Теософское Общество будет краеугольным камнем основания будущих религий человечества. Чтобы достичь этой цели, оно должно прежде всего просвещать людей в том, что различные религии и религиозные системы появляются из одного и того же источника; и хотя на экзотерическом уровне они могут являть много различий, они очень похожи в своих главных верованиях. Роль Теософа заключается в том, чтобы понять это и работать в направлении гармонизации всего сущего.

                   Третья Цель – «Исследовать необъяснённые законы Природы и скрытые силы человека. Были сделаны различные интерпретации этой цели, которая для многих осталась непостижимой. Ещё раз обратимся к книге Духовное Возрождение Человечества, в которой Рада Бернье говорит по поводу этой цели:

           Эта цель подразумевает изучение не только Природы в её внешнем проявлении, но и взаимоотношений всех вещей, потому что всеобъемлющий Закон есть декларация взаимоотношений.

         Есть много членов Общества, чьё пояснение этой Цели означает развитие психической силы и ясновидения, а также других сил, скрытых в человеке. Целью внутренних основателей общества не было, однако, создание школы оккультизма, где внимание уделяется развитию таких сил. Это очевидно из их переписки с Мистером Синнеттом. В своём письме Мистеру Синнетту Махатма М. пишет:

Попытайтесь также прорваться сквозь эту великую maya, против которой студентов-оккультистов по всему миру всегда предупреждали их учителя – против жажды феноменов.

…Если вы не можете быть счастливыми без феноменов, вы никогда не изучите нашу философию.

         Целью духовной жизни является объединение с Единой Универсальной Жизнью, которая не воспринимается на внешнем уровне из-за иллюзий мира. Такие способности как ясновидение и другие психические силы могут расцветать в индувидиууме на пути к духовному прогрессу, но не должны быть объектом наших усилий. В Голосе Безмолвия есть предупреждение для ищущих путь. В самой первой сутре ищущий предупреждается, что практиковать нижние iddhi (siddhi) или психические способности опасно, потому что они являются препятствиями на пути и вводят его в заблуждение.

         Силы, скрытые в человеке, можно понимать как силы природы, потому что человек – это микрокосмический образ макрокосмоса, то есть Вселенной. Мадам Блаватская утверждала, что у человека внутри есть иерархия небес. Истинное назначение этой цели для человека – реализовать свой божественный потенциал и трудиться в гармонии с природой. Великий Учитель Шри Шанкарачарья, указывает в Viveka Chudamani на важность рождения человека в осознании Истины, какой бы термин мы ни использовали для этого. Древнее изречение «Человек познай себя» является, возможно, истинным указателем того направления, в котором человек должен прилагать свои усилия. Он божественен и может быть сотворцом Природы, если он реализует свою истинную сущность и потенциал.

         «Необъяснённые законы природы» могут, возможно, быть также описаны как «неоткрытые или непонятые законы природы». Закон гармонии является наиболее важным, потому что он раскрывает взаимосвязанность всего, что существует – от мельчайших форм жизни до гигантских звёздных систем. В нашей Вселенной существует взаимосвязь между всеми единицами жизни. Весь процесс манифестации работает в идеальной гармонии. Свет Азии поэтично описывает работу этого закона:

      Превыше небес, ниже самого ада

      И далее звёздочек, там,

      Как мир, как пространство само достоверно.

      Без грани, начала конца,

      Есть сила, влекущая прямо и верно

      Ко благу и правде сердца.

      Бессмертны и вечны ея лишь законы…

      С премудрой заботой во всём

      Она проявляет себя неуклонно:

      Распустится розы цветком,

      Серебряный лотос таинственно сложит,

      И в недрах земной глубины

      Незримые силы сливает и множит,

      Рисуя одежды весны.

                                      (Эдвин Арнольд. Свет Азии. Изложение

                                       в поэтической форме Буддизма. Перевод

                                       А. М. Фёдорова. С. – Петербург 1906г. .)

         Третья цель очень важна, потому что она даёт платформу для изучения божественного потенциала человека и отношений между Человеком, Богом и Вселенной.

         Мадам Блаватская однажды сделала наблюдение, что только вторая Цель была должным образом рассмотрена, но первая и третья Цели едва-ли удостоились какого-либо внимания со стороны членов Общества. Это было очень важное наблюдение, и оно нуждается в нашем внимательном рассмотрении. Все три Цели в своей совокупности относятся к Единому Жизненному Принципу и к его эволюционному путешествию в проявленном мире имён и форм.

Двумя главными целями Общества являются создание ядра Вселенского Братства человечества без каких-то бы ни было разграничений и стимулирование поиска истины, как это выражено в девизе Общества: «Нет Религии выше Истины». Первая отвечает отчаянной необходимости человечества освободить себя от ужасающе бесконечной нищеты, вызванной конфликтами, недоверием и эгоцентризмом. Вторая важна для человечества для достижения моральной и духовной зрелости, для обретения большого диапазона и чистоты восприятия и для проникновения в таинственные глубины Природы. Обе цели взаимосвязаны, потому что они обе присущи человеческой эволюции.

                                                                                                              Рада Бернье

‘The Theosophist’ vol. 135 №4 January 2014

                                                             Перевод Л. Пустовойтовой, г.Кировоград

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

*