Что реально? (Рада Бернье)

Рада Бернье

(Речь, произнесённая на Столетнем юбелее Немецкой секции Теософского Общества в Берлине, 2002г.).

    Молодая женщина у нас по соседству каждый вечер рассказывает своему шестилетнему малышу историю из Pachatantra, cтаринного сборника рассказов о животных, который считается предшественником басен Эзопа. Ребёнок не воспринимает ни единой части сказки, в которой говорится, что животное погибло. Ни одно животное, с его точки зрения, не должно умереть; поэтому он исправляет повеcтвование и говорит: ‘Нет, мама, он не умер, он убежал в лес’. Каждый раз, когда животное из рассказа в опасности, особенно молодое животное, он повторяет: ‘Он ушёл, он не умер’.   

    Есть и другие реакции детей, которые трогают сердце, если только не принимать их просто как детскость. Недавний газетный репортаж о трёхлетнем ребёнке рассказывает, что его мама, проезжая над скалой в плохую погоду, съехала с дороги и машина с пассажирами упала с высоты 90 футов в море. Мама мальчика утонула, а его с сидением выбросило в ледяную воду. Он пробыл там около 12 часов, получив всего лишь небольшое обморожение. Ребёнок сказал, что два крылатых ангела в белом охраняли его и поэтому ему не было страшно и он не чувствовал себя незащищённым. Он повторял этот рассказ каждому, кто говорил с ним.

    Многие дети плачут, когда плачут их мамы или когда они видят, что кто-то другой плачет. Возможно, невинное сознание в юном теле, ещё не имея опыта материальной жизни, инстинктивно чувствует, что несчастье – это неправильно. Малыш реагирует естественным образом и поэтому чувствует, что что-то не так, если кто-то несчастлив. Большинство маленьких детей привлекают другие невинные создания – другие малыши или животные, особенно их детёныши.

    Это состояние невинности обычно утрачивается, когда ребёнок становится взрослым и современный образ жизни не помогает молодым сохранить его. Большой вред наносится детям, когда их поощряют осознавать различия между полами и начинать половую жизнь в раннем возрасте; частый просмотр телепередач, в которых присутствует насилие, способствует разрушению инстинктивного чувства единства (цельности), которым они обладают. Как хорошо известно, ребёнок человека нуждается в защите и заботе значительно более продолжительный период времени, чем детёныши зверей и птиц. Возможно, это является планом Природы для развития чувствительности у человека. Молодое животное, предоставленное самому себе, вынуждено бороться за выживание, которое включает в себя познание недоверчивости, страха, агрессивности и т.д. Всё это вместе способствует появлению в жизни детёныша коварства и конкурентного поведения. Когда есть опасность и страх, развивается агрессия, и страх заставляет ум изобретать методы самозащиты, преодоления других. Так появляется жёсткость и сознание теряет врождённую утончённость реакции.

    У большинства из нас жёсткие взаимоотношения, и если мы честны, мы обнаруживаем, как и когда они проявляются, и как невинность младенчества и умение жить в гармонии с другими живыми существами теряются. Все мы можем прочувствовать более тонкие аспекты жизни, даже осознать присутствие ангелов и ценность всех форм жизни. Такая чувствительность является средством различения добра и зла. Слёзы при виде какого-либо несчастья, которые психологи могут принять за детскость, или чувство, что животные не являются предметами потребления, чьи жизни можно быстро оборвать, есть реакция внутренней чистоты и невинности, но не просто детскости.

    «Реален ли мир?». Этим вопросом задаются серьёзные студенты и думающие люди. Когда его задают, значит ли это, что мы намереваемся спросить, являются ли горы, реки, звёзды, деревья и птицы – то есть мир Природы – реальным? Вероятно, он реален, будучи частью единой Жизни, единой Действительности, кроме которой ничего более не существует. С другой стороны, так как мир Природы является только частью всей Действительности, он может быть относительно реален, но не абсолютно. В индуистских текстах предполагается, что реки и горы и вся Природа настолько являются божественным величием, насколько Всевышний решает открыть нам, потому что глаза наши не могут увидеть большего. Лишь фрагмент Действительности проявлен как вселенные; большая же часть её является непроявленной. Поэтому мир Природы, будучи частью этого Высшего Бытия, не является нереальным; но он также не является реальным, потому что он только лишь часть Целого, но не всё Целое. Это, так сказать, средство, с помощью которого можно увидеть нечто более огромное или великое. Но какой ум и какое сердце могут увидеть всё величие за внешними формами? Только не сознание, лишённое невинности. Ребёнок, который сжимается, услышав, что животные погибают, возможно, намного ближе к правде жизни, чем взрослый, который воспринимает всё относительно его личного выживания, комфорта и выгоды.

    Конечно, человеческие существа являются частью мира Природы, они её творения. Но пока что мы сделали из себя инопланетян. Потеряв невинность, мы изгнали себя из Рая и предпочли жить в ложном мире машин, войн, амбиций, собственности и других «прелестей» жизни. Этот мир зла, который является продуктом человеческой мысли, нереален, потому что он основывается на искажённом восприятии и фальшивых ценностях. Неотъемлемой частью чего является «maya»? Она не является неотъемлемой частью ни деревьев, ни животных, ни земли; maya существует лишь в глазах воспринимающего, и он видит во всём этом предметы, которыми можно обладать и использовать. Те, кто воспринимал реку Ганг или гору Кайлас как божественное присутствие, своим внешним взором видели в той же самой воде и «куче» земли то же, что видим мы, кто низводит реку и гору просто до инертной материи.

    Следовательно, важность чистого восприятия не может быть переоценена, что означает, что ужесточению ума должен быть положен конец. Если это уже произошло, то, по крайней мере, сейчас мы должны обратить наше внимание на качество наших реакций и на развитие чувствительности, которая не является сентиментальностью. Люди, восторженно воспринимающие мир, могут вообразить, что они более чувствительны, чем другие, но великие души не предавались патетике; они видели Действительность.

The  Theosophist,  Vol. 136  NOS. 1&2  OCT – NOV  2014

Пер. Л. Пустовойтовой, г.Кировоград

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий