Альтруизм – ключевая нота теософии (С.А. Шинде)

С.А. Шинде

(Проф. С.А. Шинде является Национальным Лектором Индийской секции МТО и Библиотекарем Адьярской Библиотеки)

Альтруизм – ключевая нота Теософии и неотъемлемая часть самосовершенствования. Это – трансформация внутри себя от эгоизма к бескорыстию и к жизни на благо других. Тот, кто не практикует альтруизм, встречает страдание, пишет Е.П.Б. в книге ‘Практический Оккультизм’. Сейчас это научно доказанный факт, что Любовь и сострадание к другим могут помочь человеку уменьшить риск не только сердечных заболеваний, но и многих других заболеваний тела и ума и установить гармоничные отношения с собой и с миром. Если мы поменяем наши убеждения, мы сможем изменить физиологию нашего тела. Только через забвение собственного “Я” можно прогрессировать в духовной жизни.

Теософия не есть религия, но Мудрость-Религия, т.е., источник всех религий, это – религия сама в себе. Жить и подчиняться законам высшей жизни означает иметь гармоничные отношения с собой и с миром. В любых взаимоотношениях есть три фактора: субъект, объект и их связь. Гармоничные взаимоотношения в правильном духе между этими факторами нуждаются в осознании, осознании нашей внутренней истинной духовной сути. Не наша личность мешает, но наша личная идея, которая является на пути и вносит дисгармонию. Если в нашем сознании боль, ревность, гнев и эго, это, естественно, привносит дисгармонию. Если в нашем сознании любовь, благодарность, сострадание, тогда это приносит гармонию. Если содержание сознания положительное, тогда каждая трудность будет представлять для нас возможность для роста, в противном случае – каждая возможность станет трудностью.

Два наших основателя ТО, Мадам Блаватская и полковник Олькотт, считали каждую трудность возможностью и были пионерами в работе по разрушению кастовых и религиозных барьеров. Они много сделали, чтобы способствовать пониманию и братству среди людей всех рас, национальностей, философий и религий. Доктор Анни Безант также, как вы знаете, была борцом за социальную реформу и поддержку братства религий. Все они жили строго в соответствии с идеалами практического оккультизма. Поэтому каждая обязанность в нашей жизни является возможностью для эволюции, что означает обретение контроля над нашими средствами выражения, очищение ума от нежелательных тенденций, совершенствование (развитие) Viveka (различения) и  Vairagya (бесстрастности, отстранённости) с помощью памяти и идеальной жизни с более высоким уровнем ума и сознания.

Теософская идея эволюции есть тройственная эволюция. Есть эволюция Материальной формы, эволюция Интеллекта или Души и дополнительная Духовная эволюция, которая является раскрытием того, что уже имеется. ‘Тайная Доктрина’ (I.634) говорит, что именно духовная эволюция того внутреннего, бессмертного человека формирует фундаментальный принцип в оккультной науке и Е.П.Б. дала нам Золотые Ступени, которые ведут к мудрости или открытому духовному восприятию, и просила нас видеть эту правду перед собой. Слова Золотых Ступеней ‘Незапятнанная Жизнь, открытая душа, чистое сердце, энергичный интеллект, незашоренное духовное восприятие’, кажется, очень просты. Но вопрос в том, почему так мало душ воспринимают эти слова и живут в соответствии с идеалами, выраженными в них? Почему мы меняемся так медленно даже тогда, когда духовная жизнь рядом? Без сомнения, это простые слова, но они сказаны Великими Учителями через их посланника, Е.П.Б., в надежде, что более молодые души смогут понять уровень подготовки, необходимой для духовного раскрытия.

Чистое сердце есть жилище для нашей внутренней сути, которая обязательно станет в будущем Господом в каждом из нас. Он уже существует внутри нас в потенциальной форме или как бутон цветка, который должен распуститься. И наша ответственность и возможность в земной жизни – подготовить нашего обитателя к тому, чтобы он раскрылся, сохраняя нашу душу, сердце и интеллект чистыми, сильными и любящими. Только такое любящее и чистое сердце даёт понимание, мудрость и силу в служении. Нет ничего более пагубного для духовной жизни, чем неумение (неспособность) соотносить себя со своей собственной внутренней сущностью – такая внутренняя сонастроенность есть ключ для забвения собственного “Я”, что задействует   жертвенную силу эволюции. Если это так, к чему тогда нам подчиняться нашим эгоцентрическим тенденциям и животным инстинктам? К чему нам подчиняться нашей низшей природе, которая будет продолжать говорить в нас? Совершение ошибки не является серьёзным преступлением, пока мы осознаём её. Но нам не следует быть равнодушными к нашим ошибкам.

Человек может быть сострадательным и заниматься благотворительностью, но пока он не поднимается выше собственных “Я” и “Моё”, как он/она может достичь Самореализации? А ключ к тому, чтобы подняться выше – отдавать себе отчёт в этом. В общем, человеческий ум всегда привязан, беспокоен и, как маятник, раскачивается между симпатиями и антипатиями. Для очищения такого ума человеку нужна дисциплина в сонастройке своего низшего ума с Высшим умом. Ум, подобно зеркалу, отражая (мир), собирает пыль, но Медитация или погружение в себя действуют как лёгкий ветерок мудрости души чтобы удалить накопившуюся пыль.

Чистая Жизнь. Предрасположенность к чистой жизни уже есть внутри каждого из нас как скрытая человеческая цель. В каждом из нас есть врождённое желание быть полезным другим и делать что-то хорошее для других. Такие скрытые предрасположенности начинают действовать, когда сердце становится чистым и ум становится свободным от мирского имущества. Чистая жизнь – это идеальный образ жизни, дисциплинированная жизнь, которая помогает нам осознать ловушку Майи (Maya). Maya есть Иллюзия, Moha – Заблуждение, Klesa – Скорбь и Trishna – Страстное желание. Интересно знать, что все они появляются от иллюзии отделения себя. А религия направлена на понимание единства жизни. И именно открытый ум знает её ограничения или барьеры, или обусловленности. Для духовного раскрытия человек должен научиться пресекать взрывы гнева, желания и наваждения – не молитвой какому-либо Богу, но тщательным самосовершенствованием и превосходя низший ум.

Наш Высший Ум похож на цветок и, также как цветы благославляют мир своей красотой, также и Высший Ум благославляет человечество даром Мудрости и созидательной мысли и действия. Этот дар доступен всем, кто прилагает усилия к этому. Такое усердие и интеллектуальная резкость должны развиваться, чтобы быть успешными во внутренней сонастройке и утихомиривать взрывы желаний, симпатий и антипатий. Будда учил этому, говоря Спасай себя с помощью самого себя. Поднимай себя с помощью самого себя, так как духовное путешествие является индивидуальным и очень личным. Оно не может быть организовано. Е.П. Блаватская даёт понять, что философская идея благотворительности в книге Ключ к Теософии означает личные усилия ради других, личную заинтересованность в благополучии тех, кто страдает, личное сочувствие, предусмотрительность и помощь в их проблемах и потребностях. Поэтому самосовершенствование требует сердечной предрасположенности, неравнодушного интеллекта, что является повелениями (заветами)   Истины. Это – внутренний зов действовать индивидуально с помощью тщательного и научного планирования, чтобы устранить несовершенства в своём сознании, которые проявляются в форме прошлых воспоминаний, мыслей и даже знаний. Если мы хотим избегать Moha или Заблуждения, мы должны систематически наблюдать, как наше эго вводит нас в заблуждение для того, чтобы мы имели много желаний и были в клетке Mara (Короля искушений) (искусителя Будды – прим. пер.). Человек под влиянием Maya или иллюзии, думает, что он   очень великий человек, ставя себя в глупое положение.

Ощущение обособленности есть корень всего зла. Наши намерения могут быть хорошими, но всё же мы терпим неудачу из-за Moha или заблуждений относительно личностного роста. Желания есть в каждом из нас, но наш эгоистический ум хочет многого и все эти желания для себя и, следовательно, его несчастья – это урожай его эгоистичного и небрежного посева. “Что посеешь, то и пожнёшь” говорит закон кармы, и он также говорит, что нет несправедливости. Что мы должны осознать, так это то, что нет зла в желании счастья, знаний, мира или даже власти, но все эти желания должны быть для других. Несчастья приходят только тогда, когда мы не делимся с другими. Богатство, слава, власть – все ведут к несчастью и они непостоянны. Но человек привязан ко всему этому и, следовательно, его ум не может делиться с другими. К несчастью, человечество несёт на себе психологическое бремя из жизни в жизнь (из инкарнации в инкарнацию), бремя ненависти, ревности, предрассудков и т.д., и поэтому Дж. Кришнамурти спрашивает нас: что же перевоплащается? Даже Альберт Ейнштейн говорил, что человек является частью этой проявленной Вселенной, ограниченной во времени и пространстве. Человек думает, что его мысли и чувства отделены от всего остального, что является видом оптического обмана его сознания. И из-за такого обмана человек создаёт для себя тюрьму, которая ограничивает его его желаниями и любовью к нескольким самым близким людям. Человек должен освободить себя от этой тюрьмы, расширив свой круг сострадания, чтобы объять все живые создания и всю природу в её красоте.

В истории ТО Индии есть трагический рассказ (быль, повествование, повесть). Некто пожаловался на то, как могли Синнет и Хьюм, которые ели говядину и пили вино, как могли они писать Махатме и получать ответы? Это совершенно несправедливо. И ответ Махатмы ‘М’ таков: “Махатмы не чувствуют себя обязанными общаться с кем бы то ни было, кто отказался отказаться от эксклюзивного эгоизма’. Таким образом, это означает, что человек должен стать бескорыстным (неэгоистичным), если он на самом деле стремится стать учеником Мастера. Он должен отказаться от своего эгоистичного желания и позволить своему сердцу излучать беспричинное (немотивированное) желание. Человек стал эгоистом и несёт психологическое бремя из инкарнации в инкарнацию. Он должен серьёзно подумать: к чему быть эгоистом? Действительно, к чему идентифицировать себя с тем, что смертно и изменяется от мгновения к мгновению? Например, человеческое тело вполне замечательное, в нём до 100 триллионов клеток и каждый час около 1 миллиарда клеток должны быть заменены. Физическое тело не объект, это – система, микрокосм. Наше тело – это колония, многоклеточная семья, которую мы используем. И каждая отдельная клетка выполняет все функции, которые многоклеточное тело выполняет внутри себя. Даже если ядро клетки удалено, клетка продолжает функционировать вполне удовлетворительно в течение нескольких месяцев, демонстрируя, что ядро не только контролирующий центр, потому что при отсутствии ядра внешняя тонкая мембрана клетки регулирует её жизнедеятельность.

Суть в том, чтобы почувствовать целостность жизни, отказавшись от крайнего эгоизма, как было сказано Мастером Мудрости. Такие ощущения и опыт не могут быть выражены словами, их нужно интуитивно постигать в тишине. Благоговейными умом и сердцем и размышлением в тишине человек может постичь это глубинное понимание целостности жизни. Такое глубинное понимание доктор Анни Безант разделяет в Универсальной молитве “О, Скрытая Жизнь”. Целостность жизни скрыта не только от плотских глаз, но скрыта также от любой концепции или системы верований. Хотя она и скрыта, она вибрирует и живёт в каждом атоме. И то, что не видимо, сияет в каждом создании, так как ни у кого на самом деле нет тьмы внутри. И главное, что единая скрытая жизнь охватывает и заключает в себе всё. Млечный Путь галактики с его миллиардами звёзд есть не более и не менее, чем маленькое создание (амёба). Дж. Кришнамурти также поделился своим пониманием и удивил свою аудиторию, спросив: “Вы хотите знать мой секрет?” И каждый в зале оживился и заинтересовался. Он сказал: “Мой секрет в том, что мне всё равно что происходит”. Затем Экхарт Толле, хорошо известный автор, комментирует: “Когда мне всё равно, что происходит, что это означает? Это означает, что я внутренне согласен с тем, что происходит. (Это должно быть в соответствии с внутренним непротивлением тому, что происходит.???) Мудрость религии для всех нас в том, чтобы определиться и оставаться удовлетворёнными (умиротворёнными ?).

Е.П. Блаватская упоминает в “Практическом Оккультизме”: Тот, кто не заботится о том, чтобы попасть Небеса, но доволен тем, где находится – уже на Небесах, т.е., он свободен от привязанности и неприязни к чему бы то ни было, что может случиться с ним, и что он действует without determination (непреднамеренно???).

Таким образом, подытоживая, можно сказать, что в настоящее время научно доказано, что окружающая среда, внешняя вселенная и наша внутренняя физиология и, что более важно, наше восприятие окружающей среды напрямую контролируют работу наших генов. Генетическая детерминированность имеет свои границы.

Поэтому если мы изменим наши убеждения, мы сможем изменить физиологию нашего тела. Сейчас это научно доказанный факт. Теософия учит нас, что наша истинная суть, наше сознание, монада вечна и существует как снаружи, так и внутри тела.

Неоднократно говорилось, что Теософия есть Вневременная Мудрость и что это не религия, но свет, который сияет сквозь многоцветные лампы религии. Таким образом Теософия утверждает эту правду и помогает нам жить в гармонии с собой и другими. Альтруизм – это ключевая нота Теософии. Вся Жизнь едина; Универсальный закон распространяется на всё. На протяжении всей жизни работает эволюционный процесс. И что более важно – Теософия указывает, что эгоизм является главной причиной боли, горя и страдания в мире. Поэтому только через забвение собственного “я” и через альтруизм можно достигать прогресса в духовной жизни.

Есть в жизни путь, который приводит душу.

К счастью, невообразимому для ума,

Путь, на котором честное сердце может найти

Причину для своего существования и Цель.

Когда смех больше не звучит

И боль не заставляет серце плакать,

Появляется выход на этот Мистический Путь,

И весь мир становится пластическим материалом,

Который превращается в Лестницу. О мир, будь

Лестницей для меня. Не будь больше ни домашним

Очагом, ни наградой, ни песней. Не будь больше

Родным домом, но будь пейзажем вдоль долгой,

Долгой дороги Домой. Будь рукой, которая снимает                      

С моей души всё её своеволие, чтобы быть не

Тем, чем я есть на самом деле.

Хелен Пальмер Оуэн

Перевод Л. Пустовойтовой

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

*