
Гавриленко Светлана Иосифовна, к.ф.-м.н., доцент, Генеральный Секретарь Теософского общества в Украине. Украина, Киев, тел. +38 (067) 446-96-4. e–mail: org#theosophy.in.ua
Многие сегодня признают масштабность, глубину и своевременность тех влияний, которые оказало на мировоззрение человечества наследие Е. П. Блаватской, 189-летие со дня рождения которой мы отмечает в этом году. Её основные труды, её детище – Теософское общество, тот резонанс, который они произвели в обществе, в науке, в сознании людей в разных странах, на разных континентах, со всей очевидностью дают возможность сделать вывод об основной ноте, ведущей тенденции её воздействия. Это, вне сомнения, мощное объединительное начало, проявившее себя в разных сферах. Рассмотрим более детально некоторые из них.
- Идеи теософии оказали значительное воздействие на развитие различных областей науки. Ориентированные на единые фундаментальные принципы организации жизни во Вселенной, на многоплановую структуру и единые законы Природы, идеи теософии способны примирить разнообразные научные концепции ради непредвзятого поиска Истины и выработки новых научных парадигм и методов научного поиска. Наука получила импульс к развитию и обогатилась новыми направлениями и методиками исследований.
Современный этап развития общества характеризуется очень высоким уровнем овладения материей. Еще недавно его принято было характеризовать как этап научно-технической революции. Противостояние двух систем, социалистической и коммунистической, было его мощной движущей силой. Достаточно сказать, что в одном только ХХ веке было зарегистрировано 10% всех научно-технических открытий за всю историю нашей цивилизации.
При этом основным полем деятельности науки была материя и внешнее, видимое, осязаемое, ощущаемое с помощью органов чувств или приборов, проявление мира. Именно наука, ее достижения, открытия, проникновение в глубины Космоса и в тайны клетки и атомного ядра, дает сегодня основы для формирования картины мира современного человека, формирования его мировоззрения. А именно мировоззрение отдельного человека и служит основой его поступков, фундаментом его личности, так же как и базисом функционирования общества в целом. Благодаря такому доминирующему влиянию на ум и сознание человека, наука по существу взяла на себя и функции религии, которая должна формировать основные нравственные принципы и объяснять тайны жизни и законы бытия. Об этом писал в своих трудах по истории науки академик В.И. Вернадский.
Однако сейчас отчетливо наметились перемены, которые невозможно не заметить и обойти вниманием даже самым консервативным и ортодоксальным сторонникам прежней научной парадигмы. И основа этих перемен заложена была еще в XIX веке. Поиски единой теории поля, гипотеза возникновения Вселенной в результате большого взрыва, доказанная глубинная взаимосвязи физиологических и психических процессов для человека, – вот свидетельства научной реализации принципа единства, взаимосвязанности, взаимозависимости всего в природе.
Прежде всего, сама наука необходимо вышла в своем развитии на тонкие планы мироздания. К середине XIX века познание материи достигло того уровня, когда объектом исследования стали невидимые эфирные планы и в лексикон науки вошли термины энергия, энергетические уровни, многомерные пространства, биологический магнетизм, полевые структуры, когда привычным стала передача мыслей на расстояние с помощью радио, телефона, а затем и телевидения.
Наука ввела термин «тотальность» для описания сущностной взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимообусловленности всех существ и явлений. Таким образом, Вселенная обладает свойством тотальности, вот что признаёт сегодня наука. Разве это не отражение идеи Единства, основного принципа Вневременной мудрости?
Также следует сказать о наметившемся в медицинской и физических науках холистическом подходе, который пытается рассматривать целостную природу человеческого существа в разных его проявлениях, целостную природу физических явлений. Холизм – это определенное свойство ума самого исследователя, предпосылка, с которой он подходит к познанию мира, и физического, и психического.
- Теософия предлагает обобщенную картину эволюционного процесса, включающую детальное описание человеческого царства природы и его стадии эволюционного развития. Эти знания позволяют увидеть единую судьбу человечества и осознать единую цель каждого индивидуального человеческого существа. Эти знания имеют в своей основе глубокое идеологическое воздействие, способное поднять сознание людей над разделяющими их различиями.
Когда Теософское общество, создателем и идеологом которого была наша великая соотечественница, провозгласило своей целью создание очага Братства, эта идея многим казалась утопической и недостижимой. За годы существования Теософского общества в мире идеал человеческого братства уже приобрёл зримые очертания и перестал быть теоретической абстракцией. Теософское общество сегодня – это всемирная организация, секции которой существуют более чем в 60 странах мира, и основные цели которой была заложены в ее основание в 1875 году. Эти цели:
- Создание ядро всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, социального положения и цвета кожи;
- Сравнительное изучение древних традиций, религии, философии и науки;
- Исследование непознанных законов природы и скрытых потенциалов человека.
Наша задача, как членов Теософского Общества, которые должны стать проводниками идеи Братства, заключается в том, чтобы эту идею, этот идеал, сделать ближе для сознания различных людей. Но каждый человек подходит к этой идее своим собственным путем, через свой собственный жизненный опыт, через свое собственное мировоззрение, под влиянием определенных жизненных обстоятельств. Таким образом, мы видим, что сегодня у нас, чтобы воплощать идею Братства, есть очень большой теоретический и практический багаж. Фактически всё учение теософии связано с тем, чтобы пояснить человеку фундаментальное единство всего сущего, в том числе, фундаментальное единство человечества. Идея Братства – это не какая-то отдаленная цель, к которой мы должны все вместе стремиться, а это факт природы, который мы должны принять в свое сознание. Давайте задумаемся над такой постановкой вопроса. Идея Братства не замыкается только на человеческом царстве природы, она распространяется также на братское отношение к животному, к растительному и к минеральному царствам. Братское отношение может быть в космическом масштабе к существам, населяющим другие миры. Таким образом, идея Братства может пониматься как в более узком, так и в самом широком, глобальном масштабе, вплоть до универсального теософского принципа Единства всего сущего.
Каким образом человечество демонстрирует свою готовность к восприятию и претворению в жизнь идеи Братства? Это осуществляется не иначе, как через искусство построения правильных взаимоотношений, искусство налаживания взаимодействия между людьми, между царствами природы, между нациями, между народами и государствами — в политике, в экономике, даже в процессе разрешения острых и животрепещущих проблем человечества. На каких же принципах должны строиться взаимоотношения?
Некоторые уверены, что существуют чисто научные методы построения человеческих отношений, и, овладев ими, можно на индивидуальном уровне иметь гармоничные отношения, а на коллективном уровне достичь гармоничных взаимоотношений в социальной сфере. И действительно, наука имеет большие достижения в коммуникативной психологии. Более того, естественный вектор развития науки может привести, и возможно уже привел, к созданию искусственной аппаратуры на основе современных высоких технологий, которая способна моделировать поведенческую реакцию людей в соответствии с заложенной программой. Мы имеем сегодня развитый арсенал манипулятивных технологий, которые используются и в политике, и в менеджменте, и в рекламе, и основаны они на самых последних научных достижениях в области психологии, социологии, политологии. И потому мы можем со всей ответственностью утверждать, что немалый успех этим технологиям обеспечивает новая наука об энергоинформационном обмене в природе, так называемая эниология. Это подтверждает, что все новые науки человек по-прежнему старается прежде всего использовать для обеспечения своих личных или групповых корпоративных эгоистических интересов. Мы убеждаемся на примере сегодняшнего опыта в том, что когда мы действуем, начинаем строить отношения с миром, выступая из фокуса личности, мы преследуем обычно эгоистические цели и это приводит к дисгармонии и противостоянию, к конфликтам и недоверию, к подавлению и протесту. В этом состоит опасность низшего ума, ума желаний, не осененного духовным влиянием. Да, это необходимый этап, но сейчас есть возможность двигаться дальше, способствовать пробуждению своей высшей природы.
- В практической жизненной сфере, в нашей повседневной жизни те идеи, которые исповедовала сама Елена Петровна и которые они заложила в основание своих знаменитых трудов, оказывают существенное объединительное влияние своей способностью пробуждать энергию Доброй Воли. Новое мировоззрение побуждает человека принимать новые уровни ответственности и пробуждает потребность личного участия в задачах переустройства жизни на новых, более благородных, совершенных основаниях. В «Ключе к теософии» Е.П.Б. называла «альтруизм неотъемлемой частью саморазвития». Она также писала: «Способность знать не возникает из книжного знания или чистой философии, но в основном из подлинной практики альтруизма в делах, словах и мыслях; ибо эта практика очищает покровы души и позволяет свету проникать в человеческий разум. Поскольку разум человека в состоянии бодрости является приемником, он должен быть очищен от чувственного восприятия, и наиболее правильный путь достижения этого лежит в сочетании философии с высочайшими внешними и внутренними добродетелями» (Беседы об оккультизме). По словам Е.П,Б., «Только альтруизм… может привести отдельную единицу к слиянию ее крошечного Я со Вселенским Я» (Оккультизм и оккультные искусства).
Потребность служения является естественным результатом духовного развития человека, и сотрудничество, которое возникает от общности целей и намерений мощно демонстрирует сегодня в мире как множество общественных инициатив, волонтерское движения, благотворительная деятельность, меценатство Развитие гражданского общества во многих регионах мира как раз и демонстрирует принятие ответственности и реализацию энергии Доброй Воли. Миллионы людей в сегодняшнем мире откликаются на подобные инициативы и готовы к проведению их в жизнь.
- Есть еще одна важная сфера, в которой идеи теософии способны внести импульс к объединению и взаимопониманию. Это сфера религий. Она сегодня очень болезненна для человечества, ведь две трети военных конфликтов в мире происходят на религиозной почве. Вопросам общности истоков религий, тождественности нравственных заповедей всех религиозных учений, объяснению закономерности индивидуальных особенностей в способах передачи знаний Вневременной мудрости каждой отдельной религией, этим вопросам уделено внимание в «Разоблаченной Изиде» и других трудах Е.П.Б. Сам термин «Братство религий», который принят за основу понимания общности этих общественных институтов, как нельзя точно отражает позицию теософии по этому вопросу, и одновременно с этим вызывает протест и неприятие со стороны некоторых конфессий и религиозных организаций.
Мировые религии не справляются сегодня со своей задачей удовлетворять духовные потребности людей. Печально, но именно религии часто становятся источником агрессии и конфликтов в мире, поддерживая фанатизм своих последователей. Догматизированные знания церкви закрыты для восприятия новых идей, не удовлетворяют пытливый ум сегодняшнего образованного человека, не могут ассимилировать современные научные представления. И в то же время идея Братства религий завоёвывает своих сторонников в мире всё более активно.
Есть и другие сферы человеческой деятельности, где объединительная мощь идей теософии начала проявляться и за этим большое будущее, ведь мы как человечество переходим на восходящий виток спирали своего развития.
Все вместе эти процессы являются вестниками Новой Эпохи и определяют собой базис формирования будущей культуры и цивилизации. И не будем отчаиваться, что тенденции к объединению и процесс синтеза идут не так быстро, как хотелось бы. Поспешность не свойственна природе. А человеческое сознание является величайшей ценностью для Творца. Поэтому мы благодарим Елену Петровну за дарованные возможности и будем радоваться тому малому шагу, который мы можем сделать в направлении развития своих собственных представлений о Вселенной и человеке, и с надеждой смотреть в будущее.
Ведь наше будущее светло и прекрасно!