Наследие Мудрости

Джой Миллс, экс-Вице-Президент Теософского Общества

Те, чья жизнь хоть каким-то образом была затронута философией теософии, становятся наследниками великой традиции бессмертной мудрости. Знанием в контексте этой традиции можно овладеть путем изучения, размышления, а также даже обсуждения основных принципов мудрости с другими людьми. Однако сама мудрость происходит от всеобъемлющего знания, в рамках которого понимание постоянно проявляется во всех гранях жизни. Мудрость, наследниками которой мы сегодня являемся, такова, что если мы не преобразимся под действием её жизненно важного свойства, она может остаться стерильной собственностью, замкнутой в книгах и недоступной к использованию в жизни. В соответствии с основополагающим постулатом, приведенным в Тайной Доктрине, предполагается существование накопленной мудрости веков, истинность которой сегодня может быть проверена на жизненном опыте и которую можно доказать научным путем. Можно сказать, что это знание, засвидетельствованное многими плеядами пророков и мудрецов, составляет пентаграмму закона, который находит свое конечное воплощение в человеке.

В руках его Хранителей, которые есть Адептами Мудрости, это знание – более чем просто совокупность учений; оно представляет собой развивающееся живое целое, настолько же живое, как и сама Вселенная, которая является его видимым выражением. Собрать воедино факты не означает вдруг овладеть мудростью; разложить на столе все детали часов не означает воспользоваться их работой или понять, что такое время. Наследие мудрости, наследниками которого мы сегодня являемся, есть всеобъемлющая мудрость, каждый принцип которой представляет собой лишь одну грань единого целого, а целое – это выражение всеобъемлющего Сознания, коим и есть Вселенная. Как передано нам выдающимся вестником, Е.П. Блаватской, мудрость раскрывается естественным путем осмысливания, формируя, как указано выше, пентаграмму закона.

Первейшим из всех принципов есть основополагающий постулат о существовании Всеобщей Реальности, в которой все обосновано и суть которой – Абсолютное безусловное сознание. Реальное является совершенно нематериальным, и это сегодня открывает и демонстрирует наука; Реальность существует, независимо от происходящего в едином силовом поле безграничного потенциально возможного. Мы встроены в эту единую Реальность и все приходящие “реальности” подчиняются законам вселенской универсальной Реальности. Её изначальная суть – это сознание и осознанность  (“chit” на санскрите), поэтому Вселенная от начала и до конца – насквозь сознательная и живая; сама по себе Реальность является вневременным бытием (“sat” на санскрите), её природная суть сама по себе гармонична (“ananda” на санскрите) и благодаря этой самой своей природе позволяет рождаться красоте и блаженству порядка в своей естественной последовательности.

Итак, второй постулат вытекает из первого: Вселенная и все формы её проявления являются периодическим проявлением первичной Реальности. Материя – это разрастание, выброс изнутри Реальности, инструмент Реальности, который действует изнутри вовне. Таким образом, материя – это осаждение энергии, никогда не действующей в отрыве от своего источника, а проявляющейся вовне в виде временной демонстрации Единой Реальности; Вселенная бытия проецирует Вселенную процесса. Такое воспроизведение периодично и согласуется с присущим сознанию ритмом. Повсеместно возникает биение пульса Реальности, иногда ускоренного до масштабов самосознания человека, а иногда замедленного до практически неизмеримых циклов, как в случае геологических эпох.

Не так давно один ученый написал: “Пульс планеты Земля пока еще не измерен. Однако пульс существует… Ритмичное биение окружающего нашу планету магнитного слоя возникает в результате воздействия солнечного ветра… В этой магнитной оболочке атмосфера Земли то расширяется, то сжимается…”. Ритмичное биение Реальности разворачивается с тем, чтобы проявить себя в определенных границах, поскольку динамичность развития по своей сущности находится в пределах изначальной Реальности. Эта динамичность, которая все еще не изучена наукой, за исключением некоторых результатов ее действия, получила название “Fohat“.

Единое поле – это недействующее бытие. Активация в едином поле Реальности того, что оккультисту известно под названием “Fohat“, приводит к возникновению действующих вселенных, которые появляются периодически и создают тени (иллюзию, или майю – прим. переводчика) этой Реальности.

Таким образом, третий постулат: Вселенная называется “Майя”, поскольку всё в ней временно, хотя она достаточно реальна для сознательных сущностей, которые перемещаются в ней. То, что было свернутым в одновременность в рамках всеобщего Реального, сейчас постепенно разворачивается с потоком времени и развития; таким образом, ее называют “Майя”, потому что она поддается измерению. Человек, как существо, обладающее самосознанием, учится использовать время, использовать его для работы и работать с ним для обеспечения эволюционных процессов. Вследствие этого человек является мерилом всех вещей, а также инструментом измерения всех процессов, поскольку он управляет как временем, так и процессом.

Четвертая точка пентаграммыэто исходный постулат о том, что всё существующее во Вселенной, во всех царствах Природы, является сознательным, наделённым своего рода сознанием и своей собственной плоскостью восприятия. Поскольку основополагающая Реальность, которая является неделимой и нематериальной,  является всепроникающей и повсеместно сознательной, то даже если чувственно воспринимаемое является тенью (иллюзией) этой Реальности, оно все же привязано к извечному сознанию и, таким образом, должно быть частью сознания. Все сущее является частью Реального, проявляя себя в последовательных циклах времени, и, следовательно, в соответствии с пятым постулатом, Вселенная приводится в действие и направляется изнутри вовне. Проявляются замысел, образ, форма.

Итак, мы можем образно представить себе пять основополагающих лучей вневременной мудрости, пентаграммы закона, которому подчиняется вся Природа и который находит свое конечное выражение в человеке, в котором сосредоточено всё, что, где бы то ни было существует  во Вселенной. По традиции, символом человека была пятиконечная звезда, каждый луч которой может представлять собой универсальный закон, который содержит в себе человек сам по присущей ему природе. Поэтому, его задача состоит в том, чтобы стать тем законом, который он сам и представляет.

Человек всегда должен стоять на земле, независимо от того, каким всемогущим влиянием он не обладает,  какое недостижимое положение он не занимает. У человека всегда должна быть основа, так как  ноги его должны на что-то опираться. Поскольку человек опирается на эту основу, его видение определяется тем, на чем он стоит, на что он опирается. Поэтому, стоя здесь, и наблюдая то, что ограничено и определяется нашим текущим состоянием, мы всё же можем расти вверх до тех пор, пока наше сознание не расширится до пятилучевой мудрости, и пока мы не осознаем того, что было истинным с самого начала, а именно: наши бессмертные корни уходят в Самосущее.

Обретение такого осознания – это осмысленный  поиск, который можно назвать словом “Путь”. Для доктрины, сколь бы высокой она бы ни была, этого недостаточно. Принципов, сколь бы возвышенными они бы ни были, недостаточно. Как сказал Псевдо-Дионисий: “Человек должен не только узнать правду, он должен прожить ее”. Сам этот Путь предстоит отыскать и проложить, однако к вратам Пути ведут тысячи дорог. Сам по себе этот Путь – один, а ученик – самоизбирающий. Принадлежащее нам наследие Мудрости раскрывает природу этого Пути; человек находит конечную реальность, когда проживает ее. Своими собственными силами мы развиваем колоссальные возможности сознания, медитацией и “истинной самоосознанностью” мы “вспоминаем”, как писал Платон, кто мы есть на самом деле. Учась отказываться от притязаний и желаний, которые присущи нашей временной самости, с целью вновь обретаемой в настоящее время жизни, мы учимся применять, с глубоким состраданием, всех, себя и всё, что у нас есть, для служения человечеству. Ибо человек сам по себе самосознательно предан дальнейшему процессу развития, частью которого есть и он сам.

Однако такая преданность требует радикального отказа от обычного сценария развития; она призывает к новому способу роста – нет больше роста в линейном смысле последовательности, вместо этого изнутри происходит самотрансформация. Наиболее понятной аналогией является процесс метаморфозы. Гусеница не становится бабочкой, вследствие какого бы то ни было процесса линейного развития, просто-напросто превращаясь во всё большую и большую по размеру гусеницу; процесс протекает лишь в том случае, когда гусеница обматывает сама себя в свой собственный кокон, изолирует себя от внешней среды, от которой она питалась, и для реализации своего удивительного превращения она зависит исключительно от своих собственных ресурсов. Там, внутри кокона, происходит практически сверхъестественный процесс: все органы личинки исчезают, превращаясь в аморфную бесформенную вязкую эмульсию без явно выраженной структуры. Эта бесформенная, и с виду мёртвая, эмульсия изменяется каким-то загадочным способом, который биология не в состоянии пока объяснить. Этот способ управляется таинственной динамикой, которой наука пока еще не дала имени. Но, эта бесформенная эмульсия, приведенная в движение неизвестной физике силой, превращает себя в бабочку. То, что когда-то было гусеницей, становится окрылённым и прекрасным, приспособленным к абсолютно другой окружающей среде, воздуху и готовым к совершенно другому образу жизни.

Таким образом, человек подсознательно и путем продуманного усилия может достичь сравнимой по своим масштабам трансформации, которая столь же блистательна на другом уровне реализации и которая обретает свои очертания, возникая из гусеничного существования в виде земного создания, переживая линейный рост путем последовательных реинкарнаций к более свободной жизни своего духовного возрождения.

Итак, наше наследие мудрости таково: мы – наследники веков, хранящие доверенный нам священный обет. Однако это наследие больше, чем подаренное нам знание, и больше, чем то знание, которое мы должны искать, чтобы завещанное нам наследие во всём своём великолепии было передано идущим за нами. Мы должны воспринять истину настолько внутренне, чтобы она захватила нас и овладела нами; в огненном горниле жизненного опыта мы должны преобразовывать всеобщие принципы в золото мудрости, становясь самопреобразованными и самопреобразующимися. Вечные принципы Мудрости не существуют без нас, вне нас, действующими на нас; они заложены в самой нашей природе: мы являемся пентаграммой закона. Знать – означает видеть всю жизнь в ее полноте, воспринимать незатуманенное видение Реальности и, следовательно, жить и действовать таким образом, чтобы наследие мудрости, наследниками которого мы сегодня являемся, никогда не было утрачено человечеством.

Духовная эволюция призывает нас к отказу от своего самомнения и прочих взлелеянных нами иллюзий, которые мешают нашей способности видеть реальность. “Освобождение достигается мудростью”, гласит Шанкара, “однако мудрость не приходит без очищения сердца”. Многие учителя указывали на некоторые привычки и качества, которые укрепляют оковы нашего невежества, держат нас связанными и страдающими. Это – грехи в том смысле, что “грешить означает причинять вред себе” (Экклесиаст 19:4, латинский перевод Библии).

Рави Равиндра

Шепот с Другой Стороны

«От одиночества к одиночеству»

«The Theosophist», vol. 140 NO. 4, January 2019

Перевод Раисы Калашниковой, г. Кропивницкий

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.