Беспредельность – источник творческих сил Вселенной

“… ключ должен быть повёрнут с е м ь  раз,

прежде чем вся система будет раскрыта.

Мы сделаем лишь один поворот и тем

  позволим глазу непосвящённого заглянуть в тайну.

Счастлив тот, кто поймёт всё!”

Елена Блаватская

Начну пока с самого простого,  с определения двух понятий,  которые,  на мой взгляд, не могут относительно Творческих  Сил Вселенной рассматриваться отдельно друг от друга, а именно: ‘Что такое творчество?” и “Что такое эволюция?”. Конечно, и то и другое – это процесс.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или, можно сказать, что это итог создания чего-то объективно нового.

Прежде всего, эволюция рассматривается, во-первых, как естественный процесс развития Вселенной как целого или её частей, и во-вторых, как естественный процесс развития жизни на земле. То есть, о каком бы понятии   мы ни говорили,  оно равно   относится как к Абстрактному или Непроявленному миру, так и к  Проявленному, физическому.

Ибо и для творения “чего-то объективно нового” и для его дальнейшего развития, совершенствования, эволюционирования нужны или творческие силы вообще,  или нужен Творец, Создатель в частности.

Естественно, как говорят нам все эзотерические учения,  рассматривать Мироздание следует как Единое Целое, Единое Бытие, Единую Жизнь или как Единую Абсолютную Реальность. Елена Петровна Блаватская в ПРОЛОГЕ  к “Тайной Доктрине” предлагает нам  начать, прежде всего, с того, чтобы предположить, что существует лишь Единая Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Но мы всё же для более простого, доступного нам рассуждения и размышления  условно делим  это Единое на два Мира:

– Мир абстрактный, невидимый, тот, что лежит за пределами постижения нашим логическим, конкретным, то есть ограниченным,  физическим умом.

– Мир проявленный, Космос, о котором мы уже можем говорить.   В нём  можно  что-то измерить, вычислить, взвесить, правда, в определённых, ограниченных пределах, в пределах числа 7 и не больше.

Имеют ли эти миры – абстрактный и проявленный –  общие Творческие Силы или общего Творца, Создателя?  В ПРОЛОГЕ к “Тайной Доктрине” Е.П.Блаватская пишет:  “Буддизм утверждает, что нет Творца, но есть лишь бесконечность творческих сил, образующих в совокупности своей единую вечную Сущность…”. В то же время и в ПРОЛОГЕ, а затем и в Комментариях к Станцам трудно сосчитать сколько раз встречаются такие словосочетания, как “Брама-Творец”, “Воинство Высочайших Творцов” – Дхиан-Коганов, “женский аспект Творческой Причины-Брамы”, то есть аспект Творца, и т. п. А Семь Станц, данных в Космогенезисе, описывают семь великих стадий эволюционного процесса, о которых говорится в Пуранах как о “Семи Творениях” и в Библии как о “Днях Творения”. Откуда же исходят, где берут начало эти “дни”? Кто-то же или что-то же их творит? Давайте обратимся к Общей Концепции IV Станцы:

Она повествует “… о дифференциации “Зародыша” Вселенной в семеричную Иерархию сознательных, Божественных Сил, являющихся деятельными проявлениями Единой Высочайшей Энергии. Они строители, ваятели и, в заключение, создатели всей проявленной Вселенной в едином смысле, в котором наименование “Создатель” доступно пониманию; они вдохновляют и направляют её; они являются разумными Существами, которые согласуют и контролируют эволюцию, воплощая в себе те проявления Единого Закона, которые известны нам как “Законы Природы”.

Об этой стадии эволюции в мифологии индусов говорится как о “Творчестве Богов”.

 Значит, творят “Боги”. Они есть суть проявления Единого Высшего Закона.

Поэтому, можно считать, что и Абстрактный и Проявленный мир имеют  общие Творческие Силы и общего Творца, Создателя. И Они кроются в понятии “Беспредельность”, которое есть синонимом понятия “Пространство”.

 Относительно Абстрактного, Божественного мира Беспредельность и есть тот условный и изобразительный “Творец” или источник,  из которого “всё исходит и куда всё возвращается по истечении определённого промежутка времени”.

В Космосе (а Космос – это уже проявленная Жизнь) ничто не создаётся, но всё эволюционирует из вечных ноуменов по вечным законам, что, конечно, само по себе не исключает участия творчества разумных индивидуальностей и сил. Этим “вечным законом”, который в “Тайной Доктрине” именуется Беспредельным Принципом, и есть сама Беспредельность.

Елена Блаватская пишет:

“Беспредельность  есть вечная непостижимая Тайна. Она – источник Жизни и самое удивительное Чудо в Мироздании… Беспредельность как понятие не имеет и близко себе равного. Это есть “самосущее, несотворённое, бесконечное”, которое определяет одно из 3-х Фундаментальных, основных положений, установленных “Тайной Доктриной”.  Об этом   положении  сказано, что оно есть “Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный  ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умалён человеческими  выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли…”. Далее в “Тайной Доктрине” читаем: “Беспредельность – это Вечная Причина и Единая Абсолютная Действительность, туманно сформулированная в европейской философии как “Бессознательное” или “Непознаваемое”, является Бескорним Корнем всего, что было, есть или когда-либо будет. Она, конечно, лишена всяких атрибутов и, по существу, не имеет никакого отношения к проявленному,  конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие (Вечная Высшая Жизнь) или Непроявленный Мир, на санскрите  – САТ. Этот Непроявленный Мир – САТ – превышает всякое мышление и рассуждение”.

Относительно вышеизложенного возникают два вопроса, которые остаются пока без ответа.

Вопрос первый: неужели действительно  “никакие рассуждения и размышления невозможны”?  Хотя никому и в голову не приходило и не приходит опровергать то, что принесла миру  Великая Посланница Гималайских Учителей, немало философов, учёных, исследователей “Тайной Доктрины” рассуждали и рассуждают по этому поводу. Например, Лариса Дмитриева в своей книге “Тайная Доктрина” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах” рассуждает о происхождении и  развитии Космоса, Земли и человечества и стремится передать своё понимание этого, прежде всего, молодёжи, которая  интересуется законами не только видимого (физического), но и невидимого (метафизического) мира.

Почти всю свою жизнь посвятил размышлениям над Беспредельностью Николай Александрович Уранов. Именно он обратил внимание на то, что Комментарии к Стиху I Станцы I Елена Петровна начинает выдержкой из Эзотерического Катехизиса, которая звучит так: “Матерь-Рождающая, Пространство, есть вечная, всегда- сущая Причина всего – Непостижимое БОЖЕСТВО…Пространство есть то единое, вечное, что нам легче всего представить незыблемым в его отвлечённости и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нём объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно…Оно ни “безграничная  Пустота”  ни “условная Полнота”, но и то и другое. Оно было и всегда будет”. После размышления над этим  высказыванием, Уранов предлагает “Пространство” именовать “Беспредельностью”, объясняя это следующим образом: “Пространство, которое лежит за Белым Кругом, мы называем Матерью-Рождающей. Но ведь Пространство среднего рода, а Матерь-Рождающая – женского. Чтобы привести эти определения в соответствие с существующей грамматикой,  назовём Пространство Беспредельностью, которая так же, как и “Матерь-Рождающая” –  женского рода”.

Николай Александрович Бердяев в своей книге “Смысл творчества, или  Опыт оправдания Человека” пишет:  “Действительно,  Абсолютное утверждается в глубине духовной жизни, а не во внешнем относительном мире, к которому неприменимо ничто абсолютное, но я принимаю не только Единое, но и субстанциональную множественность, раскрытие в Едином Боге непреходящей  космической множественности вечных индивидуальностей”, то есть  он не исключает  участия во Вселенском  творчестве разумных индивидуальностей и сил.

Можно сказать ещё  о рассуждениях относительно высших космических законов, их творческих сил  и великого русского композитора  Александра Николаевича Скрябина. Его называют: композитор-космист,  композитор-мистик,  музыкант-теософ. Он первый из западных музыкантов в своей грандиозной Мистерии “Предварительное Действо”  отобразил Философию Арийского Востока. В музыкальных образах его мистериальных сонат отражены некоторые таинственные формулы “Тайной Доктрины”, которая была его настольной книгой. О рассуждениях над сутью этого грандиозного произведения свидетельствуют более чем 500 пометок на полях его личного экземпляра, который хранится в музее А.Н. Скрябина в Москве. Так пишет Леонид Леонидович Сабанеев в своих “Воспоминаниях о Скрябине”.

Эти и другие примеры говорят о том, что человек способен размышлять, способен рассуждать о Беспредельности как  источнике Творения, как о НЕПОСТИЖИМОМ БОЖЕСТВЕ, суть которого раскрывается в одном из каббалистических произведений. Елена  Блаватская приводит строчки из него в “Ключе к теософии”:

ТЫЕДИН, Начало всех чисел, но не как элемент счёта, ибо единство не допускает умножения, изменения или  формы;

ТЫЕДИН и перед Тайной твоего Единства теряются мудрейшие из мужей, ибо они не знают ЕЁ;

ТЫ – ЕДИН  и Единство  Твоё никогда не убавляется, не прибавляется и не может быть изменено;

ТЫЕДИН и никакая мысль не может установить Тебе предела или определить Тебя;

ТЫ ЕДИН, ТЫ ЕСТЬ, но не как нечто существующее, ибо понимание и зрение смертных не может ни достичь Твоего существа ни определить Тебе место, способ и причину”.

Да,  мы не можем пока достичь этой Великой Тайны Мироздания, не можем пока ни познать,  ни, тем более,  осознать ЕЁ. Но мечтать можем.  А  можем ли мы мечтать, не включая в этот процесс воображение? Не можем. Поэтому, рассуждая над космическими законами Вселенной, Единой Жизнью, следует  развивать в себе воображение как один из аспектов творчества,  благодаря которому можно выстроить Образ Высший, а затем воплощать его на Земле.

Так что и мечты и воображение относительно Высших Принципов порождают определённые размышления.

Остаётся пока без ответа и второй вопрос: так имеет ли Абсолютная Действительность отношение к Проявленному миру или нет?

Всё, что было сказано выше о Беспредельности, мы находим в  “Тайной Доктрине”. Что же говорят об этом “ удивительном Чуде Мироздания” другие учения?

Давайте вдумаемся в слова одного учёного – каббалиста, на которого посылается,  не называя его имени, Александр Иванович Клизовский в своей работе “Основы Миропонимания Новой Эпохи”. Этот учёный-каббалист говорит: “Беспредельность, или Мир Непроявленный, есть Неведомое Вместилище Неведомой Первопричины и Всего Сущего. Это Неведомое Вместилище действительно всё  в себя вмещает и содержит, всё из себя выпускает и зарождает, всё в себя вбирает и поглощает для того, чтобы явить вновь. Мир Непроявленный – это Ничто, из которого исходит Всё, что есть Вечная Тайна, из которой вечно исходит Свет, это бесформенный Хаос, из которого зарождается дивная гармония мироздания, это Небытие, которое даёт всему Бытие, это Бездна, которая  является Первопричиной всего сущего, это – Отец-Мать, от которых  рождается  Космос- Сын”.

Но разве после такого определения можно сомневаться в том, что сама Беспредельность и есть источник всех Творческих Сил Вселенной?  Сомнения  уйдут окончательно, если мы обратимся к Оккультному Катехизису Сензара, в котором содержатся следующие вопросы и ответы относительно Беспредельности:

“1. Вопрос: Что есть то, что вечно существует?

Ответ: Беспредельность, вечное Анупадака.

2. Вопрос: Что есть то, что существало вечно?

Ответ: “Зародыш в корне”.

3. Вопрос: Что есть то, что вечно исходит и приходит?

Ответ: “Великое дыхание”.

4. Вопрос: Тогда существуют трое вечных: Беспредельность, “Зародыш в Корне” и “Вечное Дыхание”?

Ответ: Нет. Трое едины. ТО, что всегда есть, едино; ТО, что всегда было, едино; ТО, что существует и раскрывается, также едино, – и это есть Беспредельность”.

Можно привести ещё одно высказывание из этого же учения, в котором раскрывается суть понятия “Пространство” или Беспредельность. В учении спрашивается: что вечно существует и что, как ни пытайся, невозможно представить несуществующим? Ответ: “Пространство” или Беспредельность”.   Во Вселенной  может не  быть ни человека, который бы  думал о нём, ни глаза, который бы  воспринимал его, ни мозга, который бы  ощущал его и тем не менее Пространство есть, всегда было и всегда будет. Оно неустранимо”.

Вот что говорят о Беспредельности или о Пространстве Христианские Апостолы: “В Нём мы живём, движемся и имеем наше бытие”.

А индусский Риши провозглашает: “Космос живёт в Брамане, исходит из Него и возвращается к Нему, ибо Браман (то есть Непроявленный Мир) и есть этот Универсум. Универсум – Вечная Беспредельная Вселенная”.

Между всеми приведенными утверждениями нет различия в определении сути понятия “Беспредельность” или “Пространство”.  Это понятно, потому что и древние, и Великие Учителя, и Великие Мудрецы не могли представить себе ни одного мгновения ни в физическом ни в духовном  Мире вне Беспредельности. Всё зарождается в Беспредельности, всё живёт в НЕЙ и всё поглощается ЕЮ. Она – вечно существующее Бытие, которое даёт начало и конец всему, но сама не имеет ни начала, ни конца.

Поскольку  Она даёт начало всему, значит, Она творит. Она творит посредством тех творческих сил, которые сокрыты  в Ней самой. Когда по Вселенскому Закону наступает время пробуждения Вселенной после Ночи Брамы, после окончания Пралайи,  Беспредельность или Отвлечённое Пространство, которое находится за Белым Кругом, именуемое в эзотерических учениях   ТЬМОЙ, отражается в Центральной Точке Белого Круга. Эта Точка и есть сама  Жизнь в Потенциале, “Матерь-Рождающая”. Это –  энергетический Центр, именуемый Лайа-Центр – вечный  двигатель никогда не угасающей Жизни. Его состояние является Необходимостью и Беспредельной Мощью, которая творит, разворачиваясь изнутри наружу. Так сказано в Комментариях к Станце I,  том I “Тайной Доктрины”, Космогенезис.

Но Лайа- Центр – это уже Прообраз Вселенной или 7-й Вселенский Принцип, а ему предшествуют в Непроявленном Мире, в Беспредельности, шесть первых.

Семь Вселенских Принципов

    1.Сат, Брахма, Дух, ЛогосПервая Причина Всего
    2.Вселенский РазумВселенская Мысле-основа
    3.Вселенская ИллюзияВселенская Корень – Субстанция
    4.ФохатВселенская Энергия или Воля
     5.АкашаВселенская Материя
     6.Вселенская ДушаВселенская Жизнь
    7.Центральная Точка, Лайa – ЦентрПрообраз Вселенной

Самая ранняя и высочайшая стадия в образовании миров, нашей Вселенной, нашего Космоса, где можно проследить, как “работает”, как “творит” Беспредельность, как один за другим дают о себе знать ЕЁ творческие аспекты, описывается в Станце III “Тайной Доктрины”. В ней изложены  начальные стадии Пробуждения Вселенной к Жизни.  Стих I этой Станцы начинается словами: “…Последний Трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности…”. Какая же Сила заставляет Его дрожать? Что же станет толчком именно к Первому Пробуждению? Толчком будет Первая Божественная Мысль, которая исходит из Беспредельности, но пока не проявленная. Согласно эзотерическим представлениям это – Первозданный Луч, “Одинокий”, на санскрите – АДИ,  Высший Свет или Дух, представляющий собой Вечную Вибрацию, и именуемый Первым Непроявленным Логосом. Он всегда будет скрыт  от нас, от того, что появится затем в Белом Круге. В своей сущности он останется  непостижимым и неизменным.

Вспыхнувший, но ещё  Непроявленный Логос или Луч, исходя вниз,  производит Второй Логос, который тоже есть Непроявленный. Второй Логос появляется в результате того, что вся информация из предыдущей Солнечной Системы приходит в проявление. Всё, что было непроявленным: потенциальность, сознания или Монады, начинает проявляться со Вторым Логосом. План Второго Логоса (круг со знаком минус в середине) именуется Анупадака, переводится – без Родителей. Родители “Отец-Матерь”, или Дух и Материя, ещё слиты Воедино. Эти “Родители” и есть “Зародыш”. А “Зародыш” – это Точка в вечной недифференцированной материи, которая в “Тайной Доктрине” именуется “Мировое Яйцо”. Точка –  это чисто условное определение, образное выражение.

“Зародыш, – объясняет Елена Петровна, – есть всюду, даже когда у круга окружности нет нигде, а Центр везде”. Зародыш – это вся непроявленная, абстрактная Природа или вся Творческая Сила, говорит она.

Два Луча – Первый и Второй – образуют Третий Луч или Третий Логос (круг со знаком плюс в середине), на санскрите – ОН есть Брама. Третий Логос – это  Мировой Разум,  Махат,  Мысль. Он является Проявленным и уже соответствует своему названию – “Луч Жизни”, “Луч блистающего Света”.

Затем Три Логоса создают  Высший Божественный  Треугольник или первую завершённую геометрическую фигуру в мире форм. Этот Треугольник и есть суть самой Беспредельности.

Елена Петровна Блаватская в “Тайной Доктрине”, часть I, даёт нам “следующий перечень, – который, как она считает, – поможет читателю иметь более ясное представление о том, что же такое Беспредельность”:

  1. АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность “САТ”, являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.
  2. ПЕРВЫЙ ЛОГОС: Безличный, и в философии – Логос Непроявленный, Предтеча Проявленного. Это есть “Первопричина”, “Бессознательное” европейских пантеистов.
  3. ВТОРОЙ ЛОГОС: Дух-Материя, Жизнь; Всемирный Дух, Пуруша и Пракрити.
  4. ТРЕТИЙ ЛОГОС: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называется Маха- Буддхи.
  5. ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: её двойственный аспект в обусловленной Вселенной.

Итак, мы видим, что Единое вначале становится  Двумя, а затем Тремя. Что же или какая Сила заставила Единое стать Первой Неразрушимой Триадой? Ответ даёт “Тайная Доктрина”: Единая Разумная Творящая Энергия, именуемая ФОХАТ. Фохат – самый главный и самый важный фактор  в Эзотерической Космогонии. В Стихе II Станцы V  читаем о нём: “…Джью становится Фохатом… Фохат есть Конь, а Мысль –  Всадник. Подобно Молнии пронизывает ОН тучи огневые…”. А Стих XII Станцы III гласит: “Фохат делает атомы твёрдыми, то есть сообщая им энергию, ОН разбрасывает “Атомы” или Изначальную Материю. “ОН разбрасывает себя,  разбрасывая Материю на Атомы”.

Аллегорически можно было бы сказать, что Мысль – это Космический Корабль, а Фохат – его Топливо. Нет топлива – корабль не взлетит. Значит,  Фохат – это Энергия Мысли. Именно ОН, вызывая к сознательности первых 7 Дхиан-Коганов, то есть, наиболее развитых в предыдущей Солнечной Системе существ, начинает дифференциацию излучения Первой Триады. Именно Фохат пробуждает  в каждой частице Мироздания  Волю к жизни и саму Жизнь.

“Благодаря Фохату, – комментирует Елена Петровна, – идеи Всемирного Разума запечатлеваются на Материи, как мгновенные живые картины, которые можно назвать самостоятельными полноценными мирами”. Таким самостоятельным полноценным миром есть наш Космос.

Источником этой Жизни есть сама Беспредельность, которая в Духовном Мире определяется как Единое Начало, откуда всё исходит и куда всё возвращается по истечении определённого промежутка времени. Размышляя, рассуждая над таким определением, Николай Бердяев заключает: “ …этот исход,  выход, победа, которые дают итог “чего-то объективно нового”, называется Творчеством”, в данном случае, творчеством Вселенной.

Итак,  Беспредельность есть источник возникновения всего проявленного мира, всего, что имело, имеет и будет иметь существование. Без неё не было бы ничего.  Всё, что исходит из Абсолютной Беспредельности, тоже будет беспредельностью на физическом плане. Только здесь, на Земле, эта Беспредельность – Относительна.

Все проявления Жизни на физическом плане существования, хотя и являются временными, преходящими, в действительности, в своей сущности, переходят в Беспредельность, ибо, всё, что исходит из Неё, предела не имеет. Например, если мы возьмём любое их физических явлений, как день и ночь, лето и зима, рождение и смерть, молодость и старость и прочие другие, то разве можно сказать, что они когда-нибудь прекратятся, пока существует наша Планета?

Можно взять другую серию понятий, таких как вера, знание, различные человеческие способности.  Но кто станет смело утверждать, что есть предел для веры или что человек, который овладел определёнными знаниями в какой-либо области, достиг предела и ему идти дальше некуда? Конечно, среди нас ещё встречаются люди, которые могут сказать, что они уже изучили, например, “Тайную Доктрину”, “Разоблачённую Изиду” и всё знают. Таким “знатокам” следовало бы отвечать словами профессора Канадского Университета по сравнительному религиоведению Рави Равиндры, который  в 2014 году вёл  “Школу Мудрости” в Адьяре: “Когда тебе кажется, что ты полностью разобрался в каком-то вопросе, начни сначала, так как это твоё заблуждение. Истина всегда иррациональна”. Нет предела Знаниям.  Кто может хотя бы  подумать,  что есть предел любви, добру, красоте, состраданию, милосердию, альтруизму, то есть тем качествам, которые присущи истинному теософу? Вероятно, никто. Поэтому, какое бы понятие мы не взяли, каждое из них переходит в присущей ему сфере в Бесконечность. Из бесконечности всех понятий вытекает и бесконечность совершенствования, которая складывается из бесконечности познавания и бесконечности труда, особенно, его качества.

Теософия учит, что для понимания, осознания Беспредельности надо иметь  расширенное сознание, потому что  лишь духовным взором можно прикоснуться к НЕЙ,  только на высочайших уровнях  духовного развития можно приблизиться к пониманию ЕЁ. Согласно законам эволюции  человеку необходимо расширять своё сознание и стремиться  вместить Беспредельность,  находясь  ещё в плотном мире, ибо, с чем человек после смерти войдёт в Тонкий мир, с тем он и возвратится в плотный при новом воплощении.

Раиса Калашникова,

г. Кропивницкий

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.