Кто несёт Истину?

Джидду Кришнамурти

Речь, произнесённая в Эрде, Международной Штабвартире Ордена Звезды,

2 августа, 1927 года

(в конце статьи есть сканкопии (оригинал речи) 15 страниц)

Когда я стал самостоятельно думать несколько лет тому назад, меня охватило мятежное состояние. Никакиеучения, ничей авторитет меня не удовлетворяли; я хотел сам понять, что для меня значит Мировой Учитель, и какая Истина скрыта за Его образом. Прежде, чем я стал думать самостоятельно, прежде, чем я приобрёл эту способность, я принимал на веру, что я, Кришнамурти, – проводник Мирового Учителя, потому что многие это утверждали. Но, начав думать, я захотел уяснить себе, что такое Мировой Учитель, как овладевает Он проводником, что значит проявление Его в мире.

Я буду умышленно говорить неопределённо, хотя мне совсем не трудно быть точным; но это не входит в мои намерения, ибо, когда мы определяем какое-нибудь понятие, оно становится безжизненным. Точно определяя что-нибудь, – таково, по крайней мере, моё мнение, – пытаешься дать толкование, которое в представлении других примет определённую форму; следовательно, эти другие будут связаны формой, и им придётся освобождаться от неё. То, что я скажу, не зиждется на авторитете, и вам следует не повиноваться, а понять. Дело не в авторитете, не в определённости направления, которого надо слепо держаться, – но большинство из вас именно этого и  хочет; вы ждёте от меня указаний, вы хотите, чтобы я объявил: я то-то и то-то; и тогда вы скажете: хорошо мы будем работать для тебя. Не с этой целью я даю свои пояснения, а для того, чтобы мы поняли друг друга и друг другу помогали. Я хочу теперь же научить вас видеть то, что вы сами увидите, может быть, в этой жизни, может быть, в одной из будущих. Когда я был ребёнком, я часто видел Шри Кришну с флейтой в руках, как Его изображают Индусы, так как моя мать была поклонницей Шри Кришны. Она часто говорила мне о Нем, и я создал в уме Его образ, окружённый всем обожанием, всей любовью, всеми песнями, всем восторгом, – вы не можете себе представить, какое громадное значение всё это имеет для детей в Индии. Когда я подрос и встретился с епископом Ледбитером и Теософским Обществом, я стал видеть Учителя К. Х., опять-таки в форме, предложенной мне, реальной с их точки зрения, и потому Учитель К.Х. стал моей конечной целью. Позже, по мере роста я начал видеть Господа Майтрейю. Это было два года тому назад, и я постоянно видел Его в форме, изображённой передо мной. Я говорю всё это не с целью приобрести авторитет или внушить веру, а только для того, чтобы укрепить ваши собственные верования и надежды, ваши собственные умы и сердца.

Всё время во мне происходила борьба за обретение Истины. Меня не удовлетворяли чужой авторитет, чужие мнения, чужие влияния. Я хотел сам познать, и для этого, естественно, пришлось пройти через страдания. Последнее время я всё видел Будду, и быть с Ним было для меня радостью и славой. Меня спрашивали, что я подразумеваю под Возлюбленным. Я дам объяснение, смысл которого вы вольны толковать, как угодно. Для меня Возлюбленный – всё: и Шри Кришна, и Учитель К. Х., и Господь Майтрейя, и Будда, и в то же время Он (Возлюбленный) превыше всех этих форм. Не всё ли равно, как называть Его? Вы спорите о Мировом Учителе, как будто Он – только имя. Мир ничего не знает о Мировом Учителе; некоторые из вас знают Его; другие верят, опираясь на авторитет; иные имеют собственный опыт и собственное знание. Но всё это дело личное, и из-за этого мир волноваться не станет.

Вас же смущает вопрос: есть ли, действительно, такое лицо, как Мировой Учитель, проявляющийся в теле некоего человека – Кришнамурти. В мире никто этим вопросом заниматься не станет. Итак, вы видите, каково моё представление о моём Возлюбленном. Жаль, что приходится объяснять, но я должен это сделать. Я хочу оставаться, возможно, более туманным и надеюсь, что мне это удалось. Мой Возлюбленный – это широкое небо, цветок, каждый человек.

Я сказал себе: пока я не слился со всеми Учителями, не важно, одно и то же Они лицо или нет; опять-таки не важно, одно ли Шри Кришна, Христос, Господь Майтрейя. Я сказал себе: поскольку я вижу Их во вне, как образ, как нечто объективное, я отделён от Них, я далёк от центра; но, если у меня явится способность, сила, решимость, если я стану чистым и благородным, то исчезнет всякая преграда, всякая раздельность. Я не успокоился, пока не сломил этой преграды, пока не уничтожил предельности. Пока я не мог сказать с уверенностью, без излишнего волнения или преувеличения, чтобы убедить других, пока я не слился с моим Возлюбленным, я молчал. Я говорил общие места, которые всех удовлетворяли.

Я никогда не говорил: «Я – Мировой Учитель»; но теперь, когда я чувствую, что я одно с Возлюбленным, я это говорю; – не для того, чтобы подчинить вас своему авторитету или убедить вас в моём величии, или в величии Мирового Учителя, или даже в красоте жизни, в простоте жизни, а только для того, чтобы пробудить в ваших собственных сердцах и умах стремление обрести Истину. Я говорю и буду говорить, что я одно с Возлюбленным, потому что я это знаю и чувствую. Я нашёл то, о чём мечтал, я соединился, и отныне не будет раздельности, ибо мои мысли, мои желания, мои стремления, – мысли, желания и стремления обособленного «я», – уничтожены.

Потому я и могу утверждать, что я одно с Возлюбленным, назовёте ли вы Его Буддой, Господом Майтрейей, Шри Кришной или каким либо другим именем. В течение шестнадцати лет вы благоговели перед образом, остававшимся безмолвным. Вы его толковали по своему усмотрению; он вас воодушевлял, умиротворял и вдохновлял в минуты уныния. Вы могли держаться этого образа, потому что он молчал, он не был живым – не было в чём поддерживать жизнь. Теперь же, когда вдохновлявший вас образ, которому вы поклонялись, образ, созданный вами для самих себя, ожил и заговорил, вы недоумеваете: Истинен ли образ, которому я молился? Может ли он говорить? Обладает ли властью? Способен ли он олицетворять Мирового Учителя? Обладает ли он в полноте необъятностью Его мудрости, величием Его сострадания, и может ли всё это воплотиться в одном лице? Этот вопрос вам, конечно, надо разрешить самим. Вспомните известный рассказ Достоевского, в котором Христос появляется снова. Он проповедовал, и Великий Инквизитор задержал Его; он (Инквизитор) втайне поклонился Ему и признал Его за Христа, опасаясь, однако, что, если Он выйдет в мир, то вызовет много волнений и сомнений, которые он, Инквизитор, старался погасить.

Теперь этот образ начинает оживать; всё реальное, всё истинное не может не быть живо. Можно поклоняться дереву зимой, но оно прекраснее весной, когда раскрылись почки, и вьются пчёлы и птицы, когда весь мир начинает оживать. В течение зимних годов вы молчали, не проверяя себя до конца, и всё было сравнительно легко; но теперь вам нужно самим решить, что всё это значит.

Раньше легко было говорить, что вы ждёте Мирового Учителя, и это значило очень мало; теперь же вы стоите лицом к лицу с загадкой пробуждающегося к жизни образа. Каждому предоставляется решить, будет ли он всегда поклоняться только образу или реальности, скрытой за ним. Только, пожалуйста, не пользуйтесь вашим авторитетом, чтобы убедить других, как я не пользуюсь своим, чтобы убедить вас в той истине, что образ этот жив. Для меня он жив. И хотя я сам поклонялся этому образу, одно поклонение меня не удовлетворяло; я хотел познать, зайти за раму этого образа; я хотел смотреть его глазами, думать его умом, чувствовать его сердцем. Я не был удовлетворён; и, вследствие неудовлетворённости, недовольства и страданий, я мог отождествить себя с образом, и отныне я сам этот образ. В этом нет ничего особенно сложного и таинственного, такого, о чём надо было бы волноваться, убеждая других. Если вы всецело подчинитесь чужому авторитету, то это подчинение сломит вас, и это естественно, так как каждый день авторитетным нам кажется разное. Сегодня это одно лицо, завтра другое, и горе человеку, поклоняющемуся одному из них или всем им вместе. Именно этого у нас и не должно быть; между тем вы пытаетесь это создать. Вы жаждете авторитета, который придаст вам мужества, заставит вас полнее развиваться, но никакой внешний авторитет не даст вам развиваться. Вы сами должны исследовать, ценна ли или нет Истина, которую говорит, пробудившийся к жизни образ.

Я принял за правило прислушиваться к каждому; я хотел учиться у садовника, у парии, у соседа, у друга, у всего, что могло меня научить для того, чтобы слиться с Возлюбленным. Прислушиваясь ко всем, собрав Истину отовсюду, я мог развиться вполне. А вы хотите получить Истину от одного человека; вы ждёте, чтобы она была раскрыта и навязана силой авторитета; и вы поклоняетесь этому лицу, а не самой Истине. Когда Кришнамурти умрёт, что неизбежно, вы создадите религию, измыслите правила, потому что человек, Кришнамурти, олицетворял для вас Истину; вы построите храмы, учредите обряды, выдумаете изречения, догматы, религиозные системы, создадите школы философии. Если я, как личность, буду основанием вашего духовного строительства, то вы окажетесь пленниками своего же творения, своего же храма, и для того, чтобы вас из него вызволить, чтобы избавить вас от узости, чтобы освободить вас, будет необходимо пришествие нового Учителя.

Но человеческий ум таков, что вы снова возведёте храм вокруг Него, и так будет продолжаться всё дальше и дальше. Однако, те, кому доступно постижение, кто не связан авторитетами, кто заключает всех людей в своём сердце, те не будут возводить своих храмов, – они поймут самую сущность. Немногие, которым уже теперь это постижение кажется простым, достигли его только потому, что они действительно пожелали помочь другим. Люди, не понявшие сущности учения, хотя и много говорившие о нём и обсуждающие способы передачи его, несомненно, встретят затруднения. Для меня так просто идти в мир и учить. Люди в миру не думают, проявление ли это, воплощение ли или нисхождение в сосуд, подготовленный в течение многих лет, или же это сам Кришнамурти. Они скажут лишь одно: я страдаю, испытываю мимолётные удовольствия и преходящие горести; можешь ли ты дать мне нечто пребывающее? Ты утверждаешь, что нашёл Счастье и Освобождение. Можешь ли ты дать их мне, чтобы и я мог войти в твоё царство, в твой мир? Им важно только это, а не значки, общества, правила, книги. Они хотят видеть живые воды, текущие под мостом человеческой жизни, чтобы уплыть с ними в безбрежный океан. А вы все время думаете, как толковать. Вы сами не обрели ещё Истины,  вы связаны и всё-таки пытаетесь освободить других. Как вы это сделаете? Как обнаружите вы, что истинно, что ложно, что такое Мировой Учитель, что такое реальность, если не очистили озеро от тины так, чтобы оно могло отражать Истину. В этой жизни, а может быть и в прошлых жизнях, я всегда жаждал лишь одного: освободиться, переступить за пределы скорби, ограничений, найти моего Гуру или Возлюбленного; Он же и ваш Гуру, ваш Возлюбленный и живёт Он во всех, в каждом камне, в каждой попираемой былинке. Я жаждал слиться с Ним, чтобы не сознавать себя больше отдельной сущностью, обособленным «я»; и когда мне удалось окончательно уничтожить это «я», я слился с моим Возлюбленным. И в силу того, что я нашёл моего Возлюбленного, мою Истину, я хочу дать её вам.

Я – как цветок, отдающий своё благоухание утренней свежести; он не думает о том, кто проходит мимо. Он несёт свой аромат, и счастливые и страждущие вдыхают его; а самодовольные, не ищущие, беспечные, не ведающие сладости аромата пройдут равнодушно мимо. Заставите ли вы их остановиться и вдыхать благоухание? Вы недоумеваете, как их убедить. Зачем нам убеждать их? Вы убедите только тех, кто искренно ищет. Вы не ищете по настоящему, потому что сомневаетесь в собственном искании. Вы удовлетворены маленькими знаниями, мелкими авторитетами. Вы хотите, чтобы эти авторитеты говорили и спасали вас от сомнений. Предположим, что кто-нибудь и мог сказать вам, что я Мировой Учитель; разве это поможет вам, разве это изменит Истину? Как проникло бы понимание в ваше сердце и знание в ваш ум? Полагаясь на авторитет, вы закладываете основание на песке, и волна скорби набежит и смоет его; если же вы возведёте основание на камне, на камне собственного опыта и знания, собственных скорбей и страдания, если вы на нём построите дом, кирпич за кирпичом, опыт за опытом, вы сумеете убедить и других. До сих пор вы опирались на двух покровителей Ордена, или ещё кого-нибудь, кто сказал бы вам Истину – между тем, как Истина внутри вас. В собственном сердце, в собственном опыте обретёте вы Истину, и это единственно, что ценно. Только одно утолит вашу печаль, только это одно рассеет вашу скорбь, потому я чувствую, что должен говорить обо всём этом. Я не мог бы сказать в прошлом году, как я говорю теперь, что я Учитель; тогда это было бы не искренне и не верно. Тогда я ещё не слил Источника с Целью, поэтому я и не мог сказать, что я Учитель. Ныне же я могу это сказать. Я стал един с Возлюбленным. Я сделался простым. Я прославился через Него и, благодаря Ему, я могу помогать. Цель моя не вызывать споры об авторитете, о проявлениях в личности Кришнамурти, а дать воды живые, которые смоют ваши скорби, вашу мелочность и ограничения; так вы станете свободны и со временем вольётесь в беспредельный океан, где пребывает Возлюбленный.

Надеюсь, теперь всё ясно; тем, кто хочет понять, это должно быть ясно. Пытливый ум и сердце, искавшие и жаждавшие Истины, обретут её. Вам не удастся изменить жизнь тех, кто не желает меняться; но я изменился и стал един с Возлюбленным. Я достиг цели – цели общей для всех; я слился с нею, потому что я люблю, а без любви достигнуть цели нельзя. Потому что я несу любовь, потому что я страдал, видел, обрёл всё, – мой естественный долг, моё счастье, моя дхарма дать это тем, кто этого лишён. Не важно, даю ли я через Орден Звезды, или через другую Организацию. Людям безразлично, через какое общество это им даётся; они успокоятся только тогда, когда их скорби и наслаждения, их преходящее тщеславие и мимолётные желания будут уничтожены, и на их месте водворится нечто большее.

Раз вы познаёте суть Освобождения и Счастья, она (суть) освободит вас от самих себя, от вашего тщеславия, от всех ваших удовольствий, горестей и скорбей. Я достиг Освобождения, и потому хочу дать его другим. Вы же говорите: ты должен дать его определённым способом; ты должен облечь его в определённые слова, в определённые обороты речи. Не всё ли равно, из какого стакана вы пьете воду, если эта вода утоляет жажду? Не всё ли равно, кто питает вас, если пища насыщает и укрепляет? В течение веков вы привыкли к ярлыкам, и потому хотите наклеить и на жизнь. Вы хотите наклеить ярлык на Кришнамурти и притом определённым способом, чтобы затем сказать: теперь мне всё понятно, – и тогда вы успокоитесь. Боюсь, что не так это будет.

Разве можно связать волны морские? Люди пытались это делать, но это всегда кончалось неудачей. Я не хочу быть связанным, ибо это ограничение. Нельзя связать воздух; можно удержать его, загрязнить, отравить; но тем воздухом, что во вне, что для всех, им нельзя овладеть. Я не дам связать себя; я иду своим путём, потому что это единственный путь. Я нашёл, что искал; я слился с моим Возлюбленным, и мой Возлюбленный, и я будем странствовать по лицу земли. Вам никогда не удастся принудить людей, к какому авторитету, угрозам и проклятию вы бы ни прибегали. Тот век прошёл; настал век мятежный и бурный; в людях пробудилось желание всё познать самим. Вы томитесь в мире ограничений, потому что нет в вас этого желания. Вы думаете, что нашли; но вы не нашли. Вы утвердились в ваших мелких сомнениях и думаете, что можете обратить мир.

Когда была построена Эйфелева Башня, она считала себя прекраснее, удивительнее, выше всего в мире, пока маленький аэроплан не пролетел над ней. Вы все думаете, что вы быстры, как лань и грозны как лев; но вы станете быстры как лань и грозны как лев только, когда сольётесь с Возлюбленным. К чему спрашивать, кто мой Возлюбленный? К чему объяснения? Вы не поймёте Возлюбленного, пока не увидите Его в каждом животном, в каждой былинке, в каждом страждущем, в каждом человеке.

Итак, друзья, одно только важно: давать воду, утоляющую жажду всех людей, а не только тех, которые сейчас находятся здесь, а вода, способная утолить жажду, очистить сердце и облагородить ум, – это обретение Истины и утверждение в себе Свободы и Счастья.

Электронный вариант книги (сканкопии), оригинал речи – смотрите ниже – при нажатии на картинку первый раз – изображение будет увеличено, затем, при нажатии на эту же картинку повторно – увеличение текста в два раза:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.