Какова наша роль в образовании?

Клерис Петтер

Клемис Петтер

(Миcc Клемис Петтер является главой редакционного отдела в Адьяре. Выступление на Всемирном конгрессе, Сингапур, 5 августа 2018 года).

Большинство из нас осознает проблемы, с которыми мы, человечество, сталкиваемся в современном мире. Нет необходимости повторять их или подробно описывать, что происходит. Ясно, что мы сталкиваемся с кризисом, не имеющим прецедентов в истории человечества. Если человек следит за ежедневными новостями, он не может не волноваться и не быть глубоко опечаленным ужасными событиями, которые происходят по всей планете.

Вопрос, который мы задаем сегодня – «Какова наша роль в образовании?» – очень  актуален для тех, кто серьёзен и испытывает потребность в переменах. Это происходит потому, что именно из наших школ приходят те, кто собирается править миром, и именно наша образовательная система позволила диктаторам и преступникам творить хаос в более чем одной стране.

Высокоинтеллектуальные люди с чёрствым сердцем являются следствием наших ошибочных представлений о воспитании. В этом вопросе есть два аспекта, которые мы хотели бы рассмотреть сегодня. Один из них: «Какова роль каждого из вас и моей личности в образовании»? Другой вопрос: «Какова роль организации, такой как Теософское общество (ТО), в образовании»?

У нас может сложиться впечатление, что ответственность за образование лежит на учителях в школах и что мы с вами, не взявшиеся за эту жизненно важную задачу профессионально, не имеем никакого отношения к образованию; поэтому мы можем просто жить своей жизнью, не задумываясь об этом предмете. И это, кажется, ещё одна ошибка.

Что мы имеем в виду, когда говорим «образование»? Одной из наших ошибок была вера в то, что образование – это обучение, обучение ребёнка математике, истории, географии и так далее. Слишком долго мы считали, что академическая подготовка – это  образование. Но если мы внимательно посмотрим на мир, созданный этим, так называемым образованием, мы скоро поймём, что платим высокую цену за эту смертельную ошибку.

В течение многих поколений мы развивали способность ума, механический, слепой интеллект. Мы поклонялись ему как новому богу в современном обществе. Взрыв технологий сделал нас гордыми, и мы забыли, что технология – это  всего лишь результат механического, машинного, тренированного ума. Мы не пытаемся распять технологию; мы просто указываем на то, что мы развили только материальный аспект человеческой жизни и пренебрегли более важным, которым является сердце, дух.

Мы стали умными и бесчувственными. И это результат веры в то, что всё, что нам нужно, мы можем найти в уме. Но, как сказала Е.П. Блаватская (ЕПБ):

«… неведение подобно закрытому сосуду, лишённому воздуха, а душа – птице, в нём заключённой… (Не щебечет и не шелохнётся певунья, молчит в оцепенении)…, пока не умрёт  от истощения. Но даже неведение лучше, чем интеллектуальная учёность без мудрости Души, просветляющей и направляющей её».  

Голос Безмолвия


Сегодня мы видим, насколько трагичной может быть интеллектуальная учёность. Наши хвалёные достижения в области технологий создают ад на Земле. Бедных коров доят день и ночь без жалости, цыплят заставляют есть без отдыха. Нет необходимости продолжать указывать на адский сценарий, созданный сверхразумом, за которым нет интеллекта, чтобы направить его в гуманный, духовный образ жизни. Нас заставляют верить, что всё в порядке, что технологии – лучшее,  что когда-либо случалось с человечеством. Но реальность совсем иная, и если мы посмотрим внимательно, то увидим, что цена, которую мы платим за горячую ванну, слишком высока.

Нас сделали бесчувственными  школы, обучающие, формирующие и направляющие наш ум. Мы не можем видеть страдания, которые существуют  в мире, потому что мы эксперты в том, чтобы видеть только «хорошую» сторону вещей. «Не будь пессимистом, смотри на хорошую сторону вещей»  –  девиз  современного общества. Дело в том, что уже слишком поздно быть пессимистом или оптимистом; нам нужно быть реалистами и видеть  жизнь такой, какая она есть.

Мы должны взять на себя ответственность за то, что происходит в мире, который мы создали, и увидеть его таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким он должен быть — идеалом, который является ещё одной формой отвлечения внимания и игнорирования фактов и  ведёт никуда иначе, как туда, где мы находимся. Нет ни хорошего, ни плохого, есть только факты. Добро и зло – это  творение ума, который по своей природе слеп и, следовательно, не может видеть факт, поэтому он делит и классифицирует всё как «хорошее» или «плохое».

Какова ответственность каждого в образовании? Во-первых, нам нужно научиться смотреть, слушать; в основном, нам нужно учиться. Даже это простое и основное действие похоронено под огромным количеством тренировок, которые мы получали на протяжении всей нашей жизни, и мы не знаем, что значит постоянно учиться. Чтобы узнать о жизни, мы должны быть свободны от накопленных психологических  знаний и хранить только то, что необходимо в повседневной жизни. Чтобы учиться, мы должны быть в состоянии «незнания», что для большинства из нас очень трудно, потому что нас учили знать, делать выводы. Итак, первый шаг в образовании – это  самообразование;  и, конечно, в этом процессе познания себя мы помогаем всему человечеству.

Процесс образования больше связан с учением, чем с обучением. В этом нет ничего нового.  Давным-давно было сказано, что   настоящий учитель – это тот, кто помогает ученику выявить то, что уже есть  внутри него. Подавляющее большинство собравшихся здесь сегодня хотя бы раз прочитали, что всё, что нам нужно знать, находится внутри нас. Поэтому все мы знаем, что движение, происходящее в образовании, не идёт от внешнего к внутреннему, а всегда является пробуждением того, что уже дремлет внутри.

Усилие требуется  не для загрузки, а для устранения препятствий, которые блокируют поток изнутри. И эти препятствия создаются умом, это бесконечные желания, которые нужно увидеть и отпустить. Нам нужно научиться смотреть, видеть то, что мы есть на самом деле, а не в какой-то теории.

Мне кажется, что самое главное в образовании – это  то, что мы должны учиться и что мы можем обучать только тогда, когда учимся. Следовательно,  постоянно учиться – это  единственный способ учить. Это может показаться немного странным, потому что мы так привыкли бывать в обществе, наставлять «других» в том, что правильно и что неправильно. Именно такое отношение привело к насилию и жестокости со всеми их ужасными последствиями.

Потому что, если я знаю, что правильно, это означает, что я пришел к выводу, который должен быть навязан вам. И если вы отказываетесь жить согласно моему заключению, я осуждаю вас; и потому что у меня есть определенная власть, определённые полномочия, вы боитесь; и из-за  страха вы подчиняетесь. Но чего мы не видим, так это того, что страх несёт в себе семена насилия, и он будет расти во многих направлениях, распространяясь, как сорняк, и создавать мир, столь знакомый каждому из нас.

Теперь, какова роль такой организации, как ТО, в образовании? Этот вопрос важен, потому что большинство из нас, членов этого общества, заинтересованы в том, чтобы дать что-то миру, что также означает образование. Мы хотели бы научить мир чему-то. ЕПБ сказала, что TО появились, чтобы дать миру знать, что такая вещь, как Теософия, существует.

Так каким же образом мы дадим миру знать о Теософии? Как мы собираемся учить мир Любви и Состраданию, Мудрости? Нет другого способа учить, кроме как на примере. Мы должны быть живым примером того, что люди могут жить вместе с уважением и заботой друг о друге, что можно создать баланс между умом и сердцем. И не только внутри ТО, но и везде, где мы находимся, в нашей повседневной жизни, с нашими детьми, слугами, друзьями и так далее.

Как нам это сделать? Поскольку мы знаем, и на это указывалось, что человеческие слабости одинаковы как снаружи, так и внутри ТО, что же позволяет нам, тем, кто внутри ТО, учить тех, кто снаружи? Дело в том, что мы читали определённые книги? Но ведь и у всех религий есть книги, которые они считают священными. Поэтому, похоже, речь идет не о книгах.

Возможно, секрет в том, что мы хотим учиться, потому что это всё, что мы можем сделать. Научиться отпускать конструкции ума. Научиться опустошать ум и, когда он опустошает себя, он уступает место потоку, идущему из сердца. И когда мы учимся, мы обучаем. Это один процесс,  когда учение и обучение происходят одновременно. Нет такой вещи, как тот, кто «знает», теперь будет обучать. Есть только те, которые хотят учиться, и постоянное учение – это обучение.

Если мы, как группа, хотим выйти на арену обучения детей, как бы это могло быть? Те, кто открыты для активной жизни и учатся всему в любой момент, в этом состоянии ума решили бы помочь детям увидеть важность того, чтобы быть открытыми и никогда не закрывать  дверь и говорить «Я знаю». Помочь ребёнку позволить тому, что уже посеяно внутри него, расцвести и распространить свой аромат по миру. С чего начнём?

Прежде всего, нам нужно создать пространство, где ребёнок может свободно исследовать мир, не будучи осуждённым или подавленным. Место, где он чувствует себя в безопасности, чтобы задавать вопросы и узнавать больше о вопросе, чем получать готовые ответы. Место, куда страх не может войти, где страху не позволено поселиться в храме жизни. Школа – это место, где сердце может развиваться, а чувствительность – часть повседневной деятельности.

Принципиально важно создать баланс между умом и сердцем. Важно помнить, что когда мы говорим о развитии сердца, мы не говорим о том, чтобы стать эмоциональными, потому что эмоции – это тоже часть ума. Баланс между  умом и сердцем привносит что-то совершенно отличающееся от известных эмоций. Он имеет качество, которое не может быть известно уму. Оно рождается, когда ум и сердце  объединяются  вместе, как например, объединяются вместе мужские и женские репродуктивные клетки, и порождают совершенно новое существо.

Таким же образом,  когда  ум и сердце сбалансированы и объединяются на одном и том же уровне, открывается дверь в мир Сострадания, которое  есть  дитя   баланса.

Если мы посмотрим на мир, созданный   несбалансированным  ростом     ума  при игнорировании роли сердца, мы увидим, что решением  проблемы будет гармония и баланс; что для исцеления от состоявшегося  из-за недостатка интеллекта  вырождения, нам нужно устранить камни невежества и позволить потоку Любви течь свободно. В конце концов,  только те, кто знают Любовь,  могут и будут брать на себя   ответственность учиться всему и у всех.

Клерис ПеттерНаучиться  жить духовной жизнью, соединиться с Природой и исцелить  планету – наша роль в образовании.  Роль по-настоящему духовных людей – находить выход  из деструктивного, материалистического образа жизни,  разрушающего то самое лоно, в котором мы живём и развиваем настоящее, внутреннее существо, чтобы мы могли иметь новую страницу в истории человечества на этой планете – эру мира и духовного развития. И время сделать  это – сейчас; завтра нет.

Интеллект – это способность воспринимать существенное, то, что есть; и разбудить эту способность в себе и в других, есть образование.

Дж. Кришнамурти 

The Theosophist,   Vol. 139.12,   September  2018

Перевод  Ларисы Пустовойтовой

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.