Идеал Братства. Легко ли быть теософом сегодня в мире?

«Все наше братство теософов должно стремиться к идеалу

всеобщего братства всего человечества,

к водворению всеобщего мира, к упрочению человеколюбия и

бескорыстия, к уничтожению материализма,

грубого безверия и эгоизма, заедающих наш век…»

Из писем 1877-1878 гг. Е. П. Блаватской

 

Когда мы начинаем жить духовной жизнью и приобщаемся к высоким ценностям, когда мы пробуждаем свой внутренний образ совершенства, свою божественную природу, мы начинаем действовать из фокуса своего Высшего Я и строить отношения с людьми на совсем других основах.

Из наших отношений исчезает мотив выгоды и корысти, стяжательства и превосходства, и мир вокруг нас начинает меняться. По закону резонанса меняется наше окружение, мы входим в новые коллективы, где между людьми господствует дух сотрудничества и взаимопомощи, где каждый готов поддержать добрые начинания другого и помочь при различных затруднениях.

Часто такие отношения порождают совместные благотворительные, просветительские, экологические проекты и начинания, которые вполне реально меняют мир вокруг нас и приводят к нам новых друзей и сотрудников. Духовный характер взаимодействия распространяется на наше отношение к природе, к социальным, экономическим, политическим и другим проблемам нашего сегодняшнего существования. Когда мы мысленно проанализируем свои отношения с духовно близкими людьми, с теми, кого мы искренне и бескорыстно любим, и с кем мы всегда рады встречаться, то мы заметим, насколько эти отношения неповторимы и своеобразны, как многогранны, часто новы и порой неожиданны. Вот тогда-то мы в формировании своего взаимодействия с окружающим миром и выходим на уровень творчества. Именно такое общение пробуждает скрытые потенциалы души и делает их движущей силой переустройства мира.

И вот здесь-то и начинают складываться совершенно другие человеческие отношения. Они наполнены возвышенным общением, вдохновляют к творчеству, проникнуты духом доброжелательности и взаимопомощи. Иногда, находясь далеко друг от друга годами, люди встречаются так, как будто и не расставались.

 Такие глубокие человеческие отношения не прерываются даже смертью, люди узнают друг друга по вибрациям сердца, по свету души, который изливается из наших глаз. Возможно, для такой духовной близости в будущем найдут свой словесный символ. Пока же мы пользуемся словом Братство, Человеческое Братство.

Когда мы начинаем жить под влиянием своей высшей природы, мы выходим на уровень творчества, мы сами творим своё окружение, создаем отношения с окружающими людьми, учитывая их индивидуальные особенности, характер, склонности, таланты и предпочтения, не проявляя при этом дискриминации по принципам различия пола, расы, образования и религиозных предпочтений.

Нам хочется, чтобы всем людям вокруг было комфортно и радостно, чтобы они могли развиваться и приносить пользу друг другу. И чудесным образом рядом оказываются друзья, расцветают цветы, светит солнце, мир вокруг поёт и сияет.

И это кажется естественным, гуманным, единственно правильным и гармоничным способом взаимодействия. Таким образом, от интеллектуального знания о единстве мироздания мы можем прийти к осознанной практике Братства только через совершенствование себя

Именно тогда мы станем, как говорит Учитель К.Х., членами «настоящего, практического Братства Человечества, где все сделаются сотрудниками природы и будут работать на благо человечества в сотрудничестве с высшими планетными Духами». Сюда безусловно следует включить и рассмотрение нашего отношения к самому Теософскому обществу. Высшие движения наших душ привели нас в соприкосновение с этим мировым сообществом людей. У каждого из нас были свои мотивы, надежды, ожидания, а иногда и иллюзии. Многие поначалу воспринимали Общество восторженно, но спустя годы их энтузиазм поубавился.

Почему? Конечно, они склонны видеть внешние причины в этом. А если заглянуть внутрь? Возможно, кто-то воспринимал Общество как средство для самоутверждения, или как ни к чему не обязывающее общение в приятной компании, или искал возможности пополнения своего интеллектуального багажа.

Во всем этом нет ничего необычного, но стоит задуматься над тем, что мы  можем дать Обществу, что полезного мы можем сообща сделать для преобразования мира к лучшему? Когда мы рассматриваем свое членство в Обществе как радостную возможность бескорыстного служения, тогда все становится на свои места.

Е.П.Блаватская писала: «Теософия – не погоня за счастьем, в людском понимании этого слова, ибо первый ее шаг – жертва, второй – отречение» (Жемчужины Востока. Годичный круг ежедневной медитации. 3 июня) В одной этой фразе содержится ответ на вопрос: а легко ли быть теософом в этом мире?

Когда Теософское общество, создателем и идеологом которого была наша великая соотечественница, провозгласило своей целью создание очага Братства, эта идея многим казалась утопической и недостижимой.

 За годы существования Теософского общества в мире идеал человеческого братства уже приобрёл зримые очертания и перестал быть теоретической абстракцией.

Теософское общество сегодня – это всемирная организация, секции которой существуют более чем в 60 странах мира, и основная цель которой была заложены в ее основание Великими Учителями человечества.

Эта цель: создание ядра всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, социального положения и цвета кожи. Наша задача, как членов Теософского Общества, которые должны стать проводниками идеи Братства, заключается в том, чтобы эту идею, этот идеал, сделать ближе для сознания различных людей. Е.П.Блаватская писала: «В тот день, когда теософия завершит свою самую важную, самую священную миссию – крепко сплотить людей всех наций братской любовью и устремленностью к чисто альтруистическому труду, а не к работе из эгоистических побуждений,- только в тот день теософия  станет выше любого номинального братства людей. Это будет воистину чудо, осуществления которого человечество тщетно ожидает вот уже восемнадцать столетий и которого ни одной организации до сих пор еще не удалось достигнуть». (Из писем, апрель 1888г.)

Но каждый человек подходит к этой идее своим собственным путем, через свой собственный жизненный опыт, через свое собственное мировоззрение, под влиянием определенных жизненных обстоятельств.

Таким образом, мы видим, что сегодня у нас, чтобы воплощать идею Братства, есть очень большой теоретический и практический багаж. Фактически всё учение теософии связано с тем, чтобы пояснить человеку фундаментальное единство всего сущего, в том числе, фундаментальное единство человечества. Идея Братства – это не какая-то отдаленная цель, к которой мы должны все вместе стремиться, а это факт природы, который мы должны принять в свое сознание.

Давайте задумаемся над такой постановкой вопроса. Идея Братства не замыкается только на человеческом царстве природы, она распространяется также на братское отношение к животному,  растительному и к минеральному царствам. Братское отношение может быть в космическом масштабе к существам, населяющим другие миры.

Таким образом, идея Братства может пониматься как в более узком, так и в самом широком, глобальном масштабе, вплоть до универсального теософского принципа Единства всего сущего. В Теософское общество, филиалы которого находятся во многих больших и малых странах всех континентов, объединились люди, которые добровольно стараются бескорыстно служить духовному возрождению человечества и разделяют идею создания образца, модели, ядра Всеобщего Братства. В чем же состоит смысл этого понятия «Братство»?

Прежде всего это связано с принятием и пониманием общих истоков жизни для всего того множества существ, которые проходят свой жизненный опыт на нашей планете.

Все учения вневременной мудрости говорят о первопричине, изначальном импульсе творения, Отце на небесах, что позволило нашей вселенной вступить в проявление, когда закончился очередной период отдыха, или непроявленного состояния.

Именно эта родственность всех живых существ, чувство единой планетарной семьи и родства есть глубоким внутренним переживанием человека, когда он находится в возвышенном состоянии сознания в период творческого вдохновения или соприкосновения с прекрасным. Каким образом человечество демонстрирует свою готовность к восприятию и претворению в жизнь идеи Братства?

Это осуществляется не иначе, как через искусство построения правильных взаимоотношений, искусство налаживания взаимодействия между людьми, между царствами природы, между нациями, между народами и государствами — в политике, в экономике, даже в процессе разрешения острых и животрепещущих проблем человечества.

На каких же принципах должны строиться взаимоотношения? Мы убеждаемся на примере сегодняшнего опыта в том, что, когда мы действуем, начинаем строить отношения с миром, выступая из фокуса личности, мы преследуем обычно эгоистические цели и это приводит к дисгармонии и противостоянию, к конфликтам и недоверию, к подавлению и протесту.

В этом состоит опасность низшего ума, ума желаний, не осененного духовным влиянием. Да, это необходимый этап, но сейчас есть возможность двигаться дальше, способствовать пробуждению своей высшей природы в практической жизненной сфере, в нашей повседневной жизни. Те идеи, которые исповедовала сама Елена Петровна и которые она заложила в основание своих знаменитых трудов, оказывают существенное объединительное влияние своей способностью пробуждать энергию Доброй Воли. Новое мировоззрение побуждает человека принимать новые уровни ответственности и пробуждает потребность личного участия в задачах переустройства жизни на новых, более благородных, совершенных основаниях.

В «Ключе к теософии» Е.П.Блаватская называла «альтруизм неотъемлемой частью саморазвития». По её словам, «Только альтруизм… может привести отдельную единицу к слиянию ее крошечного «я» со Вселенским Я» («Оккультизм и оккультные искусства»).

Потребность служения является естественным результатом духовного развития человека, и сотрудничество, которое возникает от общности целей и намерений, мощно проявляется сегодня в мире как множество общественных инициатив, волонтерское движение, благотворительная деятельность, меценатство

Развитие гражданского общества во многих регионах мира как раз и демонстрирует принятие ответственности и реализацию энергии Доброй Воли. Миллионы людей в сегодняшнем мире откликаются на подобные инициативы и готовы к проведению их в жизнь. Есть еще одна важная сфера, в которой идеи теософии способны внести импульс к объединению и взаимопониманию. Это сфера религий. Она сегодня очень болезненна для человечества, ведь две трети военных конфликтов в мире происходят на религиозной почве.

Вопросам общности истоков религий, тождественности нравственных заповедей всех религиозных учений, объяснению закономерности индивидуальных особенностей в способах передачи знаний Вневременной мудрости каждой отдельной религией, этим вопросам уделено внимание в «Разоблаченной Изиде» и других трудах Е.П.Блаватской.

Сам термин «Братство религий», который принят за основу понимания общности этих общественных институтов, как нельзя точно отражает позицию теософии по этому вопросу, и одновременно с этим вызывает протест и неприятие со стороны некоторых конфессий и религиозных организаций. Мировые религии не справляются сегодня со своей задачей удовлетворять духовные потребности людей. Печально, но именно религии часто становятся источником агрессии и конфликтов в мире, поддерживая фанатизм своих последователей.

Догматизированные знания церкви закрыты для восприятия новых идей, не удовлетворяют пытливый ум сегодняшнего образованного человека, не могут ассимилировать современные научные представления.

И в то же время идея Братства религий завоевывает своих сторонников в мире более активно.

Есть и другие сферы человеческой деятельности, где объединительная мощь идей теософии начала проявляться и за этим большое будущее, ведь мы как человечество переходим на восходящий виток спирали своего развития.  Для человека, имеющего подобный осознанный внутренний опыт, не нужны доказательства Братства и Единства. Однако важно укрепить и глубже понять эту концепцию, чтобы иметь возможность более полно проявлять Братство и Единство в своей жизни, а также для того, чтобы помочь другим людям осознать и проявить это.

Таким образом, смысл Всеобщего Братства может быть воспринят на более обобщённом уровне как единство всех живых существ с самой планетарной жизнью, а может быть воспринят лишь на уровне человеческого семейства, как отношения глубинного родства, сотрудничества, симпатии, соучастия со всеми людьми, независимо от их цвета кожи, вероисповедания, социального статуса, пола, образования и т.д.

Все вместе эти процессы являются вестниками Новой Эпохи и определяют собой базис формирования будущей культуры и цивилизации. И не будем отчаиваться, что тенденции к объединению и процесс синтеза идут не так быстро, как хотелось бы. Поспешность не свойственна природе. А человеческое сознание является величайшей ценностью для Творца.

Поэтому мы благодарим Елену Петровну за дарованные возможности и будем радоваться тому малому шагу, который каждый из нас и все мы вместе можем сделать в направлении развития своих собственных представлений о Вселенной и человеке, и с надеждой смотреть в будущее.

Ведь наше будущее светло и прекрасно!

Валентина Белан, г. Кропивницкий

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.