Личная ответственность (Тим Бойд)

МНОГИЕ учения в теософической литературе связаны с раскрытием нашей индивидуальной ответственности. Это прекрасно выражено в небольшой книге, “Идиллия Белого Лотоса” (Мэйбл Коллинз). Это короткая история, богатая по смыслу, в конце которой описаны “Три истины”. Одна из этих истин относится к принципу личной ответственности: “Каждый человек является для себя абсолютным законодателем, дозатором собственной славы или бесчестия; устроителем собственной жизни, источником личных наград и наказаний”. Ясное, недвузначное определение, возлагающее бремя усилий на каждого из нас. Оно призвано противодействовать мысли о том, что в некотором роде различные проявления и события, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, определяются некой мощью или силой, или существом, находящимся вне нас. Эта идея ослабляет нас, даже в нашем подходе к Божественному.

Когда мы говорим о принципе Единства, основная Его идея заключается в том, что мы не отсоединены или отделены от принципа, описываемого как Бог, Беспредельность, Божественное или какими бы то ни было другими словами, которыми наш темперамент позволяет нам об Этом говорить. Процесс мысленного поиска чего-то внешнего, определяющего курс и направление нашей жизни, является ошибочной идеей. Каждый из нас несёт эту ответственность. Это станет намного более важным, когда мы достигнем той стадии, когда действительно станем само-осознанными. Это станет реальностью только в тот момент, когда мы будем в состоянии делать осознанный выбор. До этого мы просто реагируем на обстоятельства, которые сопровождают нас в жизни и в природе. С появлением осознания мы сможем реально выбрать в первый раз. Это стадия, в которой все мы в настоящем находимся.

Одним из фактов нашего существования является то, что мы находим в себе тенденции к великому, возникающие от божественного семени, которое вложено внутри каждого из нас. Мы имеем эти тенденции, и когда мы видим их проявления в нашем окружении, мы соответственно откликаемся. Когда мы слышим слова, учения и истории о жизни Великих, которые жили среди нас, наш отклик всегда идёт от сердца. Аналогичным образом мы проявляем также и «негативные» тенденции. Когда мы видим кого-то, живущего, возможно, низменным, люди часто произносят: “Исключительно по милости Бога существует эго”. Мы должны признать, что каждый из нас имеет тенденции и возможности великого, но в то же время у нас есть тенденции, которые могли бы отклонить нас далеко от этого курса.

Когда мы сажаем сад, мы хотим либо больше еды, либо больше красивых цветов. Вне зависимости от того, насколько тщательно мы обрабатываем землю, мы всегда будем находить в ней нежелательные растения – сорняки – и, оставленные без присмотра, они будут расти и вытеснять культурные растения, от которых мы хотим получить урожай. Важной составляющей ухода за садом является постоянная забота по уборке сорняков. Некоторые люди, просто сорвав верхнюю часть сорняка, считают, что сорняк удалён. Но его корень остался в земле. Конечно же, он будет расти снова, и он взойдёт ещё более сильным. Есть некоторые виды сорняков, которые вы можете выдернуть с корнем, но если даже самый маленький фрагмент этого корня останется в почве, то растение взойдёт снова. Внутри нас происходит процесс культивирования схожий по вниманию с тем, которое мы уделяем саду, за исключением того, что это сад наших сердец и умов. И редкий человек тот, кто через множество жизней самодисциплины и внимания к этим вопросам, находится вне пределов досягаемости искушений, которые способны сбить нас с пути.

Есть семена, посеянные в пустыне в среду, где условия не дают никакой возможности для их роста. Некоторые из этих семян будут оставаться в состоянии покоя до тех пор, пока не появится точное сочетание условий. Это может занять годы, но, когда появляется правильное сочетание солнца, дождя и влажности, вдруг земля, которая была бесплодной и безжизненной, наполняется цветами, потому как обеспечиваются условия, позволяющие семенам расти.

В прежние времена условия, которые способствовали продвижению всех видов отвлекающих моделей поведения, регулировались влиянием общин, в которых мы жили, и культур, которые окружали нас. Каждая культура поощряет и отражает определенные ценности и модели поведения. Исторически это привело к развитию определенного умственного типа в одних местах и довольно отличающегося от него в других. Одним из условий жизни в наше время является то, что в настоящем мы подвержены целому ряду воздействий, которые были бы невозможны ранее. В городах по всему миру люди незнакомых культур, наряду с их традициями, обычаями, и идеями, взаимодействуют, зачастую в конфликте и противоречиях. Помимо физической атмосферы, мы все разделяем и атмосферу мысли.

Мощные мысли влияют на людей, где бы они ни находились. Мы находим примеры этого в истории изобретений, таких как самолет. Братья Райт в США получают кредит на своё изобретение, потому что их самолёт был первым, оторвавшимся от земли и удерживавшимся в воздухе. В течение нескольких последующих месяцев в других частях мира самолеты так же начали взлетать. Когда я учился в средней школе, я помню, как читал о теории, утверждавшей, что человеческое тело не в состоянии преодолеть в беге одну милю менее чем за четыре минуты. Некоторые атлеты были близки к четырём минутам, но даже величайшие спортсмены мира не могли преодолеть этот рубеж. Однажды человек по имени Роджер Бэннистер пробежал милю в забеге менее чем за четыре минуты. Он сломал барьер считавшийся невозможным для человеческой конституции. В течение очень короткого промежутка времени преодоление мили менее чем за четыре минуты стало стандартом для элитных бегунов.

Трудностью для нас является то, что мы, как правило, не осведомлены о среде, которая нас окружает. Существует выражение, которое гласит: “Никто не знает, кто первый обнаружил воду. Единственное что известно наверняка, – это была не рыба”. Мы то и дело купаемся в океане влияния мысли время от времени. Идея личной ответственности предполагает в первую очередь становление осознания, а затем –  ответственности.

В наше время мы подвержены влияниям, которые были невозможны в прежние времена. Глобальный феномен Интернета является характерным и мощным примером такого влияния. Ежегодно каждая секция Теософического Общества отправляет отчет о своей деятельности в Адьяр. Несколько лет назад в отчете Американской секции я комментировал влияние Интернета и того, как он стал одним из основных направлений наших усилий. Я помню, кто-то говорил мне: “Хорошо, вы из Америки, а в Америке каждый может позволить себе иметь компьютер. Таким образом, Интернет может быть важным для вашей страны, возможно, ещё и для Европы, но вся эта интернет-идея не может быть общемировой”. В следующем году в отчёте я отметил, что по данным прошлого года более одного миллиарда людей пользуются Интернетом, и основная часть пользователей принадлежит к странам “третьего мира”. Таким образом, эта глобальная среда влияний, в значительной степени отвлекающая или даже негативная, находит свой путь в дома как в маленьких деревнях в Мексике, так и в крупных городах Бразилии, Индии и США. Нравится вам это или нет, но все подвержены этому воздействию.

Условия для некоторых из этих семян, отвлекающих нас от целенаправленной жизни, создаются во многом незаметно и, возможно, даже против нашей воли. Частью личной ответственности является выбор того, на что мы подвергаем себя. Но не все работают на этом уровне. Именно поэтому в настоящем мы видим ужасные события, происходящие вокруг нас.

В мире прессы в США есть поговорка, которая гласит “Чем хуже, тем лучше!” (“if it bleeds, it leads” – в буквальном переводе “если это кровоточит, это ведущее” – прим. переводчика). Другими словами, если готовящийся к публикации материал имеет дело с кровью и страданием, значит, он размещается на первой, титульной странице, поскольку привлекает к себе внимание. Люди будут использовать свои с трудом заработанные деньги, чтобы купить газету и прочесть о трагедии, которая привлекла их внимание. Они развивают мысли и образы этих трагических событий и становятся гневными или напуганными, думая о сознании людей, совершающих эти преступления. О положительных и возвышенных событиях сообщается не часто. Когда некоторое ужасающее деяние совершено в какой-либо стране, некий новый уровень зверства, который, возможно, никто ранее не регистрировал, в течение короткого времени подобное повторяется и в других частях мира. Воздействие, которому уделяется очень низкий уровень мышления, требует от нас определенной ответственности в подборе “питания” для нашего ума. Выражение “вы то, что вы едите” применимо не только к еде, но также и к нашим мыслям, и типам эмоций, которым мы позволяем в себе усиливаться. Мы беспрестанно насыщаем себя на всех уровнях, при этом не обязательно осознанно.

Предполагается, что к 2050 году 80 процентов всех людей на планете будет проживать в городах. Очевидно, что есть вопросы, связанные с подобного рода концентрацией людей, с которыми нам придется столкнуться как на материальном, так и на духовном уровне. В письмах Махатм есть выражение, что каждый человек постоянно “населяет (свой) ток (поток, течение – прим. переводчика) в пространстве” результатами своих мыслей. Каждый момент мы отправляем своё влияние в общий океан мысли. Мы можем спросить, каковы влияния, которые в настоящее время акцентируются в этих растущих городских агломерациях?

Вероятно, наиболее важным из писем Махатм является то, которое названо “письмо Маха-Чохана”. Решающее утверждение этого письма о том, что универсальной схемой  человеческой жизни стала “борьба за жизнь”. Повсеместно люди борются за жизнь, потому что чувствуют, что они должны жить. Качества их текущих мыслей, ярко окрашенные разочарованием, гневом и даже отчаянием, настолько же далеки от самых основных потребностей, как и мощная страсть к потреблению. Эта атмосфера мысли стала сосредоточием в местах, где живёт бо’льшая часть населения всего мира.

Эта характеристика современной жизни определяет работу и предлагает возможности для тех из нас, кто в достаточной степени осведомлён о существовании влияний, которые должны быть нейтрализованы. Личная ответственность, если подходить правильно, начинается с выбора поставить себя в контакт с великими мыслями. Теософия продвигает определенную культуру ума, что ведет к возвышенности в мышлении. А поскольку это выражается в фактическом поведении, которое мы демонстрируем в жизни, то это же имеет и дальнейшее развитие.

Высшее всегда преодолевает низшее.

Многие люди живут с преобладающей идеей, что реальные изменения в мире затруднены или невозможны. Даже практикующие духовность могут найти собственное парализующее чувство, спрашивая: “Что я могу сделать? Силы  вокруг, которые противостоят изменениям к лучшему, настолько обширны, невежество, которое нас окружает, настолько глубоко… что я, один маленький человек в одной маленькой группе могу сделать…?” Международное Теософическое общество насчитывает около 26500 членов. На планете с более чем семью миллиардами человек я слышал упоминание, что это очень небольшое число. С другой стороны, Джидду Кришнамурти, человек, имевший, как считают многие,  осознанность в диапазоне сознания, которое можно считать весьма возвышенным, однажды заметил, что, если бы в мире присутствовало десять человек его уровня сознания, мир изменился бы. Представьте себе, что могут сделать 26500 таких единомышленников!

Причина акцентирования усилий на приложении этих принципов заключается в естественной нехватке знаний. Только когда эти принципы становятся активными в нас, трансформация на уровне личности и трансформация человечества становятся возможными. В тёмной комнате акт рассеяния тьмы достигается не за счет серьёзных внутренних усилий или экстремального приложения воли, но простым включением света. В присутствии света нет необходимости в усилиях по рассеиванию темноты. Наши усилия должны быть направлены на разрушение внутренних барьеров к свету.

Просветление становится возможным через осознание, которое направляет нас к надлежащему выбору для нашего раскрытия, являясь при этом тем, что лежит в основе принципа личной ответственности. В жизни личности присутствует выбор, который мы делаем ежеминутно. Мы выбираем цепляться и питать мысли обиды по отношению к другим за то плохое, что было сделано  нам. В какой-то момент своей жизни каждый что-то сделал для  других, но не все держатся за это на протяжении всей своей жизни.

Тот факт, что мы пострадали, неуважаемы или не поняты другими, не является тем, что должно отвлекать и удерживать наш ум в оцепенении. Существует выражение о прощении: “Нежелание прощать похоже на яд, принимаемый нами в надежде нанести вред другому”. Это очевидно не работает. Это часть осознания, которое может порождать более глубокое чувство личной ответственности в каждом из нас.

Вопросы и ответы

  1. Вопрос: Даже когда один человек занят в процессе освобождения причинённой ему обиды и простил другого человека, является ли это преимуществом, если не влечёт за собой никаких изменений в другом человеке?
  2. Ответ: Может быть, это не совсем верный вопрос. Процесс прощения не делается для кого-то другого. Идея заключается в том, что каждая обида или задетое чувство, что мы носим в себе, похожи на камень, который мы кладём в наш карман. Если мы набираем достаточно много подобного рода камней, то непременно попадаем в ситуацию, когда мы более не сможем двигаться. Подлинное прощение суть глубоко внутренний процесс. Вне зависимости от того, что я могу пытаться делать для других, я не могу контролировать состояние их ума. Нам известны великие люди, которые были заключены в тюрьму, даже были под пытками в течение многих лет в попытках заставить их изменить или отойти от своих убеждений. Многие из них умерли, не меняя убеждений вне зависимости от уровня насилия, совершённого по отношению к ним.

Мы не можем силой изменить поведение или мышление кого-то другого; что мы можем сделать, так это освободить себя от привязанности к какому-либо инциденту, который вызывал у нас боль. Часто мы чувствуем, как будто мы отпустили ущемлённое чувство, но, когда мы встречаем другого человека и снова оказываемся жертвой жестокого обращения, это чувство возникает вновь. Таким образом, мы задаем вопрос: “Почему я должен идти путём прощения, в то время, когда другой человек собирается истязать меня снова?” Но личная ответственность как раз и означает, что мы берем на себя ответственность за культивирование нашей собственной внутренней среды. Просто, подобно действиям хорошего садовника, мы пытаемся защитить наш сад от вредных воздействий. И сад растет благодаря нашему действию.

По мере того как наша практика крепнет, мы замечаем, что мы встречаемся и общаемся с другими людьми, которые вовлечены в этот процесс. Одной из особенностей любого важного изменения в мире является то, что они становится возможными только благодаря усилиям нескольких целенаправленных и самоотверженных людей. Теософическое движение в 1875 году получило своё развитие в значительной степени благодаря усилиям Блаватской, Олькотта и немногих других единомышленников. Благодаря тому, что мы можем соединять в себе более глубокие потенциалы нашего бытия, энергия, вырабатываемая на этих уровнях, значительно превосходит внешние силы. Наша работа заключается в том, чтобы стать достаточно чистыми для этих потенциалов, таким образом обеспечивая их способность выражать себя через нас. Чувства обиды, гнева, ненависти, страха и подобное препятствует этому свободному потоку.

(с этого момента вопросы неразборчивы)

  1. Ответ: Все, что мы делаем, распространяется в общей атмосфере, которую мы разделяем. Мы хотим ограничить вредоносный эффект и увеличить своё положительное влияние, но в то же время мы должны признать, что в неразвитом состоянии, в котором большинство из нас находит себя, наши мысли не имеют достаточной мощи. Мелкие обиды, которые мы удерживаем, просачиваются в общую атмосферу и лишь незначительно изменяют состав этой среды. На чисто личностном уровне наши мысли, разочарование, раздражение, симпатии и антипатии имеют малое влияние. Что же тогда можно назвать мощным? Это когда 6 или 7 миллиардов человек ведут себя подобным образом. Каждая маленькая эмоция-заряд, каплей приходящая вместе с остальными, создаёт мощный поток, влияющий на всех нас. Именно здесь мы должны признать свой вклад и делать всё от нас зависящее для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Мы не всегда будем немедленно успешными. На самом деле, успех редко бывает немедленным, что поясняет, почему мы акцентируем своё внимание на принципе личной ответственности в долгосрочной перспективе.

Одной из особенностей теософических учений является то, что они не сфокусированы лишь на коротком промежутке одной жизни. Утверждение в том, что этот цикл рождений, жизни и смерти, повторяемый множество раз, в продолжение этих повторений позволит нам развить определенный потенциал. Таким образом, если мы начнём в данный момент, к тому времени как наша жизнь закончится, по всей вероятности, мы не станем просветлёнными.

Но мы будем иметь значительные духовные переживания и развитые качества, на которых мы сможем сфокусировать свои будущие жизни. Ни одно действие, которое мы производим, не является незначительным. Безусловно, это не означает того, что мы не ставим перед собой задач, нацеленных на достижение определенных результатов в настоящем, равно как и в какой-то из будущих жизней. Любое наше действие будет иметь свои результаты прямо сейчас, ввиду того что подобно нашему негативу, становящемуся достоянием общей атмосферы, позитив действует сходным образом.

  1. Ответ: Одним из условий всей человеческой семьи является то, что все мы действуем на разных уровнях. Это очень похоже на школу, где вы найдете несколько уровней активности и взаимопонимания. Несколько человек служат в качестве учителей для всех нас. Интерес студента университета, слушающего курс по астрофизике, будет сильно отличаться от интереса ребенка, стремящегося научиться читать и писать. В какой-то момент ребенок достигнет или даже станет выше состояния студента университета, но в настоящем их развитие несоразмерно, что мы и находим в семье человечества. Нереально ожидать того, что мы, младшие ученики школы жизни, вполне работоспособны на более высоких уровнях. Определенные уровни понимания направлены в будущее, что для большинства из нас, находится далеко за пределами текущего момента. Это было частью безотлагательности повторного представления теософических учений миру.
  1. Ответ: Спрашивающий использовал аналогию моста, говоря о “пути”. Это природа человеческого бытия, что имеется мост, связывающий сознание, между духовным и материальным миром. Проблема для нас в том, что пересечение этого моста от нашего нормального, сосредоточенного на материальном, сознания к нашим глубоким духовным потенциалам, является путём жертвенности. Вы не идете этим мостом только потому, что вы хотите устроить пикник на другой стороне. Некоторые люди интуитивно хотят быть более сосредоточенными или духовными, но чувствуют, что плата за то, чтобы идти этим путём, слишком высока для них; они просто не готовы платить эту цену или их потребность не является в достаточной мере сильной. Опыт материальной стороны до сих пор кажется им вполне достаточным. Рано или поздно для всех обязательно наступает время, когда удовлетворённости материальной жизнью становится недостаточно. Когда приходит этот момент, мы понимаем необходимость совершения путешествия. Придерживаясь аналогии с мостом, это тот момент, когда мы сохраняем наши деньги – наши энергии; мы не рассеиваем их попусту. Мы концентрируем наши энергии, и мы упражняем нашу волю для того, чтобы оплатить жертву.

В Библии многие из глубоких учений, которые преподавались Иисусом, давались в притчах. Он говорил своим ученикам, что всё, чему Он учил других, он давал в притчах, но для тех, кто был близок к нему, он говорил открыто. Одна из притч, которые он дал, была о человеке, который торговал драгоценными камнями. В какой-то момент он наткнулся на самый драгоценный камень, “жемчужину величайшей цены”. Будучи человеком тренированного ума, он был осведомлен о ценности того, что он нашел. Таким образом, его реакция должна была заключаться в том, чтобы собрать все свои ранее накопленные камни и, продав их, купить этот один бесценный камень – это божественное семя, которое мы находим посаженным внутри нас. Когда мы начнём осознавать это и принимать его значимость, тогда мы будем вести себя соответствующим образом. До тех же пор в нашей жизни мы будем иметь много других вещей значительно меньшей ценности, которые будут захватывать наше внимание.

Каждый из нас имеет ответственность за наше уникальное Творение, но только с более глубокой мудростью и состраданием нашего великого Я мы можем по-настоящему заботиться о мире, доверенном нам.

Ребе Теодор Фалькон

 Перевод: Игорь Комаров

Журнал “Теософист”, №137, июнь 2016г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

*