Толерантность (Анни Безант)

Толерантность не означает высокомерно разрешать тем, кого мы считаем неправыми, идти своим собственным путем к уничтожению. Она не означает гордое притворство, которое гласит: “Да, я терплю тебя, я позволяю тебе выражать свои взгляды”. Толерантность означает четкое признание того, что каждый индивидуум свободен в выборе своего пути без диктата со стороны другого, без вмешательства другого человека в тот путь, который избран. Толерантность не претендует на то, чтобы судить и критиковать другого для того, чтобы диктовать ему взгляды, которых он должен придерживаться, либо даровать ему разрешение придерживаться их; толерантность понимает и сoгласна с правдой великой суфийской поговорки, в которой говорится: “Путей к Богу также много, как дыханий детей человеческих”. Она раскрывает глубокий смысл слов Шри Кришны: “По какой бы дороге человек ни шел ко мне, я всегда встречаю его на ней, потому что все дороги – мои дороги”.

Истинная Толерантность полностью отвергает любую попытку проложить такой путь, по которому должны идти все. Она понимает, что где бы человеческая Душа ни искала Бога, где бы человеческий разум ни пытался подняться до Божественных высот, где бы человеческое сердце ни жаждало встречи со своей первопричиной, там они идут по дороге к Богу и этот путь неизбежно приведет к цели.

Эти пути различны, потому что различны человеческие умы, потому что различны сердца людей, потому что они выросли с различным образом мышления и были приучены в далёком прошлом, которое стоит за каждым из нас и которое уходит назад, в глубь веков, к множеству религиозных верований, разнообразию точек зрения, взглядов. И они полезны, но не вредны. Потому что истина так многогранна, её можно видеть с такого большого количества точек зрения, что каждый новый взгляд на неё есть дополнение, но не помеха, и изучать взгляды кого-то, кто отличается от нас, терпеливо пытаться узнать его точку зрения и видеть так, как видит он – это и есть развитие в нас видения, которое, в конце концов, узрит всю истину, но не только её фрагмент; чем больше мы учимся, тем больше, изучая многообразие, мы осознаём единство, тем больше и лучше мы понимаем его величие.

Люди, которые хотели бы иметь одну религию, одну философию, один взгляд на жизнь подобны людям, которые, на основании того, что солнечный свет белый, стали бы, вследствие этого, требовать, что в мире не должно быть других цветов. Потому что цвета рождаются не из света, но благодаря различному строению форм, когда на них падает белый свет. Различия в строении, в том, как созданы цветы, трава и животные – именно эти различия дают нам разные цвета, хотя свет един; каждый извлекает из белого света то, что нужно ему, и отбрасывает из белого цвета то, что ему не нужно, и мы говорим о цвете животного, цветка, неба.

Также и великое белое Солнце Истины, освещая различные по своему строению умы людей, даёт каждому из них то, в чём он нуждается для своего питания, а неиспользованные порции света неизменно возвращаются как цвета для глаз других. Если вы не хотите иметь белую вселенную материи, белую вселенную мысли, почему бы не порадоваться различиям в строении, которые расцвечивают мир мысли богатством красок так же, как они расцвечивают мир материи бесчисленным количеством цветов? Глядя затем на все различные точки зрения, мы понимаем ценность их разнообразия в богатстве и красоте наших взглядов на истину.

Изучать что-то без симпатии, значит видеть недостатки; изучать что-либо с симпатией значит видеть красоту. И вы никогда не сможете понять красоту веры и её влияние на умы верующих, пока не изучите её глазами любви и симпатии и пока не почувствуете в себе вибраций, которые она вызывает в тех, кому она адресована. Поэтому, если вы хотите быть истинным приверженцем Божественной Мудрости, поднимитесь над нетерпимостью, что приведёт другого человека к такой свободе Духа, в которой он найдёт только истину. Изучайте больше то, с чем вы не согласны, чем то, с чем вы согласны. День за днём знакомьтесь с мнениями других, вместо того, чтобы постоянно фиксировать ваше внимание на одном и том же объекте; учитесь больше у тех, с кем вы не согласны, чем у тех, с кем вы согласны; и таким образом вы непременно станете таким же многогранным, как сама истина; и, наконец, когда вы подниметесь до величия совершенного знания, вы обязательно найдёте, что каждый фрагмент имеет своё место в совершенном целом, и что каждая религия, которую человек исповедовал, является одной нотой в мощном аккорде, который говорит человеку о Боге.

Я бы попросила вас не только восхищаться этим в теории, но также выполнять это в жизни, пытаться исправить природную нетерпимость человечества, ища в каждом человеке и в каждом мнении скорее хорошее, нежели плохое. Пусть ваше первое впечатление о книге будет благоприятным, но не враждебным; пусть первыми впечатлениями о человеке будут его достоинства, но не его пороки. Потому что, чем лучше он кажется вам, тем больше вы видите Самого Себя, который пытается проявиться через его ум и тело, и ошибки есть только лишь облака, которые закрывают солнце; когда солнце поднимается выше, становится яснее, и так как оно сияет, облака обязательно исчезнут и вы увидите истинного Самого Себя.

Только внутренним взором можно увидеть Истину.

Св. Августин

Пер. Л. Пустовойтовой

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.