Адепты

Драгоценности Востока Елена Блаватская

Цель эволюции природы в том, чтобы проявление сознания, известное нам как человек, снова вернулось к своему первоисточнику. Для того, чтобы это стало возможным, существует иерархия Адептов. Она была учреждена планетным духом (дхъян-чоханом) для присмотра за растущим человечеством и его защиты. Совокупно эта иерархия является направляющей «рукой» прогресса человеческих рас, коллективный разум, не дающий забыть человечеству его миссию в природе.

«Понять, что за сферу занимает она в общей схеме эволюционной необходимости, не очень трудно. Во все века была известна истина, что Неизвестное Нечто, стоящее за всеми феноменальными проявлениями, в совокупности своей образующими космос, есть абсолютное сознание, и даже сейчас отзвуки этой истины отчётливо слышимы. От этой реальности, путём процесса, который идеалисты и мистики всех веков считали ошибкой или выступлением в долгий путь блужданий, возникла вселенная. Эта реальность — единственная вечная субстанция, и поскольку её проявление подразумевает необходимость времени, это проявление, рассматриваемое само по себе, должно быть конечным. Космос должен будет вернуться в безмолвие непроявленности, которое, конечно, вовсе не уничтожение. А поскольку проявленное однажды возникло из непроявленного, оно должно, в отсутствие всяких причин к противному, повторять этот процесс.

Такова метафизическая необходимость доктрины циклов или периодичности, которая раздробляет вечность на неопределённое количество проявлений и поглощений. Следуя этой великой истине, мы обнаруживаем, что проявление сознания, ныне известное как человек, снова достигнет состояния непроявленного сознания. Но чтобы такое завершение было возможно, оно должно присутствовать в виде постоянной возможности; или, скорее, серебряная нить, соединяющая разные состояния, действительные и потенциальные, должна поддерживаться их осуществлением во вселенной во всякий момент времени. Чтобы сделать конечное возвращение каждой заключённой монады к породившему её источнику реальным, во вселенной должны всегда присутствовать все различные состояния сознания — от состояния этой монады до состояния непроявленного сознания, ибо если даже на один момент эта цепь прервётся малейшим зазором, то не будет мыслимой причины, почему бы этот разрыв мог быть снова заполнен и соединён. Всякое противоположное предположение лишило бы сам смысл осмысленности. Очевидно, что и в меньшем масштабе, в силу этих соображений, на Земле всегда должны присутствовать человеческие существа разных планов сознания (не разума). Вряд ли необходимо указывать, что объекты сознания будут варьироваться соответственно этим планам, и что степень знания будет также зависеть от того, приближаемся ли мы к пределу всезнания, осуществимому в абсолюте, или удаляемся от него. Адепты и их иерархия — логический результат этой необходимости» (8).

Письма Махатм. Елена Блаватская Высочайших Адептов называют Махатмами или Дживанмуктами. «Это те, которые открыли внутренний духовный глаз ясновидца. И это не есть ясновидение, как оно обычно понимается, то есть сила видения на расстоянии, но скорее способность духовной интуиции, через которую получается непосредственное и достоверное знание» (4). Дживанмукта – Адепт или йог, достигший высшей степени святости и отделившийся от материи, Махатма или нирвани, «существующий в блаженстве» и свободе. В сущности – тот, кто при жизни достиг нирваны (10).

В своей статье «Махатмы и чела» Е.П.Б. характеризуя Махатм, пишет так: «Махатма – это выдающаяся личность, путем специальной подготовки и образования развившая в себе высшие способности и достигшая такого духовного знания, какого заурядное человечество достигнет лишь пройдя бесчисленные вереницы перевоплощений в ходе космической эволюции, если, конечно оно тем временем не пойдет против целей природы и не вызовет тем самым свое собственное уничтожение» (7).

« ….каждый истинный Адепт должен был, и все еще должен, пройти через семь и двенадцать испытаний Посвящения, символизированных двенадцатью трудами Геркулеса; днем его действительного рождения рассматривается тот день, когда он рождается в этом мире духовно, причем сам возраст его начинает исчисляться с часа его второго рождения, которое делает его «дважды рожденным», Двиджа или Посвященным, в который день он действительно рождается от Бога и непорочной Матери… (2).

На санскритском языке слово Махатма буквально означает «Великая душа». Это Адепт высшей степени, уже достигший полной власти над низшими принципами, т.е. контроля над телом, чувствами и умом. Он живет без препятствия со стороны «человека из плоти» и обладает знанием и силой, соответствующими той стадии, которую он достиг в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами (10).

Сегодня слово адепт можно услышать как на теософских форумах, так и на курсах повышения квалификации учителей. А может случиться и такое, что оно вскоре появится и в рекламах. До чего только ни додумается ум человека. Но все-таки этому есть оправдание.

Обратимся к работе Елены Петровны «Сигнал опасности». В ней она объясняет, «что слово “адепт” происходит от латинского “adeptus”. Оно образовано из двух слов: “ad”, предлога of в английском, и “apisci” , достигать, добиваться” (ap в санскрите). Тогда “адепт” был бы человеком, сведущим в определенном искусстве или науке, приобретенной тем или иным способом. Из этого следует, что данное определение может быть отнесено к адепту в астрономии так же, как и к адепту в искусстве приготовления pates de foies gras (печеночного паштета)…».

Но данная статья знакомит будущего читателя с Адептами оккультизма. «Адепт в оккультизме сначала «обучается» религиозным мистериям, после чего, если он достаточно удачно избежал поражения в ходе ужасных испытаний посвящения, он становится Посвященным… Но каждый «посвященный» должен быть адептом оккультизма, он должен стать таковым, прежде чем он будет посвящен в Великие Мистерии» (3).

Итак, что достигает человек, способный идти по оккультному пути? Что означает достигнуть? Это означает, что человек своими усилиями открывает в себе путь к Божественному, наивысшему, уровню сознания, заложенному в каждого из нас природой. Теософ знает, что достигнуть это значит открыть Высший Манас – чистого человека, связанного с шестым и седьмым принципами. «Следовательно, подлинный Махатма – это не физическое тело, а Высший Манас, который неразрывно связан с Атмой и ее проводником Буддхи (шестым принципом), – союз, созданный в сравнительно короткий период благодаря прохождению через процесс саморазвития, установленный оккультной философией» (7).

Достигается такой уровень развития большими усилиями воли, поэтому «Адепты столь редки, как цветы Удумбара» 1. Ведь адептство – вершина духовного саморазвития, и духовные силы успешно развивают себя пропорционально восходящему прогрессу, нравственному и духовному.

Еще Будда сказал: «Тот, кто побеждает себя, тот более велик, чем тот, кто побеждает тысячи в битве». Нет более трудной работы, чем победить себя. Если бы это было не так, адепство было бы дешевым приобретением – пишут Учителя в своих письмах. Потому «Адепт есть редкий цветок целого поколения исследователей, и, чтобы сделаться им, необходимо повиноваться внутреннему побуждению своей души, независимо от осторожных соображений светской науки и здравомыслия» (1, №2,17).

Адепты, когда работает их внутренний человек, изучают мировые идеи для того, чтобы понять физические феномены. И как писал один из учителей, Кут-Хуми: «Для этого бесчисленные поколения Адептов погружались и продолжают погружаться в бездонный океан опасных исследований, где многие из них гибнут, так как они пионеры. Люди науки лишь жнут там, где мы сеяли. Это наша миссия нырять и приносить жемчужины Истины на поверхность, их же – очищать и оправлять в научные драгоценности» (1, №15).

Так кто же есть настоящие ученые на нашей планете? Те, кто на службе у машины уничтожения в угоду жадному меньшинству или те, кто несет возможность человечеству оживить нравственность и пробудить духовную природу человека, тем самым установить более высокий и лучший стандарт счастливой жизни, чем нынешний? За кем идти? За теми, кто трудится над собой десятки лет и днем и ночью, чтобы удержать свое место в рядах той невидимой, но всегда занятой армии, которая трудится и готовится к заданию, которое не может принести какой – либо награды, кроме сознания, что исполняется долг перед человечеством? Или больше доверять тем, кто создает «блага цивилизации», приводящие к вырождению самого человека? Пусть каждый решает сам. Но вернемся к теме об Адептах.

Теософский словарь. Елена Блаватская Адептами могут быть как мужчины, так и женщины. Т. Субба Роу пишет: «Известны примеры, когда женщины становились высочайшими Адептами…. Одна женщина до сих пор числится в 1 В ТС – лотос гигантских размеров, посвященный Будде: нила удумбара, или «голубой лотос», рассматривается как сверхъестественный знак каждый раз, когда он распускается, ибо расцветает он один раз в три тысячи лет. Говорят, что один такой цветок раскрылся перед рождением Гаутамы; другой, вблизи озера у подножия Гималаев, в14-ом столетии, как раз перед рождением Цонг-ка-пы, и т.д. То же сказано и о дереве удумбара, так как оно цветет с промежутками во много столетий, как и некоторая разновидность кактусов, цветущих лишь на очень больших высотах и раскрывающихся в полночь.  списке Маха – Коганов одного из величайших Лучей…. Она не просто один из великих Адептов этого Луча, но автор многих величайших открытий. Сохранились записи еще о двух великих женщинах – Адептах, одна из которых была матерью Парашурамы.

Один из Лучей специально приспособлен для женщин, его называют иногда «лучом любви».

Его Логос является скорее женским, чем мужским; он принадлежит к магнетическому полюсу Вселенной.

Брак в случае с Адептами, означает просто, что двое живут вместе и (во всяком случае, так должно быть) между ними существует определенная связь, выраженная в форме взаимной симпатии» (9).

А теперь давайте познакомимся с тем, чем отличаются Адепты от заурядного человечества? Какими способностями они обладают? Конечно, нельзя описать их в рамках этой статьи. Но частично, с теми, которые описаны в эзотерических источниках, можно познакомиться.

Способности, которые оккультизм дает Адептам, прежде всего, включают в себя контроль над различными силами Природы, о которых традиционной науке ничего не известно; с их помощью он может вступать в беседу с другим Адептом, какое бы расстояние не пролегало между ними на земной поверхности. Также могут иметь связь с человеком «приемником». Оба слышат голоса друг друга.

Адепты управляют полу разумными силами Природы, которые сообщаются с ними не посредством произносимых слов, но через звук и цвет в соотношениях между вибрациями последних. Ибо звук и цвета – главные факторы, образующие степени сознания этих существ.

Способность Адепта к ясновидению настолько велика и совершенна, что в области мирских дел доходит до своего рода всеведения.

Для большинства смертных тело – это темница души. Но Адепт овладел ключом своей темницы, и может выходить из нее по своему желанию. Он в состоянии со скоростью мысли перенести свою душу из тела в любое место, куда пожелает, в том числе и в межзвездное пространство. Способностью находиться на огромнейших расстояниях от нашей планеты обладают Адепты наивысшей ступени развития. Дух таких Адептов в одно и тоже время может носиться в полном сознании в межзвездном пространстве и находиться по желанию в его собственном физическом теле. Ибо божественное Я получило совершенное освобождение от материи настолько, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями, неделями, иногда годами, ни в каком смысле не повреждая этой заменой ни жизненного принципа, ни физического ума своего тела. Это есть высочайшая степень достижения Адепта, на которую человек может надеяться на нашей планете.

Независимо от степени посвящения, Адепт является им только в течение применения им оккультных сил. «Каждый раз, когда эти силы нужны, суверенная воля отпирает двери к внутреннему человеку, который может явиться и свободно действовать при условии, что его тюремщик, внешний человек будет или совершенно или частично парализован по требованию данного случая, а именно:

а) ментально и физически;

б) ментально, но не физически; г) ни то, ни другое, но с акашическим фильмом, введенным между внешним и внутренним человеком» (1).

Тайная Доктрина. Елена БлаватскаяЛюди такой степени развития обладают знанием о том, в каких условиях начнется их путешествие в мир иной. Одной из поражающих обыкновенного человека способностей Адептов, является умение видеть желаемый предмет или человека, или помещение на большом расстоянии.

Для этого они используют лучи невидимые для всех, которые находятся за так называемым «видимым спектром». Даже среди Адептов не каждый владеет такой способностью.

Эти люди могут по своей воле и желанию воплощаться повторно при жизни. Они обладают властью выбирать для себя новые тела или на этой, или на другой планете, пока еще сами владеют своим старым телом, которое они обычно сохраняют для своих собственных целей. Могут видеть ауру не только одного человека, а, к примеру, сообщества людей, то есть ауру коллектива. Они обладают умением узнавать людей, разговаривая с ними, или исследуя их астрально, а также мысленно.

«Человеческий мозг является неистощимым производителем наиболее тонкого качества космической энергии из низкой грубой энергии Природы; и совершенный Адепт превратил себя в центр, из которого излучаются потенциальности, которые порождают корреляции за корреляциями на протяжении грядущих эонов времени. Это ключ к тайне его способности проецировать и материализовать в видимом мире формы, которые его воображение построило из инертной космической материи в невидимом мире. Адепт не создает чего-либо нового, но лишь приспосабливает и действует с материалами, которые Природа держит наготове вокруг него, и материалом, который на протяжении вечностей прошел через все формы. Ему следует выбрать лишь ту форму, которую он желает, и вызвать ее обратно в объективное существование…» (1, №5,33).

Удивительным феноменом является умение восточных Адептов писать внутри запечатанных писем и неразрезанных страниц книг и брошюр, находящихся в пересылке. Это является совершенным доказательством их знакомства и превосходного контроля над атомными связями. Они владеют способностью по своей воле приостанавливать и вновь пробуждать атомические связи в веществе: растаскивать атомы столь далеко друг от друга, чтобы сделать их невидимыми, и все же держать их в поляризованном состоянии, или внутри радиуса притяжения, так, чтобы притянуть их в первоначальное состояние сродственного сцепления и воссоздать вещество.

Адептами становятся посредством Раджа Йоги, самой древней из всех йог и тогда человек достигает: пророческого прозрения через нашего Бога; экстаза и озарения; действия в Духе (в астральном теле или через Волю); власти над низшими бессознательными силами природы, управляющими ветрами, морем, градом, морозом, росой, вспыхиванием молний и громовыми раскатами. Они знают все языки, которых никогда не учили.

Белый Адепт вначале не всегда является обладателем могучего интеллекта. Его чистота, его равная любовь ко всем, его сотрудничество с природой, с Кармой, со своим «Внутренним Богом» дают ему силу. Один только интеллект сам по себе, сделает черного мага. Ибо один только интеллект сопровождается гордостью и эгоизмом. Именно интеллект плюс духовность есть то, что возвышает человека.

Достигая высшего совершенства, у Посвященного развиваются: способность помнить всю серию прошлых жизней, предвидеть будущие жизни, вследствие полного раскрытия внутреннего божественного глаза. Развиваются знания, которые раскрывают причины вечно повторяющихся циклов существования (12 Нидан). Адепт приобретает пять сверх нормальных сил.

Чтобы быть успешным и сохранить свою силу, Адепт должен пребывать в одиночестве и, более или менее, внутри своей собственной души. В жизни каждого из них наступает момент, когда лишения, через которые он прошел, награждаются тысячекратно. Чтобы приобрести дальнейшие познания, ему больше не нужно продвигаться медленным и кропотливым процессом исследования различных объектов, но ему дана способность мгновенного безошибочного проникновения в любую изначальную истину, потому что он видит, чувствует и живет в самом источнике всех основных истин – в Мировой Духовной Сущности природы.

Много знают и умеют Адепты. И, может быть, кто-то подумает, что их нужно бояться. Белых Адептов страшиться не нужно, так как они не переступают их мудрых законов, запрещающих им подчинять себе более слабую волю, волю свободнорожденного человека. Каждый человек ткет сам свою судьбу, как паук свою паутину. Правда, есть любители подчинить себе чужую волю. Это любимый метод, к которому прибегают колдуны, элементальные призраки, то есть «Братья Тьмы».

Возможности Адептов не беспредельны. «Никогда ни один из Адептов, не проникал за покровы первоначальной космической материи. Высочайшее, наиболее совершенное видение ограничено миром форм и материи» (1, №15,79).

Внутренний человек такого неординарного для нас существа не работает постоянно. Когда внутренний человек отдыхает, Адепт становится обычным человеком, ограниченным его физическими чувствами и функциями физического мозга. «Адепт, как высочайший, так и низший является Адептом, только в течение применения им оккультных сил. Адепт является обычным смертным во все моменты ежедневной жизни, за исключением тех, когда действует внутренний человек» (1, №88б, 334).

Когда Елена Петровна Блаватская открыла западному миру существование и способности Махатм, волна людей, желающих стать под их руководство, хлынула на восток. Не получив желаемого, многие из них были разочарованы. Даже сегодня, в нашем веке, прочитав об Адептах, люди могут впасть в подобную эйфорию. Избавиться от этого болезненного состояния помогут строчки из статьи Елены Петровны «Махатмы и чела». «Поэтому, когда люди выражают желание «увидеть Махатму», то в действительности они явно не понимают, чего они просят. Как могут они надеяться увидеть физическими глазами то, что превыше их зрения? И неужели они просят и охотятся именно за телом – всего лишь оболочкой и маской? А предположив, что они увидят тело Махатмы, как они могут узнать, что за этой маской скрывается возвышенная сущность? По каким критериям будут они судить, отражает ли майя, представшая перед ними, образ истинного Махатмы, или нет? Высшие явления могут восприниматься только соответствующими высшими чувствами. И поэтому тот, кто хочет видеть подлинного Махатму, должен задействовать свой мысленный взор. Он должен так возвысить свой Манас, чтобы его восприятие сделалось чистым и все туманы, созданные майей, рассеялись. Тогда его видение станет ясным, и он увидит Махатму, где бы тот ни находился, ибо, вследствие слияния с шестым и седьмым принципами, которые вездесущи и повсеместны, Махатмы, можно сказать, присутствуют повсюду. Но в тоже время, подобно тому, как если бы мы, стоя на вершине горы, имели перед глазами всю равнину и все же не различали отдельных деревьев или участков, поскольку с такой возвышенной позиции все находящееся внизу почти одинаково, а наше внимание привлекается к чему-то отличающемуся от своего окружения – точно также, хотя все человечество находится перед мысленным взором Махатм, нельзя ожидать, что они будут обращать особое внимание на каждое человеческое существо, пока это существо своими поступками не привлечет к себе исключительное внимание. Их особой заботой являются высшие интересы человечества, ибо они отождествились с Мировой Душой, которая пронизывает человечество, и тот, кто привлечет их внимание, должен сделать это через сию Душу, наполняющую собою все».

Можно еще немало изложить информации, рассказывающей об уровнях достижений людей, ставших на путь адептства, а также о Посвященных. Но ее нельзя вместить в одну маленькую работу, так как по этому поводу написано много статей и даже книг. Целью этой работы было желание собрать и осветить хотя бы немного материала на эту тему, данного самими основателями теософического движения, как говорится взять материал из первых рук. Поэтому, для всех интересующихся адептством, Адептами и их степенями, Жизнью Посвященных, остается большое пространство для самостоятельного поиска и исследований.

 Литература: 

  1. Письма Махатм.
  2. Е.П.Блаватская. Факты, лежащие в основании биографий Адептов. Т.Д., т.3, отдел XVIII.
  3. Е.П.Блаватская. Сигнал опасности.
  4. Е.П.Б. Тайная Доктрина, т.1.
  5. Е.П.Б. ст. Ответы на некоторые научные вопросы.
  6. Е.П.Б Жемчужина Востока.
  7. Е.П.Б. Махатмы и чела.
  8. М. Чаттерджи, Л. Халловэй Человек: фрагменты забытой истории.
  9. Т. Субба Роу ст. Женщины – Адепты.
  10. Теософский словарь.

Cоставители: В. И. Мишина, Т.В. Пилипчук

 

Драгоценности Востока Елена БлаватскаяПисьма Махатм. Елена Блаватская
Теософский словарь. Елена Блаватская Тайная Доктрина. Елена Блаватская
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.