“Наука Духовности: Психическое и Нусическое Действия”

Татьяна Головченко

Татьяна Головченко, г. Днепр

Однажды боги решили создать Вселенную. Они создали звезды, солнце и луну. Они создали моря, горы, цветы и облака. Затем они создали людей. В конце они создали Истину.

Однако, в этот момент, возникла проблема: где им спрятать Истину, чтобы люди не смогли ее сразу найти?

Они хотели продлить приключение поиска.

«Поместим Истину на вершину самой высокой горы, – сказал один из богов. «Людям будет трудно найти ее там».

«Давайте спрячем ее на самой дальней звезде», – сказал другой.

«Лучше в самой глубокой бездне».

«Давайте поместим ее на скрытой стороне луны».

В конце концов, мудрейший и самый древний бог сказал: «Нет, мы спрячем Истину внутри самого сердца человека. Таким образом, они будут искать ее по всей Вселенной, не осознавая, что она все время внутри них». (Притча)

Есть внешние знания, облекавшиеся в разные формы, науки, философии и т.д. и есть прямая передача мудрости, которая легче всего происходит через «духовное сердце» – прямой Путь к Истине.

Как и раньше, так и сейчас словосочетание «духовное сердце» остается самым загадочным и мистическим понятием для большей части человечества, поэтому и я попытаюсь прикоснуться к этой теме, прислушиваясь к «еще слабому голосу» своего духовного сознания, как говорила Е.П.Блаватская.

Человечество всегда шло, поднимаясь по ступенькам эволюции, будучи учащимся на этом пути. Имея Истину внутри себя, искало Истину вовне. Это нормальный процесс эволюции, который всегда требовал внешнего и внутреннего ведения, учительства. Человечество, как ребенок в хорошей семье получал это наставничество в передаче Истины и поддержку от Высших иерархий, которые его создали, и от Великих Душ, явно и неявно присутствующих на планете Земля.  Да, человечество – ребенок – это не просто образное сравнение, мы не знаем или не помним, что «наши расы … произошли от Божественных Рас, каким бы именем последние не назывались… Все они произошли от первоначальных Дхиан-Коганов Эзотерической Доктрины или же от «Строителей”.Эти Существа сначала появляются как Боги и Создатели; затем они вливаются в нарождающегося человека, чтобы появиться, наконец, как «Божественные Цари и Правители» и нести человечеству знание и мудрость.

Существовали пять Гермесов – или, вернее, один, который появился, в нескольких разных личностях … Но в любом из этих образов ему всегда приписывали пробуждение всех наук из их латентного состояния в активную мощь. Тайные науки, переданные Гермесом, в совокупности составляют божественный гнозис, точное и всестороннее знание сложных законов, регулирующих семь царств природы. Эти законы охватывают планы материи, видимые и невидимые, и планы, с которых ноуменальные прототипы осаждаются или проецируются в феноменальный мир.

«Наука же, в своей сущности, связана с первичными причинами и коренится в зрелом постижении духовного сознания». Это истинный и благородный смысл науки.(7) Я говорю о древней науке, которая называлась Видья.

Термин “Видья” (Vidya) получен из корня “Вид” (Vid) путём добавления “йа” (ya). “Йа” (Ya) означает “то”, а “Вид” (Vid) означает “Свет”. Итак, Видья – это “то, что даёт свет”. Это является основным значением этого слова. Если  сослаться на древние манускрипты и определить временной период для древней науки – то это более 800 000 лет назад.

Вы можете обратиться к любому народу древности, пройти всю Халдею, изучить развалины Древнего Египта, исследовать памятники Персии. Можете, переплыв Атлантический океан, отправиться в Америку и там производить раскопки городов, которые были утеряны для мира еще раньше, чем ацтеки основали здесь свое могущественное государство, павшее под ударами испанцев. Вы можете отправиться в Китай и в разных уголках этой еще не исследованной страны разыскивать, что осталось от древнейших времен. В Индии … вы можете обратиться к литературе … и прочитать великие книги, которые написаны древними риши. Повсюду древность будет говорить с нами на одном языке. Надо отметить, что религия и наука всегда составляли одно целое. Тогда не существовало разногласия между умом и духом. Религия раскрывала единую духовную истину. Ум изучал эту истину в ее многообразных проявлениях и действиях. Наука, изучающая явления или образы аспектов божественного, являлась помощницей, сестрой религии, им не были свойственны гибельные для прогресса раздоры. И так – религия и наука всегда составляли одно целое – духовную науку или науку духовности.

Духовная наука и знание божественной этики передавалось человечеству с периода семи Божественных династий в Лемурии (Лемурийская Эпоха может быть отнесена к Юрскому периоду геологии ТД,т.2), и потом в Атлантиде. Сначала давали прямые наставления и указания, к которым люди прислушивались и им следовали, начиная с последних подрас Третьей коренной расы. Тогда же началось раскрытие «духовного сердца», что позволяло ранним религиозным Учителям учить людей Этике. Передача истинных знаний и мудрости духовными водителями, все наставления в науках и искусствах закладывали для человечества основы архаической культуры и этики, имея целью более глубокую и дальновидную цель – «единение с божественной искрой, связывающей человека с изначальным пламенем, имя которому — Божественное Все.» (3)

 С другой стороны в древности посвященные хранили учения в тайне, во избежание их профанации, поэтому и Гупта-видья (сакральная и тайная наука) была предназначена лишь для очень немногих. Она являлась богатой и надежной почвой для многих учений, выросших из нее. Этим тайным знаниям дается множество синонимов: Тайная Доктрина, Религия Мудрости, Эзотерическая философия, Первоначальное откровение, Эзотерическая наука, Сокровенная наука, Гупта-Видья, Окультизм, Мистерии, Мистицизм. Но суть заключалась в том, что существовала двойная система Мудрости: одна (экзотерическая) — для широких масс и другая (эзотерическая) — для немногих избранных.

Мудрость эта, называемая «Религия-Мудрость» или «теософия — такая же древняя, как и сам человеческий разум.» (3), душой Религии Мудрости является этика. «Приближается день, когда мир получит доказательства того, что только древние религии находились в гармонии с природой, и что древняя наука заключала в себе все, что может  быть познано.» (2)

Мудрецы и брамины Индии, маги Халдеи и Персии, иерофанты Египта и Аравии, пророки, Иудеи и Израиля, так же как и философы Греции и Рима всегда делили эту специфическую науку на две составляющие: эзотерическую (или чистую) и экзотерическую (зашифрованную в символах).(3)

Одна из величайших эзотерических Доктрин, на которую немногие ссылаются и не передают официально – это «Доктрина Сердца», она встречается во всех восточных и западных религиозных учениях, включая индуизм, тибетский буддизм, ислам и суфизм, иудаизм и христианство, а также в многочисленных других эзотерических, мистических и духовных учениях. Она «спрятана, как жемчужина, в раковине каждой религии»(5) И «только в глуши Транс-Гималаев..– в наиболее недоступных местах пустынь и гор до сегодняшнего дня живет Эзотерический “Благой Закон” – “Печать Сердца” – во всей своей первоначальной чистоте …

 Перед смертью Будда передал секреты Своей системы Своему ученику Кашияпе, которому единственному было доверено священное хранение Эзотерического истолкования. В Китае это называется Чин-Фа-инь-Цзан (“Тайна Ока Благого Учения”). Любому изучающему буддийский Эзотеризм этот термин, “Тайна Ока”, показал бы полное отсутствие какого-либо Эзотеризма. Если бы вместо этого стояло бы слово “Сердце”, тогда бы это означало то, на что теперь только претендует. “Доктрина Ока” означает догму и форму мертвой буквы, церковный ритуализм, предназначенный для тех, кто довольствуется экзотерическими формулами. “Доктрина Сердца” или “Печать Сердца” является единственной действительной. Кашияпа поручил распространить “Око Доктрины”; “Сердце” же Закона было оставлено только у Архатов. Существенна! разница между этими двумя понятиями – между “Оком” и “Сердцем” или внешней формой и сокровенным значением, холодной метафизикой и Божественной Мудростью.

Каждое столетие делается попытка показать миру, что тайные знания не есть бесполезное суеверие. В конце 19 века, Учителя, Великие Души после долгого, глубочайшего молчния и тайны тысячелетий, стали выдавать намеки на некоторые основные истины из Сокровенного учения Архаических времен через нашу соотечественницу Е.П.Блаватскую. В 1887 году она с их помощью написала Тайную Доктрину в двух томах «Космонегезис» и «Антропогенезис» (об этом труде нужна еще одна лекция, настолько он важен для людей).

А в 1889 году в книге «Голос Безмолвия» она немного приоткрыла тайну «Доктрины Сердца» – это три трактата, посвященных нравственности: этические принципы монгольских и дравидских мистиков. … только человек, упорно и серьезно добивающийся самопознания, может охотно выслушивать указания подобного рода. Чтобы открылись двери, ведущие к Благому Закону,который избегая учености, учит Мудрости, нужно сделать первый шаг, но прежде (говорится в тексте):

«…будь чист сердцем, лану, прежде чем начнёшь странствие. Прежде, чем сделаешь первый шаг, научись отличать истинное от ложного, преходящее от вечного. В первую же очередь научись отделять умственное знание от Мудрости Души — “Учение Ока” от “Учения Сердца”. …

Дхарма Ока есть воплощение внешнего и преходящего. Дхарма Сердца есть воплощение бодхи,* Постоянного и Вечного.» (6)

Так говорит Мудрец. Так говорит “Учение Сердца”.

«…Воздерживаться от деяний хочешь ты? Не так твоя душа достичь свободы сможет. Для достижения нирваны должен ты приобрести самопознанье, оно же добрых дел дитя.»(6)

Мы познаем этот мир, имея все тела и инструменты, развитые в соответствии с настоящим этапом эволюции. Это объясняет, почему современному человеку в социальных отношениях привычно выстраивать жизнь, направляя свое внимание на внешний мир. Мы оцениваем, анализируем, критикуем, сравниваем, соревнуемся и т.д. Но, не познав себя, мы не увидим во всем этом мире божественное, единое, не поймем суть.

Поэтому и говорят нам мудрые, что наступит для каждого естественный момент, чтобы «повернуть вектор внутрь», чтобы познать себя.

Процесс эволюции во Вселенной заключен в жизни в 2-х ее аспектах, один сначала направлен вовне, к многообразию, а по достижению предела многообразия, устремляется внутрь, чтобы воссоединить разнообразные отдельные элементы в могущественное и обогащенное единое целое (вектор внутрь). Поэтому для нас так важно САМОПОЗНАНИЕ. Полученные внешние знания, теоретические знания сами по себе не приводят к обновлению внутреннего человека.

Тем более, что мы в большинстве похожи на образ, представленный ЕПБ в ТД: «сама природа внутреннего человека стала такою же слепою, как и его физическая природа, человек живет на этой планете, подобно Amphioxus’y*** в океане»(5), реально не видя ни себя не других.

***Ланцетник (лат.Амфиоксус) Будучи видимыми для миллиона различных рыб и тварей, окружающих их, виды Amphioxus, – не имея ни мозга, ни других чувств, которыми обладают другие виды – не видят их.

Для того, чтобы произошла внутренняя духовная трансформация, необходимо знание воспринять сердцем и применить его в жизни. Необходимо понимать, что мы можем достичь «духовного сердца» и духовного сознания посредством физического сердца и сознания на физическом плане.

«…Когда ум «сходит» в сердце и поселяется в нем, появляется мудрость. Мудрость, воплощенная в жизни, и есть путь преданности, любви. Мысль, просветленная любовью, беспредельна и всемогущественна. Знание может поселиться в сердце только при одном условии: когда укрощены страсти и чувства устремлены более во внутрь, чем во внешний мир»(8) – так учил Шанкарачарья.

И так Самопознание:

Мы видим к чему ведет самопознание для человека: Три составляющие 1.самопознание приводит к осознанию Духовной природы человека,2.приводит к расширению сознания и осознанию духовного Единства всего Сущего, 3.Распознаванию духовной и психической природы человека.

Если посмотреть по вложенности или системности этих достижений, то их можно представить в виде такой Иерархичной структуры.

Самопознание и есть «первый шаг» для человека на духовном Пути поиска Истины. «Его нельзя достичь посредством того, что обычно именуют «самоанализом». Его невозможно обрести рассудочным и вообще интеллектуальным путем; Ибо это знание — не что иное, как пробуждение осознания Божественной Природы человека»(9)- поясняет для нас ЕПБ. Т.е. человеку следует познать свою внутреннюю природу и свою жизнь. Но как, как заглянуть в себя, как, вообще, определить что такое жизнь в человеке? Часть из ответов вы сможете найти в статье ЕПБ «Наука жизни». Она говорит:

«Только те мыслители, которые, следуя дельфийскому методу[2], смогли разглядеть жизнь своей внутренней сущности; те, которые самым тщательным образом изучили жизнь в себе, прежде чем переходить к изучению и анализу ее проявлений во внешней оболочке, могут рассчитывать на некоторый успех.

Далее она говорит, что одним из таких философов нашего времени является великий романист и реформатор, Граф Лев Толстой. В одной из своих лекций, прочитанной перед Психологическим обществом в Москве, он представил свой анализ проблемы жизни.

Он говорит:

«С тех самых пор, как мы начинаем осознавать, что живем, наша жизнь раскачивается, подобно маятнику, между двумя крайностями.

Одна из этих крайностей – абсолютное безразличие к жизни бесконечной Вселенной, когда вся энергия направлена исключительно на удовлетворение собственной личности.

Вторая крайность есть полный отказ от личностного, проявление безграничного интереса к жизни Вселенной и достижение гармонии с нею; переключение всех желаний и воли с самого себя на бесконечную Вселенную и на все обитающие в ней создания [5].

Чем ближе к первому пределу, тем меньше жизни и блаженства; чем ближе ко второму, тем жизни и блаженства больше. Таким образом, человек все время движется от одного края к другому и обратно; то есть он живет. Это движение и есть жизнь.»

В Теософском учении говорится, что Только наше сознание или Разум может совершать это движение, посмотрим же как объясняет это Граф Толстой.

Он говорит, что так как человек живет сознательной жизнью, то возникает вопрос: Что такое сознание или Разум в связи с человеком. И в своем анализе он приходит к понятию Закона сознательного разума, которому все мы подчинены (так же как дерево подчинено своему закону), мы не только этот закон видим, но и можем сами его исполнять…, так как свойственное нашей природе разумное сознание есть сама жизнь.

Далее он делает вывод, «… что жизнь(вообще) и наша (человеческая) жизнь – это совсем не одно и то же. И что в непонимании этого кроется корень всех заблуждений. Вместо того чтобы изучать жизнь, которую мы ощущаем внутри себя (вектор внутрь), абсолютную и исключительную, дабы познать ее мы наблюдаем (вовне) то, что лишено наиболее важного фактора, или свойства, жизни, а именно – разумного сознания.» При этом возникают множество проблем, таких как писсимизм, неверие, страх смерти и т.д.

«Тот же…человек,(продолжает он) который воспринимает жизнь такой, какой она видится ему в его собственном сознании (вектор внутрь), не знает ни страдания, ни смерти, поскольку смыслом жизни для него становится подчинение своей животной природы закону разума…сознательный разум – это и есть жизнь… Жизнь человека есть стремление к блаженству, но то, к чему он стремится, уже ему дано. Свет, сияющий в душе человека, и есть блаженство и жизнь; и этот свет никак не может быть тьмою, поскольку реально существует один только этот свет, озаряющий человеческую душу.»

ЕПБ называет эту лекцию графа Толстого трактатом по алхимии души. «это и есть тот самый “Свет”, о котором исписали целые тома неоплатоники Александрийской школы, а после них – розенкрейцеры, и др.»

Таким образом, Самопознание – это возможность найти тот единственный надежный и неугасимый свет на нашем пути, который  мы можем открыть и обрести только в самих себе. И это Свет нашей Божественной природы.

Самопознание ведет к осознанию Единства Всего Сущего. Самопознание позволит нам двигаться к раскрытию «духовного сердца», к «Доктрине Сердца», к познанию сути вещей, и тогда будет возможно осознание божественности всего в этом мире и Единства Всего Сущего. Мы сможем приблизиться  к осознанию Единства (божественного единства) и будем действовать правильно, так как, отражая Божественную  Этику, сможем делать правильный выбор. Не будет «ереси разделенности» для психической природы нашей личности, а будет гармоничное взаимодействие духовного (нусического) и психического в нас. Слово нусический нужно пояснить. НУС –  (в переводе с греч. — разум, мысль, дух), у м, термин др.-греч. философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке. В этой лекции нусический означает духовную, божественную, высшую природу человека.

Самопознание ведет к распознаванию духовной и психической природы человека. Т.е. Самопознание также является инструментом, с помощью которого мы можем исследовать свой ум, распознать свою психическую природу(личностную, эмоциональную, страстную) и отличить ее от нусической (духовной). «… метафизика оккультной физиологии и психологии утверждает, что в смертном человеке есть бессмертная сущность, «божественный разум», или нус, чьим бледным и часто искаженным отражением является то, что называют «умом» и интеллектом человека…»(1) Человеческий разум в его высшем духовном проявлении был и останется загадкой, если пытаться его рассматривать с точки зрения сугубо материального плана. Только принятие его в двух аспектах — психическом и нусическом (духовном), как личности и индивидуальности, приоткроет эту завесу.

В теософском учении различают их как высший манас (Разум, или Высшее «Я») и кама-манас, то есть разумный, но земной, или физический интеллект человека, заключенный в материю и связанный ею, ум. Но так как источник жизненной силы, оживляющий и Разум и Ум, один, то ЕПБ называла эту силу «двуликим Единством». «Если импульс приходит от «мудрости свыше», прилагаемая сила является нусической, или духовной, а результатом будут действия, достойные божественного побудителя; если же это импульс «земной, бесовской мудрости» (психической силы), то поступки человека будут эгоистичными, всецело основанными на запросах его физической, а потому животной природы».(1) «Ум (Mind)» есть низшее отражение Разума (манаса). И только когда он разьединен с эгоистичными желаниями и страстями (с камой) «становится проводником высших умственных способностей и является органом свободной воли, позволяющей действовать в пределах законов в физическом человеке»(1), только тогда его можно назвать «вдохновенным умом».

Важно научиться отличать нусическое(духовное) от психического действия «двуликого Единства» в себе самом.

Это важно, потому, что именно жизнь в соответствии с законом «борьбы за существование», Законом Космической материи – поддерживается действиями психическими, а нусические (духовные) действия – это осознанный выбор человеком закона Жертвы, закона Дарения, Любви и эволюции – это действия ради всеобщего блага.

Распознав духовное и психическое,  мы можем сознательно выбрать духовный Путь и следовать по направлению к Высшей Жизни, осознавая, что человек есть «ключ к замку Природы», являясь живым звеном между Небесным и Земным. Связь духовного и земного может произойти через человека, через его психику и сознательный выбор. Пробуждение такой связи можно назвать развитием этики души на данном этапе эволюции, когда человеку  отведена величайшая духовно-космическая роль во Вселенной. Его свободная воля и самосознание позволяют сделать сознательный выбор не борьбы за существование, а жертвенности и служения, а значит сострадания и милосердия, филантропии и альтруизма.

Человечество – это единство. Мы духовно неразрывно связаны с каждой жизнью, существующей в пределах галактики и за ее пределами. Мы можем сознательно соединиться с иерархией сострадания – великим единением людей, полубогов и божеств, которые формируют «духовное сердце человечества», канал, через который внутренние энергии солнечной системы достигают каждое человеческое сердце на Земле. Мы становимся звеньями в этой цепочке духовной любви, когда благодаря  самонаправленной эволюции наше повседневное сознание осознает свое единство со всеми.

Выявление внутреннего духовного потенциала, раскрытие «духовного сердца» – это постоянная задача человечества на всех стадиях его развития. Сегодня – это может стать осознанной практической теософией с принятием тонкой связи с Учителем (своим Высшим Я)  и духовными Учителями, поддерживающими человечество. Зная о законе цикличности, мы понимаем, что мы вошли в новый цикл проявления духовной науки. Науки о том, «что сильный должен быть слугой для всех, что достигнутая мощь должна быть посвящена служению, что мера силы есть и мера обязанностей и что высшие должны быть помощниками всех» (2)

Список литературы:

  1. Е.П.Блаватская «ДЕЙСТВИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ И НУСИЧЕСКОЕ»
  2. Е.П.Блаватская «РАЗУМ В ПРИРОДЕ»
  3. Е.П.Блаватская «ПУТЕВОДНЫЙ СВЕТ НЕВЕДОМОГО»
  4. Е.П.Блаватская «НАШ ЦИКЛ И СЛЕДУЮЩИЙ»
  5. Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», том.2
  6. Е.П.Блаватская «Голос Безмолвия»
  7. Рагхаван Н. Айер «Цивилизация Водолея»
  8. Шри Шанкарачарья «Семь трактатов», Предисловие, Общество АДИТИ, Санкт-Петербург, 1999
  9. Е.П.Блаватская «Самопознание»

Татьяна Владимировна Головченко – Вице-президент Ложи Е.П.Блаватской, Днепр, Украина;

Генеральный секретарь (международной ассоциации) «INTERNATIONAL ASSOCIATION of E. BLAVATSKY» AISBL, Бельгия

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.