Обсуждение личностей. Павел Николаевич Малахов

Для теософа, человека, которому близко теософское мировоззрение и который стремится следовать его идеалам – для такого человека с определённого момента становится очень важным увидеть практи­ческое применение её мудрости в каждой по­дробности жизни. Другими словами для каж­дой ситуации для каждого своего поступка и выбора он хотел бы найти ответ в теософии. Одной из наиболее часто встречающейся си­туаций в жизни обычного человека является общение с другими людьми и формирование своего мнения о них, поэтому было бы хо­рошо определиться с тем каких принципов придерживаться в этом вопросе, чему ста­раться следовать и от чего воздерживаться.

Давайте вспомним, что главной идеей теософии об улучшении мира является ра­бота над собой во благо всего человечества. Это непростое сочетание противоположных сил: центробежной (альтруизм) и центро­стремительной (эгоизм), которое должно быть сгармонизировано как внутри (работа над собой, но не насилие), так и снаружи (де­лать добро другим, но не заставлять их быть добрее).

Именно преобразованием себя мы способны сделать мир лучше, поскольку яв­ляемся его неотъемлемой частью. Если мы ещё не способны на полное самозабвение и альтруизм, раз в нас ещё достаточно много эгоистического начала, то нужно научиться использовать его лучшую сторону, нужно на­учиться улучшать себя так, чтобы всем вокруг стало легче. В этом могут помочь от­веты на следующие вопросы к себе: Какие возможности для моего внутреннего роста дадут выявления недостатков в других людях? Зачем углубляться в разбор ошибок и несовершенств соседа? Как это поможет совершенствоваться мне самому? Не сделает ли моё вмешательство ещё хуже?

В процессе знакомства с другими людьми мы неизбежно составляем о них мнение, бывает, что нас спрашивают об от­ношении к кому-то, просят оценить действия этого человека. В каждой такой ситуации для нас возникает замечательная возмож­ность задуматься о смысле обсуждения других людей. Нередко мы начинаем выступать в роли неудачных судей, стараясь поспешно вынести своё заключение и даже приговор. Но отвечает ли это теософскому подходу?

Некоторые в своём желании обличить кого-то ссылаются на Елену Петровну. В 12-й главе «Ключа к теософии», например, мы встречаем такой фрагмент:

«Спрашивающий. Но, возвращаясь к клевете, – где же та грань, которая отделяет злословие от справедливой критики? Разве не долг каждого – предостеречь своих дру­зей и близких от тех людей, общение с кото­рыми опасно?

Теософ. Если от того, что им позволят действовать беспрепятственно, могут по­страдать другие, то, несомненно, наш долг состоит в том, чтобы лично предостеречь их и таким образом избавить от опасности. Но ни одно обвинение против другого челове­ка, правдиво оно или ложно, никогда не следует распространять повсюду. Если оно справедливо, но данный проступок не при­чиняет вреда никому, кроме самого грешни­ка, – предоставьте его своей собственной карме. Если же оно ложно, то вам следует избегать приумножения несправедливости в мире. Поэтому не говорите о подобных ве­щах с теми, кого это прямо не касается. Но если ваши осмотрительность и молчание могут причинить вред другим или подверг­нуть их опасности, то я добавлю: говорите правду любой ценой, и вместе с Аннесли скажу: “сообразуйтесь с долгом, а не с обсто­ятельствами”».

К сожалению, некоторые воспринимают лишь призыв говорить прямо любой ценой, пропуская другой призыв о нераспростране­нии. Также правдолюбами часто игнорирует­ся уточнение, что даже если вы говорите, то не следует делать этого с тем, кого это прямо не касается. Такие места как форум в интер­нете, записываемые вебинары и встречи, которые потом выкладываются в общий до­ступ, печатная литература – это не подходя­щие площадки для разборов чьих либо про­махов и недостатков. Следуя наставлению Елены Петровны, было бы более правиль­ным все обсуждения личностей оставлять для личных разговоров.

Кроме всего прочего наше вовлечение в спор это ещё и вопрос целесообразности в распределении своих ресурсов, их экономии. Любое действие и мысль требуют энергии и времени. То что мы тратим на раздоры и пе­ресуды, может быть более продуктивно ис­пользовано для принесения блага другим.

Было бы хорошо каждый раз, когда мы собираемся ответить на какое-то обвинение или упрёк, задать себе вопрос: целесообразно ли на это тратить время? Не является ли на­ше желание просто эмоциональным рефлек­сом? Всё требует времени, и оно очень огра­ничено, значит необходимо делать выбор и от чего-то отказываться. Хорошо, что тео­софия даёт нам ясный ориентир по этому по­воду: нужно задать себе вопрос: для кого предназначено наше действие? Для себя или для других?

Ставя перед собой такой вопрос, я легко вижу ответ: занимаясь оправданием себя, я трачу время на себя, а, например, добавляя цитаты в Теопедию, обрабатывая теософские тексты, помогая другим в их проектах или просто отвечая на вопросы в почтовой пере­писке – я тружусь для других. Поэтому в по­следние годы я всё меньше и меньше имею возможностей и желания участвовать в об­суждениях, оправданиях, а тем более обличе­ниях кого-то. Это мой частный опыт того, как теософия меняет человека изнутри и, судя по общению с другими, каждый кто применяет теософские принципы в жизни, стараясь сле­довать им и в действиях и в мыслях, начина­ет замечать качественное изменение себя.

В деле распространения теософии в Рос­сии ещё столько нужно сделать! Огромное количество переводов, организация ме­роприятий, составление различных пособий, отслеживание новостей культуры, общение с интересующимися теософией людьми, по­пуляризация научных исследований, под­тверждающих теософские утверждения – всё это требует человеческих ресурсов. Каждый из нас может взять на себя часть общих за­дач и тем на деле поддержать теософское движение.

Если изучение теософии снабжает нас дополнительными аргументами для упрёков ближнего, то это не та теософия, которую стремились донести до нас Махатмы. Это уже будет и не «тео» и не «софия». Боже­ственное в таком случае принижается до земного, а мудрость превращается в мудр­ствование или интеллектуальную гимнасти­ку. Напрасно прикрываться мотивом поиска Истины и защиты правды, поскольку внут­ренний смысл и ценность действия утеряны, делая очевидным проявление самости. Грань не так уж и тонка, её вполне можно разли­чить по простым признакам: раздражены ли мы, эмоциональны ли, нет ли в нашей аргументации желания унизить человека или возвысить себя и т. п. Хорошим пособи­ем для анализа своих мотивов может по­служить список 40 признаков самости или гордыни из Махабхараты, приведённые в конце этой статьи.

Конечно, к познанию Истины нужно стремиться и правду надо отстаивать, но способы разнообразны до противоположно­сти. И выбор за нами. Этим выбором мы от­чётливо рисуем свой портрет. Даже тогда, когда нам кажется, что мы описываем или обсуждаем другого человека. Наши мысли, слова и действия – это наши собственные ат­рибуты. Кому бы мы их не адресовали – они остаются с нами. В этом видится практич­ность нравственности. Улучшайте то, что ис­ходит от вас и мир станет лучше. Дружелю­бие – это гигиена души. Осознание и приня­тие идеи всеобщего единства – это гигиена духа, причём под принятием подразумевает­ся не просто согласие с этим утверждением, а непосредственное ежедневное применение. Елена Петровна Блаватская много раз под­чёркивала приоритет нравственности над знанием, т. к. без первого второе губительно.

Например, во второй главе книги «Ключ к теософии» она говорит:

«Теософия должна внушать этику; она должна очищать душу, ибо это принесёт облегчение и физическому телу, болезни которого, за исключением несчастных слу­чаев, являются лишь следствиями. Изучая оккультизм из эгоистических побуждений, для удовлетворения личных амбиций, гор­дости или тщеславия, нельзя достичь его истинной цели – помощи страдающему че­ловечеству. Точно так же нельзя стать ок­культистом, изучая лишь одну единствен­ную область эзотерической философии – этого достигают, изучая (если не практикуя) все области».

Очевидно, что теософские материалы, будь то в интернете, в аудиозаписи или в пе­чатном виде должны стремиться отвечать духу теософии насколько это возможно, а не стараться вобрать в себя все факты и мнения или просто изобиловать цитатами авторите­тов. Понимая магнитное свойство мысли, нам следует направлять её туда, где мы хо­тим оказаться. Хорошо, если целью будет формирование Всемирного Братства вне за­висимости от атрибутов наших братьев, с терпимостью к их недостаткам и стремле­нием сделать мир лучше через изменение себя, а не других. Поэтому не будем тратить время и силы на обсуждение личностей, но направим энергию на преобразование себя, чем поможем также и этим людям, ведь все мы неразрывно связаны друг с другом и представляем здесь разные стороны Единой Жизни.

40 признаков гордыни из Махабхараты

  1. Я всегда прав.
  2. Покровительственное отношение к другим и отношение свысока.
  3. Чувство собственной важности.
  4. Унижение себя и других.
  5. Мысли о том, что ты лучше других, хва­стовство.
  6. Умение поставить соперника в невыгод­ное положение.
  7. Желание контролировать  ситуацию,  но нежелание взять ответственность на себя.
  8. Надменное отношение, суетность, жела­ние смотреться в зеркало.
  9. Выставление напоказ достатка, одежды и прочего.
  10. Непозволение другим помогать себе и ра­ботать с другими.
  11. Брать на себя непосильную работу.
  12. Работа без меры.
  13. Привлечение к себе внимания.
  14. Обидчивость, т. к. причина обидчиво­сти – это желание контролировать кого-то или что-то.
  15. Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах.
  16. Излишняя чувствительность или бесчув­ственность.
  17. Чрезмерная занятость своей персоной.
  18. Мысли о том, что о тебе думают и гово­рят другие.
  19. Намеренное использование слов, кото­рые слушатели не знают и не понимают.
  20. Ощущение своей никчёмности.
  21. Непрощение себя и других.
  22. Сотворение кумира из себя и из других.
  23. Изменение манеры поведения в зави­симости от того, с кем мы говорим.
  24. Неблагодарность – самый большой грех. Самое короткое в Кали Югу – благодар­ность.
  25. Игнорирование малых людей.
  26. Невнимательность при изучении духов­ной литературы.
  27. Наличие раздражительного тона.
  28. Повышение голоса в злобе и досаде.
  29. Неподчинение воле Бога, учителя, свя­того, духовных писаний – бунт против авторитетов и их осуждение.
  30. Недостаток самоуважения: совершение греховных поступков, животное поведе­ние.
  31. Безрассудство и безумство: поступки по инерции, не задумываясь.
  32. Нечестность по отношению к себе и другим.
  33. Неспособность пойти на компромисс.
  34. Желание всегда оставить последнее слово за собой (вы правы, но у меня своё мнение).
  35. Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию.
  36. Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу.
  37. Мысли о необходимости решать чужие проблемы, когда нас об этом не просят.
  38. Предубеждённость к людям по внеш­нему виду.
  39. Чрезмерное уважение к себе.
  40. Сарказм, юмор в гуне невежества, стрем­ление уколоть другого, пошутить, по­смеяться над другим.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.