Свет, который никогда не погаснет

Борис де Цирков, Теософ, март 2020

Борис М. де Цирков (1902-1981) был теософом «Пойнт Лома», редактором произве­дений Е.П. Блаватской и писателем. В 1981 году он получил медаль Субба Роу за огром­ный вклад в теософскую литературу. Выступление на 6-м, также столетнем, Всемир­ном конгрессе ТО Адьяра, состоявшемся в Нью-Йорке в 1975 году.

Главным лейтмотивом Теософского движения на протяжении всех веков была его универсальность. По самой природе своего послания, его зада­чам и идеалам оно никогда не может быть ограничено какой-либо отдельной группой людей или каким-либо одним отделом человеческой мысли. Все, что является действительно теософским, безусловно, универсально по смыслу и применению, в теории и на практике.

Мистическая сила, стоящая за движе­нием, – это живая, динамическая энергия, пульсирующая в духовной атмосфере на­шей Земли и сквозь нее. Она протекает в большей или меньшей степени через каж­дого бескорыстного мужчину или женщи­ну, которые работают на духовное разви­тие человечества, и проявляется в мире как непрестанное влечение, бесконечное стремление к высшему знанию, улучше­ние характера, духовное просветление и внутренние завоевания.

Любая безличная работа в пользу Те­ософского движения, – которая также в пользу «великого Сироты», человечества, – является неотъемлемой частью универ­сальной модели и имеет прямую или кос­венную поддержку Учителей и Хранителей священного   знания,   внимание   которых привлекает только безличное служение и самозабвение.

Ученики и сотрудники Великих рабо­тают повсюду и с незапамятных времен были активными в этом универсальном деле. Знаки и вехи их деятельности мо­гут быть прослежены и признаны в любом столетии и в каждой стране. Без их помо­щи и содействия, как по внутренней, так и по внешней линии, многие конструктивные движения прошлых эпох никогда бы не произошли. Еще в мировой истории, если задуматься, мы сталкиваемся с далекими и часто несколько неопределенными чер­тами благородных личностей, духовное величие которых навсегда зафиксировано в человеческой мысли: Зороастр, Кришна, Гермес, Орфей, Кетцалькоатль, Моисей, Эхнатон, Тальесин, и много других. Ближе к нашему времени и гораздо более опре­деленными по своей схеме и работе яв­ляются древние школы Мистерий. Школы духовного обучения, центры посвящения, возглавляемые вдохновенными Учителя­ми и проводниками, проливают свет на ту или иную этническую группу или цивили­зацию: пещерные храмы Индии, отдален­ные скиты Востока; Элевсин, Самофракия, Орфические обряды Греции; Экбатана и Эфес в Мидии; Абу-Симбел, Фивы, Карнак и Мемфис в Египте; Ниппур и Лагаш в Ва­вилоне; Сиппар в Ассирии; Стоунхендж в Британии; Тир и Баальбек в Финикии; Чи-чен-Ица, Тео-ти-Хуакан и Тиа-Хуанако в Америке – сколько еще в других странах?

Из них исходили потоки вдохновения, практические оккультные учения и самые благородные заповеди человеческого поведения, которые передавались дру­гим инициированным ученикам, которые действовали как посланники во внешнем мире, временами признавались таковыми, иногда неизвестными и молчаливо рабо­тающими среди мужчин и женщин.

Как насчет неоплатонической пре­емственности учителей? Аммоний Саккас, Порфирий, Ямвлих, Плотин, Прокл и другие, чьи благородные философии ак­туальны и сегодня. А что гностики? Кем на самом деле были Маркион, Василид, Бардесан, Валентин, Менандр, Сатурнин из Антиохии, кто учил тому мистическо­му Гнозису, осознание которого подобно вспышке несравненного света, в котором все сразу становится понятным тем, кто не слеп? Как быть с каббалистами и ал­химиками разных эпох, так и с розенкрей­церами XVII и XVIII веков, с теми мало­известными людьми, чьи титулы и идеи были затоптаны в грязь в более поздние времена благодаря самолюбивым людям, лишенным реального знания?

Во все времена и в каждой стране ра­ботали свидетели Света, сеющие семена духовной мысли, поощряющие устрем­ления людей, направляющие их усилия к более глубокому познанию. Мы видим их стоящими как маяки света на протяжении веков прошлого. Сияние их мыслей и их жизни становятся более заметными из-за окружающей тьмы тех дней, в которые они жили. Некоторые из них хорошо извест­ны; некоторые другие почти неизвестны; некоторые оставили свое письменное по­слание для будущих поколений; другие прошли как яркие метеоры во мраке своей эпохи.

Некоторые, возможно, были прямыми учениками посвященных, работающими под их руководством; другие, возможно, были просто тронуты внутренним светом, им помогали из-за пределов видимого горизонта, но они не знали о своей истинной миссии. Многочисленны и различны те, кто продолжает работу веков!

Многие века отделяют нас от работ Пи­фагора и его школы, от Аполлония Тианского, Дионисия Ареопагита, алхимической мудрости Джабира, трагических усилий Императора Юлиана и мистических глубин Иоганна Скота Эриугенского, это лишь не­которые благородные маяки света.

Ибн Гвироль из Авицеброна выступа­ет в качестве свидетеля в одиннадцатом веке; двенадцатый век видел Иоахима де Флориса и Маймонида; тринадцатый про­шел с Мейстером Экхартом, Винсентом де Бове, Роджером Бэконом и Рэймондом Луллием, которые сеяли семена знания повсюду; четырнадцатый был свидетелем мученической смерти Иоанна Гуса; в пят­надцатом были Томас Кемпис и Пико делла Мирандола; шестнадцатый был внешней сценой для Парацельса, Джордано Бруно, Якоба Бёме, Корнелиуса Агриппы, Джона Ди и Конрада Гесснера и многих других; семнадцатый взрастил Спинозу, Роберта Фладда, Элиаса Эшмола; восемнадцатый произвел выдающегося Григория С. Ско­вороду, русского самородного оккультиста.

Более одного столетия наблюдалась смертоносная борьба между катарами, альбигойцами и манихейцами, с одной стороны, и церковной тиранией, с другой, борьба между древним светом и силой тьмы, периодическое событие в истории человечества в целом.

Современное теософское движение во всех его проявлениях является лишь самым последним звеном в этой древней цепи света, хранителем тех же учений на несколько ином языке и гребнем древней волны, которая является частью восходящей волны оккультной и духовной мысли. Организованное движение и некоторые его независимые члены являются всего лишь свидетелями существования и жиз­ненного импульса этого внутреннего и универсального побуждения, которое сое­диняет все века в свое время и проявляет себя снова и снова, по мере того как эпохи истории переходят от своего сегодняшне­го проявления в относительное забвение уходящего прошлого.

Размышляя о трех главных основате­лях современного Теософского Общества – Е.П. Блаватской, Генри С. Олькотте и Уи­льяме К. Джадже – было бы уместно рас­сматривать их и их совместную работу как клин, толкающий и знания, и силу в ткань западного материализма, усилия, которые привели к открытию новых каналов для че­ловеческого мышления и сделали возмож­ным для других продолжить свою работу и расширить ее. Сами они и те, кто пошел по их стопам, являются свидетелями на­шей нынешней эпохи; и даже если их на­стоящие имена могут стать неизвестными с течением времени, их усилия и послания не исчезнут из памяти людей.

Чтобы соединить этот век и перене­сти его послание и усилия в следующий, Теософское Общество должно оставать­ся верным первоначальному импульсу столетней давности и сохранять в непри­косновенности основные учения эзотери­ческой философии, доверенные его за­боте внешними «основателями» и теми «внутренними» и гораздо более великими людьми, сотрудниками которых они были. В этом отношении у нас есть священная обязанность: нести в целости и сохранно­сти сокровище мистических и оккультных знаний и передать его молодому поколению, среди которого будут найдены неко­торые другие помощники Братства, чтобы продолжить древнюю работу.

Никто не может отрицать быстрого роста интереса среди всех типов людей к несколько менее материальным и более духовнім мыслям и идеям, которые мож­но наблюдать сегодня во всем мире. Этот интерес в значительной степени омрачен все еще сильным интересом к сенсацион­ному, псевдо-оккультному, медиумистиче-скому и чудотворному аспекту Природы. Этот факт используется новым поколени­ем мошенников, которые играют на чув­ствах легковерной публики и используют ее с личной целью. Все виды риши и сва-ми, аватар и тулку, самопровозглашенных посвященных и махатм рекламируют себя до тошноты и наполняют аудитории не­вежественными обманщиками. Преобла­дающее невежество большинства людей и отсутствие у них распознавания между духовным и психическим делает их легкой добычей психического обмана. Ситуация не без некоторой опасности даже для сту­дентов-теософов, недостаточно устойчи­вых на основополагающих принципах на­ших учений и которые иногда позволяют себе сойти с пути подлинного духовного изучения в болото психической путаницы.

В эти дни психической халатности и медиумистических видений, продаваемых широкой публике огромным количеством странствующих «йогов», часто марширующих под вымышленными восточными именами и титулами, это действительно имеет первостепенное значение для лю­бой теософской группы, а также для любо­го индивидуального ученика быть хорошо осведомленным о предмете теософской философии, ее учениях и постулатах, чтобы обладать пробным камнем, готовым для анализа любой идеи, которая может быть брошена им с разных сторон. Без этого тщательного обоснования в наших традиционных учениях ученик лишается того распознавания, которое необходимо в современном смешении идей.

В этом отношении многое остается не­желательным, поскольку мы наблюдаем программы различных групп в разных ча­стях теософского мира. Некоторые из них позволяют себе стать залами для развле­чения людей с запланированными пред­метами, которые не имеют никакого от­ношения к основным целям, для которых были созданы такие группы, а именно, к изучению и распространению теософии, основополагающих учений, которые сами по себе могут предоставить слушателям основную, работоспособную, этическую основу их жизни и ответить на их вопро­сы о смысле существования. Заниматься побочными вопросами и часами тратить драгоценное время на астрологию, нуме­рологию, биологическую обратную связь, церковный ритуализм, чудеса психики, се­ансы исцеления, медитации и различные виды практик йоги – значит, без сомнения, создавать бессмысленную путаницу и уво­дить аудиторию даже от первых шагов ду­ховного знания.

Сегодня, более чем когда-либо пре­жде, имеет серьезное значение и насущ­ную необходимость предоставить людям через все наши установленные каналы или через новые, которые будут откры­ты, основные учения теософской фи­лософии жизни: реинкарнация и карма, двойственность человека, Божественное Я в человеке, семеричное строение все­ленной,  цикличность природы,  различие между психическим и духовным, функция астрального света, существование совер­шенных людей за пределами нашей соб­ственной стадии эволюции и наша соб­ственная способность развиваться до этой стадии, последовательность коренных рас и кругов в истории жизни земного шара, опасности психизма, доктрина иерархий, природа состояний после смерти, а также этические принципы и заветы, которые яв­ляются основой теософской жизни.

Любая поддержка, оказываемая нами психической путанице, которая распро­странена в современном мире, – это под­держка учреждений, которые стремятся содействовать манипулированию психи­ческими силами, чтобы воздействовать на разум человека и доминировать над ним тонкими способами, как на уровне лично­сти, так и на уровне правительства. Это простая и настоящая «черная магия», то есть использование природных сил для эгоистичных целей.

Будучи всемирным движением по тра­диционным духовным направлениям, мы должны приложить все усилия, чтобы освободиться от этого загрязнения и быть прочно закрепленными на фундаменталь­ной основе вековых учений, готовых в лю­бой момент различать их и их искажение со стороны заинтересованных кругов.

В той степени, в которой организован­ные теософские группы или отдельные ученики позволяют себе разбавлять древ­ние учения целым рядом квази-мистических и, в основном, псевдо-оккультных идей, продвигаемых всеми видами людей, не знающих подлинных принципов древ­ней мудрости, у Теософского Общества сегодня существует риск постепенного растворения в истинном море псевдо-ок-культизма и, возможно, оно не переживет нынешнее столетие.

В той степени, в которой такие группы и отдельные лица избегают любых попыток со стороны других отвести свои исследо­вания от традиционной древней мудрости и сосредоточиться на распространении принципов, полученных от первоначаль­ных основателей и от накопленной тради­ции веков, они поддержат и укрепят осно­вы современного движения, которое, без сомнения, перенесет в последующие сто­летия духовный импульс внешнего движе­ния и сокровища эзотерического знания, вверенного нам.

В первом случае у Теософского Обще­ства не будет продолжения в будущем.

В последнем случае его признание и всемирное влияние будут иметь славное будущее как духовный оплот цивилизаций, еще не рожденных. Выбор лежит прямо перед нами и требует немедленных, ре­шительных и последовательных действий.

Маяк Света в мире материальной тьмы, сегодняшнее Теософское движе­ние является законным преемником всех подобных усилий на протяжении неисчис­лимых веков прошлого, получая свою силу от одного и того же источника вдохнове­ния, а свою жизненную силу – от огней са­мого Солнца.

Перевод Наталии Березанской

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.