Грандиозный мир Елены Блаватской

С именем Елены Петровны Блаватской связаны многие события, факты, имена мировой истории и культуры. В ней соединились и новый этап эволюции человечества, и новые знания, и новый человек. Мы можем говорить о Е.П.Блаватской как об универсально образованной женщине, отвечающей наиболее высокому идеалу культурной личности. Она была философом, ученым, писателем, пианисткой, художницей, просветителем в самом широком и масштабном понимании этого слова. Она как бы олицетворяла собой извечные начала истины, глубинную и всеобъемлющую реальность. И при этом все окружавшие Елену Петровну отмечали ее огромную нежность и доброту, неизменную готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем помогать людям.

Жизнь Е.П.Блаватской – это постоянное, непрекращающееся движение. Вначале – поиск сокровенной мудрости и носителей этой вселенской правды, затем – передача человечеству великих знаний. Ей пришлось пройти долгий жизненный путь: побывать на всех континентах, изведать и суровость природы, и людское предательство, но и радость познания и служения истине.

Начало пути

Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 года в Днепропетровске (Екатеринославе), в доме, который сохранился до наших дней. Ее крещение произошло при весьма примечательных обстоятельствах, когда при свершении таинства случился пожар. И младенец, таким образом, получил и водное, и огненное посвящение. Мать девочки, Елена Андреевна Ган, была известной писательницей, критики называли ее «русской Жорж Санд» и признавали необыкновенным явлением в отечественной литературе. Бабушка Елены Петровны по матери, Елена Павловна Долгорукая, была прекрасно образованным человеком, она превосходно рисовала и серьезно занималась археологией, нумизматикой, ботаникой, при этом переписываясь с европейски известными натуралистами. Для своего времени она была поразительно ученой женщиной, оставившая более 70 томов своих рисунков цветов, древностей, монет и скопированных ею редких экземпляров сочинений. Елена Павловна сама воспитывала и учила своих детей. По словам Елены Андреевны, ее мать была «кормилицей, няней, наставницей, нашим ангелом блага на земле», которая своей «бесконечной, бескорыстной, всем жертвующей привязанностью» осчастливила детство трех дочерей и сына. О внучке, будущей Елене Блаватской, бабушка пеклась не менее чем о собственных детях. Ее доброта распространялась не только на близких: она занималась широкой благотворительностью и спасла от голода немало семей и основала сиротский приют. Елена Павловна была глубоко и искренне верующим человеком и в таком же духе воспитывала детей. Она учила их, что «премудрый и добрый Бог» все устроил в мире «прекрасно и полезно».

Для маленькой Елены рано началась кочевая жизнь, поскольку места стоянок батареи ее отца, Петра Алексеевича Гана, артиллерийского офицера, часто менялись. Деда, Андрея Михайловича Фадеева, находившегося на государственной службе, тоже могли перевести в любую губернию. В дальнейшем Елена Андреевна с детьми жила то у мужа, то у родителей, и Елена Петровна, путешествуя с ранних лет, имела возможность общаться с разными людьми и культурами, как бы готовясь к будущим странствиям. После Екатеринослава последовали, не раз повторяясь, Одесса, местечки Малороссии, блистательный Петербург, калмыцкие Астрахань и Саратов, «басурманский» Тифлис.

С самого рождения Елена делается предметом горячих материнских забот. Елена Андреевна учит ее грамоте, языкам, танцевать, играет с ней на фортепиано и радуется необыкновенным способностям и уму своей маленькой дочери. Девочка подрастала и развивалась быстро, поражая своих близких особенной искренностью, добротой, смелостью, готовностью все отдать неимущему, все сделать для друга и на все решиться в защиту обиженного, при этом она никогда не помнила зла и обид. Но здоровье Елены Андреевны стремительно ухудшалось, и в 1842 году она уходит из жизни. После ее кончины детей увезли в Саратов к деду и бабушке. Опять новое странствие по неоглядным российским просторам.

Для Елены с детства природа жила своей таинственной жизнью. Она слышала голос каждой формы, каждого органического и неорганического тела и знала, что им присущи сознание и жизнь. Поэтому ее так привлек столетний пасечник в Саратове, знавший заветные свойства трав и цветов, у которого она училась понимать язык пчел, птиц и зверей. Одаренная с малых лет незаурядными способностями и постоянно растущими психическими силами, девочка хотела понимать эти явления. Она многое узнала из книг, которые достались бабушке от ее отца князя Павла Долгорукого. С живейшим интересом были прочитаны, когда ей не было и пятнадцати лет, сотни трудов по натурфилософии и алхимии. Но только позже, странствуя по Востоку, она смогла полностью постигнуть эти предметы.

В шестнадцатилетнем возрасте Елена Петровна попадает в Грузию, куда дед Андрей Михайлович был назначен управляющим Закавказским краем. Через два года она обвенчалась с Никифором Васильевичем Блаватским. Но семейная жизнь быстро закончилась. Елена отказалась выполнять свой супружеский долг. И окончательно порвав с прошлым, она уехала в Константинополь, отправившись путешествовать по Египту и странам Европы.

В поисках неведомого

Постоянно звучавший внутри голос звал на поиск истины. В Афинах, Париже, Египте, на Евфрате, у вертящихся дервишей, арабских магов, раввинов-каббалистов Елена искала свой философский камень. Но нигде не находила его. И здесь перед ней возникла фигура ее Покровителя из детских видений и снов. В день своего двадцатилетия, 12 августа 1851 года, в лондонском Гайд-парке она встретила своего Учителя. Это был благородный на вид, очень высокий индус, прибывший в Англию с индийскими принцами. Он сказал, что ей придется провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению одной важной миссии. И вскоре Елена Петровна выехала в Индию через Северную Америку. В Новый свет ее манили тайные знания индейцев. Но столкнувшись с печальными примерами духовной деградации коренных обитателей и с опасными шаманскими практиками, она предпочла уехать странствовать по Центральной и Южной Америке. И уже оттуда она отбыла на Цейлон и в Бомбей. Два года Блаватская путешествовала по Индии, пыталась попасть в Тибет, но вмешательство британского представителя расстроило ее планы. После этого она опять прибывает в Англию, где происходит еще одна встреча с Учителем. Затем последовали Нью-Йорк, Чикаго, и – через Скалистые горы с караванами переселенцев – Сан-Франциско, берег Тихого океана. И оттуда вновь Индия, новые недолгие скитания по Кашмиру и Лахору. После этого на горизонте возникали Россия, Персия, Сирия, Ливия, Иерусалим, Египет, Греция, Венгрия, Балканы, Италия, где она сражалась под знаменами Гарибальди и получила несколько тяжелых ранений.

Путешествуя по Востоку, исследуя тайники его покинутых святилищ, ум Елены Петровны постоянно волновали вопросы: «Где, кто, что есть Бог? Кто видел когда-нибудь бессмертный человеческий дух и смог убедиться в его бессмертии?» И ответ нашелся при соприкосновении с мудрецами Востока, похожих на ее Учителя. Они, наделенные огромными способностями и глубокими познаниями, управляющие силами природы, показали, что при объединении науки с религией существование Бога и бессмертие человеческого духа могут быть доказаны так же, как любая математическая теорема. Блаватская убедилась, что в восточной философии нет места ни для какой другой веры, кроме абсолютной и непоколебимой веры во всемогущество собственного бессмертного «я» человека. И это всемогущество происходит от родства человеческого духа с Вселенской Душой – Богом.

В 1868 году Блаватской было предписано Учителем вновь отправиться в Индию. Так началось давно намеченное путешествие в Тибет. Три года напряженного постижения высшего знания прошло под руководством более высокого разума, мудрецов Востока, в различных недоступных местностях. Часть путешествий по Индии и Тибету вошли в книгу Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», вышедшей впервые на русском языке в 1883 году. Она в беллетристической форме описывала свои странствования с Учителем, который выведен в книге под именем Гулаб-Синга. В поисках сокровенных знаний Востока ее внимание останавливается на учениях индийских мудрецов, и особенно занимает братство радж-йогов. Члены этого братства, посвященные в таинства сокровенных наук, владеют всеми секретами, и для них нет тайн в природе.

Основание Теософского общества

В 1873 году Блаватская по указанию своих Учителей из Парижа отбывает в Нью-Йорк. Она была послана в Америку, чтобы сказать миру о существовании древней науки и людей, которым ведомы ее тайны. При посадке на корабль она обменяла свой билет первого класса на билеты в третьем классе для себя и бедной женщины с детьми. Можно оценить такую жертву со стороны женщины с тонкой чувствительностью – пересечь бушующий океан третьим классом среди толпы эмигрантов. Первые месяцы на новом месте она проживала в своеобразном женском общежитии, и многие его обитатели обращались к Елене Петровне за помощью, влекомые ее бесстрашием, независимостью суждений, богатым опытом, добросердечием и сочувствием к попавшему в беду. Затем было множество серьезных и правдивых статей по проблемам спиритуализма.

В 1875 году Блаватская вместе Г.Олкоттом и У.Джаджем создала Теософское общество. Это было главное дело ее жизни. Общество получило подобное название не случайно. Это слово имеет многовековую историю и восходит к неоплатоникам и обозначает божественную мудрость, такую, по словам Блаватской, «какой обладают боги». Теософия – это сама высшая истина. С этической точки зрения Елена Петровна выразила суть теософии так: «Достижение в человеке совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями. Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам, и совершенная справедливость по отношению к окружающим, так же как и к самому себе, – вот ее основные черты. Тот, кто учит теософии, проповедует евангелие милосердия; но так же верно и обратное: тот, кто проповедует евангелие милосердия, учит теософии». Постепенно были сформулированы цели Общества, которые сегодня воспринимаются вполне естественно, но в то время это было нечто неслыханное. Целей три:

  1. Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;
  2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения;
  3. Исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.

Принятие первого пункта было единственным условием, необходимым для вступления в Теософское общество.

Теософское движение было потребностью эпохи. Его развитие шло естественно, опираясь только на заложенный в нем потенциал. Оно, базируясь на возвышенном идеале совершенства и лучших человеческих качествах, обратилось к Востоку за духовной философией, к той сокровенной основе, на которой произрастает вся земная жизнь. Теософия соединила веру и знание, проследила родство всех религий и открыла простор для развития новой науки.

«Разоблаченная Изида»

В 1875 году Блаватская начала писать свое первое большое произведение – «Разоблаченную Изиду», вышедшее в свет спустя два года. Сам процесс написания этой книги, изобилующей уникальными сведениями из самых разных областей знания и цитатами из сотен философских трудов на многих языках, был необычен. Информацию для трактата Елена Петровна получала от своих Учителей, с которыми была соединена невидимой и постоянной связью. В «Разоблаченной Изиде», имевшей подзаголовок «Ключ к тайнам древней и сокровенной науки и теологии», была осуществлена поистине грандиозная задача: обозрение долгого пути, пройденного мыслящим человечеством, начиная от древних философских систем и заканчивая научными теориями XIX века. Тысячелетняя мудрость – спокойная, беспристрастная, неисчерпаемая предстала перед читателем. В книге были сведены воедино элементы духовного наследия Запада и Востока, примирены противоречия всех существующих религий, указан общий их источник. Одной из замечательных черт этого исследования явилось то, что в нем был дан богатый фактологический материал о тех формах, в каких представала перед человечеством истина. Этими формами выражения единой, сокровенной истины были египетские мистерии, все мировые религии, школы эзотерической мысли пифагорейцев, платоников, гностиков, сообщества алхимиков, ордена рыцарей, тамплиеров, розенкрейцеров и масонов. И носителями великих знаний, великой реальности всегда были мудрецы и адепты Востока и их ученики, приходившие в наш мир как знаменитые исторические личности, религиозные подвижники, ученые, философы, руководители государств или просто неизвестные посланцы. В последней главе книги приводятся основные правила Изиды, одно из которых гласит о том, что природа и человек триедины: имеется видимая и невидимая их часть, и поверх них – дух, источник всех сил, единственный, вечный и нерушимый.

Миссия в Индии

Последующая поездка Е.П.Блаватской в Индию в 1879 году была закономерной. Ей предстояло положить начало широкому и активному теософскому движению в трех точках земного шара – Америке, Индии и Англии. Влияние теософского движения на индийское общество в целом трудно переоценить. В то время, когда индийцы, вследствие своих политических провалов и экономических неурядиц, начали сомневаться в ценностях национальной культуры и в ее жизнеспособности, когда все вокруг, в том числе и светское образование воспитывало в них пренебрежение к индийской культуре, теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности. Они начали осознавать, что их предки обладали и мудростью, и добродетелями, а родина их была колыбелью религий и культур. И 1885 год ознаменовался рождением Индийского национального конгресса, в котором руководящие посты занимали одни теософы. Впоследствии под руководством М.Ганди Конгресс стал той главной силой, которая привела Индию к обретению независимости. Теософское общество не занималось политикой, и поэтому теософы, входившие в Конгресс, работали в нем как частные лица. Сам Ганди, благодаря теософии, впервые познакомился с культурным наследием своей родины. Будущий президент Индии Д.Неру тоже был членом Теософского общества с тринадцати лет, и, подобно Ганди, он впервые заинтересовался великими священными книгами Востока благодаря знакомым теософам.

До прибытия Блаватской с друзьями-теософами в Индию, в стране не было согласия, никто не осознавал общности интересов, не стремился найти хоть что-то, что объединило бы разные религии и религиозные течения. Спустя десять лет в каждом из сто двадцати пяти филиалов Теософского общества нашла воплощение идея братства, каждый стал центром религиозного и общественного единения. Теософское движение помогало преодолевать отчужденность и предрассудки в отношениях между представителями британской администрации и местным населением.

В Индии начал выходить журнал «Теософ», для которого, будучи первые шесть лет его главным редактором, Елена Петровна очень много писала. Пять томов ее сочинений состоят из статей этого периода.

«Тайная Доктрина»

В марте 1885 года Блаватская прибывает в Европу и поселяется в Вюрцбурге (Германия), где пишет свое главное сочинение – «Тайную Доктрину». И вновь, как и «Разоблаченная Изида», рукопись изобиловала сносками, цитатами, ссылками на множество редких и мудреных книг по самым разным областям знаний – что говорило о прежнем способе получения информации от Учителей. Помимо написания новой книги, Елена Петровна принимала каждый день в своем доме множество гостей и для каждого человека у нее была особая манера общения. Она мгновенно распознавала слабые стороны, мысли и чувства любого, приходившего к ней. Многие изменились после встреч с ней и смогли воспринять практическую сторону ее учения. В часы отдыха она, по свидетельству очевидцев, «проявляла лучезарную непосредственность ребенка, лицо ее светилось веселым лукавством и излучало такое обаяние», какое редко можно было встретить. Она была очаровательной собеседницей, особенно привлекала ее естественность.

Закончена «Тайная Доктрина» была уже в Англии, куда Елена Петровна переехала в 1887 году. И спустя год были изданы два внушительных тома новой книги, которая имела подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии». В первом томе, носящем название «Космогенезис», описывается происхождение Солнечной системы и излагается развитие жизни на Земле до появления на ней человека. Во втором томе – «Антропогенезисе» рассматривается последующая эволюция человеческой формы от ранних рас вплоть до настоящего времени. Каждый том, в свою очередь, состоит из трех частей: в первой приводятся строфы из древнейшей Книги Дзиан, снабженные комментариями; во второй исследуется архаический символизм мировых религий; в третьей – древнее учение сопоставляется с современной наукой. В Прологе Блаватская приводит три краеугольные положения, на которых зиждется Тайная Доктрина:

  1. Существует Бесконечная и Вечная Причина всего проявленного, о которой никакие рассуждения невозможны, ибо она превышает мощь человеческого понимания.
  2. В мироздании действует универсальный закон периодичности, т.е. чередования дня и ночи, жизни и смерти, сна и бодрствования и т.д.
  3. Все души в проявленном мире тождественны с Мировой Душой и неизбежно каждая душа проходит через цикл проявлений в согласии с законом периодичности и перевоплощения.

 

Последние годы

После окончания «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватская написала «Голос Безмолвия», отрывки из «Книги золотых правил», изысканную философскую поэму, источник которой автор узнала на Востоке. Небольшой трактат, написанный в высшей форме космического мифа, способен особенно действенно пробуждать мудрость души человека, если тот готов к этому. В Лондоне в 1889 году вышел в свет «Ключ к теософии», написанный в виде философского диалога. В книге обрисована в общих чертах религия мудрости и объясняются ее основополагающие принципы. Среди прочих предметов в этом труде рассматривается природа посмертных состояний, тайна сознания, семеричная природа космоса и человека, перевоплощение и карма, обсуждаются социальные проблемы и пути их решения, предлагаемые теософией. В одном из разделов говорится об образовании детей и молодежи: «Прежде всего, детям следует внушать уверенность в своих силах, учить их любви ко всем людям, альтруизму, взаимной доброжелательности и милосердию, и более всего – учить самостоятельно мыслить и рассуждать. Мы свели бы чисто механическую работу памяти к самому минимуму и посвятили бы время развитию и тренировке внутренних чувств, способностей и скрытых возможностей. Мы стремились бы обращаться с каждым ребенком как с индивидуальностью и строить его образование таким образом, чтобы силы его раскрывались наиболее гармонично и равномерно, а его особые наклонности получали свое полное естественное развитие. Мы должны стремиться создавать свободных мужчин и женщин, свободных интеллектуально, свободных нравственно, непредубежденных во всех отношениях, и превыше всего – бескорыстных».

Теософское движение расширялось. Постоянно недомогающая Блаватская была все время занята: безостановочно писала, терпеливо обучала и наставляла. Если ученик подавал надежды, она безжалостно боролась с его тщеславием, самомнением, претензиями на обладание знанием, притворством, развивала чувство соизмеримости. В последние месяцы жизни она занималась подготовкой задуманного ею большого «Теософского словаря», который и вышел через год после ее ухода из жизни. В ежегодном послании, направленном Еленой Петровной за три недели до ее смерти к съезду американских теософов, она писала: «При тех физических страданиях, которые я постоянно испытываю, мне остается одно-единственное утешение: слышать об успехе Святого Дела, которому отдано все мое здоровье и силы; и которому теперь, когда они оставляют меня, я могу принести одну лишь только страстную свою преданность и неизменные добрые пожелания удачи и процветания… Благословение всех великих Учителей прошлого и настоящего да пребудет с вами!» И 8 мая 1891 года Елена Петровна Блаватская ушла с земного плана бытия. В памяти друзей и сподвижников навсегда остался облик их дорогого наставника и свет, сиявший в ее глазах, которые видели всех насквозь. Они помнили ее по-матерински добрую и нежную, и по-отечески мудрую, дающую веру, надежду и утешение всем, кто приходил к ней со своими сомнениями и тревогами.

Можно сказать, что никто в XIX веке не сделал так много как Блаватская, чтобы заново открыть сокровища восточной мысли, мудрости и философии, так долго остававшиеся тайной за семью печатями. Никто не сделал столько, сколько она, чтобы разъяснить глубокую религию мудрости, выявленную на протяжении веков неизменно деятельной мыслью Востока, и чтобы вынести на свет древнейшие литературные памятники, масштаб и глубина которых так изумили западный мир, воспитанный на ограниченных представлениях о мироздании. Ее познания в восточной философии и сокровенных науках были исчерпывающими. Ни один честный ум не может усомниться в этом по прочтении двух ее главных работ – «Тайной Доктрины» и «Разоблаченной Изиды». На самом деле она нередко прокладывала путь туда, куда могли проследовать за ней лишь немногие преданные ученики, но общий дух и направленность всех ее сочинений – целительный, вливающий бодрость и стимулирующий. Она неустанно стремилась научить мир тому, в чем он больше всего нуждается и нуждался всегда, а именно – необходимости самосовершенствования и работы на благо других. Труды Блаватской уже дали свои плоды, и в будущем, бесспорно, принесут еще более значительные и благотворные результаты. Внимательные наблюдатели уже давно отметили, что многие направления современной мысли испытали это воздействие. Более широкая человечность, раскрепощение мышления, готовность исследовать древнюю философию с более достойных позиций – все это напрямую связано с ее доктриной. Таким образом, Елена Петровна Блаватская оставила свой след в современной истории. То же произошло и с ее работами. И сейчас возвышенность и чистота ее целей, мудрость и глубина ее учения воспринимаются все полнее и полнее.

Результаты трудов и устремлений Е.П.Блаватской

Учение Е.П.Блаватской повлияло на науку, религию, искусство и многие другие области человеческой деятельности в конце XIX и XX веках. Она не претендовала на роль первооткрывателя, ибо считала себя не более чем проводником мудрости, которую сама узнала от своих учителей.

«Тайная Доктрина» предвосхитила многие грядущие научные открытия. Блаватская располагала сведениями об эквивалентности энергии и массы, что позже в 1905 г. показал А.Эйнштейн в своей знаменитой формуле Е=mc2 («Тайная Доктрина» была настольной книгой у Эйнштейна и ряд его научных открытий, возможно, обязаны своему рождению именно знакомству ученого с этим трактатом); она предполагала фотон, который открыл миру в 1905 г. Эйнштейн, объясняя явление фотоэлектрического эффекта; она предвидела огромный скачок в раскрытии тайн природы, который будет сделан наукой в конце XIX – начале XX века (это открытия В.К.Рентгеном Х-лучей (рентгеновских), радиоактивности – А.Г.Беккерелем, электрона – Дж. Томсоном, альфа и бета-частиц – Резерфордом).

Е.П.Блаватская знала об электроне в 1888 г., за несколько лет до его открытия; о квантовании в природе (позже, в 1900 г., Макс Планк впервые предложил принцип квантования); о броуновском движении, объясненном Эйнштейном в 1905 г.; о двойственной природе материи – волновой и корпускулярной; о бесконечной делимости вещества; о едином источнике всех сил в природе; о фундаментальном колебательном свойстве материи, открытом Шредингером и другими учеными по квантовой механике; о том, что понятие эфира со временем вновь вернется в науку; о том, что к материи и энергии должен быть присоединен принцип сознания; о том, что разум занимает фундаментальное положение в природе; о взаимосвязанности всего космоса (так называемый EPR-эксперимент Эйнштейна и сходные с ним открытия, в соответствии с недавней теорией Дж. Белла, подтверждают это утверждение); о расширении космоса (открытие закона расширения Вселенной было сделано Э.Хабблом в 1929 г.); о существовании ДНК, открытом Уотсоном и Хиксом только в XX веке. Нужно отдать должное Блаватской, ибо вышеуказанный перечень столь обширен и на этом не заканчивается. И в дальнейшем новые данные науки следует соотносить с данными «Тайной Доктрины». Это будет свидетельством не временной полезности, а непреходящей значимости этого труда.

Необходимо сказать, что членами Теософского общества были изобретатель Т.Эдисон, астроном К.Фламмарион, поэт У.Йейтс, философ У.Джеймс, химик У.Крукс. Идеи теософии повлияли на творчество Д.Джойса, Д.Лондона, Т.Элиота, Г.Малера, Я.Сибелиуса.

Труды Е.П.Блаватской оказали важное воздействие на формирование Серебряного века русской культуры. Ее научно-философское наследие серьезно изучали Вл. Соловьев, А.Белый, В.Иванов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, М.Волошин, В.Кандинский, Н. и Е.Рерихи. Композитор А.Скрябин подтверждение своим мистериально-космическим идеям нашел в «Тайной Доктрине», которую очень внимательно проработал.

Конец XX столетия принес поразительный интерес к сочинениям Блаватской на ее родине. Научный и точный перевод на русский язык «Тайной Доктрины», выполненный философом Е.И.Рерих в 1930-х годах, помог многим воспринять сокровищницу восточной мудрости.

Е.П.Блаватская была титаном мысли, обладавшая невиданной синтетичностью познания и удивительной проницательностью. Она не принадлежала своему веку. Ее весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему, но к будущему. Она принесла оповещение об уникальном Братстве совершенных людей. Она провозглашала для всех, кто был способен слышать, давно позабытые истины, в которых ныне так нуждается человечество.

Из подборки материалов Музейного Центра Е. П. Блаватской и её семьи

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.