Дорогие друзья!

Наши коллеги из отделения “Протей” (г. Днепр, президент Леонид Кеденко) ведут очень большую теософскую работу. Они отслеживают новости теософского движения в мире, переводя с английского на русский язык самые важные и интересные материалы, с последующим их размещением на Сайте Теософского Общества в Украине в виде текстовых и визуальных материалов.

По нашей просьбе руководитель группы медиа переводов Игорь Комаров присылает нам текстовые варианты лекций, представленных Международным Теософским Обществом в разных уголках мира.

Вашему вниманию предлагается цикл лекций из серии “Живая Теософия”, разработанных членами Американского теософского общества по книге профессора Джидду Кришнамурти “У ног Учителя” и представленных в штаб-квартире Американского ТО в г. Уитон, Иллинойс в 2011 году.

Сегодня мы публикуем Часть первую из четырёх по этой книге “Различение Реального и Нереального”; лектор – член Теософского Общества Дэвид Брюс.

Следите за нашими публикациями!

 Президент Отделения “Лайя”

Раиса Калашникова 

У ног Учителя

Джидду  Кришнамурти 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Различение Реального и Нереального 

Автор  – Дэвис Брюс   

Благодарю вас. Добрый вечер! Как вы только что  услышали, это первая из четырёх лекций по книге «У ног Учителя». Кстати, я призываю вас купить, если вы ещё не купили, книгу «У ног Учителя». Да, и это не обязательно, это лишь моё предложение. Если у вас есть эта книга или вы купите её, я бы посоветовал вам приобрести ещё книгу комментариев Анни Безант и Чарльза Ледбитера. Это серия из трёх частей. Таким образом, вы станете обладателем лекций о пути оккультизма, том I. Это буквально построчные комментарии к книге «У ног Учителя», и они проливают много света на эту маленькую книгу. Достаточно о книге. Давайте перейдём к первому качеству, называемому «духовное различение». Я упоминал ранее книгу Шанкарачарьи «Вивека чудамани или драгоценный камень мудрости», изданную более 1500 лет назад. В этой маленькой книге примерно 600 стихов. Но в самом её начале, а конкретно в стихе № 11, автор прямо указывает на важность того, о чём я собираюсь говорить. Итак, стих № 11: “Осознание истины вызвано различением”. Конечно, он использует санскритское слово «viveka»; перепрыгнем через несколько стихов, стихи 17-  19. Шанкарачарья говорит в 17-ом: человек, различающий реальное от нереального, и чей ум отвлечён от нереального, кто обладает спокойствием и сопутствующими добродетелями, и кто жаждет освобождения, именно такой человек считается подготовленным для исследования освобождения. В связи с этим мудрецы говорили о четырёх способах достижения, первый из перечисленных – различение  реального  и нереального. Вы, возможно, не уловили здесь подтекст, и это то, что Шанкарачарья не раскрывает что-то впервые, потому что он говорит: «об этом говорили мудрецы», он говорит о времени до него, он говорит о существующем уже сотни лет. Это не то, что он провозгласил впервые. Он это более или менее объединяет и переутверждает для людей своего времени учения, которые были хорошо известны духовным мудрецам  и, конечно же, мастер К.Х. сделал то же самое для Кришнамурти в 1909 году,  что  было опубликовано в 1910 году.

Хорошо. Это очень важное качество, потому как оно указано первым в списке из четырёх. Кто-то из вас может знать, кем был Борис Цирков. Это величайший редактор сборника сочинений Блаватской и в сопроводительной записке к сигнальному тому «Тайной Доктрины» он делает следующее заявление. Я цитирую: «Неотъемлемым аспектом духовного роста является развитие способности к различению». И это то, о чём мы будем говорить: способность к различению. Сначала –  что такое различение, а затем –  что означает такая способность, что он имеет в виду под этим.  Итак, я сказал, что это слово происходит от санскритского «вивека», и вы знаете, что когда вы переводите слово с одного языка на другой – с немецкого на французский или с голландского на английский, очень часто что-то теряется в переводе. Возможно, теряется утончённость или, возможно, когда вы переводите слово на новый язык, вы приобретаете новые коннотации, которые не были частью исходного слова. Поэтому всегда помните об этом при чтении переводов. И в этом случае англоязычные писатели склонны использовать три слова для оригинального «viveca». Одно – это просто «различение», что означает способность определять мудрые и разумные отличия, другое слово – проницательность, способность обнаруживать тонкие различия, понимать что-то особенное в отношении нюансов проблемы и третий термин, который был любимым у одного из наших ранних авторов ХХ века – Клары Кодд, это «прозрение» или «инсайт», «проникновение в суть» – достижение более глубокого уровня понимания, выходящего за пределы поверхностных явлений. Буддисты часто используют это слово – «инсайт». Итак, эти три слова – «различение», «проницательность», «прозрение» имеют различную коннотацию. Это  моя интерпретация – `как я их вижу. Я вижу «различение» как слово, которое обозначает «решительные действия». В нём есть определённая направленная сила. Я вижу «проницательность» как «скальпель», который предполагает некое тонкое, острое восприятие с определённой долей утончённости, а «прозрение» подразумевает, может быть, внезапное или спонтанное осознание вечной истины или принципа. Все они могут заменить слово  «viveca», но каждое из них имеет немного разный оттенок. Хорошо. Теперь Барборка заявляет, что это есть способность к различению. Что мы имеем в виду под способностью? Ну, если говорить обычным языком, мы знаем, я думаю, что мы все знаем, что означает эта способность. Так что мы не говорим  здесь о педагогической гостиной.

 Я нашел определение английского теософиста. Я не помню его имени, но оно было в одном из английских журналов и я приведу здесь его цитату: «Способность сознания функционировать определённым образом с конкретной целью посредством специального механизма». Мне  повторить? «Способность сознания функционировать определённым образом с конкретной целью посредством специального механизма». Хорошо. Давайте приведём здесь пару примеров. Прямо сейчас вы смотрите на меня и вы видите меня. Глаза – это физический механизм, с помощью которого осуществляется способность вашего зрения. Вы слушаете мои слова, вы слышите слова, вы слышите, как человек, сидящий рядом, дышит. Уши или, вернее, голос, мой голос, вы слышите мой голос, мою речь. Голос является механизмом речи наряду с диафрагмой и лёгкими. Обе эти  способности  каждым человеком или большинством людей приобретены и они способны их использовать. Они приобретаются в течение миллионов лет эволюции, эволюционного процесса. Теософия, расширяя границы, утверждает, что это не только физический процесс, но и процесс эволюции, включающий развитие сознания. Но рассмотрение всего этого вывело бы нас за рамки данной лекции. И наконец, способность к интуитивной мудрости, распознающей мудрости. Это то, о чём мы говорим – движитель, нематериальный механизм, ибо это то, что на санскрите называется «буддхи»  (b, u, d, d, h, i) – не «буддизм», а «буддхи» и это способность, с помощью которой мудрость различения действует. Она также эволюционирует как способность говорить, видеть, слышать. Эта мудрость развивается, однако, она не развита ещё настолько, как наши другие способности, которые я только что упомянул. У подавляющего большинства человечества она находится лишь в процессе пробуждения. В целом, мы гораздо более развиты с точки зрения нашего интеллекта, чем с точки зрения буддхи. Это – эра интеллекта, эра технологий в науке. Буддхи в ближайшие тысячи лет будет развиваться в своё время. Один из моих любимых авторов, теософических авторов, я должен сказать, И.К. Таймни (I.К. Timny), несколько лет назад написал книгу «Самосовершенствование», которая, к сожалению, не была напечатана.  Но в ней он говорит: «Зеркальный интеллект не может понять те тонкие восприятия, которые берут своё начало в буддхическом сознании. Это более высокий уровень сознания. Он говорит: «Развитие Буддхи положит начало той первой фазе нашего внутреннего раскрытия, которую мы связываем с духовностью».

Хорошо. Давайте посмотрим на это слово сейчас – как оно появляется в книге «У ног Учителя». В книге говорится: «Обычно это воспринимается как различие между реальным и нереальным». Что подразумевается под этим? Отметьте себе, что в данной фразе в книге, слово «реальное» пишется с большой буквы. Это действительно глубокий метафизический вопрос, и вы можете размышлять над этим часами, неделями, всю жизнь. Мы просто кратко коснёмся этого. «У ног Учителя» просто затрагивает предельное различение реального и нереального, не слишком на этом останавливаясь. Это лишь часть из вариаций, о которых мы кратко поговорим. Одной из основных частей теософской литературы, как многие из вас знают, является «Тайная Доктрина». В томе I во Введении есть утверждение об этом, названное первым фундаментальным положением. И в этом заявлении, я приведу лишь часть его, мадам Блаватская называет высшую реальность, Абсолют вездесущим, вечным, безграничным и неизменным принципом. Неизменный – то, что не меняется, вездесущий – существующий везде, вечный – без начала, без конца, безграничный – не имеющий ограничений. Попытайтесь представить это. Это то, над чем вы могли бы медитировать часами. Теперь мир, в котором мы живём, вселенная, является результатом или эманацией этой абсолютной реальности. Это периодическое действо, эманация согласно эзотерической философии. Конечно, с точки зрения человека это кажется вечным, потому как длится миллионы и миллионы лет. Но против Вечности миллионы лет – это всего лишь трепет глазного века. Всё относительно, время – относительно. Существует хронологическое время, но есть также и психологическое время, которое очень относительное. Итак, мы живем в мире, который полон перемен, постоянно меняется, ничто не остается прежним даже на секунду и древние философы Индии называли этот мир «майя». К сожалению, его английский перевод – «иллюзия». Я говорю «к сожалению», потому что иллюзия действительно создает ложное впечатление, как о не имеющем значения, и я думаю, что, к сожалению, в Индии многие люди ведут себя именно так: не имеет значения, что я делаю в этом мире, потому что это большая иллюзия, и именно поэтому в этой стране сотни тысяч лет люди прозябают на улицах, потому что, честно говоря, им наплевать на это. Но видите ли, это следствие неправильного понимания слова «майя». Более точным представлением этого слова было бы «внешний вид» или «видимость», но не «иллюзия».

 Это иллюзия в некотором смысле, в том смысле, что когда вы идёте в кино и смотрите фильм на экране, вы понимаете, что это просто потоки света.  Но в то же время, когда идёт этот фильм, разве вы не вовлекаетесь в процесс происходящего на экране? Если это комедия, вы смеётесь, если это мелодрама, вы можете обронить слезу, если это триллер, вы ёрзаете по краю своего кресла, если это драма, вы просто реально вовлечены в действие. Вы переживаете о персонажах, вы ненавидите злодея, вы любите главного героя, вы озабочены финалом, но вы всё время отдаёте себе отчёт, что это всего лишь фильм. И в конце его загораются огни. И что вы видите на большом белом экране? Всё, эти изображения исчезли. Значит ли это, что они ненастоящие? Психологически они были очень реальны, пока вы были погружены в этот фильм. Так же и в жизни. Жизнь на своем уровне – это очень реальный мир. Если вы сомневаетесь в этом, выйдите на средину дороги и посмотрите, не собъёт ли вас машина и посмотрите, почувствуете ли вы что-нибудь. Я уверен  –  у вас получится, если вы выживите. Но это не то, что подразумевается под реальным и нереальным. Да, физическая сфера проявлений имеет свои законы ньютоновской физики и вы должны следовать им и уважать их. Но с точки зрения метафизических рассуждений всё вокруг   – просто мимолётная тень. Для души это всё нереально. И когда вы умрёте, когда вы покинете своё тело, это будет как сон. Утром, когда вы просыпаетесь, вы будете помнить всё как сон прошедшей ночью. Он был очень реальным, пока он шёл, но когда сон  окончен, всё закончилось. Теперь все эти проявления не означают, что вы можете игнорировать или не учитывать важность этой жизни. Проблема в том, что многие люди в Индии делали подобное в прошлом. Они заявляли: «Мне всё равно, это ничего не значит». Ну, пусть это так. Они неправильно читают свои писания, они неверно истолковывают их. Очень важно, что вы делаете в жизни, даже если это преходящий сон и он не навсегда. Это очень важно. Пауль Тиллих, я собираюсь обратиться к нему. У меня есть ещё одна уместная цитата. Он говорит: «Всё видимое имеет поверхность. Поверхность – это та сторона вещей, которая нам прежде всего бросается  в глаза.  Если мы приглядимся к этой стороне, мы узнаем, какими вещи кажутся. Какими они кажутся». Он продолжает: «Однако если мы действуем в соответствии с тем, какими вещи кажутся, мы часто разочаровываемся, наши ожидания оказываются несостоявшимися, и поэтому мы пытаемся проникнуть под покровы поверхностности, чтобы узнать, какими вещи есть на самом деле».  Медитация уводит вас от поверхностности, глубокое мышление и рефлексия уводят вас от поверхностности.

В «Тайной Доктрине» Блаватская говорит, что «майя» или «иллюзия» – это элемент, входящий во всё конечное, ибо всё, что существует, имеет только относительную, а не абсолютную реальность. Даже Солнце, поддерживающее и питающее солнечную систему в течение нескольких сотен миллионов или миллиардов лет, просто выгорит. И мы видим, что наши астрономы могут видеть, что это  происходит во вселенной, как формируются новые Солнца и вымирают старые. Ничто не вечно в этом мире. Итак, различение. «Голос Безмолвия» говорит нам: прежде чем ты сделаешь свой первый шаг (первый шаг – имеется в виду, первый шаг на Пути), научись отличать реальное от нереального, мимолётное от бесконечного. Таким образом, она (ЕПБ) подразумевала определение реального в сравнении с нереальным, как вы говорите, сравнивая мимолётное. Итак, нереальное –    это вечно мимолётное, а реальное – бесконечно.

В качестве ответа вам – нереальное – это всё проявленное. Всё, что имеет начало, имеет и конец. Это может быть короткое существование в несколько секунд, несколько лет или сотен миллионов лет. Но с точки зрения метафизики даже несколько миллионов лет – это также ограниченная продолжительность жизни. Вот о чём они говорят. Также реальное никогда не меняется. Разве то, что вокруг нас, неизменно? Со временем этот, казалось бы, твёрдый стол рассыплется. Даже сталь, железо ржавеют, распадаясь на элементы. Ничто не постоянно в этом мире. Некоторые вещи более постоянны, относительно говоря, да, но в абсолютном смысле – нет. Только реальное постоянно. Хорошо. Давайте посмотрим на некоторые из вариаций развития идеи реального и нереального. Это правильно и ошибочно, важно и неважно, полезно и бесполезно, истина и ложь, эгоизм и бескорыстие. Правильно и ошибочно. Это может быть затруднительно время от времени. Иногда даже определение правильного курса действий может быть чрезвычайно сложным, но Учитель поясняет ученику определённые критерии. Ты должен поступать правильно. Здесь нет места компромиссу. Какова бы ни была цена твоего действия, поступай правильно.

 Я сказал, что это совет, да и эта книга предназначена для тех, кто стучится в дверь Высшего. Это не предназначено для мира в том смысле, что…, я имею в виду, компромисс на самом деле хорош во многих ситуациях, в правительстве, политике и бизнесе. Компромисс – это хорошо. У вас есть люди с разными противоречивыми взглядами и целями, компромисс объединяет их. Но мы здесь не говорим о правительстве, мы не говорим о политиках, мы говорим об ученичестве правильно и ошибочно, без компромиссов, чего бы это ни стоило. Это не значит, что вы не можете потерпеть неудачу, но вы должны сделать всё возможное, чтобы поступать правильно. И много раз вы можете делать это без какой-либо видимой цены. Но может случиться так, что может наступить время в жизни каждого ученика, когда вы столкнётесь с чем-то действительно серьёзным, и вы можете заплатить суровую цену за правильные поступки. Это – испытание, все ученики столкнутся с таким испытанием в какой-то момент, если не в этой жизни, то в следующей, и вы должны поступaть правильно. Это – лакмусовая бумажка. Следующее в списке: важное в сравнении с неважным. То, что мир считает важным для ученика, ничтожно или вообще не имеет значения. Ученик смотрит на мир с другой точки зрения, в совершенно иной перспективе. В своём комментарии к этой книге Анни Безант говорит, что действия политика могут казаться большими в глазах мира, но в глазах Учителя они могут быть не более чем пылью на колесе времени. То, что мир считает большим,  может быть ничем в глазах Учителя. Как посмотреть. Учитель говорит: будь твёрд и решителен в том, что имеет значение. Однако уходи и уступай другим в вопросах, не имеющих значения. Вы должны быть в состоянии различать ситуации. Итак, будьте твёрдыми, но добрыми, решительными, но нежными. Для этого нужна определённая дипломатия или такт. Никто не хочет, чтобы вы были ревностны или фанатичны. Это очень плохо. Вы не должны быть фанатичным человеком. Вы всегда должны развивать такт и дипломатию. Но когда что-то действительно важно, вы сражаетесь в битве, если нет – отпустите. Отпустите своё эго, отпустите свою привязанность. Если что-то неважно, пусть кто-то другой найдет свой Путь. Неважно, кого это волнует. Того, что сводится к чему-то действительно важному, вы должны твёрдо держаться, вы должны твёрдо стоять на своём и делать то, что нужно, отстаивая свой выбор, но благожелательно и по существу: не властно, не ревностно и, определённо, не фанатично.

Следующая подкатегория – полезное и бесполезное. Заявляется: не судить о предмете по его размеру или степени признания, если вы это делаете. В мире есть свои стандарты утилитарной ценности и прямо сейчас многим кажется желанной 15-минутная слава в Интернете. Это абсолютно ничего не значит. Это смехотворно. Слава смешна. Вы будете забыты очень быстро. Вы можете быть знаменитым несколько лет, а по  прошествии их никто даже не вспомнит, кто вы. Эти вещи не имеют значения, ничуть. Так что, если вы беспокоитесь о признании или публичности, просто забудьте об этом. Вы обманываете себя. Если вы хотите быть знаменитым, вы не серьёзно относитесь к духовному пути. Это искушение и отвлечение и совершенно не имеет значения всё то, что другие люди думают о вас. Это не имеет значения ни на йоту. И это действительно болезнь нашего века, когда все пытаются найти себя во внешнем мире, получив известность. Всё дело в личном «я». Ученик должен избавиться от заботы о себе. Это идёт вразрез с принятыми правилами. Но это то, что мы должны осознать. Также мы живём в век информации. Это – век бесконечных знаний, поистине. Я имею в виду, что вокруг больше знаний, чем вы когда-либо можете надеяться получить. Но я полагаю, что жизнь коротка, вашего времени мало и если у вашей жизни есть цель, в которую, как мне кажется, вы верите, то вы должны решить, как вы собираетесь использовать своё время. Либо вы собираетесь использовать его на глупости, на вещи, которые не имеют значения, либо вы собираетесь посвятить себя и сосредоточиться на вещах, которые действительно имеют значение, что не означает, что у вас не должно быть моментов лёгкости и времени для развлечений. Но я говорю о том, что вы должны избавиться от привычек, укоренившихся привычек бессмысленно тратить время день за днем. Вы растрачиваете своё время, жизнь коротка и если вы серьёзно относитесь к Пути, у вас нет времени чтобы растрачивать его на глупые вещи. Это не значит, что у вас нет чувства юмора или смеха. Но вам известно, что важно, а что нет. Ещё одна категория – истина и ложь. И здесь, когда человек серьёзно относится к ученичеству, мы надеемся, что этот человек находит себя далеко за пределами стадии лицемерной лжи. У многих людей она присутствует в общественной жизни, политики ведут себя подобным образом постоянно. Люди в бизнес индустрии занимаются этим. И это приемлемо: люди уклоняются от налогов, всякого рода ложь, большая ложь, малая ложь. Если вы серьёзно относитесь к духовному Пути, вы должны следить за тем, что вы говорите. Это должно быть очевидно. Но есть более тонкий вариант лжи, который люди неосознанно используют, потому что они не осознают этого. Я не говорю о прямой, откровенной лжи. Вы знаете, когда вы лжёте, вы знаете, но я говорю о преувеличении. Все этим занимаются все  и я не исключение. Все мы преувеличиваем.

Но если посмотреть на предмет внимательно, преувеличение является своего рода искажением, своего рода неправдой. Вы знаете, мы преувеличиваем наши добродетели, мы преувеличиваем недостатки других, чтобы они выглядели хуже. Если вы серьёзно относитесь к ученичеству, вы должны наблюдать за этим. Вы должны быть серьёзными. Точность в речи – это привычка, на которой вы должны сосредоточиться. Это потребует времени и концентрации ваших усилий, потому что многие из нас привыкли просто говорить всё, что приходит в голову. Но когда вы серьёзно относитесь к ученичеству, вы должны следить за каждым словом, потому что вы несёте ответственность за всё, что вы говорите. Слова – это сила. Слова несут последствия. У них есть своё значение и присущий им отзвук. Для примера: ученик не скажет, что всё или все вокруг потрясающи, как это принято у многих людей сегодня – «О, ты удивителен! О, это  просто классно! Совершенно потрясающе!» Вы должны очистить свой словарный запас от бессмысленных терминов и подобных гипербол. Вы должны очистить себя от этого материала. Во-первых, если всё вокруг потрясающе, следовательно, в этом нет ничего удивительного. Этим полностью разбавляется значение этого слова. Вы должны зарезервировать слово «потрясающе» для очень немногих вещей, которые на самом деле невероятны или выдающиеся. Но люди разбрасываются словами, как будто это конфетки. Если вы серьёзно относитесь к ученичеству, вы должны следить за тем, как формируется ваша речь. Вы не можете позволить подобному появляться из ваших уст. Вы не можете быть небрежными и легкомысленно относиться к речи. Большинство мудрецов, когда вы подумаете о том, каковыми они вам представляются, то вы увидите, что это очень немногословные мужчины или женщины. Вы не увидите их попусту болтающими, они не болтуны, в основном они молчат. И когда они говорят, они говорят что-то, что имеет глубокое значение, при этом немногословно. Итак, в эту эпоху болтовни, когда все хотят быть в Интернете, говорить, быть услышанными, встать на Большой стенд, ученик должен идти против всего этого. Вы плывёте вверх по течению, скажем так, вы идёте против установленных правил, вы должны научиться молчать. Нет, не молчать до такой степени, чтобы  люди неверно вас  истолковывали, что у вас плохое настроение или уныние, но вы должны сохранять свою энергию и силу. И когда вы становитесь более могущественными на Пути, ваши слова приобретают `большую силу. Поэтому вы должны быть очень осторожны с тем, что выходит из ваших уст. Иисус учил этому также в Библии.

И последняя подкатегория – эгоизм и бескорыстие. Есть много разновидностей эгоизма или эгоистичности, личного тщеславия, чрезмерной гордости за личные достижения, желание признания, жажда материального богатства и тому подобное и хитрость эгоизма. С точки зрения ученика вы можете осознавать одну область, где вы проявляете эту слабость. Вы работаете над ней и, в конце концов, вы устраняете этот свой недостаток. И что происходит? Эта слабость вдруг всплывает в другой области. Это как Геракл, пытающийся рубить головы Гидре: отрубив одну голову, Геракл вдруг обнаруживает в другой стороне ещё одну или несколько голов. Эгоизм во многом схож с этим. Он всплывает, приобретая различные и часто совершенно неожиданные формы. Возможно, вам удастся искоренить свою жажду материального богатства, поскольку, прогрессируя в прошлом, вы, возможно, полностью отделили себя от материального богатства. Но в то же время вы могли приобрести личное духовное тщеславие. О, ты только посмотри, как я прогрессировал! Ах! Учитель должен действительно гордиться мной! Я по-настоящему `нечто! Видите ли, всё это проблема эгоизма. С этим очень трудно иметь дело и самый эффективный способ – это то, о чём будет сказано на одной из предстоящих лекций. И это –  преданность. В вашей жизни должен быть элемент преданности и вы должны находить себя полезными для других: будь то кто-то в вашей семье, родственники, ваши мать или отец, будь то что-то в вашей карьере, может быть, в маленькой лиге, может быть, вы в бойскаутинге, детском скаутинге. Чем бы это ни было, какой бы ни была ваша дорога, вы должны найти способ служения другим. Это может и не быть схожим на то, как это делаю я. Это может быть проявлено во многом, совпадающем с вашей карьерой или работой, или это может быть чем-то, что вы делаете помимо своей работы. Вы можете просто готовить суп на кухне, вы можете оказывать помощь престарелым людям. Но если вы вложите это в своё сердце, каким бы ни был ваш талант, вы соизмерите свои возможности и увидите, что можете быть полезны в этой области. Вложите это в своё сердце и угадайте, что случится. Вы забудете о себе. `Вот как вы забудете о служении себе – служа другим и будучи преданными чему-то более высокому, чем вы сами. Вылезайте из своего пузыря, вылезайте из своей коробки, думайте о других, не думайте о себе всё время. Итак, в заключение. Мы немного раскрыли книгу «У ног Учителя», говоря о первой квалификации – различении. Это самый первый пункт из списка, потому как он выступает первым и во многом связан с остальными, а вам необходимы будут все. Но без различения очень трудно достичь остального.

Итак, в целом, без различения мы не можем отделить важное от неважного, мы не можем сделать это. Вопросы, являющиеся тривиальными и бесполезными, становятся напыщенными и взыскательными. У нас нет ни времени, ни энергии, потому как мы имеем дело с очень поверхностными вещами. Без различения грань между добром и злом становится неясной и размытой. Мы не можем указать на их различия. Право становится тем, что целесообразно или корыстно, в то время как наше представление о зле основано не на каком-либо реальном понимании истины, а на простых социальных условностях и религиозных традициях. И наконец, без различения мы не можем отличить иллюзию от реальности. Наша так называемая духовность становится ничем иным, как декорацией уже используемой идеи и религиозного благочестия. Всё это без различения не более чем ничто. Но в свете просветления, духовного различения, направляющего каждый наш шаг,  мы начинаем различать реальное от нереального, свет от теней и вечное от мимолётного. Благодарю вас.

Есть ли какие-либо вопросы или комментарии, которыми вы хотели бы поделиться?

Вопрос (Тим Бойд):   Прежде всего, Дэйв, я хочу поблагодарить Вас за лекцию. Просто пара вещей. Во-первых, я очень рад, что моей дочери нет здесь. О Ваших комментариях о «потрясающем». Если этого не употреблять, я думаю, половина её словаря исчезнет бесследно. Итак, я рад, что она осталась дома. Также Вы сделали комментарий … пару раз вы говорили о предисловии к книге, о тех, кто стучится. Не могли бы вы сказать немного больше? Знаете, что, по вашему мнению, они имеют в виду, когда говорят о тех, кто стучится? Какая идея стоит за этим стуком?

Ответ: Это хороший вопрос. Те, кто стучатся, как я уже сказал…, это относится к посвящению и даже Иисус использовал этот оборот. И вы без труда отыщете такой стук и знаете… Итак, к чему это отсылает нас? К открытию внутренних дверей духовной жизни. `Можно так выразиться. Мы живём во внешнем мире и у нас есть свои занятия, у нас есть свои ответственность и обязанности. И мы должны продолжать заботиться о многих вещах. Но есть и внутренняя жизнь, в которой мы живём, и когда кто-то серьёзно относится к этой стороне жизни, то, говоря метафорически, он стучится в дверь во внутреннюю комнату, прося принять в эту внутреннюю жизнь, и стук проявляется в честности, серьёзности, преданности и стремлении. В этом случае человек меняет фокус своей жизни с внешних проявлений на внутренние. В Индии традиционно делят жизнь человека на четыре этапа, и последний этап всегда является духовным этапом. Знаете, у вас была юность, у вас был период главы дома и так далее, но последний период – всегда духовная жизнь. В прошлые века нередко бывало, по крайней мере, в Индии и в восточных странах, что люди уходили жить в ашрам с гуру, который, как предполагалось, был более продвинут на духовном пути, и учиться у этого гуру. Это трудно сделать сегодня, особенно на Западе. Вероятно, даже в сегодняшней Индии, ставшей очень вестернизированной. Таким образом, нужно жить или пытаться найти способ идти по Пути, чтобы жить духовной жизнью, но всё же продолжая выполнять свои повседневные обязанности. Я не знаю никого в Теософическом Обществе, кто бы мог полностью отказаться от своих повседневных обязанностей. У большинства тех, кого я знаю, есть семьи, у них есть работа или имелась работа. Возможно, они сейчас на пенсии, но у них есть внуки. Так что это очень и очень сложная задача: заботиться об обоих путях одновременно. Но это то, что мы должны делать, а стучать – значит демонстрировать   не устно, а своими действиями, своими мотивами, своими намерениями. Всё это делается внутри, потому что вы серьёзно относитесь к движению в этом направлении, и если стук будет искренним, он будет услышан, и эта часть жизни человека начнёт своё активное продвижение.

Вопрос: Я поражена, я не уверена, что могу это выразить Вам. Меня поразили представления о проявленном и вечном, но также и личное «я» и то, о чём Вы здесь говорили, называя его чем-то `большим, чем наше обычное «я» –  внутреннее «Я». И о том, чтобы проводить больше времени в нём, и о том, что у нас есть обязанности в мире и своего рода способы, которыми мы взаимодействуем с проявленным миром. Поэтому есть какой-то баланс или какое-то взаимодействие, которое кажется естественным. А затем Вы также упомянули, я думаю, я не уверена, что скажу это Вашими словами, используя наше намерение или, знаете, направляя наше внимание. Что кажется очень жизненным, ключевым моментом в работе с этим внутренним и внешним материалом? Итак, я хотела бы узнать об этом. Расс`кажете ли вы больше об этом или кто-то что-нибудь скажет об этом?

Ответ: Ну, это обширная территория. Позвольте мне просто сказать, что весь этот мир является проявлением божественного разума, и в каком-то смысле весь мир – это сцена, как однажды сказал Шекспир, и мы – актеры на ней; каждый из нас играет свою роль в этом воплощении. Всё, что мы обычно видим в людях, это их внешняя личность, их физические характеристики, их манеры, их речь и т. д. Это всё на поверхности и те из вас, кто был женат какое-то время, понимают это. Вы действительно не узнаете кого-то действительно глубоко, пока вы не прожили с ними в течение нескольких лет. Частично это связано с тем, что мы все очень хорошо одеваемся в персонажи, маски. И я не говорю, что в этом есть что-то плохое, что мы должны быть личностью на рабочем месте…  В разных средах мы должны надевать разные костюмы, так сказать, но мы не должны ошибочно принимать этот костюм за нас так же, как актёр на сцене не смешивает своё настоящее «Я» с ролью, которую он играет этим вечером. Наша настоящая идентичность – это не физическое «я», она гораздо глубже, и это физическое тело всего лишь инструмент, это –  проявление на период одной жизни, это проводник, инструмент, который мы используем. Библия говорит, что тело – это храм Духа, указывая, что к телу следует относиться с уважением. Но это – место обитания Духа. Важно не тело, а Дух. Вот что важно. Поэтому всякий раз, когда вы видите то, что может оказаться трагедией (как Кристофер Ривз, падающий с лошади, очень спортивный, красивый, хорошо выглядящий парень, переживший большую трагедию и парализованный в течение многих лет), что-то происходит за всем этим, чего мы не в состоянии увидеть. И всё это – трагедия с физической точки зрения. Возможно, под этой поверхностностью происходит нечто очень героическое, на уровне души, то, что мы не можем видеть. Люди, страдающие от всевозможных трагедий, являются реципиентами и справедливо относиться к ним с состраданием и жалостью.  Это нормально и абсолютно правильно, что мы имеем такую реакцию, но, в то же время во многих из этих случаев на внутренних планах извлекаются большие уроки, стоящие многого. И это одно из того в западном мире в развитых странах, которые являются заматериализованными, что люди не хотят слышать. Они не хотят слышать о худшей стороне жизни, они хотят слышать о веселье и играх, потому что людям так комфортно с нашим высоким уровнем жизни, и они согласны с тем, что в жизни не должно быть никаких страданий. Ну, извините, это просто не правильно. Вы сравниваете сладкое с кислым. Жизнь имеет свои взлёты и падения. Вы не можете просто жить на вершине, питаясь исключительно сладостями. Вам иногда приходится страдать, и если кто-то предлагает вам что-то, говоря, что у него есть Путь к духовной жизни, где вы не будете страдать (вот и всё, как товарный чек), вы должны знать: это не стоит и бумаги, на которой это напечатано. Любой, кто действительно знает что-либо о духовной жизни, знает, что вы не избежите страдания. Теперь, истинно, у вас будут моменты экстрима, блаженства, счастья и спокойствия, которые, вероятно, намного превзойдут всё, что вы когда-либо испытывали раньше. Но вы не избежите страданий. Вот что такое сострадание: сочувствовать другим, кто страдает. Знаете, вот что такое большое сердце: принимать, оглядывая весь мир, и видеть, что все люди страдают в различных обстоятельствах. Они страдают повсюду. Это то, что жизнь… Будда сразу увидел это. Но по какой-то причине в промышленно развитых обществах мы, кажется, согласны с  иллюзией, что всё всегда должно быть в порядке. Но когда вы вступаете в духовную жизнь, вы понимаете, что эти вещи на самом деле являются серьёзным испытанием для вас, чтобы увидеть, как вы противостоите трудностям. В этом и заключается проверка: в наличии проблем. И не имеет значения, что происходит с вами снаружи, это – часть кармы. Что действительно важно, так это то, как вы сталкиваетесь с этими обстоятельствами, как вы противостоите им. Иногда это требует позвоночника, это требует мужества, это требует сил. Духовная жизнь – это не сахар, не сливки с клубникой, не «всё хорошо» и не пуси-муси. Это – сентиментализм. Духовная жизнь для сильных людей.  Это не для слабых людей и любой, кто говорит вам что-то другое, не знает, о чём он говорит. Другие вопросы?

Вопрос: У нас есть один вопрос из интернета. Здесь говорится: книга «У ног Учителя» была написана для тех, кто хотят стать учениками Махатмы. Не могли бы вы рассказать немного больше о том, что такое ученичество в теософическом смысле этого слова?

Ответ: Да. Ученичество – это длительный процесс трансформации, изменяющий внутренний характер так, что человек слушает больше голос высшего «Я» внутри себя, чем своё низшее «я». Это постепенная переориентация нашего «я». Таким образом, мы настроены больше на духовные вещи, на вечное и это означает определённые этические нормы, которые подчёркиваются в большей части  литературы. Это также не то, что нужно воспринимать легкомысленно. Это не то, что вы делаете на забаву, потому что  вызвать что-то настолько серьёзное, а затем бросить это, как будто оно ничего не означает, чревато  очень серьёзными последствиями. Очень серьёзными последствиями. Если вы поступите подобным образом, вы можете очень сильно заблокировать свой доступ к такого рода жизни на несколько воплощений. Если  вы отнесётесь к чему-то, что является жемчужиной, как к мусору, вы, вероятно, просто отсечёте себя на несколько воплощений от этого без возможности вернуться. Поэтому, как только вы постучите в дверь, вы должны быть уверены, что вы серьёзно относитесь к духовному пути, и вы должны будете продолжать им идти. Но оно того стоит, и если вы действительно серьёзно отнесётесь к этому, вы никогда не пожалеете об этом, потому что это даст вам смысл и цель жизни, как ничто другое. Внешний мир – это безделушки, это призы, это 15 минут славы и это – ничто. Ничто. Но если вы думаете, что эти вещи важны, идите к ним, идите за ними, ваш выбор будет после них, потому как вы знаете, что, возможно, вам нужно `сделать это, и в процессе этого вы можете развить в себе другие сильные качества, которые со временем станут полезными в другой жизни, в духовной жизни. Поэтому, если вы видите человека, стремящегося к материальному благосостоянию, не останавливайте его, чтобы он усвоил ценные уроки для своей стадии эволюции. Со временем эти люди придут к духовной жизни и могут даже превзойти вас, потому что этот человек мог развить огромные добродетели и сильные стороны в других областях, которых вам пока не хватает. Поэтому  мы никогда не можем судить другого человека. Каким путём он идёт, вы никогда не знаете.

Конец первой части.

Перевод  Игоря Комарова,

помощь в редактировании  

Ларисы Пустовойтовой.

Видео этой лекции вы  можете посмотреть на YouTube  канале «Теософское содружество Украины».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.