Чтобы учить других, надо учиться самому

Вот уже третий год подряд в рамках ежегодной программы Музейного Центра Е. П. Блаватской и её семьи в городе Днепр проходят Международные “Студии Елены Блаватской”. 23-24 марта 2019 года общественной организацией “Универсум Елены Блаватской” совместно с “Ложей Е. П. Блаватской” проведена Студия на тему: “Духовное образование. Раджа-Йога образование для реинкарнирующих детей”.

Открывая студию, Президент Ложи Е. П. Блаватской Татьяна Владимировна Головченко привела слова Елены Петровны из “Ключа к Теософии”, где она сказала относительно настоящей, здоровой системы образования следующее:

“Будь у нас деньги, мы основали бы школы, которые выпускали бы не просто умеющих читать и писать кандидатов на голодную смерть. Там в детях воспитывали бы, прежде всего, уверенность в себе, любовь ко всем людям, альтруизм, взаимное милосердие и, в первую очередь, учили их думать и рассуждать самостоятельно.

Чисто механическую зубрёжку мы свели бы до абсолютного минимума, и основное время посвятили бы развитию и воспитанию их внутренних чувств, способностей и скрытых возможностей.

Мы постарались бы с каждым ребёнком обращаться, как с индивидуальностью и обучать его так, чтобы обеспечить наиболее гармоничное и равномерное раскрытие его способностей, дабы все его особые склонности получили естественное развитие. Своей целью мы поставили бы воспитание свободных мужчин и женщин – свободных, как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении – без каких бы то ни было предрассудков, и прежде всего – неэгоистичных. И мы убеждены в том, что многого, если не всего этого, можно было бы добиться  с помощью надлежащего  и истинно теософического образования”.

Этим Татьяна Владимировна задала тон всей дальнейшей работе.

Первый день встречи был посвящен теме о Раджа-Йоге образовании и вела её теософ из Голландии г-жа Джоанна Вермюлен. Она представляла очень активное теософское движение Поинт Лома Дом Блаватской в Гааге (Голландия). Джоанна является международным лектором с многолетним опытом работы (ежегодно она совершает до 17 поездок по миру). Она очень чётко, понятно и доступно раскрывала роль родителей, в частности, и домашней обстановке, в целом, в образовании и воспитании ребёнка, начиная с момента его внутриутробного развития. Каждому члену семьи необходимо знать, подчёркивала она, что реинкарнирующая Душа приходит на Землю не как “чистый лист”, как об этом говорили раньше, а приносит с собой всё, что она наработала в прошлой жизни. Уже при рождении ребёнок видит всё то, что ему надлежит познать, чему он должен научиться.

Лектор неоднократно подчёркивала, что в человеке, в самой его основе, есть сердце его сердца, божественное существо, живой бог – высшая часть его существа. Она цитировала Г.Пурукера: “И наша задача – стремиться, как можно больше раскрыть это внутреннее божественное сияние: не развивать его, не стимулировать его, поскольку оно всегда присутствует в своей высшей красе, а раздвинуть завесы низшей самости, чтобы эта внутренняя краса сияла в каждом ребёнке”.

Далее Джоанна Вермюлен показала, что в основе системы Раджа – Йоги образования лежит основополагающая идея: сотрудничество с естественными законами Природы, которые Е. П. Блаватская описала в своих главных трудах: “Тайной Доктрине”, “Ключе к теософии”, “Голосе Безмолвия”. Знание этих законов необходимо для того, чтобы у маленького ребёнка, а затем и у школьника, было меньше возможностей для борьбы, чтобы в их сердцах с помощью направляющей руки родителей и учителей формировалось чувство любви к другим людям, милосердие, сострадание, как этических принципов самого высокого уровня.

Для работы уже непосредственно со школьниками Раджа-Йога – это вдохновение. Здесь учитель строит свои отношения с детьми, раскрывая их внутренний мир, их чувство единства со всеми, их совесть, направляет их к тем великим идеям, которые есть в глубине их сути, и пытается найти им выход. “Это не легко”, – сказала Джоанна. Поэтому, необходимо, прежде всего, самому знать, понимать и осознавать, какие главные принципы лежат в основе  нового взгляда на образование. Чтобы учить других, учитель должен всегда учиться сам.

Какой  бы аспект Раджа-Йоги образования не раскрывала Джоанна Вермюлен, она заключала его тем, что в отличие от духовного наставления – передачи нам известной мировой мудрости – духовное образование обращается к божественному внутри самого ребёнка.

Во второй день  встречу вели украинские теософы. С сообщениями “Реформаторская педагогика. Новая украинская школа” выступила Ю. А. Шабанова, “Духовно-научные основы вальдорфской педагогики” – А. А. Осипов, “Педагогическая система Монтессори” – Т. В. Головченко, “Гуманная педагогика – Ю. Д. Родина”. Интересной была информация Елены Валентиновны Аливанцевой о воспитании детей в семье Е. П. Блаватской. Она глубоко проследила её родословную и сказала, что уже на сегодня известны традиции образования и воспитания детей в пяти поколениях предков по материнской линии, и в четырёх – по отцовской линии.

В заключение этого прекрасного воистину теософского мероприятия участники студии образовали три “малые группы” и показали практическое применение основных обговоренных идей.

По дороге домой мы снова и снова возвращались к тем или иным аспектам программы и однозначно утвердились, что наша задача – постоянно учиться, раскрывать теософские принципы мышления и действия, которые основаны на законах, исходящих из сердца Природы.

Материал подготовили члены теософского отделения “Лайя”,

г. Кропивницкий, участники Студии: Людмила Фесенко,

Любовь Нургалеева, Елена Резниченко,

Раиса Калашникова.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.