Жемчужное Ожерелье вопросов и ответов

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Многие читатели нашего Сайта отмечают, что изучение трактата “Жемчужное ожерелье вопросов и ответов” оказывает глубокое влияние на умственное и моральное становление личности. Каждый его пункт является поучительным, потому что каждый несёт весть об истинной духовной Сущности человека, о его высоком предназначении во Вселенной, о безграничных возможностях совершенствования и расширения человеческого сознания, подсказывает пути реализации познанного в жизни.

По просьбе читателей публикуем вторую часть данного трактата.

Шри Ади Шанкарачарья (788 – 820гг.) – единственное известное воплощение Шивы. Он – учёный и святой, философ и поэт, мистик и религиозный реформатор. Шанкара был гениальным ребёнком. В два года он уже мог читать книги, в три понимал Пураны, а в пять лет он отправился в ученичество для изучения Вед и завершил своё образование, обычно занимавшее в то время почти двадцать лет, за два года. Существовало немного умов более универсальных, чем интеллект Шанкарачарьи. В восемь лет он стал санньясином (странствующим монахом). За свою тридцатидвухлетнюю жизнь он создал десять монашеских орденов, написал более четырёхсот произведений, включая поэзию, комментарии к главным Брахма – сутрам, Упанишадам и к Бхагавадгите. Второго такого примера в Индии не было.

Предлагаем вам познакомиться с отрывком из трактата Шри Ади Шанкарачарьи “Жемчужное ожерелье вопросов и ответов”:

Шри Шанкарачарья
Трактат  VI
Жемчужное ожерелье вопросов и ответов

 

 Храм, где молился Шанкарачарья

1.
Воистину! – найдется ли такой человек, кто, будучи искусным в достижении видимых и невидимых целей, не украсил бы себя этим ожерельем жемчужным, из вопросов и ответов состоящим?

2.
— Учитель, что необходимо принимать?
— Наставление Мастера.
— А что отвергать?
— Неподобающую деятельность.
— Кто духовный Мастер?
— Тот, кто Истину осознал, и чья деятельность всегда направлена на благо ученика.

3.
— Какова наиглавнейшая задача умного человека?
— Разрушение цепи круга рождений и смертей.
— Что является семенем дерева освобождения?
— Истинное знание и его жизненное воплощение.

4.
— Что наиболее благотворно?
— Праведность.
— Кто чистый?
— Чья мысль чиста.
— Кто мудрый?
— Духовно различающий.
— Что есть яд?
— Пренебрежение советами учителей.

5.
— Что составляет природу преходящей жизни?
— Именно ее преходящесть и мимолетность — таково завершение после тщательного изучения этого вопроса.
— Что должно быть наиболее желанным для людей?
— Самоотверженное стремление к благу – своему и других людей.

6.
— Что ослепляет, словно напиток опьяняющий?
— Привязанность.
— А кто разбойники?
— Объекты чувств.
— Что есть ползучая лиана бренного мира?
— Неустанная жажда желания.
— Кто враг?
— Безделье.

7.
— Что является источником страха?
— Смерть.
— Кто в этом мире слепейший из слепых?
— Подверженный страстям.
— Кто герой?
— Не сраженный стрелами кокетливых взглядов.

8.
— Что должны вкушать, словно капли нектара, раковины ушей?
— Мудрецов истинное наставление.
— Что делает человека уважаемым?
— Отсутствие просьб.

9.
— Что есть бездна?
— Характер женщины.
— Кто хитер?
— Не подпадающий под женское влияние.
— Что есть несчастье?
— Недовольство.
— Что делает человека недостойным?
— Попрошайничание даже у худших из худших.

10.
— Какая жизнь настоящая?
— Благочестивая.
— Что есть инертность?
— Неспособность применения полученного знания.
— Кто бдителен?
— Духовно различающий.
— Что есть спячка?
— Человеческое невежество.

11.
— Что неустойчиво, словно капля воды на листке лотоса?
— Юность, богатство и продолжительность жизни.
— Еще скажите, кто подобен охлаждающим лучам луны?
— Воистину праведные люди.

12.
— Что есть ад?
— Зависимость от других.
— Что есть счастье?
— Беспристрастность ко всему.
— Что есть Истина?
— То, что для людей благотворно.
— Что дорого живым существам?
— Жизнь.

13.
— Что порождает нежеланный результат?
— Самомнение.
— Что счастье дарует?
— Дружба с благонравными.
— Кто способен уничтожить любое зло?
— Отрешенный от всего.

14.
— Что есть смерть?
— Состояние полного невежества.
— А что бесценно?
— Нужный подарок в нужное время.
— Что мучает до самой смерти?
— Совершенные и скрытые грехи.

15.
— К чему необходимо стремиться?
— К хорошему образованию, здоровому телу и милосердию.
— Чего следует избегать?
— Порочных людей, чужих женщин и богатства других.

16.
— О чем следует днем и ночью размышлять?
— О бренности мира преходящего, а не о юных красавицах.
— Что должно быть любимой обязанностью?
— Милосердие к страждущим и дружба с праведными.

17.
— Кого невозможно даже в конце жизни на истинный путь направить?
— Глупцов, постоянно сомневающихся, унылых и неблагодарных.

18.
— Кто праведный человек?
— Обладающий благочестивым характером.
— Кого считают самым худшим?
— Того, кто имеет порочный характер.
— Кто может завоевать этот мир?
— Тот, кто правдив и терпелив.

19.
— Кому даже божества оказывают почтение?
— Тому, кто полон сострадания.
— Что должно пугать благочестивых?
— Заросли этого преходящего мира.

20.
— Кому подчиняются живые существа?
— Тому, чья речь добра и истинна, и кто сам смиренен.
— В чем должно утвердиться?
— В праведном пути. Путь же этот блага приносит – видимые и невидимые.

21.
— Кто слепой?
— Совершающий то, чего не следует делать.
— Кто глухой?
— Не слушающий хороших советов.
— Кто глупый?
— Кто в нужное время не способен добрые слова произнести.

22.
— Что есть истинный дар?
— Ответ отзывчивого сердца.
— Кто настоящий друг?
— Отвращающий от совершения греха.
— Что есть прекраснейшее украшение?
— Непорочный характер.
— Что есть сокровище речи?
— Праведность.

23.
— Что изменчиво как вспышка молнии?
— Общение с порочными людьми и молодыми красавицами.
— Кто способен проявить непоколебимость характера и традиций даже во время этой Кали-юги?
— Воистину благочестивые люди.

24 – 25.
— Что в этом мире трудно достижимо, подобно Чинтамани – волшебному камню?
— Вот я поведаю о тех великих четырех вещах, о которых неустанно говорят умные, чье незнание рассеяно.

Это:
— дары, сопровождаемые сердечными словами;
— знание, лишенное гордыни;
— мужество, связанное с милосердием;
— богатство, отданное без сожаления. Воистину трудно достижимы эти четыре добродетели.

26.
— Что заслуживает сожаления?
— Скупой характер.
— Если кто богат, что достойно похвалы?
— Щедрость.
— Кто даже у мудрых почтенье вызывает?
— Тот, кто по природе своей всегда скромен.

27.
— Кто, солнцу подобно, раскрывает лотос величия семьи?
— Тот, кто богатством добродетелей обладает и все-таки самомнителен.
— Кем должен быть этот мир управляем?
— Тем, чья речь сердечна и благотворна и кто в справедливости утвердился.

28.
— Что разумных привлекает?
— Совершенство литературных произведений и муза мудрости.
— Кого несчастья не затронут?
— Того, кто наставленья мудрецов исполняет и чувства свои обуздывает.

29.
— Кому богиня Лакшми благоволит?
— Тому, чья мысль подвижна и характер благочестив.
— А кого она покидает внезапно?
— Ленивого и того, кто богов, учителей и старших не уважает.

30.
— Какое место самое пригодное для жилья?
— По соседству с добродетельными людьми, или в городе Света – Каши.
— А какого места нужно избегать?
— Где людей порочных много и правитель жадный.

31.
— Может ли человек без грусти жить?
— Да, если он преданную жену имеет и имущество достаточное.
— Кто жалок в этом мире?
— Тот, кто хотя сам в достатке, но с другими не делится никогда.

32.
— Что делает человека презренным?
— Попрошайничание у несчастных.
— Кто самого бога Раму в героизме превосходит?
— Тот, кто не пошатнется, даже будучи пронзенным стрелою бога любви.


33.
— О чем следует и днем и ночью размышлять?
— О деяниях Господа, а не о мире преходящем.
— Кто слепые, хотя и зрячие?
— Люди, в Бога не верующие.

34.
— Кого калекой считают?
— Того, кто в паломничество собрался, когда уже старым стал.
— Какое паломничество самое главное?
— То, которое разум от грязи очищает.

35.
— Что должен человек помнить неустанно?
— Имя Божье, а не разговоры чужие.
— Чего должен человек в своей речи избегать?
— Лжи и обсуждения недостатков других.

36.
— В чем заключается величие людей?
— В знании, богатстве, силе, славе и благочестии.
— Что разрушает все добродетели?
— Жадность.
— А кто враг?
— Похоть.

37.
— Какого собрания нужно избегать?
— Где нет умных и опытных советников.
— Чего следует остерегаться в этом мире?
— Стать прислужником правителей.

38.
— Что должно быть дороже самой жизни?
— Духовные традиции семьи и общение с праведными людьми.
— Что необходимо охранять?
— Честь своего имени, преданную жену и свой интеллект.

39.
— Что в этом мире подобно легендарному дереву калпалата,
исполняющему желания?
— Знание, переданное достойному ученику.
— А что подобно вечному баньяновому дереву?
— Дар, врученный достойному человеку с торжественным настроем мысли
и соответствующими манерами.

40.
— Какое оружие всем доступно?
— Сила рассуждения.
— Кто мать?
— Корова.
— Что может защитить?
— Собственное терпение.
— Что умертвляет?
— Отсутствие бдительности.

41.
— Где собирается яд?
— В мысли порочных людей.
— Что порождает эту нечистоту сознания?
— Материальные и духовные долги человека.
— Что делает бесстрашным?
— Непривязанность.
— Что причина страха?
— Воистину единая для всех – богатство.

42.
— Что достигается людьми труднее всего?
— Любовь к Богу.
— Что грешно?
— Причинение вреда другим.
— Кто Господу дорог?
— Тот, кто других не злит и сам не злится.

43.
— Что приводит к успеху?
— Напряженное устремление.
— Где обитает разум?
— У браминов.
— Как возникает этот разум?
— В результате почитания старших, а также служения им.
— Кто старший?
— Знающий истину Дхармы.

44.
— Что хуже смерти для почитаемого человека?
— Бесчестье.
— Кто в мире бывает счастливым?
— Богатый.
— А что такое богатство?
— То, что способствует удовлетворению желаний.

45.
— Что есть основа всего счастья?
— Добродетель.
— А несчастье откуда?
— От греха.
— Кто божественные черты обретает?
— Тот, кто Шиву – Шанкару с преданностью почитает.

46.
— Кто восходит?
— Смиренный.
— А кто нисходит?
— Высокомерный.
— Кому не надобно доверять?
— Тому, кто лжет постоянно.

47.
— Когда неправда все же не является грехом?
— Когда слова произносились ради защиты своей собственной дхармы.
— Что такое дхарма?
— Те культурные и морально-духовные устои и традиции, которых придерживались предки и старшие в семье.

48.
— Откуда сила мудреца?
— От Бога.
— Кто мудрец?
— Тот, кто всегда уравновешен.
— Что божественному уподобляется.
— Добродетельные деяния.
— Кто добродетелен?
— Тот, кого праведные возлюбили.

49.
— Кто истинный друг домохозяина?
— Преданная жена.
— А кто домохозяин?
— Совершающий обряды жертвоприношения.
— Что составляет суть жертвоприношения?
— Обязанности, установленные Ведами, исполнение которых способствует духовному росту людей.

50.
— Чей ритуал будет действительно плодотворным?
— Того, кто всегда добродетелен и ведет чистый образ жизни.
— А кто добродетелен?
— Кто руководствуется предписаниями Вед.
— Кто мертв, хоть и живой?
— Отбросивший обязанности, указанные Ведами.

51.
— Кто богатый?
— Саньяси – от всего мира отрекшийся.
— Кого следует уважать?
— Того, кто мудр и обладает благонравным характером.
— Кто достоин служения?
— Милосердный.
— Кто милосерден?
— Тот, кто помогает нуждающимся.

52.
— Что счастье для людей?
— Крепкое здоровье.
— Кто плоды пожинает?
— Тот, кто своим делом занимается прилежно.
— Кто от грехов освободится?
— Тот, кто неустанно имя Господне повторяет.
— Кто полноты своей достиг?
— Имеющий достойных наследников.

53.
— Что наиболее сложно для людей?
— Свой ум всегда в равновесии удерживать.
— Кто истинно целомудренен?
— Кто энергию семени своего в медитации постоянно наверх устремляет.

54.
— Кого прославляют как наивысшее божество?
— Бхагавати – силу чистого Сознания.
— Кто Владыка вселенной?
— Солнце.
— Что причина жизни всего сущего?
— Дождь.

55.
— Кто герой?
— Тот, кто испуганных защищает.
— Кто истинный защитник?
— Духовный Учитель.
— Кого почитают духовным Учителем всего мира?
— Шамбху-Владыку.
— Откуда знание приходит?
— Воистину от бога Шивы.

56.
— Как достигается свобода?
— Сердечным устремлением к Мукунде.
— Кто Мукунда?
— Тот, кто неведение превозмочь помогает.
— А что такое неведение?
— Отсутствие знания своего истинного «Я» — Атмана.

57.
— Кто от грусти свободен?
— Тот, кто злости не подвержен.
— Что есть счастье?
— Состояние удовлетворенности.
— Кто истинный правитель?
— Исполняющий потребности людей.
— А кто псу подобен?
— Прислуживающий порочным.

58.
— Кто управитель Майи?
— Парамешвара – Верховный Владыка.
— Что волшебству подобно?
— Эта изменчивая вселенная.
— Что сну подобно?
— Деятельность в состоянии бодрствования.
— Что истинная Реальность?
— Брахман.

59.
— Что заблуждение?
— То, что исчезает, когда появляется знание.
— Что есть бессодержательность?
— Рога зайца, и тому подобное.
— Что невозможно определить ни как истинное, ни как ложное?
— Майю.
— Что есть проекция?
— Дуальность.

60.
— Что есть то, что служит высшему Назначению?
— Адвайта – недуальность.
— Откуда неведение появилось?
— Оно постоянно, ибо безначально.
— Что поддерживает тело?
— Прарабдха карма.
— А что питает тело?
— Длительность жизни, отпущенная прарабдха кармой.

61.
— К кому должен устремляться мудрый?
— К Шамбху, на которого указует мантра Гаятри, солнце и огонь.
— Что общего в мантре Гаятри, солнце, огне и Шамбху?
— Их единая сущность: Реальность – Истина – Шива.

62.
— Кто зримый Бог?
— Мать.
— Кто старший, которого следует уважать?
— Отец.
— Кто со всеми богами тождественен?
— Мудрец, достигший Знания и воплотивший его в жизнь.

63.
— Что является причиной разрушения семьи и общества?
— Причинение страданий праведным.
— Чьи слова непогрешимы?
— Тех, кто по характеру своему всегда правдивы, молчаливы и уравновешены.

64.
— Что является причиной воплощения?
— Привязанность к внешним объектам.
— Как приобретается второе рождение?
— В сыне своем.
— Что неизбежно?
— Смерть.
— На каком месте следует остановиться?
— Которое  на первый взгляд светлым кажется.

65.
— Кто достоин принять подарок – еду?
— Голодный.
— Кого надлежит почитать?
— Аватару – Господа Воплощение.
— Кто Господь?
— Тот единый верховный Владыка, которого почитают и как Шанкару, и как Нараяну.

66.
— Какова награда за преданность Господу?
— Прямое постижение Его Сущности  и Твердыни.
— Что такое освобождение?
— Исчезновение неведения.
— Что является источником для всех Вед и что все Веды породили?
— Воистину, это священное слово АУМ.

67.
— Итак, те, на чьих шеях находится это ожерелье из вопросов и ответов, украшенные жемчугом этим, сияют в обществе мудрых.

Конец трактата Шри Шанкарачарья
«Жемчужное ожерелье вопросов и ответов»

Подготовила Лариса Пустовойтова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.