Жемчужное Ожерелье вопросов и ответов

Шри Ади Шанкарачарья (788 – 820гг.) – единственное известное воплощение Шивы. Он – учёный и святой, философ и поэт, мистик и религиозный реформатор. Шанкара был гениальным ребёнком. В два года он уже мог читать книги, в три понимал Пураны, а в пять лет он отправился в ученичество для изучения Вед и завершил своё образование, обычно занимавшее в то время почти двадцать лет, за два года. Существовало немного умов более универсальных, чем интеллект Шанкарачарьи. В восемь лет он стал санньясином (странствующим монахом). За свою тридцатидвухлетнюю жизнь он создал десять монашеских орденов, написал более четырёхсот произведений, включая поэзию, комментарии к главным Брахма – сутрам, Упанишадам и к Бхагавадгите. Второго такого примера в Индии не было.

Предлагаем вам познакомиться с отрывком из трактата Шри Ади Шанкарачарьи “Жемчужное ожерелье вопросов и ответов”:

Шри Шанкарачарья
Трактат  VI
Жемчужное ожерелье вопросов и ответов

 

 Храм, где молился Шанкарачарья

1.
Воистину! – найдется ли такой человек, кто, будучи искусным в достижении видимых и невидимых целей, не украсил бы себя этим ожерельем жемчужным, из вопросов и ответов состоящим?

2.
— Учитель, что необходимо принимать?
— Наставление Мастера.
— А что отвергать?
— Неподобающую деятельность.
— Кто духовный Мастер?
— Тот, кто Истину осознал, и чья деятельность всегда направлена на благо ученика.

3.
— Какова наиглавнейшая задача умного человека?
— Разрушение цепи круга рождений и смертей.
— Что является семенем дерева освобождения?
— Истинное знание и его жизненное воплощение.

4.
— Что наиболее благотворно?
— Праведность.
— Кто чистый?
— Чья мысль чиста.
— Кто мудрый?
— Духовно различающий.
— Что есть яд?
— Пренебрежение советами учителей.

5.
— Что составляет природу преходящей жизни?
— Именно ее преходящесть и мимолетность — таково завершение после тщательного изучения этого вопроса.
— Что должно быть наиболее желанным для людей?
— Самоотверженное стремление к благу – своему и других людей.

6.
— Что ослепляет, словно напиток опьяняющий?
— Привязанность.
— А кто разбойники?
— Объекты чувств.
— Что есть ползучая лиана бренного мира?
— Неустанная жажда желания.
— Кто враг?
— Безделье.

7.
— Что является источником страха?
— Смерть.
— Кто в этом мире слепейший из слепых?
— Подверженный страстям.
— Кто герой?
— Не сраженный стрелами кокетливых взглядов.

8.
— Что должны вкушать, словно капли нектара, раковины ушей?
— Мудрецов истинное наставление.
— Что делает человека уважаемым?
— Отсутствие просьб.

9.
— Что есть бездна?
— Характер женщины.
— Кто хитер?
— Не подпадающий под женское влияние.
— Что есть несчастье?
— Недовольство.
— Что делает человека недостойным?
— Попрошайничание даже у худших из худших.

10.
— Какая жизнь настоящая?
— Благочестивая.
— Что есть инертность?
— Неспособность применения полученного знания.
— Кто бдителен?
— Духовно различающий.
— Что есть спячка?
— Человеческое невежество.

11.
— Что неустойчиво, словно капля воды на листке лотоса?
— Юность, богатство и продолжительность жизни.
— Еще скажите, кто подобен охлаждающим лучам луны?
— Воистину праведные люди.

12.
— Что есть ад?
— Зависимость от других.
— Что есть счастье?
— Беспристрастность ко всему.
— Что есть Истина?
— То, что для людей благотворно.
— Что дорого живым существам?
— Жизнь.

13.
— Что порождает нежеланный результат?
— Самомнение.
— Что счастье дарует?
— Дружба с благонравными.
— Кто способен уничтожить любое зло?
— Отрешенный от всего.

14.
— Что есть смерть?
— Состояние полного невежества.
— А что бесценно?
— Нужный подарок в нужное время.
— Что мучает до самой смерти?
— Совершенные и скрытые грехи.

15.
— К чему необходимо стремиться?
— К хорошему образованию, здоровому телу и милосердию.
— Чего следует избегать?
— Порочных людей, чужих женщин и богатства других.

16.
— О чем следует днем и ночью размышлять?
— О бренности мира преходящего, а не о юных красавицах.
— Что должно быть любимой обязанностью?
— Милосердие к страждущим и дружба с праведными.

17.
— Кого невозможно даже в конце жизни на истинный путь направить?
— Глупцов, постоянно сомневающихся, унылых и неблагодарных.

18.
— Кто праведный человек?
— Обладающий благочестивым характером.
— Кого считают самым худшим?
— Того, кто имеет порочный характер.
— Кто может завоевать этот мир?
— Тот, кто правдив и терпелив.

19.
— Кому даже божества оказывают почтение?
— Тому, кто полон сострадания.
— Что должно пугать благочестивых?
— Заросли этого преходящего мира.

20.
— Кому подчиняются живые существа?
— Тому, чья речь добра и истинна, и кто сам смиренен.
— В чем должно утвердиться?
— В праведном пути. Путь же этот блага приносит – видимые и невидимые.

21.
— Кто слепой?
— Совершающий то, чего не следует делать.
— Кто глухой?
— Не слушающий хороших советов.
— Кто глупый?
— Кто в нужное время не способен добрые слова произнести.

22.
— Что есть истинный дар?
— Ответ отзывчивого сердца.
— Кто настоящий друг?
— Отвращающий от совершения греха.
— Что есть прекраснейшее украшение?
— Непорочный характер.
— Что есть сокровище речи?
— Праведность.

23.
— Что изменчиво как вспышка молнии?
— Общение с порочными людьми и молодыми красавицами.
— Кто способен проявить непоколебимость характера и традиций даже во время этой Кали-юги?
— Воистину благочестивые люди.

24 – 25.
— Что в этом мире трудно достижимо, подобно Чинтамани – волшебному камню?
— Вот я поведаю о тех великих четырех вещах, о которых неустанно говорят умные, чье незнание рассеяно.

Это:
— дары, сопровождаемые сердечными словами;
— знание, лишенное гордыни;
— мужество, связанное с милосердием;
— богатство, отданное без сожаления. Воистину трудно достижимы эти четыре добродетели.

26.
— Что заслуживает сожаления?
— Скупой характер.
— Если кто богат, что достойно похвалы?
— Щедрость.
— Кто даже у мудрых почтенье вызывает?
— Тот, кто по природе своей всегда скромен.

27.
— Кто, солнцу подобно, раскрывает лотос величия семьи?
— Тот, кто богатством добродетелей обладает и все-таки самомнителен.
— Кем должен быть этот мир управляем?
— Тем, чья речь сердечна и благотворна и кто в справедливости утвердился.

28.
— Что разумных привлекает?
— Совершенство литературных произведений и муза мудрости.
— Кого несчастья не затронут?
— Того, кто наставленья мудрецов исполняет и чувства свои обуздывает.

29.
— Кому богиня Лакшми благоволит?
— Тому, чья мысль подвижна и характер благочестив.
— А кого она покидает внезапно?
— Ленивого и того, кто богов, учителей и старших не уважает.

30.
— Какое место самое пригодное для жилья?
— По соседству с добродетельными людьми, или в городе Света – Каши.
— А какого места нужно избегать?
— Где людей порочных много и правитель жадный.

31.
— Может ли человек без грусти жить?
— Да, если он преданную жену имеет и имущество достаточное.
— Кто жалок в этом мире?
— Тот, кто хотя сам в достатке, но с другими не делится никогда.

32.
— Что делает человека презренным?
— Попрошайничание у несчастных.
— Кто самого бога Раму в героизме превосходит?
— Тот, кто не пошатнется, даже будучи пронзенным стрелою бога любви.

 

Подготовила Лариса Пустовойтова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.