О “Тайной Доктрине” в общих чертах

В этом году исполняется 130 лет со дня издания гениального труда Елены Петровны Блаватской “Тайная Доктрина”. В 1888 году вышло два тома: I – й том – 1 ноября; II- й  – 28 декабря тиражом в 1000 экземпляров каждый, которые распродавались за  несколько дней. Большое количество материала собрано для III-его тома, но он был издан уже после того, как Е. П. Блаватская ушла из земной жизни.

По словам  Елены Петровны изначально не предполагалось издание этого труда. “Тайная Доктрина” задумывалась как  исправленный и расширенный вариант  “Разоблачённой Изиды”, которая была закончена в 1877 году и издана в 1878 году.

Однако вскоре обнаружилось, что объяснения, которые касались Эзотерической науки, требовали совершенно иного метода изложения и поэтому в первые два тома “Тайной Доктрины” вошло не более двадцати страниц, взятых из “Изиды”.

Е. П. Блаватская в Предисловии к первому изданию писала, что она не претендует на то, что всё изложенное принадлежит только ей. “… всё, что заключается в этом труде, можно найти разбросанным в тысячах томов, вмещающих Писания великих Азиатских и ранних Европейских религий, сокрытых в глифах и символах и, в силу этого покрова, до сих пор оставленных без внимания”. Она предприняла попытку собрать их воедино и сделать из них одно гармоничное и неразрывное целое.

Елена Петровна подчёркивает, что этот труд есть частичное изложение того, что сама она узнала от более мудрых исследователей, и лишь некоторые детали она дополнила результатами собственных изысканий и наблюдений.

Все мировые религии –  индусская, зороастрийская, халдейская, египетская, буддийская, исламская, иудаистская и христианская – приведены в “Тайной Доктрине” к общей основе. Это –  синтез. И, как сказала Елена Блаватская, требует внимания, потому что он тесно примыкает к Природе и следует законам Единства и аналогии. Она писала:

“Цель настоящей работы можно было бы сформулировать следующим образом: показать, что природа не есть “случайное объединение атомов”, и указать человеку на принадлежащее ему по праву место в системе Вселенной; спасти от извращения архаические истины, лежащие в основании всех религий мира, и приоткрыть, насколько это возможно, ту единую основу основ, из которой они все родились; наконец, продемонстрировать, что наука современной цивилизации никогда и близко не приближалась к исследованию оккультной  стороны природы”. (Лондон, октябрь, 1888 год).

“Тайная Доктрина” написана по “Книге Дзиан”, которую ещё называют Книгой Истинного Знания, и которой от роду, по утверждению Е. П. Блаватской, не менее одного миллиона лет. Она хранится в Гималайской библиотеке. Елена Петровна единственная в мире была допущена в эту библиотеку. Как она туда прошла, сколько там пребывала, как вышла, она не знает. Она откровенно говорила, что любой востоковед должен отвергать a priori каждый факт, которому он не может найти подтверждения лично. Да и как может западный учёный принять на веру то, о чём он не имеет никакого представления? И в самом деле, многие ли из нас слышали о “Книге Дзиан”?

 Тем не менее, истинно ТО, что дано в этих двух томах, содержится как в устных, так и в письменных источниках.

Первая часть эзотерических доктрин заключена в станцах – хрониках, которые являются рекордами, или записями, народа неизвестной этнологии. Станцы написаны, как утверждает Елена Петровна, на языке, которого нет ни в одном списке известных филологии языков и диалектов, и они исходят к источнику (оккультизму), который не признаётся современной наукой.

И, наконец, они – СТАНЦЫ – передаются через посредничество. И как бы в заключение преамбулы о написании “Тайной Доктрины”, хочется привести следующее высказывание Елены Петровны, которое она не уставала повторять сама, и которое передала нам  словами французского философа Мишеля де Монтеня:

Милые государи, я собрал здесь букетик из различных цветов, а от себя добавил лишь нить, которой они перевязаны”. А Е.П. Блаватская продолжила: “Разорвите, разрежьте эту нить на мелкие кусочки, если хотите, но вы никуда не денетесь от самого букета фактов – в лучшем случае вы сможете только закрыть на них глаза, не более того”.

“Тайная Доктрина” в настоящее время подаётся в двух томах в переводе Елены Ивановны Рерих. Она переводила этот труд на протяжении 1931 – 1933 года, но в полном объёме он был выпущен  лишь 22 февраля 1939 года в Риге. При жизни Елены Петровны, как было сказано вначале, вышло два тома: “Космогенезис” и “Антропогенезис”. Первый том – “Космогенезис” – состоит из семи  станц, второй – “Антропогенезис” – из двенадцати, взятых  из “Книги Дзиан”. Станц, которые раскрывают процесс зарождения космоса и появления человека на Земле, гораздо больше. Но Елена Петровна прокомментировала лишь ту их часть, которая может быть понята человечеством на данном этапе его развития и не более. “Прежде, чем нам будет позволено узнать что-либо ещё, – писала она в “Разоблачённой Изиде”, – … ключ необходимо повернуть семь раз, прежде чем система откроется во всей своей полноте. Мы же пока повернём этот ключ лишь на один оборот и тем самым позволим непосвящённому заглянуть в тайну лишь одним глазком. Счастлив тот, кому открыто целое!”.

Станцы повествуют о Космогонии только нашей родной планетарной (Солнечной) системы и о том, что мы наблюдаем в ней после завершения Солнечной пралайи. “Тайные Учения, относящиеся к эволюции всего космического универсума, не могут быть здесь изложены, ибо они не будут поняты даже самыми блестящими умами нашей эпохи, пишет Елена Петровна в Прологе к “Тайной Доктрине”. А кроме того, мало кому из посвящённых, даже из числа самых великих, будет сегодня позволено обсуждать эти вопросы. Более того, как говорят сами Учителя, даже высочайшим Дхиан-Коганам никогда не удавалось проникнуть в тайны, лежащие  за пределами тех границ, что  отделяют миллиарды солнечных систем от так называемого Центрального Солнца. Таким образом, в  “Тайной Доктрине” речь идёт только о том, что происходило в видимом нам космосе после того, как закончилась очередная ночь Брахмы”.

Брахма – это мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своём проявлении и затем снова погружается в пралайю, то есть исчезает. Кстати, надо чётко отличать слово “Брама” от “Брахмы”. Это различие Елена Петровна объясняет в книге “Гималайские братья”, статья “Жертва слов”.

Дхиан-Коганы – Строители Видимого Мира, символом которого есть число семь. Мы называем число семь священным числом жизни. Мы, то есть под этим надо понимать науку, не можем видеть ничего, что лежит за пределами его, а ведь Идеальное или Совершенное число Невидимого или Абстрактного Мира – 10.

Прежде, чем перейти к рассмотрению станц из “Книги Дзиан”, составляющих главную основу “Тайной Доктрины”,  необходимо, хотя бы, в общем, ознакомиться с её тремя  фундаментальными предпосылками, а именно:

  1. Существует некое вездесущее, вечное, беспредельное, неизменное Начало (Принцип), все рассуждения о котором не имеют смысла, поскольку оно выходит за пределы человеческого понимания, и любые выражения и сравнения, к которым человек может прибегать для описания его, лишь приведут к его умалению и искажению. Оно недосягаемо и недоступно для мысли – “немыслимо и неописуемо”…
  2. “Тайная Доктрина” устанавливает Вечный характер бытия Вселенной в целом как некоего беспредельного плана (поля), периодически служащего ареной жизнедеятельности для бесчисленных Вселенных, которые непрестанно то проявляются, то исчезают. Попеременное то появление, то исчезновение миров подобно регулярно чередующимся приливам и отливам.
  3. “Тайная Доктрина” учит фундаментальной идентичности всех душ единой мировой сверхдуше, которая сама выступает одним из аспектов “неведомого корня”; а также необходимости странствования каждой души – искорки сверхдуши – на всём протяжении цикла воплощений (или “цикла необходимости”) в полном соответствии с законами циклов и кармы.

Теперь можно в нескольких словах представить общую концепцию семи станц “Космогенезиса”, предшествующего “Антропогенезису”, которые определяют и описывают семь великих этапов эволюционного процесса. В Пуранах они называются семью творениями, а в Библии – днями творения.

В первой станце описывается такое состояние Всеединства, в котором оно пребывает во время пралайи, перед тем, как по нему пробегает первая дрожь очередного начинающегося проявления.

В станце II описывается фаза эволюции, которая очень близка к той, о которой рассказывается в станце первой. Но, чтобы показать различия между ними, потребовался бы, по словам Елены Блаватской, отдельный трактат. Поэтому, не следует забывать о том, говорит она, что все станцы апеллируют  не столько к уму, действующему посредством обычного физического мозга, сколько к внутренним способностям человека.

В станце III описывается процесс очередного пробуждения Вселенной к Жизни по завершении пралайи. В ней рассказывается о том,  как из Единого исходят ранее слившиеся с ним монады. Это самая первая и наивысшая стадия в процессе формирования миров, при этом термин “монада” может одинаково распространяться как на гигантскую солнечную систему, так и на самый крошечный атом.

Комментарии к станце III занимают в “Тайной Доктрине” двадцать страниц. Её нельзя даже рассмотреть на одном занятии.

В станце IV  показаны  дифференциация “зародыша” Вселенной, превращение его в семеричную Иерархию сознательных Божественных Сил, являющихся деятельными проявлениями единой высочайшей энергии. Они занимаются формированием структуры, внешним оформлением и, в конечном счёте, созданием всей проявленной Вселенной  – и только в этом контексте термин “творец” может иметь разумный смысл. Они вдыхают в неё жизнь и направляют жизнедеятельность. Это те разумные Существа, которые корректируют и контролируют ход эволюции, ибо сами являются  воплощением тех проявлений Единого Закона, которые известны нам под названием  “Законы Природы”.

Эта стадия эволюции  в индусской  мифологии известна под названием “сотворение богов”.

Комментарии  к станце IV тоже занимают двадцать страниц.

В станце V описывается  процесс образования мира поэтапно: вначале он представляет собой рассеянную космическую материю, а затем превращается в  огненный вихрь. Это первая фаза  формирования некой туманности. Затем  эта туманность сгущается, а после того, как она проходит ряд трансформаций из неё в одном случае может образоваться  солнечная Вселенная, в другом –  планетарная цепь, а в третьем отдельная планета, то есть ТО, чему пришло время проявиться.

В станце VI указываются  последующие фазы в образовании одного из “миров” и описывается эволюция такого Мира вплоть до его  четвёртого великого периода, соответствующего эпохе, в которой мы живём в настоящее время. А мы живём в четвёртом Глобусе, который ещё называют Пространственно-Временной Схемой, и на этом Глобусе мы живём в четвёртом Круге, в пятой подрасе Пятой Коренной расы.

В станце VII  продолжается рассказ об эволюции и описывается процесс возникновения жизни вплоть до самого появления человека.

На этом первый том или первая книга “Тайной Доктрины” заканчивается.

История развития человека, начиная с момента его первого появления на нашей  Земле в настоящем Круге и до состояния, в котором мы находим его теперь, составляет тему второго тома “Тайной Доктрины” – “Антропогенезиса”. Этот том включает двенадцать  станц. В целом в них раскрывается лишь сорок девять  стихов из нескольких сот. Даже не каждый стих переведен дословно, пишет Елена Блаватская. Причина – недостаточное знание древнейшего сензарского и санскритского языков.

При изучении “Антропогенезиса” необходимо, по рекомендации Елены Петровны, чтобы наш ум взял за основу своего мышления четыре основные идеи:

  1. Фундаментальное единство всего сущего. Суть учения состоит в том, что всё сущее – это единое целое, а не просто собрание связанных между собой вещей.
  2. В природе мёртвой материи нет. Каждый мельчайший атом жив. Каждый атом субстанции, не важно, какого плана, сам – жизнь.
  3. Человек – это микрокосм. А раз так, то все Небесные Иерархии в нём самом.
  4. Следование Великой Аксиоме Герметизма, которая, в действительности, суммирует и синтезирует все остальные: “Каково внутренне, таково и внешнее; каково великое, таково и малое; как наверху, так и внизу: есть лишь Одна Жизнь и Один Закон; ТО же, что выполняет его, есть Единое…”

В “Тайной Доктрине”, по словам Е.П. Блаватской, не следует искать дословный перевод тех или иных терминов, названий, так как он мало чего дал бы читателю. В этом труде даны лишь мысль и дух сказанного.

И, в заключение, хочется привести слова известного теософа Джона Альдгео о значении Великой Книги Блаватской:

  • “Почему “Тайная Доктрина” по-прежнему продолжает влиять на современную мысль? Не потому ли, что книга эта действительно принадлежит XX веку, опередив своё время на 100 лет?
  • Если бы автор “Тайной Доктрины” не смогла предвосхитить многие научные открытия, книга быстро устарела бы, не поспевая вслед за стремительно развивающейся наукой.
  • “Тайная Доктрина” – Книга Открытий и Цель её не сделать нас счастливыми, развлекая нас, или осведомлёнными, наставляя нас, или  чувствительными, вдохновляя нас.

 Цель “Тайной Доктрины – помочь нам открыть Истину!

Подготовила  Раиса Калашникова,

Президент Кировоградского отделения “Лайя”

Международного Теософского Общества

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.