Восприятие и интерпретация Реальности

Tran-Thi-Kim-Dieu

Вступление
В каждой эпохе люди всегда хотят исследовать, обдумывать и понимать своё окружение, своих сограждан и себя. Окружающая среда, отношения и собственная личность составляют три обширных объекта для наблюдения и изучения. Когда последние два объекта  доходят до определённого уровня, достигается осознание, которое может привести к  лучшему пониманию наблюдаемого. Окружением может быть  непосредственный социальный круг, окружающая природа или на большом расстоянии такой большой объект, как Вселенная. Наблюдение приводит к восприятию, а восприятие аккумулирует интепретации. В дополнение к желанию более полного понимания люди имеют ещё одну характерную черту – способность постигать бесконечность и задавать вопросы о природе бытия и о Реальности. Зрелый ум не может не задавать такие вопросы. Прежде чем размышлять о Реальности, нужно сначала заняться вопросом:«Что такое восприятие?»

Как результат контакта органов чувств с объектами возникают ощущение и восприятие. Качество ощущения и восприятия зависит от качества органов чувств. Если у человека нечувствительная кожа, прикосновение не даст ему отчётливого ощущения; следовательно, восприятие  будет представлено ошибочно. Точно так же, если зрение неполноценное,  видимое искажается. Такой же самый процесс имеет место с обонянием, вкусом и слухом. Переплетённая с восприятием самым невероятно сложным  образом, интерпретация  намекает на определённую значимость того, что наблюдается. Эта значимость важна, поскольку она определит тип действия, а также его цель.

Чтобы обострить чувствительность органов чувств и их ощущения, рекомендуется вести незапятнанную жизнь. Точно так же, чтобы обострить восприятие, рекомендуется быть внимательным. Что касается интерпретации, то здесь задействовано несколько факторов. Главным образом, интерпретация основывается на восприятии, которое зависит от всей психоментальной обусловленности  воспринимающего. В хорошо известном примере с верёвкой, которая воспринимается, как змея, неясность или недостаточность освещения могут быть внешним фактором; внутренним психоментальным фактором может быть бессознательный и/или неконтролируемый страх. Действительно, если бы воспринимающий не был подвержен страху, он, возможно, увидел бы верёвку или что-нибудь другое, но не змею. Можно заметить, что страх может воздействовать только в отсутствии осознанности. Это объяснение не исключает случай, когда наблюдающий любит змей! Следует сказать, что внутренние факторы как результат психоментальной обусловленности  включают в себя аттракцию – антипатию (raga –dvesha), состояние незнания или отсутствие сознания    Реальности (avidya), ощущение « Я есть» или эгоизм (asmita) и цепляние за жизнь и страх смерти (abhinivesa) – это пять бедствий (klesa-s), описанных Патанджали в его Йога-сутрах как пять основных оков  для изучающих Йогу, а также для изучающих Теософию.

Другой хорошо известный пример – это описание слона несколькими незрячими людьми. Каждый из них использовал только чувство осязания.

Толстокожее животное слон описывается, как метла, незрячим человеком, который касается его хвоста, как колонна, тем, кто касается его ноги, и, как опахало, тем, кто держит его за ухо. Ни один из незрячих людей не может воспринять целого слона. Неполное касание частей не может представить целое. Соединение метлы, колонны и опахала не представляет слона! Эта история намекает на человеческую ситуацию – неспособность видеть целое и отчаянную попытку соединить неправильным образом воспринятые части вместе, чтобы получить целое. Очевидно, это никогда не может сработать. Е.П. Блаватская правильно предупреждала учеников Теософии не пытаться сконструировать рациональную картину из того, чему она учила,  вероятно, из-за недостатка у них внутреннего чувства (ощущения) или интуиции. Если бы они и попытались, то они бы получили, в лучшем случае, слабенькую «пэчворк» (лоскутную работу), которая не представляет реальность целого, а в худшем случае, получили бы поставленный в тупик ум.

Фактически, в процессе восприятия предполагается участие всех  органов чувств, хотя некоторые из них бывают задействованы чаще других. На вершине процесса ум координирует, измеряет, взвешивает и приходит к заключению, которое является результатом всего процесса восприятия. Конечно, специальные «места» или центры, расположенные в мозгу, играют  физиологическую роль переключателя, но актёром является ум. «Ум есть убийца Реальности»; он искажает ощущения, неправильно измеряя и взвешивая окружающее, в результате чего  восприятие не является точным и интерпретация становится искажённой. Понимание физиологического способа совершения преступления этих центров нисколько не помогает в совершенствовании восприятия.

Ум удерживает ключевую роль на протяжении всего процесса восприятия/интерпретации. Мастер Дзен Буддизма встретил группу монахов подмастерьев, увлечённых горячей дискуссией. Он спросил о предмете дискуссии и один  из молодых монахов с энтузиазмом подвёл итог дискуссии: он наблюдал, что в воздухе двигался транспарант, но его коллеги возражали и считали, что транспарант не двигался, они говорили, что двигался именно ветер. Мастер сказал: «Ни транспарант, ни ветер не двигаются; движется ваш ум».

Таким образом, ум видит движение, позволяет себе быть  увлечённым этим видом и в своей ловушке-изоляции он не может наблюдать, что это движение  есть его собственное. Следовательно, вопрос здесь состоит в том, как осуществить восприятие, которое независимо от обусловленности и свободно от фрагментации. Обусловленность и фрагментация  являются ограничениями. Осознание есть прорыв через эти ограничения, немедленным следствием чего является видение объекта наблюдения таким, каков он есть, то есть, в его цельности и неприкрытости, без каких-либо оговорок и атрибутов. В применении к отношениям, личностям и событиям это означает, что они должны быть видимы такими, какие они есть, но не такими, какими кажутся. Применительно к космическому пространству, мы можем задаться вопросом: что находится позади вселенной, скрытое за её внешним видом? В самом деле, звёзды, созвездия, небесные тела, излучающие свет и окружающая тьма – всё это формирует внешний вид вселенной. Что обитает за видимым движением космоса?

Раньше говорилось, что интерпретация важна, поскольку она определяет тип действия, а также его цель. В примере с верёвкой/змеёй, если воспринимающий боится змей, он отпрыгнет, чтобы избежать опасности; если он любит змей, он, возможно, подойдёт поближе и схватит верёвку, как змею. В обоих случаях кажущаяся змея была создана умом. Точно так же неправильная интерпретация личностью чего-то и её неправильное действие  может привести к дальнейшему неправильному действию. Неправильная интерпретация вселенной приводит к непониманию своего собственного места в ней и, следовательно, сбивает с пути судьбу (dharma), которую воспринимает личность. Это как последовательность «виртуальных образов», проходящих в логическом порядке, но события, люди и всё, что участвовало в ситуации –  виртуальные, но не реальные образы. Такими же являются змея, метла, движение транспаранта, движение ветра; они полностью иллюзорные, сотворённые умом из-за неточности органов чувств, видением, искажённым обусловленностью, и сверх того, недостатком осознанности. Все  они  нереальные. Но верёвка, слон, транспарант, ветер – всё это вещи, которые  существуют, конкретные и неотрицаемые. Они не являются иллюзорными  в своём контексте, но их восприятие и интерпретация – иллюзорные и, таким образом, нереальные. А теперь займёмся вопросом реальности.

Нереальное,  Реальное – Реальность

Вопрос Реальности остаётся одним из существенных  у  верующих, учёных, художников и оккультистов – все они образуют так называемую «гребневую волну человечества». Верующие ассоциируют Реальность с Всевышним, учёные размышляют над ней как над Реальностью, художники возвеличивают её до Красоты, а оккультисты находятся в поисках её как Истины. Эти различные термины являются эквивалентными, несмотря на незначительные технические нюансы. Ориентировочно можно сказать, что Всевышний  выражает себя как Реальность, которая является олицетворением Красоты, а она, как таковая, есть Истина. Давайте остановимся  немного на этой идее. Альберт Эйнштейн в своём сочинении «Моя картина Мира» писал, что если Реальность существует, то выражением этой реальности есть пространство. Также сообщается, что смотря на простое и знаменитое уравнение Е=mc*, он заявил: «Оно такое прекрасное!»

По поводу пространства в «Тайной Доктрине» говорится, что это нечто вечное, незыблемое, « то, что всегда было, есть и будет». Несколько трактатов Упанишад  определяют Пространство как  имя и форму Всевышнего.  Всё содержание Пространства является частями Его.   Широко объясняемое и дискутируемое комментаторами  Брахма Сутр Пространство принимается за то, что является источником всего сущего. За пределами Пространства обитает Господь Вседержитель, иногда идентифицируемый с истинным  Я, которое есть Бытие. Бытийность – это состояние истинного Я, которое не отличается от Истины.
Истина (satya) идентифицируется с Законом (dharma) или с Космическим  Порядком (rta). Rg-veda описывает rta как высший  порядок, который придаёт особое значение всей Вселенной, как такой закон, от которого все вещи и события происходят естественным образом. Тао-tе-Ching называет это Великим Тао, от которого происходят небо, земля и все создания. Значение слова «Тао» или  «Путь», включает  Истину, Закон и Космический Порядок. Таким образом, можно сказать, что Реальность есть выражение того, что скрыто, того, что навсегда непознаваемо (Господь Вседержитель) и его состояние есть, как таковое, Истина. Реальность является неотвергаемой и всё же  недоступной; неотвергаемой – потому что она   «реальна» (от латинского корня res, означающего «вещь»  с реальным существованием) и недоступна, потому что она не разделена и означает, что ченик – пилигрим  не может достичь её, но может лишь слиться с ней. Это слияние ведёт к развитию термоядерной реакции в сознании, где уже нет ни Вас, ни меня – к состоянию недвойственности.

То, что мир или манифестация (проявленность) есть факт, бесспорно. Он реален на своём уровне, конкретном, физическом. Именно `наше восприятие этого мира может быть искажено, по меньшей мере, на трёх уровнях:  на уровне контакта, на уровне ощущений, на уровне интерпретации. Поскольку восприятие находится под влиянием условностей, амбициозная  личность может видеть этот мир как  площадку для достижения цели, где она остаётся в ловушке этой интерпретации. До тех пор, пока она придерживается этого взгляда, она  не   может постичь  его более глубокой значимости. Но мир не есть реальность. Следовательно, хотя он и реален на своём  уровне, он остаётся нереальным на уровне Истины, потому что на том уровне, где вещи являются такими, каковы они есть, мир нереален, так как он есть основа  для дуальности, но не для  неразделённого состояния Бытийности.

Мы используем слово «уровень» для обозначения уровней бытия, а также уровней сознания, которые тесно связаны с пониманием. Каждый истинный студент имеет рвение учиться и понимать. «Понимание есть серьёзное изменение сознания, всё более и более углубляющееся в уровни бытия». Картина мира меняется во время этого путешествия. Учащийся в какой-то момент становится учеником, чья жизнь посвящается учению с соблюденим дисциплины. Его желания и вожделения `также сублимируются во время этого путешествия: мир, который раньше был площадкой для достижения своих целей, предстаёт теперь в другом свете; мир больше не видится как что-то другое, кроме как опытное поле для того, чтобы узнавать и открывать более глубокую значимость вселенной, отношений и самого себя. Поэтому в трактате Brhadaranyaka Upanishad говорится:

От нереального приведи меня к Реальному,
От тьмы приведи меня к Свету,
От смерти приведи меня к Бессмертию.

Нереальное идентифицируется со всеми наслоениями на истинное  состояние Бытийности. «Реальное» обозначает состояние фактического и эффективного существования; на конечном уровне Реальное есть Реальность. ‘From the unreal lead me to the Real’(От нереального приведи меня к реальному) свидетельствует об изменении в сознательном подходе к учению, чтобы научиться умению распознавать  и выбраться из лабиринта иллюзий. Также это изменение  вносит ясность, что сознание движется от тьмы невежества, от незнания, от неосознания  Реальности – к Свету, имеющему значимость выше аллегорической  ценности. Фактически, этот Свет является эффективным результатом   собственной лучезарности конечного самосознания.

Силой своей лучезарности сознание спонтанно «воспламеняет себя» и озаряет своё пространство. Этот свет есть свет осознанности, свет зоркости, свет внутреннего знания. Можно сослаться на трактат Dhammapada, в котором говорится:  «Нерадивость есть смерть; зоркость (бдительность) – бессмертие». Таким образом, по смыслу слова «От смерти приведи меня к Бессмертию» равны словам «Выведи меня из нерадивости, научив меня осознанности». Это внутреннее знание требует чистоты ума, простоты действий и простодушия в поведении.

Могут спросить, помогает ли знание в восприятии Реальности и Истины.

Самопознание,  Мудрость и Медитация

Существует  несколько видов знания. Некоторые  могут быть приобретены объективно, некоторые с помощью собственного жизненного опыта, а некоторые виды знания имеют природную мудрость. Человек считается «знающим», когда он действительно владеет определённым запасом знаний. Это случай академических дисциплин, когда знание остаётся  в пределах  интеллекта. Опыт даёт другой тип знаний, который не нуждается в принадлежности к высоко-интеллектуальному ордену и, тем не менее, приводит к мастерству овладения разнообразием бизнеса, включая умение жить. Несмотря на то, что знание  и опыт приводят к умению, они не приводят к мудрости. Умелый человек необязательно мудр. Знание, которое венчает все знания, есть знание самого себя. Мудрость на этом этапе можно рассматривать как очистку знания и сути опыта: наиболее существенное и в знании и в опыте освобождает от того, что более не является полезным для внутреннего развития.

От объективного знания внешнего мира человеческий ум может перевести свой фокус внутрь себя, чтобы узнать о внутреннем мире, о себе. Это знание однозначно принадлежит человеческому царству, потому что  оно характерно для ума человека. В этом внутреннем пространстве сознание в момент интроспекции (самонаблюдения) может наблюдать течение мысли, акт мышления. Самопознание есть менее психологическое знание личности, чем открытие расширившегося сознания, более широкого пространства изнутри. Тринадцатая глава Bhagavadgita  ассоциирует внутреннее пространство с «Полем», идентифицирует личность как «Познающего Поле» и определяет истинную Мудрость как квинтэссенцию знания Поля и Познающего Поле. В процесс познания вовлечены три элемента: знание, объект познания и познающий. Знание появляется  от течения  сознания познающего к объекту познания,  от исследования природы этого объекта и от прямого контакта с его природой. Течение сознания по направлению к объекту познания иногда позволяет сознанию смешиваться с природой объекта. Соединение трёх элементов – знания, познающего и познаваемого путём слияния – обогащает познающего знанием о познаваемом им объекте, процесс, который познающий не осознаёт. Весь процесс напоминает поток сознания, который течёт от познающего к объекту и назад, так что  составляющие этого потока постоянно и оживлённо модифицируются, оживляются благодаря осознанности учения. Когда этот процесс хорошо регулируется и достигает достаточного уровня энергии (или интенсивности), он может быть ассимилирован с концентрацией, первой ступенью медитации (dharana).

Медитация, пища для духовной Души, представляет собой образ жизни, содержит техники для ментальной самодисциплины, ведёт к открытию  постоянной динамики жизненных взаимодействий (что есть непостоянство), содействует исследованию неизвестных уровней сознания и даёт возможность приблизиться к Реальности. Для практики медитации объектом может быть идея или концепт, как советует Е.П. Блаватская в её Диаграмме  Медитации: «Сначала задумайте Единство путём  расширения в пространстве и бесконечности во времени». Этот пример взят для практической  цели, потому что он имеет дело с Пространством и Временем, что будет исследоваться далее. В противном случае можно также воспользоваться фразой: «Всех квалификаций без любви никогда не было бы достаточно».

Пространство, как упоминалось ранее, считается выражением  неразделённой Реальности. Задумывая единство через расширение в пространстве, можно почувствовать расширение внутреннего пространства. Фактически,  ум, это уникальное приобретение человеческого царства, может свидетельствовать о дополнительных возможностях человека  во время медитации: человеческое сознание имеет способность порождать бесконечность. Пространство само по себе есть бесконечность соответственно письму Махатм №86, цитируя Книги КiuТе. Можно предположить, что в оптимальных  условиях медитации, когда поток сознания регулирует себя  в гармоничном энергетическом режиме настолько, что текущая связь с объектом медитации не прерывается вообще (dhyana) – человеческий ум достигает уровня  универсального ума. Когда это происходит, человеческий ум  может «совместно владеть» качествами универсального ума на короткое время в  виде временного слияния, где познающий (медитирующий),  объект (Пространство) и знание сливаются в одно. Это состояние называется samadhi , кульминация всего процесса медитации (samyana).

Довольно интересно, что  Дзен Буддизм объявляет изюминкой кульминации  медитации  мудрость. Кульминация практики медитации есть мудрость. То же самое учение также декларирует, что эта мудрость является  естественным следствием пустоты (synyata), и что безграничное Пространство имеет характеристику вакуума. Так же, когда ведро, опущенное в океан, содержит морскую воду, когда его достали, сознание познающего,  который влился в Пространство (synyata), обретёт  качества Пространства, когда  он выйдет из медитации.

На этом этапе  можно сказать, что Пространство обладает качеством пустоты и длительностью  бесконечности. Также теперь можно утверждать, что Пространство едино. Внешнее пространство есть просто продолжение внутреннего пространства. Благодаря опыту познания через слияние, cознание «понимает», что вокруг, внутри и за его пределами находится Пространство, которое постоянно расширяется, и может быть исследовано в момент расширения, потому что Пространство есть бесконечность. Эта бесконечность не полностью безгранична, она включает время. В реальности времени нет. Время есть состояние Пространства. Время есть просто – цитируя Платона – ‘движущийся образ неизменной вечности’.

За пределами реальности

Пытливый ум идёт далее и задаётся вопросом:  «Что находится за пределами Пространства? Или, что ещё лучше: «Что спрятано за пределами Пространства?» Принимая предположение, что Пространство является выражением Реальности, появляется другой, такой же неизбежный и сложный вопрос: «Что находится за пределами Реальности?»  Логически, устремлённый интеллект должен прийти к понятию Всевышнего. Абсолют не позволяет нам идти дальше.

Великая Тайна остаётся с Всевышним. Непознаваемый, непостижимый, «более тонкий, чем самое тонкое», Он вызывает обожание. Нельзя не склонить голову с радостью в сердце, с блаженством, которое одна только  простая радость не в силах выразить.

Пер. Л. Пустовойтовой, г. Кропивницкий

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий