170 лет со дня рождения Анни Безант – второго президента Международного Теософсого Общества с 1907 по 1933 год

1847-1933

  “…душа чести и бескомпромиссной правды… цельный алмаз,… так прозрачен, что каждый может увидеть, как он наполнен до края чистой, настоящей теософией и энтузиазмом. БЕСКОРЫСТИЕ И АЛЬТРУИЗМ – имя Анни Безант…”.

Е.П. Блаватская 

Если вслушаться, вдуматься, углубиться в слова Елены Петровны, сказанные в адрес Анни Безант, отпадает всякое желание рассказывать её биографию в обычном стиле и тем более использовать набор глаголов: родилась, крестилась, училась, женилась, трудилась…

Можно только сказать, что у Анни была особая жизнь, наполненная драматическими, сенсационными событиями. А определённые взгляды, вытекающие из теософского мировоззрения, сделали  её хорошо известной во всём мире. И начало всему  положила встреча в марте 1889 года с Е. П. Блаватской.  21 мая 1889 года Анни Безант вступила в Теософское Общество и отдала ему все свои творческие способности и жизненные силы. На посту Президента этого Общества она оставалась 26 лет до последнего дыхания. Анни Безант автор нескольких десятков книг и многих статей, которые раскрывают пути самосовершенствования, насыщения духа, смысл существования всего живого,  приобретения теософского знания и его влияния на духовную судьбу человека.

Ниже предлагается её статья “Теософская жизнь”.

 

ТЕОСОФСКАЯ ЖИЗНЬ

Анни Безант

Существуют определённые взгляды на жизнь, вытекающие естественным образом из нашего теософского учения.

Как же осуществлять в повседневной жизни доктрины, которые мы изучаем? Ибо, если теософия не станет наукой жизни, если теософ с помощью Божественной мудрости, которую он изучает, не станет мудрее для помощи всему, что окружает его, то его жизнь действительно хуже обыденной жизни. Ибо там, где вдохновения больше, не подняться, значит опуститься ниже просто обычной жизни.

Есть великая правда в той притче, где говорится, что человек, который не использовал свой талант, был достоин тяжелейшего наказания. И тот, кто знал и бездействовал должен был быть битым множеством розог, в то время как те, кто знали и бездействовали, должны были быть биты всего лишь несколькими. Сейчас теософ не может делать вид, что он не знает. Со всех сторон на него про-сто льются потоки знания. С этими преимуществами наши действия должны быть лучше, чем действия большинства окружающих нас. И если мы не можем применить теософию в жизни, тем меньше мы можем назвать себя теософами.

Какие же должны быть главные пункты в жизни, освещённой ярким светом? Исходя из первой цели ТО- быть ядром Братства- наша главная работа должна заключаться в помощи ; насколько мы можем, всё, что можем для построения Братства. Таким образом, это не должно быть просто пустой профессией. Я не буду на этом останавливаться, а хочу поговорить о двух других великих доктринах: реинкарнации и карме.

Что нового должно появится в жизни, принимающей доктрину перерождения? Во-первых, глядя на жизнь более широко, мы должны запастись великим терпением и избавиться от поспешности, характерной для современной жизни. С потерей доктрины предсуществования души в христианстве и, как следствие, бесконечным раем и адом, вся наша судьба должна зависеть от этой единственной жизни. Неизбежно, с таким восприятием спешка становится одним из признаков жизни. Так же как в лодке во время опасности присутствуют паника и борьба, так и с теми, кто верит в кошмары ада и мечтает о бесконечном рае, этот элемент спешки присущ их жизни: столько нужно сделать, так много проблем и так мало времени. Жизнь становится борьбой, в которой неудача воспринимается вечной болью.

С потерей веры в реинкарнацию “быть спасённым” потеряло свой изначальный смысл. Это означало, что цикл перерождений закончен, и “человек стал столпом в храме Бога моего и не нужно больше идти”. Старая христианская идея не заключалась в спасении от ада, но от вечно повторяю-щихся циклов перерождения, в “бесконечных воскрешениях во плоти”, о которых ещё Туртулиан говорил.

“Побеждающему “ было обещано стать колонной в великом храме человечества, больше не нуж-но выходить, но поддерживать храм, как могущественная удерживающая сила. Великая идея о спасении обернулась в мелкое индивидуальное спасение одной единицы человеческой расы. Но когда есть понимание, что у нас есть много шансов, что каждая неудача продвигает нас ближе к успеху, тогда в жизни рождается великая сила. У нас куча времени, бесконечные возможности и сегодняшнее падение- это завтрашний взлёт. И постепенно, как эта мысль о реинкарнации становится частью на-шей жизни, а принцип- образом жизни, мы обнаруживаем, что наша жизнь становится спокойнее, умиротворённее, что вытекает из осознания вечной жизни. Мы проживаем один день из многих дней, и то, что мы не можем сделать сегодня, завтра мы обязательно свершим. Есть могущественная сила, и однажды она полностью признается, и мы почувствуем, что всё в наших руках, и у нас есть время для того, чтобы постепенно развиваться. Но не только это. Когда мы осознаем факт реинкарнации, люди, окружающие нас , воспримутся нами по-новому. О наших близких и друзьях мы знаем, как пришедших с прошлого. Дух приветствует духа сквозь слепую завесу материального тела. И мы осознаём вечную любовь, как вечную жизнь. И когда вместо друга нам встречается враг, как меняет-ся наше восприятие, если мы знаем закон реинкарнации! Кто есть враг? Кто-то, кто обижен нами в прошлом, кому мы должны, и он пришёл потребовать долг. Плата делает нас свободными. Он – освободитель, но не враг; он даёт нам возможность уплаты долга, без оплаты которого наше освобождение не возможно. Если мы его увидим в таком свете, что станет с нашим гневом и обидами? Что ста-нет с нашими чувствами? Давайте сохраним благодарность тому, кто берёт с нас плату за старый долг и оставляет нас свободными идти дальше. Никто не может помешать нам спасти себя самих ; враг, бьющий нас,- это только наши руки, бьющие наше лицо : наше прошлое действие пришло в но-вое воплощение. Если мы сердиты, то сердиты сами на себя, наше негодование- это месть нам самим. Не существует вражды, если реинкарнация основательно понята. Взгляните на всё таким образом : великая горечь уйдёт из нашей жизни, чувство обиды, несправедливости будет излечено. И если речь идёт только об уплате долга, всё из вышеперечисленного исчезает ; есть только установления равновесия в результате прошлой ошибки. Все боли исчезают, остаётся простое действие, которое является восстановлением равновесия.

РЕИНКАРНАЦИЯ

И если мы таким образом определились с друзьями и врагами, как нам быть с жизненными обстоятельствами?

Перевоплощение даёт нам понять, что обстоятельства складываются вокруг нас так, как лучше для нашего развития и эволюционирования. Не правильно себе представлять, что в иных обстоятельствах мы могли бы поступить лучше, чем мы делаем сейчас. Люди говорят : “Если б только обстоятельства были другими, я б мог прожить более полезную жизнь”. Ошибка! Вы делаете лучшее там, где вы есть, где-либо ещё вы будете хуже, но не лучше. Вы окружены именно теми вещами, которые вам необходимы для следующего шага на пути к вершине, и именно сейчас самый подходящий момент для продвижения дальше по линии жизни. У вас проблемы в семье? Именно эти проблемы хотят научить вас терпению. Что-то не ладится с бизнесом, избавьтесь от своих неэффективных качеств. В каждом отдельном случае, благодаря мудрости действующих законов, обстоятельства во-круг вас самые лучшие для вашего роста и развития. Мир и спокойствие, которые эти знания привносят в вашу жизнь, не возможно описать. Все причины для беспокойства исчезают, тревога больше не гложет сердце. Душа наполняется совершенным, завершенным состоянием. И в этом состоянии урок, преподанный нам окружающей действительностью, выучен. И эта действительность будет постепенно видоизменяться. И даже это не все преимущества, которые вытекают из осознания реинкарнации. Это даёт бесконечную толерантность, бесконечное терпение ко всему, что нас окружает. Большая проблема истинно хорошего мужчины или женщины заключается в том, что люди не будут хороши там, где от них этого ждут. “Если б только мой сосед поступал так, как он должен поступать по-моему мнению, на сколько лучше стала б его жизнь”. Хорошие люди до смерти беспокоятся не за улучшение своих личных жизней, а за изменение жизней своих соседей. Это всё пустой труд. Высшее Я каждого знает свой путь намного лучше, чем сущность кого-либо ещё, способного судить за него, проложит свою дорогу в жизни согласно плану собственного развития. Человек выбирает лучший путь. “Но”,- скажете вы, он выбрал ошибочный путь. Ошибочный, возможно, для вас, но правильный для него. Кто может судить урок, который Высшее Я желает получить в этом теле? Знаем ли мы все события его прошлого: его прошлые испытания, неудачи и победы, что можем говорить, каким должен быть его следующий шаг в жизни. Тот опыт, который вам кажется ужасным, может быть лучший опыт, в котором он нуждается; неудача, что на ваш взгляд очень плоха, может быть лучшей неудачей, которая приведёт его к успеху. Если мы не можем судить нашу собственную жизнь, ослеплённые телами, как тогда мы можем судить жизнь других? Нет более важного урока, чем не пытаться контролировать и моделировать жизнь других, согласно нашим личным идеям.

Вас никогда не поражало то, что в этом мире-мире Бога- существует бесконечное множество форм и бесконечно разнообразный опыт? Почему? Потому что только в этом разнообразии может проявиться бесконечная сила Высшей Сущности. В чём же наша вина, ослеплённых и невежественных? Только в том, чего нам хочется, глядя в противоположную сторону. Нам нужно выбирать наш путь, опираясь на наши знания и нашу осознанность и дать возможность другим выбирать их путь. “Но,-скажете вы,- означает ли это, что мы не должны давать советы?” Нет. Нужно оказывать по-мощь, но вы не должны принуждать, не должны говорить: “Ты сейчас должен это сделать”. Высшая сущность есть в каждом, и, как великое высказывание, я часто привожу цитату из Египта: “Он совершает свой собственный путь, согласно Слову”. “Слово” – означает то, что, совершенная природа, образуя бесконечные вибрации, издаёт определённый звук, и все звуки, издаваемые таким образом, образуют аккорд конкретной жизни. Это и есть “Слово”. Согласно этому индивидуальному Слову сущность и прокладывает свой путь. Иногда в музыке встречаются диссонансы (напряжённые аккорды или созвучия- пер.), и это необходимо для совершенства гармонии. Диссонанс, взятый отдельно, звучит плохо. Но, как часть гармонического построения, звук обогащает и делает совершенным весь аккорд. Половина секретов прекраснейших аккордов в музыке Бетховена лежит в умелом использовании им именно диссонансов. Без них его музыка была б другой: менее богатой, менее мелодичной и менее великолепной. И такие же очевидные диссонансы существуют в человеческой жизни. Сталкиваясь сними в одиночку, они пугают и шокируют нас, но в финале Слова эти диссонансы находят своё разрешение, и в целом, аккорд жизни – совершенный. Реинкарнация объясняет, что мы видим всего лишь фрагменты жизни, поэтому мы не можем судить её. Если я накрою покрывалом картину на стене, как зритель может судить о её красоте или отсутствии красоты. Точно так же, как мы можем судить о красоте картины, в которой то, что нам кажется дефектом может быть тенью, которая придаёт глубину и красоту всей жизни в целом, а это гораздо более сложно, чем мы себе представляем. Если б все жизни были созданы согласно нашим глупым идеям, какой была б наша вселенная? Но вселенная-мысль Бога, и Он проявляется в ней в каждый момент. Когда мы видим то, что нам кажется грехом, мудро было б спросить себя: “Что значит это проявление Высшей Сущности?” – не осуждая. Нам не нужно это копировать. Для нас это может быть зло. Но мы не должны осуждать наших соседей. Вот какой закон изложен в каждом великом писании. Отношение теософа должно быть всегда с точки зрения ученика в жизни: “Чему может этот человек или обстоятельства меня научить? Чему я должен научится из этой проблемы?” Вот каким образом нужно смотреть на жизнь. И размышляя так, нам было бы интересно и у нас не осталось бы времени на осуждения и обвинения, и наша жизнь начала б становиться жизнью мудрости.

КАРМА: ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ТВОРЕНИЕ.

Давайте рассмотрим одно из самых ошибочных толкований в теософском учении – это толкование закона кармы. Малая осведомлённость в законе кармы более опасна, чем незнание каких-либо других вещей. К несчастью, многие из нас владеют недостаточным количеством знания в этой области. Нам необходимо помнить из чего состоит карма и делать выводы, исходя из того, что мы знаем, а не воображаем себе. Люди часто говорят о карме и представляют её себе, как своего рода большой ком, который падает на человека в момент его рождения, и против которого мы бессильны. Иногда это имеет место быть, но в подавляющем большинстве случаев карма заключается в том, что ваши ежедневные действия способны изменить все результаты прошлой кармы. Это есть продолжающееся творение, а не то, что затаилось в ожидании нас; это не меч, висящий над нами, способный упасть в любой момент. Один из способов оценить это на практике- помнить кармические законы: мысли формируют характер, желание- возможности, действия- окружение. Оглянитесь назад на один день, и вы обнаружите свои мысли очень смешанные: некоторые- полезные, некоторые- вредные, непослушные. И равнодействующую всех переплетений ваших мыслей будет очень сложно определить. Так же и с желаниями: часть дня у вас благородные желания, в другое время – плохие, иногда- мудрые , иногда- глупые. Результат ваших дневных желаний так же не легко увидеть, но они, конечно же будут тоже очень перемешаны. Так же с действиями: несколько поспешных слов, несколько добрых- опять всё очень перемешано. Изучение одного дня докажет вам, что вы создаёте себе очень смешанную карму, и трудно сказать будет ли исход на добро или на зло. Примените это к вашим прошлым жизням, и это позволит избавиться от понятия огромного потока, сметающего вас на своём пути. Этот поток состоит из тысячи тысяч разных течений, и они играют между собой один против другого. На количестве ваших решений и действий, вытекающих из этих решений, и балансируют весы кармы. Истинное понимание кармы приводит к определённым усилиям. В любой момент вы можете изменить ход событий и отяготить одну или другую чашу весов своей судьбы. Карма всегда находится в процессе. Несмотря на условия, сделайте всё самое лучшее, что возможно на данный момент и, если чаша весов против вас будет всё ещё тяжела, не беспокойтесь. Вы сделали всё возможное и это будет положено на другую чашу весов и сделает их более равновесными в целом для вашего будущего. Усилие всегда мудро. Не важно, если это кажется безнадёжным, вы уменьшили вес против себя. Каждое действие имеет свой результат, и чем вы мудрее, тем вы лучше мыслите, желаете и действуете. Если вы рассуждаете о карме таким образом, это никогда не собьёт вас с толку, но всегда вдохновит вас. “Но,- скажете вы,- есть несколько вещей, в которых судьба сильно строга ко мне”. Вы можете иногда обмануть судьбу, если не встретились с ней лицом к лицу. Когда парусное судно идёт против ветра, моряк не может изменить направление ветра, но он может изменить положение парусов. На-правление судна зависит от расположения парусов относительно ветра, и, посредством умелого управления, вы сможете пройти участок и, затратив чуть больше труда, достичь своего порта.

Вот вам притча о карме: если вы не можете изменить обстоятельства, измените себя и посмотри-те на них под другим углом, и вы успешно и гладко пройдёте там, где падение казалось неизбежным. “Навыки в действии есть йога”, и это единственный путь на котором человек управляет звёздами, вместо того, чтоб быть управляемым ими. Вещи, которые действительно неизбежны, и к которым вы не можете изменить своё отношение, нужно вытерпеть. Их очень мало. Когда удары судьбы так могущественны, что вы можете только упасть и кричать, даже тогда извлеките урок, и вы соберёте цветы мудрости с этой судьбы, так как, возможно, с более счастливой судьбы вам не позволено их срывать. На каждом шагу есть, что покорять, и даже после поражения можно сорвать цветы победы.

Таким образом мы учимся жить по-теософски, и с каждым днём это становится всё более и бо-лее реально. Теософическая жизнь должна быть жизнью служения. До тех пор, пока мы не служим, мы не имеем право жить. Мы живём за счёт постоянного жертвования других жизней со всех сторон, и мы должны отплатить им тем же. Служение- это великое озарение. Чем больше мы служим, тем мудрее мы становимся, так как мы учимся мудрости не путём обучения, а проживая жизнь. Существует совершенно верное высказывание: “Тот, кто творит волю, должен знать доктрины”. Жизнь в служении очищает ментальную атмосферу от искажённых туманом предрассудков, страсти, темперамента. Служение наполняет тело светом, и, только тот, кто служит, истинно живёт. Этим теософским идеалом должен проникнуться каждый из нас, потому что количество нашего служения другим определяет количество служения нам Тех, кто выше нас. Те, кто служат человечеству, служат пропорционально проведенному служению. Они обязаны распространять жизнь по проводникам, которые будут нести и распространять её. И Они ищут тех, через кого можно служить человечеству: тех, чьи жизни направлены на служение расе. Я не имею в виду великих мучеников или героев. Всякий раз, когда вы служите мужчине или женщине с любовью, вы служите расе. В Индии каждый истинно религиозный человек делает пять подношений в день. Одно из них- это подношение людям, если можно сказать, жертвоприношение человечеству. Это выражается в том, что, перед тем, как садиться кушать, хозяин дома должен накормить кого-либо нуждающегося в пище. Только после того, как он накормил другого, он может принимать свою. Мы служим расе, служа нашим ближним и соседям, и мы можем прославлять самый незначительный акт служения, видя в человеке, которому мы служим, великий идеал : “В служении вам я служу расе, и вы являетесь частью расы”.

Жизнь становится великой, когда мы посмотрим на неё более широко: мы видим вещи такими, как они есть, вместо того, чтоб быть ослеплёнными внешними проявлениями. Пусть наши жизни будут великими, а не мелочными. Великая жизнь- это счастливая жизнь, и тот, чьи идеи велики, и сам велик: ибо материя формирует себя по воле духа, и мелкая жизнь может стать великой благодаря великолепию идеала, одухотворяющего её. Если мы не можем делать великих вещей, давайте делать малые вещи совершенно: ибо совершенство находится в каждой детали, а не в размере действия. Не существует ни великого, ни малого с точки зрения Великой Сущности. Действия короля, желающего сформировать нацию, не более величественны, с точки зрения Великой Сущности, чем действия матери, которая нянчится с плачущим ребёнком. Всё необходимо и является частью Божественного действия. Потому что каждый велик на своём собственном месте, и целое, а не одна часть, является жизнью Великой Сущности. Это как большая мозаика, каждый фрагмент которой, если не на своём месте, образует пятно на фоне законченного целого. Наша жизнь совершенна, если она заполняет указанное место в великой мозаике, но, если мы оставляем нашу работу незаконченной, в то время, как тоскуем за чем-то другим, то два места могут остаться незаполненными, и всё целое будет плохо сделано.

Вот несколько уроков, которые лежат в основе жизни по-настоящему теософской. В этом случае теософия становится помощницей, великой силой. И если мы можем так жить, то наш образ жизни будет проповедовать теософию лучше, чем любой искусный и красноречивый оратор. Ибо есть мало

ораторов, но много просто живущих, и их жизни могут убеждать более красноречиво, чем любой искусный язык. Вот каким вдохновением я б хотела наполнить жизнь каждого читающего – тем вдохновением, которым, однако, несовершенна, я ведома. Ибо я нахожу эти мысли сильными и убеди-тельными для меня, как только они становятся реальностью, а не только прекрасными теориями. И вся жизнь становится великолепной, не взирая на внешние обстоятельства.

Перевод Е. Щербины

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

*