Если не я, то кто?

“Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность”.

Антуан де Сент – Экзюпери

Елена Петровна Блаватская в “Ключе к теософии” пишет: “Долг, или обязанность – это то, что мы должны человечеству – нашим товарищам, соседям, семье, и в особенности всем тем, кто беднее и беспомощнее. Оставаясь неоплаченным в течение жизни, он делает нас духовными должниками и нравственными банкротами в нашем следующем перевоплощении. Теософия – это квинтэссенция долга”.  “Это высказывание Елены Петровны тесно увязывается с понятием об ответственности. Ибо как можно выполнить свой долг, реализовать свою обязанность, если ты безответственный человек, если ты не подружился с правилом или девизом: “Если не я, то кто?”.

Этот девиз известен во всем мире. И на каком бы языке мы его не произносили, суть остаётся одна и та же: в той или иной ситуации взять на себя ответственность  с тем, чтобы влиять на ход событий, отвечать за свои действия и поступки, смело и честно давать объяснения тому, что ты сам совершил. А в экстремальных случаях даже избрать  путь самопожертвования, “давая  другим больше, чем себе”. Именно  такие критерии отличали великих учителей и наставников человечества – Гаутаму Будду и Иисуса из Назарета. Они свято взяли на себя высочайшую индивидуальную  ответственность помочь человечеству в целом, и каждому человеку в отдельности найти свой путь духовного развития.

Теософия очень высоко ставит и оценивает самопожертвование не только для практического блага многих , но иногда даже для нескольких людей.

История хранит память о Великих Душах, которые проявляли истинный альтруизм, истинное сострадание и любовь к окружающему миру, думая о других, забывали о себе, не требуя ничего взамен.  Таким встаёт перед нами образ  тридцатилетнего молодого  человека, бельгийского священника – отца Дамьена,  “который всей своей жизнью пожертвовал ради пользы и облегчения страданий прокажённых на острове Молокаи (остров центральных Гавай) и который, прожив с ними восемнадцать лет, в конце концов, сам заразился этой отвратительной болезнью и умер, – умер не напрасно. Тысячам обездоленных и отвергнутых людей он дал облегчение и относительное счастье. Он принёс им утешение – душевное и физическое. Он бросил луч Света в непроглядный мрак существования, безнадёжность которого не имеет равных в летописи человеческих страданий. Он был ИСТИННЫМ ТЕОСОФОМ и память о нём будет навечно сохранена в наших анналах” – пишет  Елена Петровна. Она говорила: “Будь у нас средства мы бы поставили памятник отцу Дамьену –настоящему святому, – навсегда увековечив память о нём, как о живом примере героизма, приличествующего ТЕОСОФУ, и милосердия, и самопожертвования, подобных тем, которые проявляли Будда и Христос”.

Елена Петровна показывает нам ещё один пример божественного  альтруизма, который прослеживается  в Истории Памяти о Великих Душах.  В  “Ключе к Теософии” она  повествует об одной из стадий страдания целой нации и спрашивает: могут ли эти бедствия быть, в значительной степени, смягчены и облегчены в широком масштабе? И,  чтобы ответить на этот довольно трудный вопрос утвердительно, приводит письмо,  одной “НАЦИОНАЛЬНОЙ СПАСИТЕЛЬНИЦЫ – той, которая, преодолев своё “я” и имея полную свободу выбора, решила посвятить свою жизнь СЛУЖЕНИЮ человечеству, приняв на себя, по меньшей мере, такую долю национальной кармы, которую вообще не в состоянии вынести женские плечи”. Почему эта “национальная спасительница”, имя которой Е. П.  Блаватская не называет,  так как оно, по её словам, “слишком уважаемо и слишком известно, чтобы давать его на растерзание насмешникам”, шла в Лондонские  трущобы, проникалась чувством любви и сострадания к их обитателям, почему она искала возможность хоть чем-то помочь и облегчить жизнь этих обездоленных  людей? Потому что,  говорила она,  “…мы всё же братья и сёстры этих несчастных существ,  и на нас лежит ответственность хоть как-то облегчить их бесконечное и безнадёжное состояние”.

 “Только эзотерическая философия, читаем в одном из писем Махатм, духовно и психически объединяющая человека и природу, путём раскрытия  её фундаментальных истин может … привести, в конечном счёте, к облегчению человеческих страданий”. Понимание и осознание этого  любым человеком и, в первую очередь, теософом, позволит каждому вызвать к жизни желание  взять на себя личную ответственность не только перед собой, но и перед близкими людьми, перед окружающим миром за мысли, слова, за дела и переживания, происходящие сознательно и бессознательно. Ибо “тот,  кто достиг полного понимания самого названия и сущности теософа” несёт ответственность за не оказанную помощь, за неуслышанные  просьбы. В  мире немало людей, которые не решаются, не могут в силу своей скромности (или может уже имеют печальный опыт  обращения к нам со своими просьбами) попросить о том, что в данный момент их жизни как раз больше всего им необходимо.

Чутки ли мы всегда? Готовы ли услышать эти не озвученные просьбы, принять ответственное решение и сказать: если не я, то кто же ему (ей) поможет? Не все могут ответить утвердительно, потому что мы часто думаем иначе и рассуждаем иначе: не просят  – не помогай. К счастью, таких людей меньше, больше тех, кто, не ожидая призыва о помощи, проявляет к другим сострадание, любовь, уважение, милосердие, внимание, кто сам безвозмездно совершает добрые поступки и вдохновляет своим примером других. Обратимся ещё раз к Истории памяти  о Великих Душах и вспомним Анни Безант.

Она не только понимала, но и всегда утверждала, что, к сожалению, невозможно помочь всем больным и бедным, но всё же многое даже в силах одного человека. Главное – не бездействовать, а искать оптимальные  пути выхода с любой ситуации. Она искала и находила их. В 1909 году Анни Безант встретила на берегу Адьяра не бедного, а нищего, голодного, практически бездомного индусского мальчишку Джидду Кришнамурти. Проявив величайшее сострадание, взяв на себя огромную личную ответственность, она стала опекуном над ним и его братом. Вместе с Чарльзом Ледбитером, другими теософами она вырастила, выучила и воспитала  одного из самых выдающихся духовных учителей с возвышенным  уровнем осознанности всего происходящего, труды которого и сейчас почитает и цитирует весь мир.

Президент Международного Теософского Общества Тим Бойд в статье “Личная ответственность” как раз вспоминает высказывание Кришнамурти о себе самом, что, если бы в мире присутствовало десять человек с его, Кришнамурти , уровнем сознания, мир изменился бы. Тим Бойд на этом примере  стремится показать, что могут сделать члены Международного Теософского Общества, у которых пусть и не такой, как у Кришнамурти, уровень сознания, но их и не десять! Вот как он пишет об этом: “А если учесть, что Международное Теософическое Общество в настоящее время насчитывает 26500 членов, представьте себе, что они могут сделать в той или иной ситуации?”.  А мне при этом хочется продолжить его высказывание словами: “Реализуя в практической жизни каждого дня теософский принцип: если не я, то кто? ”.

Настоящее  сострадание в полной мере может быть только у высокодуховных личностей, которые проявляют готовность пожертвовать всем ради того, чтобы нести истинную заботу и счастье другим, чтобы приблизить людей к Богу, помочь им  освободиться от оков невежества и дать  возможность духовно прогрессировать. Разве могла  жить за другим принципом Вестник Света, наша соотечественница Елена Петровна Блаватская, которая говорила, что “чувство ответственности внушается присутствием Света Высшего Эго. Так как Эго в своём цикле перевоплощений становится всё более и более индивидуализированным, оно всё больше и больше учится через страдания сознавать свою собственную ответственность, в силу чего оно в конце концов вновь обретает самопознание, сознание всех Эго целой Вселенной. Абсолютное Существо, дабы иметь представление обо всём или чувствование его, должно пройти через все испытания индивидуально, не коллективно, с тем, чтобы оно по возвращении обладало бы тем же всеведением, что и Вселенский Разум, плюс памятью обо всём том, через что оно прошло. Следовательно, мы всегда должны стараться акцентировать нашу ответственность…”.

Вот как раз “акцентируя свою ответственность”, она отдавала всю свою энергию, всё своё мужество, прикладывала все свои усилия к великим интеллектуальным преобразованиям человечества, возродив для этого Божественную Мудрость – Теософию. Давайте вспомним тот период, когда штаб-квартира Теософского Общества уже находилась в Адьяре. Елена Петровна наряду с другими теософами ездила по близлежащим районам и делала всё возможное по открытию новых групп с тем, чтобы через них нести в земную жизнь Знания этой Мудрости, а вместе с ними зёрна новых взаимоотношений между людьми. Мы знаем, насколько многогранной была деятельность Е. П. Блаватской. Но, когда однажды увидели её в этой роли, то  спросили: кто же она на самом деле? На что последовал ответ: “Я старый буддийский пилигрим (чужеземец, богомолец, паломник), что путешествует по миру для того, чтобы преподавать людям истинную религию, которой является Истина”. Именно таким образом она стремилась нести каждому живому существу благословение и спасение через сокровенные знания древних священных наук Востока. Она работала ради других, ради всех, “не меряя и не считая”, ничего не требуя для себя лично. Это помогло ей заложить ещё один камень в основание Вселенского Братства Человечества, суть которого определена в Первой самой главной Цели Теософского Общества.

Надо сказать, что частью личной ответственности является выбор того, на что человек подвергает себя. Но в связи с этим может возникнуть вопрос: если человек берёт на себя ответственность за свои мысли, слова, обещания и поступки, если отвечает за порученное и исполненное дело , сполна рассчитывается за совершённое,  получает ли он для жизни что-то хорошее, полезное, нужное? Мне кажется, ответ будет однозначным: получает! Потому что:

  1. Ответственность даёт каждому из нас уверенность в себе, в своих силах и в способности достижения цели.
  2. Ответственность даёт уважение, в первую очередь это самоуважение человека, у которого мысли, слова и дела Едины.
  3. Ответственность даёт больше возможности для самоконтроля, для целенаправленного и прямого движения по Пути духовного роста.
  4. Ответственный подход к решению повседневных вопросов приведёт к тому, что человек становится более работоспособным.
  5. Ответственный человек любое дело старается закончить в срок и самым наилучшим образом, так, как будто он делает это не для себя, а для Бога.

На первый  взгляд этот перечень может показаться  достаточно убедительным, чтобы серьёзно подойти к воспитанию в себе божественного качества, которое выражается  в повышенном чувстве сострадания и ответственности. Но чтобы исполнить  свою особую роль в Божественном Плане, быть всегда готовым не только произнести Если не я, то кто?”, но и действовать в соответствии с этим заявлением, следует сделать краеугольным камнем своей жизни слова Великого Адепта, который сказал:

 “Я не успокоюсь, пока мои братья также не обретут покой.

Я не получу окончательного  освобождения, пока оно не будет доступно и моим братьям.

Я отказываюсь от радости Нирваны до тех пор, пока мои братья не освободятся от пут рождения и смерти, невежества и тьмы, беспомощности и недомыслия.

Я обрёл мудрость, чтобы помочь им.

Я стал сильным, чтобы служить им.

Я научился сострадать человечеству, но какая от этого будет польза, если Я расстанусь с этим миром и отправлюсь туда, где страдания не существует?

Я останусь здесь и буду работать на благо людей. Всякое страдание человека станет и Моим страданием. Боль людей станет и Моей болью и проникнет в сердце Моё. Безумие людей станет и Моим безумием, потому что Я и человечество – ОДНО ЦЕЛОЕ”.

Дорогие братья и сёстры! Пусть это прекрасное и такое глубокое по содержанию высказывание Высокой Духовной Сущности, память о которой тоже хранит История, станет универсальной формулой  жизни каждого из нас, пусть поможет каждому реализовывать на практике теософский принцип “Если не я, то кто?”.

                                                                               Раиса Калашникова, Кропивницкий

“Тот, кто не проявляет в своей жизни альтруизма, кто не готов разделить последний кусок хлеба с более бедным или слабым; кто не оказывает помощи своему собрату по человечеству, независимо от его принадлежности к расе, нации или верованию, когда и где бы ему не встретились человеческие страдания; кто остаётся глух к крику человеческого  бедствия; кто, слыша клевету на невинного человека, будь то теософ или посторонний, не спешит защитить его, как защищал бы самого себя, – тот не теософ”.

                                                                         Елена Петровна Блаватская          

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий