Теософия как объединяющее начало в современном мире

Многие сегодня признают масштабность, глубину и своевременность тех влияний, которые оказало на мировоззрение человечества наследие Е.П. Блаватской, 185-летие со дня рождения которой мы отмечает в этом году. Её основные труды, её детище – Теософское общество, тот резонанс, который они произвели в обществе, в науке, в сознании людей в разных странах, на разных континентах, со всей очевидностью дают возможность сделать вывод об основной ноте, ведущей тенденции её воздействия. Это, вне сомнения, мощное объединительное начало, проявившее себя в разных сферах. Рассмотрим более детально некоторые из них.

  1. Идеи теософии оказали значительное воздействие на развитие различных областей науки. Ориентированные на единые фундаментальные принципы организации жизни во Вселенной, на многоплановую структуру и единые законы Природы, идеи теософии способны примирить разнообразные научные концепции ради непредвзятого поиска Истины и выработки новых научных парадигм и методов научного поиска. Наука получила импульс к развитию и обогатилась новыми направлениями и методиками исследований.

Современный этап развития общества характеризуется  очень высоким уровнем овладения материей. Еще недавно его принято было характеризовать как этап научно-технической революции. Противостояние двух систем, социалистической и коммунистической, было его мощной движущей силой.  Достаточно сказать, что в одном только ХХ веке было зарегистрировано 10% всех научно-технических открытий за всю историю нашей цивилизации.

При этом основным полем деятельности науки была материя и внешнее, видимое, осязаемое, ощущаемое с помощью органов чувств или приборов, проявление мира. Именно наука, ее достижения, открытия, проникновение в глубины Космоса и в тайны клетки и атомного ядра, дает сегодня основы для формирования картины мира современного человека, формирования его мировоззрения. А именно мировоззрение отдельного человека и служит основой его поступков, фундаментом его личности, так же как и базисом функционирования общества в целом. Благодаря такому доминирующему влиянию на ум и сознание человека, наука по существу взяла на себя и функции религии, которая должна формировать основные нравственные принципы и объяснять тайны жизни и законы бытия. Об этом писал в своих трудах по истории науки академик В.И. Вернадский.

Однако сейчас отчетливо наметились перемены, которые невозможно не заметить и обойти вниманием даже самым консервативным и ортодоксальным сторонникам прежней научной парадигмы. И  основа этих перемен заложена была еще в XIX веке. Поиски единой теории поля, гипотеза возникновения Вселенной в результате большого взрыва, доказанная глубинная взаимосвязи физиологических и психических процессов для человека, – вот свидетельства научной реализации принципа единства, взаимосвязанности, взаимозависимости всего в природе.

Прежде всего, сама наука необходимо вышла в своем развитии на тонкие планы мироздания. К середине XIX века познание материи достигло того уровня, когда объектом исследования стали невидимые эфирные планы и в лексикон науки вошли термины энергия, энергетические уровни, информационное взаимодействие, многомерные пространства, биологический магнетизм, поле и полевые структуры, когда привычным стала передача мыслей на расстояние с помощью радио, телефона, а затем  и телевидения.

Также следует сказать о наметившемся в физических науках холистическом подходе, который пытается рассматривать целостную природу физических явлений. Холизм – это определенное свойство ума самого исследователя, предпосылка, с которой он подходит к познанию мира, и физического, и психического.

  1. Теософия предлагает обобщенную картину эволюционного процесса, включающую детальное описание человеческого царства природы и его стадии эволюционного развития. Эти знания позволяют увидеть единую судьбу человечества и осознать единую цель каждого индивидуального человеческого существа. Эти знания имеют в своей основе глубокое идеологическое воздействие, способное поднять сознание людей над разделяющими их различиями.

Когда Теософское общество, создателем и идеологом которого была наша великая соотечественница, провозгласило своей целью создание очага Братства, эта идея многим казалась утопической и недостижимой. За годы существования Теософского общества в мире идеал человеческого братства уже приобрёл зримые очертания и перестал быть теоретической абстракцией. Теософское общество сегодня – это всемирная организация, секции которой существуют более чем в 60 странах мира, и основная цель которой была заложены в ее основание Великими Учителями человечества. Эта цель: Создание ядро всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, социального положения и цвета кожи.

Наша задача, как членов Теософского Общества, которые должны стать проводниками идеи Братства, заключается в том, чтобы эту идею, этот идеал, сделать ближе для сознания различных людей. Но каждый человек подходит к этой идее своим собственным путем, через свой собственный жизненный опыт, через свое собственное мировоззрение, под влиянием определенных жизненных обстоятельств. Таким образом, мы видим, что сегодня у нас, чтобы воплощать идею Братства, есть очень большой теоретический и практический багаж. Фактически всё учение теософии связано с тем, чтобы пояснить человеку фундаментальное единство всего сущего, в том числе, фундаментальное единство человечества. Идея Братства – это не какая-то отдаленная цель, к которой мы должны все вместе стремиться, а это факт природы, который мы должны принять в свое сознание. Давайте задумаемся над такой постановкой вопроса. Идея Братства не замыкается только на человеческом царстве природы, она распространяется также на братское отношение к животному, к растительному и к минеральному царствам. Братское отношение может быть в космическом масштабе к существам, населяющим другие миры. Таким образом, идея Братства может пониматься как в более узком, так и в самом широком, глобальном масштабе, вплоть до универсального теософского принципа Единства всего сущего.

Каким образом человечество демонстрирует свою готовность к восприятию и претворению в жизнь идеи Братства? Это осуществляется не иначе, как через искусство построения правильных взаимоотношений, искусство налаживания взаимодействия между людьми, между царствами природы, между нациями, между народами и государствами — в политике, в экономике, даже в процессе разрешения острых и животрепещущих проблем человечества. На каких же принципах должны строиться взаимоотношения?

Некоторые уверены, что существуют чисто научные методы построения человеческих отношений, и, овладев ими, можно на индивидуальном уровне иметь гармоничные отношения, а на коллективном уровне достичь гармоничных взаимоотношений в социальной сфере. И действительно, наука имеет большие достижения в коммуникативной психологии. Более того, естественный вектор развития науки может привести, и возможно уже привел, к созданию искусственной аппаратуры на основе современных высоких технологий, которая способна моделировать поведенческую реакцию людей в соответствии с заложенной программой. Мы имеем сегодня развитый арсенал манипулятивных технологий, которые используются и в политике, и в менеджменте, и в рекламе, и основаны они  на самых последних научных достижениях в области психологии, социологии, политологии. И потому мы можем со всей ответственностью утверждать, что немалый успех этим технологиям обеспечивает новая наука об энергоинформационном обмене в природе, так называемая эниология. Это подтверждает, что все новые науки человек по-прежнему старается прежде всего использовать для обеспечения своих личных или групповых корпоративных эгоистических интересов. Мы убеждаемся на примере сегодняшнего опыта в том, что когда мы действуем, начинаем строить отношения с миром, выступая из фокуса личности, мы преследуем обычно эгоистические цели и это приводит к дисгармонии и противостоянию, к конфликтам и недоверию, к подавлению и протесту. В этом состоит опасность низшего ума, ума желаний, не осененного духовным влиянием. Да, это необходимый этап, но сейчас есть возможность двигаться дальше, способствовать пробуждению своей высшей природы.

  1. В практической жизненной сфере, в нашей повседневной жизни те идеи, которые исповедовала сама Елена Петровна и которые они заложила в основание своих знаменитых трудов, оказывают существенное объединительное влияние своей способностью пробуждать энергию Доброй Воли. Новое мировоззрение побуждает человека принимать новые уровни ответственности и пробуждает потребность личного участия в задачах переустройства жизни на новых, более благородных, совершенных основаниях. В «Ключе к теософии» Е.П.Б. называла «альтруизм неотъемлемой частью саморазвития». Она также писала: «Способ­ность знать не возникает из книжного знания или чистой философии, но в основном из подлинной практики альтруизма в делах, словах и мыслях; ибо эта практика очищает покровы души и позволяет свету проникать в человеческий разум. Поскольку разум человека в состоянии бодрости является приемником, он должен быть очищен от чувственного восприятия, и наиболее правильный путь достижения этого лежит в сочетании философии с высочайшими внешними и внутренними добро­детелями» (Беседы об оккультизме). По словам Е.П.Б., «Только альтруизм… может привести отдельную единицу к слиянию ее крошечного Я со Вселенским Я» (Оккультизм и оккультные искусства).

Потребность служения является естественным результатом духовного развития человека, и сотрудничество, которое возникает от общности целей и намерений, мощно проявляется сегодня в мире как множество общественных инициатив, волонтерское движения, благотворительная деятельность, меценатство Развитие гражданского общества во многих регионах мира как раз и демонстрирует принятие ответственности и реализацию энергии Доброй Воли. Миллионы людей в сегодняшнем мире откликаются на подобные инициативы и готовы к проведению их в жизнь.

  1. Есть еще одна важная сфера, в которой идеи теософии способны внести импульс к объединению и взаимопониманию. Это сфера религий. Она сегодня очень болезненна для человечества, ведь две трети военных конфликтов в мире происходят на религиозной почве. Вопросам общности истоков религий, тождественности нравственных заповедей всех религиозных учений, объяснению закономерности индивидуальных особенностей в способах передачи знаний Вневременной мудрости каждой отдельной религией, этим вопросам уделено внимание в «Разоблаченной Изиде» и других трудах Е.П.Б. Сам термин «Братство религий», который принят за основу понимания общности этих общественных институтов, как нельзя точно отражает позицию теософии по этому вопросу, и одновременно с этим вызывает протест и неприятие со стороны некоторых конфессий и религиозных организаций.

Мировые религии не справляются сегодня со своей задачей удовлетворять духовные потребности людей. Печально, но именно религии часто становятся источником агрессии и конфликтов в мире, поддерживая фанатизм своих последователей. Догматизированные знания церкви закрыты для восприятия новых идей, не удовлетворяют пытливый ум сегодняшнего образованного человека, не могут ассимилировать современные научные представления. И в то же время идея Братства религий завоёвывает своих сторонников в мире всё более активно.

Есть и другие сферы человеческой деятельности, где объединительная мощь идей теософии начала проявляться и за этим большое будущее, ведь мы как человечество переходим на восходящий виток спирали своего развития.

Все вместе эти процессы являются вестниками Новой Эпохи и определяют собой базис формирования будущей культуры и цивилизации. И не будем отчаиваться, что тенденции к объединению и процесс синтеза идут не так быстро, как хотелось бы. Поспешность не свойственна природе. А человеческое сознание является величайшей ценностью для Творца. Поэтому мы благодарим Елену Петровну за дарованные возможности и будем радоваться тому малому шагу, который каждый из нас и все мы вместе можем сделать в направлении развития своих собственных представлений о Вселенной и человеке, и с надеждой смотреть в будущее.

Ведь наше будущее светло и прекрасно!

Гавриленко Светлана Иосифовна, к.ф.-м.н., доцент, Президент Теософского общества в Украине. Украина, Киев, 01033, Жилянская, 7-А, кв.3. тел. 067 446-96-4. email: org#theosophy.in.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

*